Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Учет особенностей гиперактивного ребенка в процессе организации внеклассной работы с детьми младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Сущность понятия «гиперактивность». Психолого-педагогическая характеристика гиперактивных детей в младшем школьном возрасте 8
1.2 Особенности организации внеклассной работы в начальной школе 14
1.3 Методические приемы организации внеклассной работы с учетом коррекции поведения и специфики гиперактивного ребенка в начальной школе 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Изучение опыта учителей начальных классов МБОУ СОШ № 11 г. Чита по организации внеклассной работы с учетом особенностей гиперактивных детей 27
2.2 Опыт практической деятельности по организации внеклассной работы с учетом коррекции поведения гиперактивных детей в МБОУ «СОШ № 11» 32
2.3 Анализ результатов деятельности по организации внеклассной работы с учетом особенностей гиперактивных детей 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 55
ПРИЛОЖЕНИЕ В 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 58

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Каждый ребенок приходит в этот мир особенным. Мы не можем повлиять на то, каким именно он родится – мы можем только сотрудничать с природой, чтобы позволить этому ребенку развиться согласно его потенциалу и его внутренней тайне. И в этом, наверное, сложнейшая задача для родителей и всех взрослых, которые отвечают за воспитание и развитие ребенка, – распознать в нем особые задатки, таланты, его внутреннюю программу развития и поддержать его на пути в Жизнь.
Одной из главных проблем современного общества является ухудшение здоровья детей как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и школьных факторов. По данным различных специалистов около 90% дошкольников и школьников имеют отклонения в физическом и психическом развитии, среди которых одно из ведущих мест занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [8, c. 80].
Особенно нелегка эта задача по отношению к детям с СДВГ – эти дети во многом «другие» и имеют свои особые потребности. Они часто создают трудности и испытания для родителей, учителей и всех, кто живет рядом с ними.
Во всем мире этому нарушению придается большое значение; проводятся конференции, съезды, симпозиумы; издаются монографии, книги для родителей и учителей, публикуется огромное число статей.
Исследованием этой проблемы в России заинтересовались в конце ХХ века. На сегодняшний день в нашей стране получены данные от 7 до 28 %-й распространенности СДВГ среди младших школьников. Разброс в цифрах объясняется тем, что до сих пор не существует единых методических подходов и критериев диагностики данного расстройства [12, c. 223].
На сегодняшний день в нашей стране вырос интерес к проблеме помощи детям, которые имеют выраженную форму СДВГ. В процессе обучения в школах с такими детьми решается круг задач, среди которых поиск пути социализации ребенка посредством привития норм социально-адекватного поведения, развития навыков самообслуживания, приучение к разным формам труда и повышение их коммуникативной компетентности.
В рамках социализации приоритетным направлением выступает изучение психолого-педагогических особенностей гиперактивных детей, для создания условий успешного вхождения ребенка в социум. Это выражается в переориентации традиционных концепций и форм обучения, способствующих переходу на новые педагогические направления при работе с детьми, которые имеют особые образовательные потребности. Условия современной школы дают детям возможность получать социальный опыт в процессе общения со сверстниками на равных [2].
В связи с этим в рамках обучения в начальной школе реализуется направление внеклассной деятельности, которая направлена на развитие детей и получение ими необходимого опыта и знаний для дальнейшего существования в общества. Однако внеклассную деятельность необходимо организовать так, чтобы гиперактивный ребенок заинтересовался ею, что будет способствовать его социализации. Кроме того, правильно организованная внеклассная работа способна осуществить коррекционную работу с такими детьми. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Проблема исследования: какова специфика коррекции поведения детей младшего школьного возраста с гиперактивностью в процессе организации внеклассной работы?
Объект исследования: процесс организации внеклассной работы с детьми младшего школьного возраста.
Предмет исследования: учет особенностей гиперактивного ребенка в процессе организации внеклассной работы с детьми младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически изучить и апробировать на практике процесс организации внеклассной работы с детьми младшего школьного возраста с учетом особенностей гиперактивного ребенка, подтвердить ее эффективность.
Задачи исследования:
1) Выявить сущность понятия «гиперактивность» и обобщить психолого-педагогические особенности гиперактивных детей в младшем школьном возрасте;
2) изучить специфику организации внеклассной работы в начальной школе;
3) выделить методические приемы организации внеклассной работы с учетом особенностей гиперактивного ребенка в начальной школе;
4) обобщить опыт учителей начальной школы по организации внеклассной работы с учетом особенностей гиперактивных детей и коррекции их поведения;
5) апробировать опыт практической деятельности по организации внеклассной работы с учетом особенностей гиперактивных детей в МБОУ «СОШ № 11».
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент), методы статистической обработки данных исследования.
База практики: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 11» г. Читы, Забайкальский край.
Теоретическая значимость заключается в систематизации теоретического материала по особенностям организации внеклассной работы с гиперактивными детьми младшего школьного возраста.
Практическая значимость. Результаты данного исследования можно использовать в практической деятельности педагогов, которые работают с гиперактивными детьми младшего школьного возраста, при организации внеклассной работы, а также для обучения студентов, изучающих педагогику и психологию.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью – заболевание головного мозга ребенка. Сейчас это заболевание достаточно распространено, чтобы мы обратили на него свое пристальное внимание и подробно изучили его. Причины его возникновения могут быть различны – как генетическая предрасположенность, какого-либо рода травмы при беременности или родах и другие. Много факторов влияет на течение этой болезни, на ее развитие, укрепление или гашение. Многое еще не изучено, но главное остается неизменным – игнорировать тот факт, что СДВГ возможно вылечить, оставлять без внимания нельзя. Раннее выявление СДВГ у детей и безотлагательное проведение коррекционных мероприятий с применением комплекса эффективных современных методов позволяют достичь значительных результатов и преодолеть характерные для них трудности адаптации.
Современные стандарты образования определяют стратегию социального проектирования и построения системы образования, которая основывается на системно-деятельностном подходе, предусматривающем в качестве результата обучения личностное развитие ребенка, отвечающее потребностям современного общества. Достижение такого результата может быть возможным при организации внеклассной деятельности с учетом особенностей гиперактивного ребенка, с использованием традиционных и нетрадиционных способов, которые направляются на достижение результатов нескольких уровней – социальных знания, ценностных отношений и опыт самостоятельного общественного действия.
Проанализировав опыт учителей начальных классов в МБОУ «СОШ № 11» по коррекции поведения в организации внеклассной работы с учетом особенностей гиперактивных детей, мы сделали следующий вывод. Наиболее эффективными, по мнению практикующих педагогов, являются следующие методы работы: игры в помещении и на улице, направленные на развитие внимания и снятия мышечного и эмоционального напряжения, психологические активные и пассивные игры, музыкотерапия, релаксация, физкультминутки, организация рабочего пространства особым образом (путем убирание всех отвлекающих предметов).
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 11» г. Читы, Забайкальский край. В нем приняли участие 2 ребенка возрастом 10 и 11 лет.
В рамках эмпирического исследования мы изучили медицинские карты испытуемых, анкетирование родителей, наблюдение за детьми во время внеурочных мероприятий, а также диагностировали уровень развития внимания. Результаты исследования показали, что дети отличаются неусидчивостью и невнимательностью. Они быстро отвлекаются, утомляется. Детям тяжело усидеть на месте, постоянно ерзают на стуле. Настроение может меняться быстро и резко.
Как показало исследование, дети младшего школьного с гиперактивностью нуждаются в особой организации внеклассных занятий. Предлагается и далее проводить занятия по спортивному туризму, посещать бассейн, организовывать походы и экскурсии. Данная работа при правильной организации будет способствовать развитию внимательности и усидчивости детей с гиперактивностью. На мероприятия будут привлекаться родители.
При анализе эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы мы провели анкетирование родителей, а также диагностировали уровень развития внимания. Результаты исследования показали, что дети демонстрируют большую усидчивость, внимательность, меньший уровень плаксивости. У Дианы Т. снизилась частота конфликтов с одноклассниками, уменьшился уровень плаксивости. Семен Г. перестал пытаться уйти из класса без разрешения, не ерзает на месте. При этом дети по-прежнему достаточно активны и подвижны. Результаты исследования подтверждают эффективность проведенной работы.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Сущность понятия «гиперактивность». Психолого-педагогическая характеристика гиперактивных детей в младшем школьном возрасте

Под гиперактивностью принято понимать слишком беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи считают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами [12, с. 224].
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки. От детей требуется умение концентрировать внимание на длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.
По данным психологов, гиперактивность среди детей от 5 до 11 лет в среднем составляет 16,5%: среди мальчиков – 22%, среди девочек – около 10% [23, с. 101]. Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек?
Причины могут быть следующие: большая ранимость мозга плода мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает развивающийся мозг. Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, на девочек больше влияют нормы социального поведения, с детства внушая им послушание. В качестве разрядки девочка может просто поплакать, тогда, как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку».
Гиперактивному ребенку трудно долго сидеть неподвижно, а не возиться, не разговаривать. Он долго готовится начинать любое задание, часто отвлекается. После нескольких замечаний или требований пытается вернуться к незаконченной работе, но опять что-то постороннее привлекает его внимание. Постоянные окрики, угрозы, наказания не улучшают поведение, а иногда становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка негативных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается [25, с. 38].
Часто ребенок заинтересован, но не последователен в своем интересе. Он все слушает, выполняет, но по неорганизованности действий его знания не формируются в опыт. Рассуждения, выводы поверхностные, поскольку познавательный интерес удовлетворяется первой услышанной информацией без попытки осмыслить значение описываемого явления или понятия [40, с. 448].
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут работать продуктивно 5 – 15 минут, а затем 3 – 7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Напряженная умственная деятельность быстро утомляет их и «выключает», дети не могут сохранять умственную работоспособность до конца рабочего дня, хотя физически активными остаются до самого вечера. У гиперактивных детей недостаточно сформированы навыки интеллектуальной деятельности [37, с. 13].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы