Другое Педагогика/Психология Логопедия

Другое на тему Формирование звуко-буквенного анализа у младших школьников с дисграфией.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Одним из основных направлений учебной деятельности в начальной школе является формирование у детей умения писать и читать. Дети овладевают навыками синтеза графем в слова, воспроизведения текста вслух или про себя, кроме того, весьма важным является умение понимать прочитанное, а не просто механически воспроизводить текст.

Что касается навыка письма, то в процессе обучения у ребенка должны сформироваться навыки планирования письменного высказывания, подбора нужных символов для выражения собственной мысли, правильного воспроизведения соответствующих графических символов, что требует хорошего развития зрительно-моторной координации.

Письменная речь — форма речи, основанная на оформлении и восприятии мыслей в графической форме, и состоит, соответственно, из двух типов речевой деятельности: продуктивной (письмо) и рецептивной (чтение). Данная деятельность всегда формируется как итог целенаправленного обучения, которое начинается с сознательного освоения всех способов письменного оформления мысли.

С точки зрения психолингвистики, письменная речь выступает в качестве системы процессов порождения связного письменного высказывания. Итогом, физическим результатом письменной речи выступает текст как выражение мысли. Процесс письма является сложной деятельностью, в структуре которой вычленяется группа психофизиологических элементов. Выделяют три стадии процесса письма.

Цель исследования заключается в раскрытии особенностей младших школьников с дисграфией, необходимости формирования звуко-буквенного анализа у младших школьников с дисграфией.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Реферат

Письменная речь — форма речи, основанная на оформлении и восприятии мыслей в графической форме, и состоит, соответственно, из двух типов речевой деятельности: продуктивной (письмо) и рецептивной (чтение). Данная деятельность всегда формируется как итог целенаправленного обучения, которое начинается с сознательного освоения всех способов письменного оформления мысли (Г. Г. Мисаренко).

С точки зрения психолингвистики, письменная речь выступает в качестве системы процессов порождения связного письменного высказывания. Итогом, физическим результатом письменной речи выступает текст как выражение мысли. Процесс письма является сложной деятельностью, в структуре которой вычленяется группа психофизиологических элементов. Выделяют три стадии процесса письма.

Первой стадией непосредственно процесса письма выступает анализ звуковой структуры того слова, которое необходимо написать. К данной стадии относится несколько специальных операций. Из звукового потока, воспринимаемого и мысленно представляемого пишущим под диктовку человеком, необходимо дифференцировать ряд звучаний — сначала тех, с которых начинается необходимое слово, а после и дальнейших. Второй операцией, напрямую соотносящейся с предыдущей, представляется уточнение фонем, переход от воспринимаемых в данную единицу времени звуковых вариантов в четкие интегрированные речевые звуки — в фонемы. В решении данной задачи могут возникнуть определенные сложности. Так, значительные трудности возникают в связи с задачей разделить стечения согласных и отличить конкретные фрагменты внутри сложных звуковых конструкций. Педагоги уделяют большое внимание решению данной задачи, часто сталкиваясь с тем, что ребенок после нескольких месяцев обучения часто испытывает значительные сложности дифференцировать отдельные звуки из таких сочетаний, как «ксн», «лнщ» и т. п..

За звуковым анализом, обязательным в процессе письма, осуществляется вторая стадия: дифференцированные фонемы или их комплексы необходимо трансформировать в визуальную графическую схему. Каждую фонему необходимо трансформировать в определенную букву, которую и следует в последующем написать.

Третьей и завершающей стадией в процессе письма выступает трансформация подлежащих написанию оптических знаков — букв — в требуемые графические начертания.

Обозначают определенную структуру письма и его психофизиологическую базу формирования более конкретных и четких представлений о структурных патологиях письма:

1) Психологический аспект состоит из группы звеньев: формирование мотива, намерения к письменной речи; образование замысла (о чем писать); организация его на базе общего смысла (что писать); управление деятельностью и реализация контроля за производимыми действиями;

2) Психолингвистический уровень является основой для организации операциональной стороны осуществления плана (программы) и включает несколько составляющих: процесс звукоразличения, объем акустического восприятия и слухоречевой памяти, актуализация образов-представлений графемы на базе поступающей звуковой информации и ее перекодирования в соответствующие графемы, актуализации двигательного образа буквы и ее перекодирование в соответствующие букве группы тонких моторных актов руки, написания букв, слов и фраз.

3) Психофизиологический аспект является основой для осуществления всех описанных ранее операций и действий:

1. Процесс звукоразличения реализуется за счет совместной деятельность речедвигательного и слухового анализаторов.

2. Объем восприятия акустических речевых сигналов базируется на слуховом анализаторе.

3. Перекодировки с одного психического процесса на другой (со звука на букву) осуществляются посредством совместной деятельности слуховой, зрительной и пространственной анализаторных систем.

4. Перекодировка визуального образа буквы в моторный и в написание буквы осуществляется посредством высокоорганизованной совместной деятельности зрительной и моторной анализаторных систем. Согласно данному процессу, образуются ассоциации двигательных, оптических, артикуляционных и слуховых образов букв.

Чтение процесс воспроизведения фонетической формы слов по их графической (буквенной) схеме. В данном определении существенным является понимание того, что читатель работает с фонетическим аспектом речи, без корректного воспроизведения фонетической формы слова нельзя говорить о понимании текста. Этот процесс постепенно с развернутого громкого чтения превращается через ряд этапов в свернутый и сокращенный процесс молчаливого и быстрого чтения без внешних признаков звукового воспроизведения. Однако при столкновении с трудным словом или текстом чтение вновь сразу же возвращается к своей развернутой форме (например, чтение вполголоса), то есть процесс чтения осуществляется в первичном виде – в виде воспроизведения звуковой формы слов и целых предложений.

Нарушения письменной речи достаточно часто встречаются в младшем школьном возрасте. Как правило, нарушениям письменной речи предшествуют нарушения устной речи: общее или фонетико-фонематической недоразвитие речи.

Письменная речь представляет собой весьма сложный вид деятельности, для успешного развития которого ребенку необходимо овладеть правильным звукопроизношением, фонематическим восприятием, навыками звукового анализа и синтеза. Если какой-либо из этих компонентов нарушен, то может развиться дисграфия – нарушение письменной речи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы