Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Воспитание доброжелательных отношений между детьми среднего дошкольного возраста посредством детской литературы и фольклора

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Проблема воспитания доброжелательных отношений у детей 7
среднего дошкольного возраста в психолого-педагогической 7
литературе 7
1.2. Особенности восприятия произведений детской литературы у детей среднего дошкольного возраста 11
1.3. Детская литература и фольклор как средство воспитания доброжелательных отношений у детей среднего дошкольного возраста 19
1.4. Нравственная проблематика в произведениях детской литературы (обзор произведений). 19
ВЫВОДЫ ПО IГЛАВЕ 24
ГЛАВА II. ВОСПИТАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
2.1. Определение уровня сформированности доброжелательных взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста по воспитанию доброжелательных взаимоотношений посредством произведений детской литературы 40
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 70

 

  

Введение:

 

В современном мире наблюдается переоценка системы ценностей. Сфера нравственности подрастающего поколения постоянно находится под угрозой различных источников негативного воздействия, влияющих на неокрепшее сознание ребенка, в условиях деформации нравственных ценностей, роста социального инфантилизма, скептицизма. Нравственные отношения, являясь видом общественных отношений, возникают в ходе социального взаимодействия субъектов и в своей основе содержат моральные требования. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для становления доброжелательных отношений с окружающими: в этом возрасте пробуждаются сочувствие, сопереживание, забота о другом. В период дошкольного детства в ребёнке закладываются нравственные основы характера. Ребёнок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим, со сверстниками. Навыки отношений развиваются и формируются в процессе совместной деятельности детей. Чем лучше организованы жизнь и деятельность детей, тем сложнее и доброжелательнее бывают их взаимоотношения. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т. д.); имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
Актуализация проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста обусловлена современной общественной ситуацией. В этом плане приоритетное значение отводится детской литературе как источнику воспроизведения духовных ценностей. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка, помогает осознать человеческие взаимоотношения, развивает восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Изучением особенностей восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, И.Л. Зимняя, Л.М. Гурович, Н.С. Карпинская, Н.Г. Морозова, О.И. Никифорова, О.И. Окорокова, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина и др.Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, Л.Ф Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания доброжелательных отношений детей среднего дошкольного возраста является художественная литература.
Становлению доброжелательных отношений у дошкольников способствует чтение детской художественной литературы и сказок, воспитывающие созидательные начала. В процессе чтения ребенок не только аккумулирует опыт прошлых поколений, но и развивает нравственную культуру личности, мировоззренческое начало. Благодаря информации, получаемой из художественной литературы, ребенок погружается в мир качественно новых эмоциональных переживаний. Художественные произведения и сказки активизируют познавательную, эмоциональную сферу ребенка, способствуют внутреннему сопереживанию героям.
Сказки и детская литература в последнее время утрачивают свое воспитательное предназначение, поскольку появляются современные книги и мультфильмы с упрощенным стилем пересказа известных сказок, зачастую искажающих первоначальный смысл сказки и носящие чисто развлекательный, а не поучительный характер. Навязывание подобных трактовок лишают детей возможности эмоционального восприятия и деформируют художественное сознание ребенка. Появление заместителей книг (телепрограмм, компьютера) способствуют падению читательской культуры, их яркость не требует внутреннего переживания, которое свойственно чтению художественной литературы и сказок.
Таким образом, проблема исследования обусловлена возникшим к настоящему времени в теории и практике дошкольного воспитания противоречием между значимостью воспитания доброжелательных отношений между детьми среднего дошкольного возраста и недостаточным использованием потенциала художественной литературы и сказок в образовательном процессе ДОО, что обусловлено тем, что в дошкольных образовательных учреждениях эта работа ведется не систематически, а такое эффективное средство как художественная литература используется эпизодически.
Цель работы: выявить возможности детской художественной литературы и фольклора как средства воспитания доброжелательных отношений у детей среднего дошкольного возраста и подготовить рекомендации педагогам.
Объект исследования: нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования – процесс воспитания доброжелательных отношений у детей среднего дошкольного возраста посредством детской литературы и фольклора.
Задачи исследования
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую, художественную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности восприятия произведений детской литературы детьми среднего дошкольного возраста.
3.Определить значение художественной литературы в воспитании доброжелательных отношений у детей среднего дошкольного возраста.
5. Подготовить рекомендации посредством детской художественной литературы и фольклора и дать анализ полученным результатам.
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической, методической, детской литературы;
— беседа с детьми по произведениям с нравственной проблемой;
— наблюдения за поведением и взаимоотношениями детей среднего
дошкольного возраста;
— опытно-практическая работа с детьми.
В исследовании использовались следующие методики:
1) Диагностика проявления нравственных качеств личности (адаптированный вариант методики определения нравственной воспитанности М.И.Шиловой).
2) Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику» (В. Петровский).
3) Метод проблемных ситуаций (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы, приложение; иллюстрирована таблицами, рисунками.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил сформулировать следующие выводы. В каждой группе детского сада можно наблюдать сложную картину межличностных отношений, остро переживаемых детьми. Важнейшей задачей педагога является своевременное определение проблемных зон межличностных отношений и оказание детям помощи в их преодолении.
Межличностные отношения представляют собой субъективные избирательные связи, образующиеся вследствие фактического взаимодействия, и сопровождающиеся эмоциональными переживаниями задействованных в них индивидов.
Необходимость формирования доброжелательных взаимоотношений у детей обусловлена потребностью ребенка в доброжелательном отношении к нему со стороны сверстников, выражение с их стороны сочувствия и сопереживания; в возможности ребенка поделиться с друзьями своими радостями и огорчениями. Доброжелательность проявляется в выражении детьми активного интереса друг к другу, в приветливом обращении со сверстниками; в умении ребенка проявить эмоциональный отклик и разделить переживания сверстников, оказать им помощь.
Произведения художественной литературы и фольклор служат эффективным средством нравственного воспитания дошкольников, средством передачи духовных народных ценностей. Писатели прошлого и настоящего создали множество литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств (А. Барто, В. Осеева, Н. Носов, К. Чуковский, А. Линдгрен, Г.Х. Андерсен, Б.С. Житков и др.).
При ознакомлении с художественной литературой и сказками дети приобретают представления о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание. По мере сопереживания литературным героям дети учатся замечать настроение окружающих, в них пробуждаются гуманные чувства, формируется способность к проявлению доброты и заботы. Нравственные понятия, воплощаемые в образах героев произведений и сказок, превращаются в нравственные эталоны, закрепляемые в реальной жизни ребенка. Благодаря сказкам дети учатся уступать друг другу, оказывать помощь и содействие, учатся с уважением относиться к мнению других людей, учатся дружеским взаимоотношениям.
Вторая глава была посвящена организации и проведению опытно-экспериментальной работы по воспитанию доброжелательных отношений у детей среднего дошкольного возраста средствами детской литературы и фольклора.
На констатирующем этапе эксперимента путем систематизации методик были определены показатели оценки доброжелательных отношений -представления о нравственных качествах; эмпатические реакции на переживания другого; уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность; умения замечать эмоциональное неблагополучие сверстника; умение бескорыстно оказывать помощь, выражать сочувствие и сопереживание; и т.д.
В рамках констатирующего этапа исследования выявлено, что в выборке присутствуют дети, не умеющие оказывать поддержку и сопереживание другим, с низким уровнем эмоциональной отзывчивости, эгоистической направленностью поведения, что послужило основой для проведения дальнейшей работы.
На формирующем этапе реализована программа мероприятий по воспитанию доброжелательных отношений у детей средствами литературных произведений и фольклора и дана оценка ее эффективности. В работе использовался комплекс педагогических средств: беседы, использование художественного слова; просмотр мультфильмов; игры и упражнения; педагогические проблемные ситуации, игровые ситуации.
Усвоение дошкольниками основ доброжелательных отношений осуществлялось посредством комплексного применения игр и проблемно-игровых ситуаций, при чтении стихотворений, сказок, рассказов и художественных произведений, просмотре мультфильмов, участии в беседах, анализе сказок. В процессе совместной деятельности дети учились согласованности действий, пониманию и сопереживанию, у них формировались способности к восприятию добра и зла, благородства, справедливости, доброжелательности, взаимопомощи и дружелюбию, терпению, выдержке.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и в последующем планируется проведение с детьми дальнейшей работы по изучению эффективности применения детской литературы и фольклора в качестве средств воспитания доброжелательных отношений у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Особое внимание будет уделяться приобретению детьми опыта общения с окружающими; практике освоения детьми способов сопереживания, доброжелательности, помощи и заботы как позитивного жизненного опыта.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Проблема воспитания доброжелательных отношений у детей
среднего дошкольного возраста в психолого-педагогической
литературе

Проблема взаимоотношений первоначально исследовалась в контексте социально-психологических исследований (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, В.С. Мухина и др.), в которых в качестве предмета исследования выступала структура и возрастные изменения детского коллектива [37, 45].
Согласно А.Г. Рузской, взаимоотношения представляют собой субъективно переживаемые связи и отношения; систему межличностных установок, ориентаций, ожиданий, обусловленных содержанием совместной деятельности и общения [47, с. 111].
Н.Н. Обозовым [42, с. 198] межличностные отношения рассматривались как взаимная готовность личности к определенному типу взаимодействия, которое обязательно сопровождается эмоциональными переживаниями различной модальности (положительными, отрицательными индифферентными) в условиях организации общения или иной совместной деятельности между индивидами.
Согласно М.И. Лисиной, необходимость формирования взаимоотношений между дошкольниками обусловлена потребностью ребенка в доброжелательном отношении к нему со стороны сверстников, выражение с их стороны сочувствия и сопереживания; в возможности ребенка поделиться с друзьями своими надеждами, радостями и огорчениями [29, с. 98]. По мнению Т.И. Бабаевой, доброжелательность проявляется в выражении детьми активного интереса друг к другу, в приветливом обращении со сверстниками; в умении ребенка проявить эмоциональный отклик и разделить радости и переживания сверстников, оказать им помощь [2, с. 119].
Избирательность во взаимоотношениях детей начинается еще в период раннего детства. Первоначально в отношениях детей друг к другу проявляется избирательность, существуют определенные предпочтения. В период младшего дошкольного возраста усложняется избирательность в отношениях, значительно выше становятся конфликтность и эмоциональная напряженность — в процессе дружбы происходит быстрая смена эмоций, ссор, конфликтов, примирений между детьми. Ребенку легче поделиться со сверстником игрушкой, если о проявляет по отношению к нему симпатию. Отношения детей младшего дошкольного возраста отличаются эмоциональной напряженностью и конфликтностью. Они быстро ссорятся, но через короткий промежуток времени снова мирятся. Избирательное отношение к сверстнику проявляется в том, что с определенными детьми ребенок чаще играет, разговаривает, делится игрушками [27, 28].
В среднем дошкольном возрасте уже начинают формироваться осознанные привязанности, объект дружбы уже меняется не так часто, и наблюдаются случаи относительно устойчивой и продолжительной парной дружбы или дружбы небольшими группами. Дети 4-5 лет уже способны мотивировать выбор друзей, несмотря на то, что подобная мотивация отличается поверхностным характером. Дети этого возраста акцентируют внимание на внешних проявлениях сверстника, а личные привлекательные качества потенциального друга еще не осознаются. Таким образом, в среднем дошкольном возрасте происходит формирование уже вполне осознанных дружеских привязанностей, можно наблюдать случаи продолжительной парной дружбы; дети способны поверхностно объяснить мотивацию выбора друзей, акцентируясь не личными качествами, а внешними проявлениями или незначимыми фактами [28, с. 23]. Нередко моральная сторона поступков детей, их поведение и оценки окружающих способствуют развитию к нему симпатии либо антипатии со стороны членов детского коллектива [55, с. 392].
Общение со сверстником специфично, поскольку насыщено разнообразием коммуникативных действий, эмоциональной окраской, нестандартностью и нерегламентированность коммуникативных актов. В среднем дошкольном возрасте возникает коммуникативная потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником, предполагающем распределение игровых ролей и функций в процессе совместной игровой деятельности. Этот этап характеризуется и возникновением потребности в уважении и признании сверстника. [49, с. 113].
В период дошкольного возраста наблюдается увеличение количества детских объединений и их относительная устойчивость. Среди особенностей взаимоотношений детей следует отметить то, что значимыми для ребенка становятся дети, с которыми он в наибольшей степени взаимодействует, поэтому учитываются их мнения и оценки. Ограничение дружеских отношений детей проявляется в склонности детей в установлении дружеских отношений со сверстниками своего пола.
Согласно Т.А. Репиной, существует определенная устойчивость межличностных отношений дошкольников, присутствуют длительные привязанности у детей. [45, с. 98]. Нередко наблюдается сохранение устойчивых отношений между дошкольниками, которые не удовлетворяют друг друга по личностным качествам, что может выражаться в подавлении одним ребенком инициативы другого ребенка. Для развития межличностных отношений дошкольников важное значение приобретает фактор сходства, наличие положительного личного отношения к сверстнику в процессе общения. Именно в период старшего дошкольного возраста наблюдается тенденция выраженности у детей потребности в общении, избирательности в контактах, расширения круга общения, интенсивности, длительности общения между детьми разного пола.
Анализ особенностей формирования взаимоотношений у старших дошкольников показывает, что в основе избирательных привязанностей детей могут быть самые различные качества: инициативность, успешность в деятельности, потребность в общении и признании сверстников, способность удовлетворить коммуникативные потребности сверстников.
Согласно О.Е. Смирновой, В.С. Мухиной, положительные качества детей, которые проявляются в сюжетно-ролевой игре, являются основой для формирования межличностных отношений, в которых, в свою очередь, происходит развитие таких качеств личности, как доброта, терпеливость, смелость, умение конструктивно разрешать конфликты. [49, с. 98]. По мнению Л.В. Менджерицкой, необходимое условие для развития дружбы в сюжетно-ролевой игре — это моделирование взаимоотношений, в которых проявляются дружеские чувства. [34, с. 67].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы