Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Административная ответственность лиц за нарушение прав потребителя в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение.. 4
Глава 1
Теоретико-правовые основы административно-правового регулирования защиты прав
потребителей в Российской Федерации.. 8
1.1 Правовые
основы государственной защиты прав потребителей в РФ 8
1.2
Взаимодействие органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав
потребителей, с органами местного самоуправления и общественными объединениями. 18
Глава 2
Административная ответственность как способ государственной защиты прав потребителей.. 25
2.1
Административная ответственность за нарушение прав потребителей: понятие,
содержание. 25
2.2
Административное правонарушение — основание административной ответственности за
нарушение прав потребителей. 31
2.3 Виды
административных правонарушений в области защиты прав потребителей. 36
Глава 3
Проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства
о защите прав потребителей и возможные пути их решения 46
3.1
Проблемные аспекты привлечения к ответственности за правонарушения в сфере
защиты прав потребителя. 46
3.2
Предложения по совершенствованию законодательства об административной
ответственности в сфере защиты прав потребителя. 57 Заключение.. 70
Библиографический
список.. 79
Введение:
Конституции РФ[1]: «Человек, его права и свободы являются высшей
ценностью», а защиту прав и свобод человека и гражданина Основной закон относит
к обязанности государства. Каждый день граждане вступают в общественные
отношения, направленные на удовлетворение естественных материальных или бытовых
потребностей. Степенью развития правового регулирования таких отношений
определяется уровень защиты интересов населения. Характерным индикатором
отношения государства к гражданину является сфера потребления. В современных
условиях развития рыночных отношений задача урегулирования правового
обеспечения прав потребителя наиболее актуальна. В
рамках потребительского рынка сочетаются, а также вступают в противоречие
интересы тех, кто реализует товары или услуги и тех, кто выступает в роли
покупателя товаров или потребителя услуг. Именно поэтому данная сфера отношений
требует особой регламентации.
Принятый в 1992 году
закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»[2] задал
направление развития правовой политики России по обеспечению жизненно важных
интересов населения.
Закон о защите прав
потребителей – это акт, который устанавливает права и обязанности как
покупателя, так и продавца. Достаточно часто можно встретить различные типы
нарушений законодательства, и многие ситуации остаются нерешенными, поскольку
не каждый из нас осведомлен о своих правах. Ведь некоторые споры решить
возможно только в принудительном порядке, составив исковое заявление о
нарушении.
Статистика
говорит о том, что более 50% процентов покупателей были когда-то обмануты или
обвешаны в процессе приобретения товара. Часто это происходит на
продовольственных и вещевых рынках, но некоторые официальные государственные
торговые точки не гнушаются подобным видом заработка.
Согласно
статье 17 Закона «О защите прав потребителей» клиенты имеют право обратиться в
суд с претензией к продавцу, если ранее урегулировать спор мирно не удалось.
Как показывает судебная практика, вплоть до 2016 года наблюдалась постоянная
тенденция к существенному росту объемов судебной работы: количество
рассмотренных дел данной категории увеличилось за пять лет на 71 % и достигло
397 145 в 2016 г.
Административные
производства по фактам нарушения прав потребителей — одна из наиболее
распространенных категорий дел, с которой сталкиваются предприниматели,
осуществляющие розничную торговлю, бытовое обслуживание населения, оказание
услуг широкому кругу граждан и другую подобную деятельность.
Действующий Кодекс РФ об
административных правонарушениях предусматривает ряд статей об ответственности
за ненадлежащее исполнение субъектами предпринимательской деятельности
требований о защите прав потребителей.
Фактически введение
такого значительного количества в КоАП РФ норм об ответственности за нарушения
прав потребителей является дополнительной гарантией защиты прав физических лиц
при приобретении ими товаров, работ и услуг. Анализ судебно-арбитражной
практики показывает, что поводом для наложения на предпринимателей
административных взысканий в большинстве случаев явились обращения граждан в
контролирующие структуры с жалобами на ущемление их прав. В остальных случаях
административные правонарушения были выявлены в ходе плановых проверок и
ревизий деятельности субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность
на потребительском рынке.
Актуальность и недостаточность исследования проблем юридической
ответственности за нарушение прав потребителей обусловили выбор темы, постановку цели и задач
исследования.
Объект исследования — общественные
отношения, складывающиеся в сфере административно-правовой охраны прав и
законных интересов потребителей.
Предмет
исследования —
нормативно-правовые акты, административного законодательства, которые
устанавливают ответственность за нарушение прав потребителей.
Цели и задачи исследования. Цель
исследования заключается в проведении системного анализа административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей в Российской
Федерации.
Для достижения поставленной цели
необходимо решение следующих задач:
— раскрыть правовые
основы государственной защиты прав потребителей в РФ;
— рассмотреть
взаимодействие органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав
потребителей, с органами местного самоуправления и общественными объединениями;
— исследовать административную ответственность за нарушение прав
потребителей: понятие, содержание;
— охарактеризовать административное правонарушение как основание
административной ответственности за нарушение прав потребителей;
— проанализировать виды административных правонарушений в области защиты
прав потребителей;
— выявить проблемные
аспекты привлечения к ответственности за правонарушения в сфере защиты прав
потребителя;
— сформулировать
предложения по совершенствованию законодательства об административной
ответственности в сфере защиты прав потребителя.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили такие методы научного
познания как общенаучный, сравнительно-правовой, логический,
системно-структурный, социологический и др.
Теоретическая база исследования. Теоретическую основу исследования
составили научные труды и монографии, принадлежащие перу таких авторов как Беляев Н.А., Белов В.А., Бунич Г.А., Бычко М.А., Гончаров,
А.А., Еналеева И.А., Замков И.В., Корнилов Э. В., Парция Я.Е., Потапов Ю.Г.,
Распопин А.Н., Садиков О.Н., Сергеев А.П., Смолянинов В.П., Сутягин А.Г.,
Толстой В.К. и др.
Нормативно-правовая основа исследования. В процессе исследования были
проанализированы соответствующие положения Конституции Российской Федерации,
федеральных законов и подзаконных актов, регламентирующих охрану прав
потребителя, а также отечественная и зарубежная юридическая литература,
освещающая данную проблематику.
Научная новизна исследования определяется тем, что в
нем предпринята авторская попытка расширения и
дополнения научно-практических представлений об административно-правовой защите
прав потребителей с применением современной методологии и актуальных данных.
Структура исследования включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы,
заключение и список использованных источников. [1] Конституция
Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. : с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014
N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 2020. — № 11. – Ст. 1416. [2] О защите прав потребителей : Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1
в ред. Федер. закона от 18.12.2020 № 429-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140;
СЗ РФ. – 2020. — № 50 (Ч. 3). – Ст. 8074.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно
сформулировать следующие выводы.
Закон о защите прав
потребителей – это акт, который устанавливает права и обязанности как
покупателя, так и продавца. Достаточно часто можно встретить различные типы
нарушений законодательства, и многие ситуации остаются нерешенными, поскольку
не каждый из нас осведомлен о своих правах. Ведь некоторые споры решить
возможно только в принудительном порядке, составив исковое заявление о
нарушении.
В преамбуле
Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» прописано понятие
важнейшей категории — «потребитель». Потребитель – гражданин, имеющий намерение
заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий
товары работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных
нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Анализ ФЗ «О защите прав потребителей»
позволяет выделить следующий основной перечень прав потребителей:
1) право потребителей на
просвещение предполагает право каждого из нас знать о своих потребительских
правах, их применении и защите. Право потребителей на просвещение в области
защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований
в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные
программы посредством организации системы информации потребителей об их правах
и необходимых действиях по защите этих прав. Человек, который знает свои права
уже защищен. Если некоторые гражданские правоотношения возможны только по
достижению определенного возраста, то своими потребительскими правами мы
пользуемся гораздо раньше.
Несмотря на то, что Закон РФ «О защите
прав потребителей» действует более 20 лет, большая масса населения не знает о
своих потребительских правах. Соответственно данное право на сегодняшний день
не достаточно реализовано.
2) право потребителей на информацию об
изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) закреплено
в ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей». Суть этого права заключается в
том, что каждый кто хочет купить хороший и качественный товар, вправе знать не
только информацию о товаре (работе, услуге), но и об изготовителе (исполнителе,
продавце). В связи с большим выбором и разнообразием товара потребителям сложно
принять решение о приобретении конкретного товара (работе, услуге).
Также информация об изготовителе товара
может повлиять на выбор покупки. Не допускается также продажа товара
(выполнения работы, оказания услуги), в том числе импортного товара (работы,
услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия
требованиям безопасности. Например, товар, выполненный в соответствии с
передовыми технологиями по ГОСТу (нормативам) значительно отличается от товара,
произведенным по ТУ (техническим условиям). Тем более в последнем случае будут
отличаться товары разных производителей. Многие сталкивались с тем, что с можно
встретить 2 одинаковых товара, но отличные друг от друга производителями, а значит
и качеством.
В связи с выше сказанным, законодатель
закрепляет право за потребителем знать информацию о производителе товара, а за
продавцом – обязанность предоставить данную информацию. Товар с отсутствующей
информацией об изготовителе (его юридическом адресе) запрещен в продаже на
территории РФ.
3) право потребителей на приобретение
качественного и безопасного товара (работы, услуги). О качестве товара (работы,
услуги) говорится в Законе РФ «О защите прав потребителей». Покупаемый нами
товар должен удовлетворять те потребности потребителя, ради которых он его
приобретает. О качестве товара свидетельствуют: 1) соответствие товара
обязательным требования, предусмотренным законодательством , таким как Закон «О
качестве и безопасности пищевых продуктов», требования технических регламентов,
санитарные требования, строительные и другие; 2) соответствие условиям договора
между потребителем и продавцом; 3) соответствие предъявляемых к нему
требованиям и его пригодность для целей, для которых товар такого рода используется;
4) соответствие товара конкретным целям; 5) соответствие товара образцу и
описанию. Если любое из 5 условий нарушено, то мы имеем дело с некачественным
товаром. В Гражданском кодексе РФ также прописано, что продавец обязан передать
товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, а при отсутствии
в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать
покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно
используется.
4) право потребителя на безопасный товар.
Это право означает, что товар при обычных условиях его использования, хранения,
транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья
потребителя, окружающей среды, а также не причинять вред имуществу потребителя.
Безопасным должен быть и сам процесс выполнения работ и оказания услуг.
Требования, обеспечивающие безопасность товара, устанавливаютcя изготовителем и
исполнителем, кроме того, могут быть установлены сроки (годности, службы,
гарантийный) в течении которых обеспечивается безопасность товара. Немаловажную
роль в контроле продажи безопасных товаров, используемых потребителями, играют
не только государственные органы, но и общественные организации. Государство, в
том числе в лице судебных органов активно поддерживает их деятельность.
Следует отметить, что
деятельность государственных и общественных организаций по защите интересов
потребителей активно осуществляется в нашей стране.
Как мы видим, объем субъективных прав
достаточно обширен, что еще более важно – он достаточно хорошо защищается, с
привлечением не только государственных, но и общественных организаций.
Таким образом, под потребителем следует
понимать любое физическое лицо, приобретающего или приобретшего товар (работу
или услугу), в т. ч. в пользу другого лица, исключительно для использования, не
связанного с предпринимательской деятельностью.
Такое лицо является безусловным носителем
определенного правового статуса, который выступает частным конкретным
проявлением более общего статуса гражданина. На его специальный характер, в
первую очередь, указывает то, что он наделяется дополнительными правами,
связанными со вступлением в правоотношения системы «потребитель — продавец»,
которые первому необходимы для цели уравновешивания своего положения по отношению
ко второму.
В статье 14.4. КоАП РФ
предусматривается ответственность за то, что продаются товары, выполняются
работы либо оказываются населению услуги с нарушением установленных требований
или ненадлежащего качества.
Согласно части 1
указанной нормы, подразумевается продажа товаров (выполнение работ либо
оказание населению услуг), которые не соответствуют образцам по качеству (не
соответствуют требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок
(правила) выполнения работ либо оказания населению услуг). Субъекты данного
правонарушения – должностные лица, граждане, юридические лица.
В соответствии с частью 2
статьи 14.4. КоАП РФ повторное совершение данного правонарушения также влечет
наложение административного штрафа.
Статья 14.5. КоАП РФ посвящена
продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, если отсутствует
установленная информация либо не применяется в установленных случаях
контрольно-кассовая техника.
Индивидуальные
предприниматели, являющиеся субъектами данного правонарушения, административную
ответственность несут как должностные лица. А под гражданами, упомянутыми в
качестве субъектов в данной статье, подразумеваются физические лица, не
являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Статья 14.7 КоАП РФ
предусматривает ответственность за обман потребителей. В соответствии с нормами
указанной статьи к обману относятся обмеривание, обсчет, обвешивание, введение
в заблуждение потребителя относительно потребительских качеств и свойств товара
(работы или услуги) или другой обман потребителей при реализации товаров (работ
или услуг).
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретико-правовые основы
административно-правового регулирования защиты прав потребителей в Российской
Федерации 1.1 Правовые основы государственной защиты прав потребителей
в РФ Становлению потребителя как
самостоятельного субъекта правоотношений, способствовал ряд таких факторов как
процесс развития прав человека и гражданина, законодательное обеспечение
механизма реализации и защиты этих прав, переход на рыночные способы хозяйствования
и т. д.
Следует также
отметить, что в России, на современном этапе развития общественных отношений,
потребитель, также, как и в других развитых демократических странах,
максимально возможно защищен, что указывает на определенный уровень его правового
положения в системе отношений с продавцом или изготовителем (производителем)
товаров (работ, услуг)[1].
Если вкратце рассмотреть ретроспективу
законодательства о правах и интересах потребителей, то можно уверенно говорить,
что оно имеет глубокие исторические корни и прошло длительный путь своего
развития.
Так, истоки зарождения
прав потребителей обнаруживаются уже в римском праве: в связи с возникновением
торговли стали складываться отношения двух субъектов права – потребителя и
продавца. И именно с того времени зарождается норма, защищающая права
потребителей, например, продавец обязан был передать покупателю вещь в
надлежащем состоянии по качеству, в противном случае следовало наказание как
уголовного, так и гражданского характера[2]. [1] Агафонов А.В.
Ответственность за посягательства на безопасность жизни или здоровья
потребителей. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2014. – С. 52. [2] Щипанова Н.Е.
Защита прав потребителей при продаже товара ненадлежащего качества // Студенческий
форум. – 2020. – № 5-2 (98).
– С. 53-58.