Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Юриспруденция Юриспруденция

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Проблемы выявления, устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей 6

1.1.Государственная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей 6

1.2. Проблемы сиротства в РФ 14

1.3.Роль института опеки и попечительства в защите прав детей, оставшихся без попечения родителей 31

Глава 2. Практические аспекты защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути их решения 39

2.1. Институт усыновления детей, оставшихся без попечения родителей 39

2.2. Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, в домах-интернатах 60

2.3. Обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей 67

Заключение 81

Список использованных источников 84

Приложения 89

  

Введение:

 

Актуальность темы дипломной работы. Материнство, детство, отцовство находится под защитой государства Семейный кодекс РФ закрепляет право ребенка воспитываться и жить в семье. Для гармоничного развития личности ребёнку нужно расти в семье.

Дети могут остаться без попечения родителей по самым разным причинам. К объективными причинами можно отнести смерть родителей, их тяжелая болезнь, делающая невозможной заботу о ребенке, признание родителей недееспособными, ограничение или лишение родителей родительских прав. Субъективными причинами оставления детей без попечения родителей могут быть: пребывание родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинской организации и т.п.) либо нежелание выполнять свой родительский долг. При этом такое нежелание может быть как беспричинным, так и может быть связано с определенными обстоятельствами, например, созданием новой семьи.

Российское государство и общество всегда уделяли большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, является задачей органов опеки и попечительства, в обязанности которых входит: выявление детей, оставшихся без попечения родителей и их учет; устройство таких детей; осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.

Сообщать органам опеки и попечительства сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы ЗАГСа (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, руководители дошкольных организаций, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.

Эта обязанность в законе не закреплена, но ее следует воспринимать как должное поведение в интересах защиты прав ребенка.

В том случае, если невозможно устроить ребенка в семью по месту его фактического нахождения, сведения о нем в течение месяца направляются органами опеки и попечительства одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет (в государственный банк данных).

Объектом исследования являются общественные отношения в области права социального обеспечения.

Предмет исследования — проблемы выявления, устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель исследования — комплексно— правовое изучение проблем выявления, устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:

— дать правовую характеристику государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей;

— изучить проблемы сиротства в РФ;

— исследовать роль института опеки и попечительства в защите прав детей, оставшихся без попечения родителей;

— рассмотреть институт усыновления детей, оставшихся без попечения родителей;

— изучить социальную работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, в домах-интернатах;

— исследовать обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей.

Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно— научных методов познания, в их числе: диалектический, системно— структурный, формально— юридический, социологический, сравнительно— правовой, статистический методы.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сиротство является реальной проблемой в пореформенном российском обществе. Его возникновение во многом связано с социальной аномией и ее последствиями, которые не могли не повлиять на институт семьи.

К ним относятся алкоголизация и маргинализация родителей, сопровождающиеся ростом бездомности и безнадзорности детей, обнищание значительной части населения, распространение добрачных и внебрачных половых отношений с последующим отказом от детей, рожденных в результате них.

Ребенок перестает быть главной ценностью для многих семей, а воспитательная функция утратила свое значение в ходе деградации институтов материнства и отцовства.

Процессы в жизни российского общества можно объяснить как следствие социальной аномии, детерминирующей потери эффективности социальных норм и правил в результате политического или экономического кризиса.

Такое состояние общества способствует его разобщенности, распаду прежних социальных связей, что, в свою очередь, спровоцировало резкое усиление и широкое распространение различных социальных отклонений — алкоголизма, наркомании, суицидального поведения и аморальных поступков.

К социальным сиротам относят детей, которые при наличии родителей воспитываются в государственных учреждениях, а в не родных семьях. Причины бывают разные: родителей лишили родительских прав, ограничили в правах, родители отказались от ребенка, были признаны недееспособными.

Каждый четвертый ребенок в российском детском доме относится к третьей категории.

Количество сирот в последние годы снижается, но детей, которые попали в детский дом по заявлению родителей, меньше не становится.

настоящее время государственные гарантии жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон N 159), которая определяет единые на территории всех субъектов Российской Федерации (далее — РФ) требования по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц.

Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, осуществляется при совокупности трех факторов:

1) достижение гражданином 18-летнего возраста;

2) отсутствие жилого помещения или невозможность возвращения в него и

3) выбытие из места предыдущего пребывания (воинской части, образовательного учреждения и т.п.).

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона N 159 по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляется жилой дом или квартира, благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта (данное изменение ст. 8, вступившее в силу 1 января 2013 г., усилило гарантии детям-сиротам и пресекло практику по предоставлению комнат в коммунальных квартирах).

Единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения лицам из категории детей-сирот может стать дополнительным механизмом при реализации государством своих социальных обязанностей.

Особенно для тех лиц, которые достигли возраста 23 лет, имеют свои семьи, готовы к улучшению своих жилищных условий. Здесь между денежной компенсацией и правом на заключение договора специализированного найма (с правом на приватизацию только через 5 лет), возможно, выбор будет сделан в пользу компенсации.

Поэтому задача государства видится в том, чтобы дополнительный механизм не снижал имеющиеся социальные гарантии, а лишь стал им достойной альтернативой.

 

Фрагмент текста работы:

 


Глава 1. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

1.1.Государственная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей

Конституция РФ в статье 7 четко закрепляет один из самых важных признаков социального государства — политику, направленную на создание таких условий, которые бы смогли обеспечить населению достойный уровень жизни и свободное развитие человечества .

В Конвенции о правах ребенка , ратифицированной в РФ, закрепляются основные права ребенка. Тем не менее, в жизни случаются множество ситуаций, в последствие которых ребенок остаётся без семьи: родители пропадают без вести, родителей лишают родительских прав или же ограничивают их, или же — родители погибают. В это время ребёнок остается без попечения родителей.

Проблема сиротства является одной из актуальных в наше время, т.к. наблюдается стремительный рост числа детей— сирот и недостаток механизмов регулирования социального обеспечения данной категории населения. Важно также понять, что это та проблема, которую решить навсегда — не получится. Поэтому, государственная политика в сфере социального обеспечения детей— сирот должна осуществляться в двух направлениях:

1. Эффективная поддержка семьи (половое просвещение, поддержка многодетных семей, поддержка беременных женщин, поддержка одиноких матерей и т.д.)

2. Развитие социальной поддержки для детей— сирот (достойное пребывание детей в соответствующих учреждениях, выплата льгот и пособий и т.д.).

Понятие дети— сироты закреплено в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159— ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей— сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «.

В России разработаны различные государственные программы для поддержки детей— сирот.

Программа «Обеспечения жильём детей— сирот», которая направлена на предоставление жилья детям— сиротам и создание условий для проживания данной категории населения.

Одними из самых важных являются программы «Здоровье» и «Образование». Однако программы не имеют нормативно закрепленного механизма реализации и, получается, носят декларативный характер.

Дети— сироты имеют преференции в сфере образования, которые заключаются в:

1. Зачисление в ВУЗ на бюджет по особой квоте в преимущественном порядке.

2. Обучение на подготовительных отделениях ВУЗа впервые за счет государственных бюджетных ассигнований.

3. Получение второго средне— профессионального образования за счет бюджетных ассигнований при условии, что обучение проходит очно.

4. Если во время обучения ребенок потерял одного или двух родителей — он зачисляется на полное государственное обеспечение.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ дети— сироты имеют право на получение специализированного жилья, после того как окончат специализированное забудем предоставляться по договору найма со сроком на пять лет.

По истечению этого срока можно приватизировать жильё, написав заявления в администрацию.

Площадь предоставляемого жилья варьируется в зависимости от региона проживания ребенка. На ряду с этим, дети— сироты имеют льготы по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг. Дети— сироты имеют трудовые льготы. Так, если предприятие ликвидируют, сокращают штаб работников — работодатель обязан обеспечить ему профессиональное обучение и трудоустроить.

Сироты могут получать повышенный размер пособия по безработице, если они никогда не работали и впервые встали на учёт в центр занятости. Пенсионные выплаты сирот состоят из страховой или социальной пенсии по потере кормильца.

Размер такой пенсии рассчитывается индивидуально в зависимости от страхового стажа родителей, и доплаты к пенсии, которая варьируется в зависимости от региона проживания и выплачивается, если размер пенсии не соответствует прожиточному минимуму пенсионера. Также, государство оказывает поддержку в области медицины.

Таким образом, социальное обеспечение детей— сирот является одним из самых важных направлений социальной политики государства. Законодатель должен обеспечить достойный уровень жизни детям— сиротам путем эффективной реализации государственных программ, выплат пособий и льгот, а также обеспечения специализированного жилья.

Конституция Российской Федерации закрепляет за государством обязанность по защите детства и предоставлению гарантий социальный защиты. Семейный кодекс детализирует данную норму и закрепляет обязанность органов опеки и попечительства по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Семейный кодекс декларирует, что «если международным договором Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора».

При невозможности осуществления родительской опеки государство устанавливает расширенный перечень гарантий, закрепленный в федеральном законодательстве .

Как отмечают исследователи, «к мерам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца, стипендии и заработной платы в период производственной практики и тому подобное».

В развитие федеральных норм региональные законодатели устанавливают гарантии поддержки и защиты детей-сирот.

Некоторые региональные законодатели пошли дальше и приняли специализированные кодексы, в том числе закрепляющие дополнительные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Так, Социальный кодекс Ярославской области устанавливает возможность санаторно-курортного лечения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но при этом устанавливает ряд критериев для претендентов на такое лечение. Во-первых, на лечение можно рассчитывать не больше одного раза в год, а во-вторых, должно быть соответствующее медицинское заключение .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы