Другое Гуманитарные науки История

Другое на тему История русского флота

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА 7

1.1. Предпосылки создания военно-морского флота на Балтике 7

1.2. Роль Петра I в создании военно-морского флота на Балтике 10

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА 14

2.1. Развитие Балтийского флота в послепетровский период 14

2.2. Значение военно-морского флота на Балтике в истории русских внешнеполитических отношений 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

ПЛАН 27

  

Введение:

 

Актуальность проблемы: Военно-Морской Флот обеспечивает защиту национальных интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами. Кроме этого он поддерживает военно-политическую стабильность на глобальном и региональном уровнях, отра-жает агрессию с морских и океанских направлений.

Военно-Морской Флот создает и поддерживает условия для обеспече-ния безопасности морской деятельности Российской Федерации. Он обеспе-чивает военно-морское присутствие Российской Федерации, демонстрирует флаг и военную силу в Мировом океане. Кроме это, задачи Военно-Морского Флота сводятся к борьбе с пиратством, участии осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам Российской Федерации. Он осуществляет заходы ко-раблей и судов Военно-Морского Флота в порты иностранных государств.

Потребность Российского государства в собственном флоте была обу-словлена настоятельной необходимостью преодолеть территориальную, по-литическую и культурную изоляцию. На рубеже XVII-XVIII веков она стала главным препятствием для экономического и социального развития русского государства. 30 октября 1696 года, по представлению Петра I Боярская Ду-ма приняла постановление «Морским судам быть». С этого события нача-лось создание регулярного военного флота в России.

Проблема темы заключается в том, что история российского флота очень обширна, поэтому в своей работе мне захотелось рассмотреть одну из его частей, а именно историю создания и развития Балтийского флота. После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра 1 были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого пред-определялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр 1 приступил к строительству Балтийского флота.

Напряженной была деятельность Петра I по созданию регулярного флота на Балтике, предназначенного для борьбы со шведами за выход к мо-рю. Для того чтобы закрепиться на Балтике, России необходим был сильный, боеспособный флот. Начало ему было положено ещё в 1702–1703 годах на Сясьской и Олонецкой верфях. А «чтобы окончательно утвердиться на бере-гах Невы, царь 27 мая 1703 года на острове Янни-саари (Заячий остров) за-ложил крепость и назвал её Петропавловской», – так был основан Петербург

Для осуществления намеченных тактических, геополитических и воен-но-стратегических целей Петр I предпринимал поездки в Голландию и Ан-глию, а затем применял судостроительный опыт этих держав, приглашая в Россию иностранных мастеров и привлекая лучших отечественных корабе-лов. К концу царствования Петра Россия вошла в число сильных морских держав Европы и обладала флотом, способным успешно решать оператив-ные и тактические задачи на Балтике.

На Балтике флот постоянно существовал с мая 1703 года, с ноября 1722 года действовала Каспийская флотилия, флот на Черном море — с мая 1783 года. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались, как правило, на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись. Нынешний же Тихоокеанский и Северный фло-ты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 ап-реля 1932 года и 1 июня 1933 года.

Балтийский флот, являясь форпостом России в Западном регионе, обес-печивает стабильность военно-политической обстановки и государственные интересы страны. Моряки-балтийцы уверенно продолжают ратное дело сво-их предшественников, более 300 лет тому назад поднявших над просторами Балтики Военно-морской Андреевский флаг.

Современный Балтийский флот — разновидовое оперативно-стратегическое территориальное объединение, включающее в себя корабель-ные силы, морскую авиацию, средства противовоздушной обороны, берего-вые войска, единые органы оперативного, технического и тылового обеспе-чения.

Цель исследования: выяснить, какую роль сыграл созданный при Петре I военно-морской флот на Балтике в истории русских внешнеполитиче-ских отношений и его развитие до современного состояния.

Объект исследования: военно-морской флот на Балтике.

Предмет исследования: история создания и развития Балтийского флота

Задачи исследования:

1.Рассмотреть предпосылки создания военно-морского флота на Балти-ке

2. Определить роль Петра I в создании военно-морского флота на Бал-тике

3. Описать историю создания Балтийского флота и его развитие в по-слепетровский период

4. Проанализировать значение военно-морского флота на Балтике в ис-тории русских внешнеполитических отношений

5. Выяснить развитие Балтийского флота до современного состояния

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение истории со-здания и развития Балтийского флота будет способствовать выявлению его значимости для русских внешнеполитических отношений.

Методы исследования: Общенаучный, библиографический, индуктив-ный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.

Практическая значимость исследования: общенаучный, библиогра-фический, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классифи-кации, изучение источников литературы по теме исследования.

Степень разработанности исследования: в своей работе мы опира-лись на работы А.А. Лебедева, на статьи, основанные на материалах работы В.Н. Краснова и Е.А. Шитикова, подкаст об истории Кронштадта, расска-занной М.Бачениной, материалы фонда президентской библиотеки и другие статьи.



Корреляция плана и задач

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы выяснить, какую роль сыграл созданный при Петре I военно-морской флот на Балтике в исто-рии русских внешнеполитических отношений и его развитие до современно-го состояния.

Задачами исследования мы ставили: рассмотреть предпосылки созда-ния военно-морского флота на Балтике, определить роль Петра I в создании военно-морского флота на Балтике, описать историю создания Балтийского флота и его развитие в послепетровский период, проанализировать значение военно-морского флота на Балтике в истории русских внешнеполитических отношений, выяснить развитие Балтийского флота до современного состоя-ния. Решение данных задач позволило сделать следующие выводы:

Потребность Российского государства в собственном флоте была обу-словлена настоятельной необходимостью преодолеть территориальную, по-литическую и культурную изоляцию. На рубеже XVII-XVIII веков она стала главным препятствием для экономического и социального развития русского государства. 30 октября 1696 года, по представлению Петра I Боярская Ду-ма приняла постановление «Морским судам быть». С этого события нача-лось создание регулярного военного флота в России.

В начале XVIII столетия Балтийское море стало для России «окном» в Европу. Правда «прорубать» его пришлось слишком долго – более двадца-ти лет — именно столько продолжалась Северная война, по итогам которой Российское влияние прочно утвердилось и в Курляндии. Была решена клю-чевая задача – обеспечение выхода России к морю и налаживание морской торговли с Европой.

К концу царствования Петра Россия вошла в число сильных морских держав Европы и обладала флотом, способным успешно решать оператив-ные и тактические задачи на Балтике.

После смерти Петра I развитие Российского флота замедляется. Расцвет Балтийского флота пришёлся на конец XIX века. С 1880-х годов Балтфлот начал получать броненосцы, крейсеры, миноносцы, канонерские лодки и су-да обеспечения.

Созданный гением Петра I, флот на Балтике сыграл главную роль в формировании и развитии всех других наших морских флотов. Именно он положил начало русской морской школе, не раз успешно противостоял вра-гу. На флоте служили ставшие впоследствии выдающимися флотоводцами адмиралы Ф.Ф. Ушаков, М. Лазарев, П. Нахимов, В. Корнилов, Г. Бутаков. В качестве командующего эскадрой именно адмирал Бутаков заложил осно-ву современного флота России.

Балтийский флот принимал активное участие во всех военно-морских сражениях на Балтийском море во время Первой мировой и Великой Отече-ственной войнах, в ходе которых выросли и закалились флотские воена-чальники Ю. Ралль, В. Дрозд, Ю. Пантелеев, И. Грен, Н. Амелько и многие другие.

На Балтике флот постоянно существовал с мая 1703 года, с ноября 1722 года действовала Каспийская флотилия, флот на Черном море — с мая 1783 года. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались, как правило, на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись. Нынешний же Тихоокеанский и Северный фло-ты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 ап-реля 1932 года и 1 июня 1933 года.

Гипотезой исследования стало предположение, что изучение истории создания и развития Балтийского флота будет способствовать выявлению его значимости для русских внешнеполитических отношений. Мы считаем, что она нашли свое подтверждение, так как современный Балтийский флот явля-ется оперативно-стратегическим объединением ВМФ РФ на Балтийском мо-ре. Входит в состав Западного военного округа, является основной учебной базой ВМФ РФ. Базируется в Балтийске (Калининградская область) и Крон-штадте, штаб находится в Калининграде. В Санкт-Петербурге расположены Адмиралтейство, учебные заведения, основные судостроительные предприя-тия, конструкторские бюро и научно-исследовательские институты.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА

1.1. Предпосылки создания военно-морского флота на Балтике

«Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям это-го типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно законче-ны».

Aнглийский адмирал Поррис

16 мая 1692 года был спущен на воду первый российский военный корабль, построенный при участии Петра I и 16 солдат Преображенско-го полка

Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турци-ей на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упро-щения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торго-вым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несо-измеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.

Пристрастие к флоту было у Петра с детства. В детстве его очень при-влекали разнообразные технические новинки, к примеру, астролябия. А зна-менитый ботик, найденный царем в сарае Н. И. Романова, стал знаменитым «дедушкой русского флота», на котором Петр I лично постиг все азы море-ходства. Сам царь описывал свои эмоции от найденного ботика так: «Случи-лось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по ам-барам, где лежали остатки вещей из дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (прим. Тим-мермана – голландского учителя Петра), что это за судно? Он сказал, что это бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораб-лях – для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против вет-ру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно» .

Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынаши-вать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на мо-ре. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо во-оруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Ан-глии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.

Потешная флотилия, спущенная на воду Плещеева озера в мае 1692 года, стала прообразом русского флота. Однако таких кораблей было недо-статочно. Сохранившийся ботик «Фортуна» показывает, что на таких кораб-лях вполне можно ходить по морю, но вот для боев они совсем не подходят.

Неудачный поход на крепость Азов в 1695 году также показал необхо-димость иметь мощный флот. Дело в том, что турки снабжали крепость мо-рем, пользуясь своим полным господством на Черном море. А «Священная лига» – антитурецкий союз, к которому Россия присоединилась ещё до Пет-ра (при царевне Софье), требовала от России активных действий. Следую-щий поход царь продумал уже значительно внимательнее. Особенное внима-ние было уделено созданию военно-морского флота, чтобы не допустить ту-рецкие корабли до крепости. Петр I велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов. Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу. Сбор войск у Во-ронежа занял почти год, тогда же на месте было учреждено адмиралтейство и цейхгауз.

В мае 1696 года русский флот появился у Азова во второй раз. Царь лично вёл суда на галере «Принципиум». На этот раз крепость обложили с моря и суши, были созданы штурмовые батареи орудий, войска штурмовали крепость с суши и с моря, на стругах. А русский флот надежно прикрыл ло-дочные десанты и воспрепятствовал турецким попыткам деблокировать кре-пость с моря. В ходе кровопролитного боя считавшаяся ранее неприступной крепость Азов была взята. Россия получила выход к Азовскому, а значит, и к Черному морю. Победа наглядно продемонстрировала необходимость иметь мощный и современный военно-морской флот. 20 октября боярская дума по-становила: «Морским судам быть». Эту дату принято считать днем рождения русского флота.

Завершающим этапом становления русского флота стал период за-крепления на Азовском море. Заложенный к 1698 году город Таганрог и Воронеж продолжали исправно производить корабли. Но это были суда уже иного качества. В 1697-1698 годах царь посетил Европу в составе Великого посольства, где лично участвовал в строительстве корабля «Пётр и Павел». Многие русские корабелы обучились всем тонкостям строительства боевых кораблей, теперь Россия могла создавать суда всех известных тогда типов своими силами. А организованные на юге России «кумпанства» (компании) коммерчески вносили свою лепту в строительство судов. В ноябре 1698 года Петром I был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье провидение»). Это был действительно принципиально новый, мощный и тя-желый боевой корабль. Длина его киля составила 130 футов (почти 40 мет-ров), а ширина – 33 фута (10 метров). Уже через два года первый русский линейный корабль был спущен на воду, его уникальная конструкция хоть и была заимствована с английских образцов, царь лично внес изменения в киль. Осадка линкора была уменьшена, он легко ходил по мелководью, а двойное дно защищало от течи в случае удара о грунт .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы