Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Индивидуальный образовательный маршрут учащегося младшей школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Этапы и требования к построению индивидуальной образовательной траектории 7
1.1. Индивидуализация обучения в свете реализации ФГОС 7
1.2. Основные этапы конструирования индивидуальных образовательных маршрутов 11
Выводы по Главе 1 17
Глава 2. Разработка программы организации образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на базе МБОУ «Средняя школа № 6» р.п. Лососина Советско-Гаванского района Хабаровского края 20
2.1. Определение степени готовности педагогов и родителей к осуществлению образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных маршрутов учащихся начальной школы 20
2.2. Программа организации образовательного процесса начальной школы на основе индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на 2020-2024 гг. 24
Выводы по Главе 2 36
Заключение 37
Библиографический список 41
Приложения 48

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
Одной из приоритетных задач современной школы является индивидуализация образования и реализация индивидуальных образовательных траекторий каждого обучающегося. Основополагающие документы – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт для всех ступеней общего образования – акцентируют внимание на необходимости выстраивания индивидуального образовательного маршрута (траектории). Так, методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который обеспечивает «построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся» [38].
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» индивидуализация обучения связана с реализацией индивидуального учебного плана, «обеспечивающего освоение образовательных программ на основе индивидуализации их содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся» [39]. Следовательно, индивидуализация обучения как организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в рамках единого образовательного пространства, включающего урочную и внеурочную деятельность, реализуется путем создания оптимальных условий для обучения каждого ученика.
Новые государственные стандарты общего образования, направленные на индивидуализацию обучения и усиление роли индивидуально-дифференцированного и субъектно-деятельностного подходов к построению образовательных систем, диктуют необходимость переориентации педагогов с позиций организации массовой фронтальной деятельности, нацеленной на формирование личности заранее заданного «среднего ученика», на позицию педагогического проектирования индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося, в зависимости от его способностей и склонностей, уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей.
Степень изученности проблемы.
— Проблема развития технологии индивидуализированного, личностно-ориентированного обучения нашла свое отражение в исследованиях, в которых обоснованы идеи реализации потенциальных возможностей каждого ученика (М.В. Буланов, З.А. Караманова, Н.А. Колесниченко, Л.С. Лаврова, Т.И. Масликова, Н.П. Плаксин, Г.А. Поломошнова, С.А. Тимощук) [3; 15; 17; 30];
— Выявлены механизмы разрешения противоречия между учебным материалом, который содержится в образовательных программах, и реальными возможностями каждого школьника (Н.М. Колычев, А.К. Костин, Т.Ю. Лихачева, Г.Г. Левкин. В.В. Семченко, Е.В. Сосновская, А.С. Ястребов) [18; 23; 2]. «По мнению некоторых ученых (Н.А.Колесниченко, Л.С. Лаврова, Г.А. Поломошнова) [17, с. 320-322], всех исследователей в данной области объединяет желание учесть индивидуальные особенности участников учебно-воспитательного процесса. Однако, досконально вопрос о конкретных педагогических условиях, видах и типах возможного эффективного взаимодействия не разрешается (Х.М. Курданова, Е.Ю. Петрова, З.М. Сарбашева), индивидуальный подход к обучению и воспитанию предусматривает работу с обучающимися исходя из уровня их подготовки, интеллектуального развития, возможностей и способностей» [22; 28].
Цель исследования: выявить содержательные и организационные аспекты индивидуальных образовательных маршрутов, способствующие личностному развитию учащихся, их способностей и компетентностей, разработать программу организации образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на базе МБОУ «Средняя школа № 6» р.п. Лососина Советско-Гаванского района Хабаровского края.
Объект исследования: индивидуальный образовательный маршрут учащегося начальной школы.
Предмет исследования: построение индивидуального образовательного маршрута.
Задачи исследования:
— проанализировать вопросы индивидуализации обучения в свете реализации ФГОС;
— выявить основные этапы конструирования индивидуальных образовательных маршрутов;
— определить степень готовности педагогов и родителей к осуществлению образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных маршрутов учащихся начальной школы;
— разработать Программу организации образовательного процесса начальной школы на основе индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на 2020-2024 гг.
Гипотеза исследования: необходимыми педагогическими условиями успешной реализации индивидуально-образовательных маршрутов, среди которых:
— взаимодействие всех участников образовательного процесса;
— целенаправленное дидактическое сопровождение обучающихся в течение всего периода осуществления индивидуально-образовательного маршрута на основе постоянного мониторинга достижений каждого ученика;
— методическое и технологическое обеспечение учителей в случае профессиональных затруднений участников образовательного процесса путем персонального консультирования каждого из них для достижения необходимых образовательных результатов.
Методы исследования. Методы теоретического исследования: анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы и источников по теме исследования; методы эмпирического исследования: анкетирование, математическая обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
— определены термины, связанные с индивидуализацией обучения;
— дано обоснование основных этапов конструирования индивидуальных образовательных маршрутов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
— предложенные способы анкетирования педагогов и родителей могут быть использованы педагогами школ для определения степени готовности педагогов и родителей к осуществлению образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных маршрутов учащихся начальной школы;
— разработана Программа организации образовательного процесса начальной школы на основе индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на 2020-2024 гг.
База исследования: МБОУ «Средняя школа № 6» р.п. Лососина Советско-Гаванского района Хабаровского края.
Структура работы включает: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, библиографический список и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

<p>Глава 1. Этапы и требования к построению индивидуальной образовательной траектории</p>
<p>1.1. Индивидуализация обучения в свете реализации ФГОС</p>
<p>Новые образовательные парадигмы требуют кардинальных перемен во взаимоотношениях ученика и учителя, формирования у них субъект-субъектного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе. В рамках традиционного обучения ученик воспринимается учителями чаще всего как объект педагогического воздействия, исполнитель указаний и наставлений учителя. <br />Гарантия достижения качественно нового образования обеспечивается соблюдением требований образовательных стандартов (М.И. Бекоева, М.Н. Гладкова, О.И. Ваганова, М.М. Кутепов) [1; 6], используемых при разработке основных образовательных программ, главной целью которых является формирование необходимых компетенций у обучающихся. Основная идея обновления образования состоит в том, как отмечают некоторые исследователи (Л.П. Алексеева, Е.А. Гнатышина, А.В. Савченков, В.З. Течиева и др.) [8; 35], что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. <br />Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте инновационных технологий обучения является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.<br />В настоящее время применяют несколько терминов, связанных с индивидуализацией обучения:<br /> индивидуальный образовательный маршрут,<br /> индивидуальная образовательная траектория,<br /> индивидуальный учебный план,<br /> индивидуальная образовательная программа и т. д.<br />Рассмотрим некоторые трактовки приведенных определений. <br />Под индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ) понимают целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, которая позволяет поставить обучающегося в позицию субъекта деятельности (выбора, разработки, реализации собственной образовательной программы) (С.В. Воробьева, В.Г. Рындак, М.Б. Утепов), а также конкретную последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранную для конкретного ученика (В.Б. Лебединцев). Реализацию задач индивидуализации обучения В.Б. Лебединцев связывает с коллективным характером обучения, осуществляемым через разные формы сотрудничества участников учебного процесса [26]. <br />Немаловажным моментом при трактовке данного определения является акцент на личностное развитие, мотивацию к деятельности познавательной направленности, индивидуальному темпу прохождения персонального пути реализации личностного потенциала (В.И. Богословский, С.В. Маркова, Н.В. Смирнова). В своих исследованиях М.А. Кунаш рассматривает индивидуальный образовательный маршрут как открытую форму взаимодействия обучающихся и учителей, направленную на формирование познавательной компетентности обучающихся, способности к осознанному выбору в рамках образовательного процесса [21].<br />А.П. Тряпицына называет понятие индивидуальный образовательный маршрут содержательной характеристикой индивидуальной образовательной программы, которая отражает интересы, возможности, образовательные потребности обучающегося и позволяет ему овладеть определенным уровнем образованности [27]. В своих трудах Г.В. Куприянова, В.С. Лазарев, А.Б. Воронцов, Н.Г. Милованова, И.Г. Пчелинцева называют технологическим средством индивидуального образовательного маршрута субъектно-уровневый учебный план [26].<br />А.В. Хуторской использует понятие индивидуальная образовательная траектория в качестве персонального направления реализации потенциала личности каждого обучающегося в образовательном процессе. Каждый ученик в процессе обучения выстраивает свою образовательную траекторию, которая соотносится с общепринятыми достижениями человечества, и проходит следующие этапы: цель &ndash; план &ndash; виды деятельности &ndash; рефлексия &ndash; самооценка [40]. <br />Примерно таким же образом трактует понятие индивидуальной образовательной траектории Т.И. Шамова: персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося [42]. <br />Н.Н. Суртаева говорит об определенной последовательности элементов образовательной деятельности каждого обучающегося по достижению собственных учебных целей, которые соответствуют его возможностям, способностям, потребностям и интересам; реализуемую при организующей и координирующей деятельности учителя во взаимодействии с родителями обучающихся [34].<br />Как показывает анализ исследований по обозначенной проблеме (Т.В. Ветрова, С.С. Гавриленко, Л.И. Горбунова, К.П. Гучмазова, М.В. Давыдова, Н.А. Заиченко, Е.П. Шабалина, И.А. Юрловская и др.) [4; 5; 9; 13; 45], индивидуальный образовательный маршрут конструируется в соответствии с:<br />- образовательными потребностями обучающихся, <br />- их индивидуальным образовательным потенциалом, <br />- содержанием образования, <br />- психофизиологическими и соматическими качествами обучающихся,<br />- предметной направленностью каждого ученика,<br />- а так же с учетом требований, которые регламентируются новыми образовательными стандартами. <br />Индивидуальная образовательная траектория, по мнению некоторых ученых, предполагает в качестве содержательного компонента наличие строго структурированного индивидуально-образовательного маршрута (С.Н. Бостанова, З.Х. Хачирова, Г.Ф. Глебова, Т.А. Соломахина и др.) [2; 7], а в качестве технологического компонента &ndash; карту индивидуально-образовательного маршрута (Т.А. Жданко, Т.В. Живокоренцева, Э.Ф. Зеер, О.С. Попова, О.Ф. Чупрова и др.) [11; 14].</p>

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Этапы и требования к построению индивидуальной образовательной траектории

1.1. Индивидуализация обучения в свете реализации ФГОС

Новые образовательные парадигмы требуют кардинальных перемен во взаимоотношениях ученика и учителя, формирования у них субъект-субъектного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе. В рамках традиционного обучения ученик воспринимается учителями чаще всего как объект педагогического воздействия, исполнитель указаний и наставлений учителя.
Гарантия достижения качественно нового образования обеспечивается соблюдением требований образовательных стандартов (М.И. Бекоева, М.Н. Гладкова, О.И. Ваганова, М.М. Кутепов) [1; 6], используемых при разработке основных образовательных программ, главной целью которых является формирование необходимых компетенций у обучающихся. Основная идея обновления образования состоит в том, как отмечают некоторые исследователи (Л.П. Алексеева, Е.А. Гнатышина, А.В. Савченков, В.З. Течиева и др.) [8; 35], что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте инновационных технологий обучения является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
В настоящее время применяют несколько терминов, связанных с индивидуализацией обучения:
 индивидуальный образовательный маршрут,
 индивидуальная образовательная траектория,
 индивидуальный учебный план,
 индивидуальная образовательная программа и т. д.
Рассмотрим некоторые трактовки приведенных определений.
Под индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ) понимают целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, которая позволяет поставить обучающегося в позицию субъекта деятельности (выбора, разработки, реализации собственной образовательной программы) (С.В. Воробьева, В.Г. Рындак, М.Б. Утепов), а также конкретную последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранную для конкретного ученика (В.Б. Лебединцев). Реализацию задач индивидуализации обучения В.Б. Лебединцев связывает с коллективным характером обучения, осуществляемым через разные формы сотрудничества участников учебного процесса [26].
Немаловажным моментом при трактовке данного определения является акцент на личностное развитие, мотивацию к деятельности познавательной направленности, индивидуальному темпу прохождения персонального пути реализации личностного потенциала (В.И. Богословский, С.В. Маркова, Н.В. Смирнова). В своих исследованиях М.А. Кунаш рассматривает индивидуальный образовательный маршрут как открытую форму взаимодействия обучающихся и учителей, направленную на формирование познавательной компетентности обучающихся, способности к осознанному выбору в рамках образовательного процесса [21].
А.П. Тряпицына называет понятие индивидуальный образовательный маршрут содержательной характеристикой индивидуальной образовательной программы, которая отражает интересы, возможности, образовательные потребности обучающегося и позволяет ему овладеть определенным уровнем образованности [27]. В своих трудах Г.В. Куприянова, В.С. Лазарев, А.Б. Воронцов, Н.Г. Милованова, И.Г. Пчелинцева называют технологическим средством индивидуального образовательного маршрута субъектно-уровневый учебный план [26].
А.В. Хуторской использует понятие индивидуальная образовательная траектория в качестве персонального направления реализации потенциала личности каждого обучающегося в образовательном процессе. Каждый ученик в процессе обучения выстраивает свою образовательную траекторию, которая соотносится с общепринятыми достижениями человечества, и проходит следующие этапы: цель – план – виды деятельности – рефлексия – самооценка [40].
Примерно таким же образом трактует понятие индивидуальной образовательной траектории Т.И. Шамова: персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося [42].
Н.Н. Суртаева говорит об определенной последовательности элементов образовательной деятельности каждого обучающегося по достижению собственных учебных целей, которые соответствуют его возможностям, способностям, потребностям и интересам; реализуемую при организующей и координирующей деятельности учителя во взаимодействии с родителями обучающихся [34].
Как показывает анализ исследований по обозначенной проблеме (Т.В. Ветрова, С.С. Гавриленко, Л.И. Горбунова, К.П. Гучмазова, М.В. Давыдова, Н.А. Заиченко, Е.П. Шабалина, И.А. Юрловская и др.) [4; 5; 9; 13; 45], индивидуальный образовательный маршрут конструируется в соответствии с:
— образовательными потребностями обучающихся,
— их индивидуальным образовательным потенциалом,
— содержанием образования,
— психофизиологическими и соматическими качествами обучающихся,
— предметной направленностью каждого ученика,
— а так же с учетом требований, которые регламентируются новыми образовательными стандартами.
Индивидуальная образовательная траектория, по мнению некоторых ученых, предполагает в качестве содержательного компонента наличие строго структурированного индивидуально-образовательного маршрута (С.Н. Бостанова, З.Х. Хачирова, Г.Ф. Глебова, Т.А. Соломахина и др.) [2; 7], а в качестве технологического компонента – карту индивидуально-образовательного маршрута (Т.А. Жданко, Т.В. Живокоренцева, Э.Ф. Зеер, О.С. Попова, О.Ф. Чупрова и др.) [11; 14].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы