Другое на тему доклад по психологии, темы на выбор
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Двигательный дефект и его проявления у детей младенческого и раннего
возраста с ДЦП Ранние признаки развития ДЦП, как правило, являются явными, поскольку
включают в себя следующие аспекты:
· Задержку
достижения в двигательно-физическом развитии: слабый контроль головы, отсутствие
переворачивания, отсутствие тяги к предметам, отсутствие навыка сидения,
ползания.
· Удерживание
«детских» или «безусловных» рефлексов, которые должны исчезать до
полугодовалого возраста ребенка.
· Преимущественное
движение одной руки к двум годам, что свидетельствует о слабости мышечного
тонуса с одной стороны. Клинические проявления и проблематика, непосредственно
характеризующие признаки ДЦП, исходят от слабых, незначительных к очень выраженным.
Тяжесть проявлений связана, соответственно, с массивностью повреждения мозга.
Причем, такого рода проявления могут быть видны только специалистам, или же
очевидны на первый взгляд.
· Патологический мышечный тонус, при котором мышцы могут быть спастичными или гипотоническими. Повышение тонуса
обуславливает отсутствие фиксации конечностей, к примеру, существует синдром
перекрещенных ног.
· Патологические движения, в
частности, их резкий характер, внезапность, внесесемность и бесконтрольность.
· Скелетные деформации: часто
наблюдаются укорочение конечности на пораженной стороне. Без хирургического корригирования
или аппаратов это вызывает перекос таза и формирование сколиоза.
· Контрактуры суставов:
зачастую суставные движения являются достаточно тугими, амплитуда движения
ограничена. Это обусловлено неравномерным давлением на сустав разных мышечных
групп из-за изменения их тонуса и силы.
· Судороги: некоторые
дети младенческого и раннего возраста с ДЦП имеют судороги. При этом
примечательно, что физические проявления судорог могут являться частично
замаскированными патологическими произвольными движениями.
· Речевые проблемы, поскольку речь
в определенной степени зависит от движений языка, губ и горла – мышечные
движения. Некоторые дети не могут нормально управлять этими мышцами,
соответственно, не способны нормально разговаривать.
· Проблемы с глотанием. Глотание
является очень сложной функцией, которая требует точного взаимодействия многих
групп мышц. Дети, не способные достаточно контролировать работу этих мышц,
имеют проблемы с сосанием, с приемом пищи и жидкости, контролем слюновыделения.
Часто может развиваться слюнотечение, что сопровождается риском аспирации – вдыхания
в легкое пищи или жидкости через рот или нос и подвергает ребенка риску развития
инфекционного заболевания или удушия.
· Потеря слуха (преимущественно частичная). Ребенок может не откликаться на звуки или иметь задержку развития
речи.
· Нарушения зрения: многие
дети имеют косоглазие (страбизм), то есть отклонения наружу или вглубь одного
глаза, что вызвано слабостью мышц, которые отвечают за контроль движения глаз. Констатируется
близорукость. Если косоглазие своевременно не корригировать, оно с течением
времени может послужить причиной серьезных проблем со зрением.
· Проблемы с зубами (риск возникновения кариесов), которые обуславливаются врожденными
недостатками зубной эмали, трудностью с гигиенической чисткой зубов.
· Проблемы с контролем испражнения и мочеиспускания, которые возникают
вследствие недостаточности
контроля над работой соответствующих групп мышц.
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Одаренные
дети проблемы и решения Одаренным
считает тот ребенок, который обладает высоким уровнем
развития способностей, которые дают ему возможность достигать высоких успехов в
тех или иных областях деятельности. Примечательным является то, что одаренность
может как органично регулировать детскую жизнедеятельность, так и обуславливать
большое количество сложных социально-психологических противоречий. Причем,
второй вариант является сценарием наиболее популярным.
Проявления в данном
случае являются достаточно разнообразными. Основополагающая их особенность заключается
в том, что с поведенческой точки зрения, с позиции обучения, во внутреннем
психологическом состоянии одаренный ребенок достаточно близок к
дезадаптированному ребенку, причиной чего является трудность восприятия
окружающих, рассматривающих коммуникативную способность одаренного ребенка как
в целом жизненную неприспособленность.
Одаренность, как вид
девиации, рассматривается как отклоняющееся поведение на основе личностных
гиперспособностей. Превалирующее место в ряде негативных факторов отводится
преимущественно влиянию макросреды. При этом ситуации, при которых одаренный
ребенок рассматривался как трудный, обуславливаются неправильным отношением со
стороны одноклассников, педагогов и родителей. Нормальному развитию и адаптации
одаренных детей в обществе мешают также социально-психологические и личностные
трудности.
Социально-психологические
проблемы одаренных детей проявляются зачастую в определенных формах
дезадаптивного поведения, каковыми являются асоциальное и агрессивное. Детский
протест против внешнего отношения, неудовлетворенность общением, систематическое
подавление потребностей в активности, в демонстрации собственных возможностей может
проявляться в демонстративной асоциальности, агрессивной реакции на социум.
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Психологические
параметры дизонтогенеза Психологическая
диагностика дизонтогенеза у детей является частью комплексного
клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается
на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области
специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития таких исследователей
как В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, С.Д. Забрамная, О.Н. Усанова и другие.
Психологическое
изучение таких детей организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня
психического развития ребенка. Данные показатели необходимы для определения
организационных форм диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию
результатов. Задания, предлагаемые в ходе психологического изучения, должны
быть, в первую очередь, доступны для ребенка по вышеперечисленным параметрам.
При психологическом изучении необходимо выявить как актуальные, так и
потенциальные возможности ребенка в ЗБР.[1] Это достигается
предложением заданий разной сложности и оказанием дозированной помощи в
процессе работы над заданиями.
Проведение
психологического исследования ребенка, у которого наблюдаются отклонения в
развитии, должно быть всегда подчинено конкретной цели, которая определяет пути
решения отдельных задач. Основная цель психологического изучения ребенка с
отклонениями в развитии заключается в выявлении структуры нарушения психической
деятельности для определения наиболее оптимальных путей коррекционной помощи.
Конкретная задача определяется возрастом ребенка, наличием или отсутствием
нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией,
этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углубленное
психологическое изучение ребенка для разработки индивидуальной коррекционной
программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий). [1] Уткина
Д. Лев Выготский: зона ближайшего развития и другие
ценности, 2014 [Электронный источник]: Точка доступа:
https://letidor.ru/psihologiya/a0-lev-vygotskiy-zona-blizhayshego-razvitiya-i-drugie-cennosti-7927.shtml
(дата обращения 13.09.2017).
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Изучение
особенностей психического развития аномальных детей В XX веке систематическая разработка проблем
специальной психологии осуществлялась под руководством Л.С. Выготского на
основе его фундаментальных идей. В
частности, Л.С. Выготским была создана лаборатория аномального детства при
Медико-педагогической станции Наркомпроса РСФСР, где в 1929 году был открыт
Экспериментально-дефектологический институт Наркомпроса. В ходе исследований Л.С.
Выготский заметил в развитии детей с нарушениями слуха общие и специфические
закономерности.[1] Так был выдвинут тезис о
единстве биологических и социальных факторов, которые непосредственно
определяют стадиальный характер развития, в соответствии с которым каждая из
стадий отличается специфическими отношениями между ребенком и социальной
средой, после чего его развитие поднимается на качественно новый уровень. Последователями Л.С. Выготского можно считать
Л.В. Занкова и И.М. Соловьева. Исследователи разработали экспериментально-психологические
методики изучения детей с нарушениями слуха, в частности, проводили
систематические мероприятия, направленные на развитие памяти и восприятия, речи
и мышления. Результаты исследований в обобщенном и целостном виде представлены
в монографии «Очерки психологии глухонемого ребенка».
К.И. Вересотской был рассмотрен процесс
узнавания детьми с нарушениями слуха изображений предметов в постоянно
трансформирующемся пространстве. Л.В. Занков и Д.М. Маянц исследовали
особенности произвольного запоминания наглядного материала.[2]
М.М. Нудельманом была создана теория по изменению зрительных представлений
глухих детей, если они забывали какие-либо образы. Ж.И. Шиф исследовала умение
ребенком сравнивать, воспринимать цвет и устанавливать сходство объектов. М.Е. Хватцев
рассматривал, как развивается письменная речь и процессы чтения у детей,
имеющих слуховые нарушения. И.М. Соловьев
изучал особенности познавательной сферы таких детей. В частности, проводились
сравнительные исследования по теме зрительного и осязательного восприятия. [1] Выготский Л.С.
Избранные психологические произведения. – М.: Просвещение, 1983. – Т.5. – С.
364. [2] Занков Л.В. Наглядность и активизация
учащихся в обучении. – М., 1960. – С.48.
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Проблема
леворукости в современной специальной психологии В истории развития человечества люди, которые
чем-либо отличались от всех остальных, всегда вызывали неподдельный интерес.
Одной из индивидуальных типологических особенностей может являться профиль
латеральной организации, а именно, определенное сочетание функциональной
асимметрии полушарий головного мозга (психической, моторной, сенсорной). Отсюда
в науке выделяют правосторонний (с преобладанием левого полушария или
левополушарный), левосторонний (правополушарный) и смешанный (равнополушарный)
профили. Латеральный профиль призван отражать распределение полушарных функций,
в то время как оба полушария функционируют не автономно.
В настоящее время практикующие педагоги приходят
к выводу о том, что в процессе обучения в начальной школе дети с такого рода
особенностью нуждаются в специализированном педагогическом подходе. Предположительно,
у детей, которые пишут левой рукой, имеются нарушения чтения и письма,
недостатки развития зрительно-пространственного восприятия, памяти, присутствуют
нарушения зрительно-моторной координации. Исходя из этого констатируются некоторые
сложности в различении, запоминании и написании сложных конфигураций букв и
цифр, начертании геометрических фигур, иногда может присутствовать зеркальное
письмо, нарушения почерка и прочее.
Исследователь М.М. Безруких пришел к
выводу о том, что леворукость как таковая не представляет собой дефект
развития, однако может выступать причина возникновения моторных трудностей. Для
эффективного достижения леворуких очень важно понимать механизмы обусловленной
проблематики. В настоящее время до сих пор еще нет определенного ответа на
многие вопросы о леворукости: не до конца известны причины, специфика
психологических и физиологических особенностей леворуких людей, а также
непосредственно соотношение показателей моторной и сенсорной асимметрии,
вопросы относительно методов их оценки, интерпретации результатов и прочее.
Однако же, современные исследователи
практически единогласно полагают, что число леворуких детей среди школьников динамично
возрастает. В соответствии с данными статистики, количество левшей и правшей
практически сравнивается, достигая в процентном соотношении уже 40 к 60 – при
рождении. Однако, с взрослением из этих 40% левшами так и остаются
приблизительно 11%. Примечательно еще и то, что количество левшей на планете
колеблется в зависимости от региона и составляет 15-17%.[1]
Так, исследованиями леворукости занимались
ученые в разных областях знаний. К настоящему моменту особенно известны научные
исследования по психофизиологии, нейропсихологии, дифференциальной
психофизиологии. Среди авторов публикаций следует отметить таких как Е.П. Ильин,
А.В. Семенович, Ж.М. Глозман, А.П. Бизюк, Ю.В. Микадзе.
Психолого-педагогическими проблемами особенностей обучения и воспитания
леворуких детей занимались А.Т. Айрапетянц, М.М. Безруких, И.С. Макарьев, А.В.
Семенович и другие. Прикладные задачи диагностики леворукости исследовали А.В.
Семенович, Т.В. Пятница, О.В. Аксюта и другие. В исследованиях обозначаются
различные факторы близорукости: наследственные, социальные, геоэкономические и прочие.
Так, исследуя причины предрасположения к
леворукости, очень важно обратить внимание на асимметрию полушарий головного
мозга. По этой причине практикующий педагог Е.И. Николаева отмечала явные
трудности детей, у которых левая рука – ведущая. В частности, по ее мнению,
леворукие способны более глубоко приспосабливаться к природным факторам, нежели
к социальным. То есть, автор отмечает низкую адаптивность леворуких и
склонность к стрессам и повышенным эмоциональным реакциям.
Е.А. Михайловой выяснено, что у леворуких
детей присутствуют специфические формы дизонтогенеза, которые проявляются в
речевом недоразвитии, нарушении чтения, письма, счета, а также в оптико-пространственных,
психомоторных аспектах. Леворукость представляется как один из факторов риска в
процессе обучения письменной речи, однако же связано это с имеющимися нарушениями
в психологическом и личностном развитии. [1] Широкова И.В.
Психологические аспекты леворукости: понятие, причины, особенности //
Комплексные исследования детства. – 2019. – № 1. – С. 73-79.