Психология Другое Педагогика/Психология

Другое на тему Методы исследования эмоциональной направленности личности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………6

1.1. Рассмотрение сущности понятия
эмоциональной направленности, их классификация и характеристика………………………………………………..6

1.2. Теоретический анализ
эмоционального психического состояния в подростком возрасте…………………………………………………………….12

1.3. Подростковый период как фактор
отклонений в поведении…………….15

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………..18

2.1. Описание эмпирической выборки и
методик исследования…………….18

2.2.Описание результатов исследований
эмоциональной направленности подростков………………………………………………………………………..22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..31

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35

  

Введение:

 

В настоящее время существует достаточное
количество исследований, в которых рассматриваются различные стороны влияния
семьи на развитие воспитывающихся в ней детей.

Факторы, оказывающие воздействие на становление
детской психики могут, как содействовать гармоничному развитию личности
подростка , так и создавать препятствия на этом пути. Как отмечают психологи,
основополагающую роль в процессе формирования личности занимает семья. Если
отношения, царящие в ней: супружеские отношения родителей, их отношение к
ребенку, – носят эмоционально положительную окраску, то у воспитывающегося в
такой семье подростка  с большей
вероятностью будет формироваться позитивный взгляд на себя и окружающий мир.
Однако, эти же отношения, но с негативным психологическим содержанием, способны
оказать неблагоприятное воздействие на развитие подростка .

К сожалению, современная семья зачастую является
средой, содержащей сложные психологические испытания для растущих в ней детей.
Одним из наиболее распространенных испытаний в жизни подростка  является развод родителей. На сегодняшний
день практически треть заключенных браков прекращаются в результате развода,
при этом в 70% расторгнутых браков есть дети.

Развод как фактор психогенной травматизации и его
влияние на жизнедеятельность членов семьи, привлекает внимание исследователей
различных специальностей: демографов, социологов, практикующих психологов,
медиков.

Однако, основное внимание ими уделяется
воздействию, которое оказывает развод на самих супругов, и обстоятельствам,
ставшим причиной расторжения брака, переживания же подростка  остаются чаще всего за рамками научного
анализа. Существует ощутимый дефицит информации о влиянии развода родителей на
психическое состояние детей.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследование эмоциональных особенностей, представленных
уровнями агрессивности, тревожности и пессимистичности отношения к будущему,
подростков, на примере развода родителей, завершено.

В результате теоретического анализа было выявлено,
что зарубежные и отечественные ученые единодушно признают развод родителей
психотравмирующей для подростка  ситуацией,
которая оказывает негативное влияние и мешает полноценному психоэмоциональному
и социальному развитию личности. Обзор литературы показал, что ситуация развода
создает условия для развития уязвимости у подростка  к появлению такого рода эмоциональных
отклонений, как повышение уровней тревожности, агрессивности и пессимистичности
отношения к своему будущему. Вопрос о том, являются ли эти отклонения
временными реакциями на травмирующую ситуацию или же сохраняются
и через несколько лет после развода родителей, не нашел ответа в научных
трудах.

В рамках эмпирической части дипломной работы было
проведено исследование особенностей эмоциональной сферы личности подростков, на
примере развода родителей в дошкольном возрасте, а именно: уровней
агрессивности, тревожности и пессимистичности отношения к своему будущему, –
как наиболее часто отмечаемых в научной литературе реакций детей дошкольного
возраста на развод родителей. В составе основной группы испытуемых участвовали
российские подростки 14-15 лет, пережившие развод родителей в дошкольном
возрасте – 4-7 лет, и основным воспитателем которых является мать, не состоящая
в браке. Исследование данной категория испытуемых позволило получить наиболее
показательные результаты о влиянии развода родителей на дальнейшее развитие
подростка  , поскольку, с одной стороны,
опыт развода родителей у этой категории детей был приобретен в весьма
чувствительном к семейному неблагополучию возрасте – 4-7 лет, что нашло
отражение в их психическом состоянии, а с другой стороны, исследование
проводилось спустя 7-11 лет после ситуации развода, что позволило рассмотреть
выявленные особенности не как временные реакции на стрессовую ситуацию, а как
устоявшиеся эмоциональные особенности личности.

В ходе исследования были применены диагностические методики,
подобранные в соответствии с поставленной целью, а именно с целью выявления
различий в уровнях агрессивности, тревожности и пессимистичности отношения к
своему будущему подростков 14-15 лет, на примере развода родителей в возрасте
4-7 лет и воспитывающихся одинокой разведенной матерью в течение 7-11, и
подростков 14-15 лет, чьи родители состоят в браке. Результаты проведенного
исследования показывают, что его цель достигнута, а задачи решены: проведен теоретический анализ научной литературы по теме
исследования; исследованы уровни агрессивности, тревожности и пессимистичности
отношения к своему будущему подростков из разведенных и полных семей; выявлены
различия между испытуемыми группами подростков по данным признакам, в том
числе, и с учетом гендерного признака; проведен перекрестный анализ возможных
взаимозависимостей значений уровней агрессивности, тревожности и
пессимистичности отношения к своему будущему у испытуемых подростков;
сформулированы практические рекомендации
по проведению психологической коррекции негативных эмоциональной
направленности подростов, на примере развода родителей.

Сравнение подростков из
разведенных и полных семей показало, что мальчики-подростки из разведенных
семей отличаются от мальчиков-подростков из полных семей более высокими
уровнями косвенной агрессии, негативизма, обиды, общей тревожности в школе,
переживания социального стресса, фрустрации потребности достижения успеха,
страха самовыражения и ситуации проверки знаний, проблем и страхов в отношении
с учителями, пессимистичности в отношении своего будущего, а также более низким
уровнем физической сопротивляемости стрессу. Девочки-подростки, у которых
родители разведены, отличаются от девочек-подростков, чьи родители состоят в
браке, более высокими уровнями физической агрессии, косвенной агрессии,
негативизма, обиды, чувства вины, общей тревожности в школе, страха
самовыражения, страха проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям
окружающих, проблем и страхов в отношении с учителями, пессимистичности в
отношении своего будущего, а также более низкой физической сопротивляемости
стрессу.

Выявленные в ходе исследования эмоциональные
особенности подростков, на примере развода родителей, позволяют расширить
представления о влиянии развода родителей на психическое развитие подростка. Сформулированные
практические рекомендации представляют интерес при организации психологической
помощи, направленной на повышение уровня адаптивности детей в случае развода их
родителей.

В будущем представляется перспективным проведение
расширенного исследования о влиянии развода родителей на эмоциональную сферу
личности детей с участием большего числа испытуемых и применением
дополнительных методик. При этом целесообразно принять во внимание следующие
факторы, способные повлиять на полученные результаты: наличие у испытуемых
подростков сиблингов; совместное проживание подростков с другими родственниками
(бабушками, дедушками); частота общения с проживающим отдельно от подростка
отцом. Предполагаемое исследование даст возможность получить более точные
данные о влиянии развода родителей на эмоциональную сферу личности детей и, тем
самым, расширить представления о специфике развития детей в разведенной семье.

 

Фрагмент текста работы:

 

В настоящее время существует достаточное
количество исследований, в которых рассматриваются различные стороны влияния
семьи на развитие воспитывающихся в ней детей.

Факторы, оказывающие воздействие на становление
детской психики могут, как содействовать гармоничному развитию личности
подростка , так и создавать препятствия на этом пути. Как отмечают психологи,
основополагающую роль в процессе формирования личности занимает семья. Если
отношения, царящие в ней: супружеские отношения родителей, их отношение к
ребенку, – носят эмоционально положительную окраску, то у воспитывающегося в
такой семье подростка  с большей
вероятностью будет формироваться позитивный взгляд на себя и окружающий мир.
Однако, эти же отношения, но с негативным психологическим содержанием, способны
оказать неблагоприятное воздействие на развитие подростка .

К сожалению, современная семья зачастую является
средой, содержащей сложные психологические испытания для растущих в ней детей.
Одним из наиболее распространенных испытаний в жизни подростка  является развод родителей. На сегодняшний
день практически треть заключенных браков прекращаются в результате развода,
при этом в 70% расторгнутых браков есть дети.

Развод как фактор психогенной травматизации и его
влияние на жизнедеятельность членов семьи, привлекает внимание исследователей
различных специальностей: демографов, социологов, практикующих психологов,
медиков.

Однако, основное внимание ими уделяется
воздействию, которое оказывает развод на самих супругов, и обстоятельствам,
ставшим причиной расторжения брака, переживания же подростка  остаются чаще всего за рамками научного
анализа. Существует ощутимый дефицит информации о влиянии развода родителей на
психическое состояние детей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы