Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Использование дидактических игр для формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 7

1.1. Познавательные универсальные учебные действия на
ступени  начального общего образования:
сущность, виды, характеристика. 7

1.2. Сущность, структура, особенности организации и
содержания дидактических игр  14

1.3. Особенности формирования познавательных универсальных
учебных действий в процессе обучения младших школьников. 20

1.4. Дидактическая игра как средство формирования
познавательных универсальных учебных действий при обучении младших школьников. 24

Выводы по 1 главе. 26

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 28

2.1. Описание методов диагностики уровня сформированности
познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. 28

2.2. Комплект дидактических игр для формирования
познавательных универсальных учебных действий при обучении младших школьников. 34

2.3. Методические рекомендации по использованию
дидактических игр для формирования познавательных универсальных учебных
действий. 43

Выводы по 2 главе. 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 52

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. С введением в действие нового Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования актуальной и новой задачей становится
обеспечение развития познавательных универсальных учебных действий, которые
обеспечивают учащемуся "умение учиться", формируют способность
саморазвития и самосовершенствования личности путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта, а не только освоения обучающимися
конкретных предметных знаний и навыков.

Формирование у обучающихся "умения учиться" возможно лишь в
тесной связи активных действий педагога и учащихся. В связи с этим новое
звучание получает проблема активизации познавательной деятельности и
формирования мыслительной самостоятельности школьников, а точнее проблема
формирования познавательных универсальных учебных действий. Под познавательными
УУД понимается система способов познания окружающего мира, построения
самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по
обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Начальной школе
необходимо учитывать, что для младшего школьника весьма актуальными остаются
дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного
типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка
к школе. Поэтому дидактическая игра как ведущий вид деятельности не прожита ими
и остается актуальной не только в первом классе, но и в последующие годы
обучения в начальной школе.

Общеизвестно, что
эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности
учеников в этом процессе. В настоящее время В.В. Краевский, А.А. Вербицкий,
В.К. Дьяченко пытаются найти наиболее эффективные методы и средства обучения
для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию
обучения. В связи с этими много вопросов связано с использованием в
профессиональной деятельности учителя начальных классов занимательного
материала.

Дидактическая игра
относится к числу явлений, которые могут создать всесторонне развитую личность.
Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе
внимание исследователей, особенно сейчас, при введении Федерального
государственного стандарта начального общего образования.

В педагогике и психологии
накоплено достаточное количество материала, который характеризуется
многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных
универсальных учебных действий. Нужно отметить, что, наличие научных работ и
признание необходимости формирования познавательных универсальных учебных
действий, не отразилось на создании практических наработок и дальнейшем
использовании их в практике уроков.

Теоретическую
основу исследования

составили теории личности как субъекта учебной деятельности (П.И. Пидкасистый,
П.Я. Голант, Р.М. Микельсон, Х. Хекхаузен и др.); концептуальные подходы к развитию
познавательной активности (Б.П. Есипов, И.И. Малкин, Б.Т. Лихачев и др.); идеи
об особенностях становления личности в младшем школьном возрасте (И.А. Зимняя).

Содержание учебного
материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса
не способствуют в полной мере динамичному развитию школьников в соответствии с
современными требованиями. Таким образом, обнаруживается противоречие между
необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных
действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях
традиционного обучения. Нужно отметить, что кроме наличия научных и
практических наработок и признания необходимости формирования познавательных
УУД, столкнулись с недостаточным использованием в практике потенциала
дидактических игр при формировании компонентов познавательных универсальных
учебных действий.

Проблема исследования заключается в обосновании и подборе дидактических игр для
формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Объект исследования – процесс формирования
познавательных УУД в процессе обучения младших школьников.

Предмет исследования – использование дидактических игр
для формирования познавательных УУД в процессе обучения младших школьников.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить
возможности использования дидактических игр в процессе развития познавательных УУД
младших школьников.

Гипотеза исследования: предполагаем, дидактические игры будут способствовать
развитию познавательных УУД при условиях:

— правила игры должны
быть простыми и точно сформулированными;

— дидактический материал
прост по изготовлению и применению;

— в игре должен
участвовать каждый ребенок;

— подведение итогов игры
должно быть четким и справедливым

Задачи исследования:

1. Проанализировать
сущность понятия познавательные универсальные учебные действия в
психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотреть
особенности формирования познавательных УУД младших школьников.

3. Провести диагностику
уровня развития познавательных УУД у младших школьников, проанализировать
результаты.

Методы исследования:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Пришли к выводу, что познавательные
универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего
мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность
операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной
информации. Познавательные УУД способствуют организации учебно-познавательной
деятельности и направлены на познавательное развитие личности.

Младший школьный возраст,
в силу возрастных особенностей развития психических процессов, является
наиболее благоприятным для формирования познавательных УУД.

Дидактическая
игра является средством повышения познавательной активности детей, она
активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу
познания, сопровождается эмоциями радости, удивления, иногда непосредственного,
веселого и доброжелательного смеха. В ней дети охотно преодолевают значительные
трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения, оценивают свои
поступки и  возможности.

Дидактическая
игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников
глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, а значит,
облегчает процесс усвоения знаний. В отличие от прямой постановки учебной
задачи, как это происходит на традиционных уроках, в дидактической игре она
возникает как игровая задача самого ребенка, способы же ее решения являются
учебными. В игре и после нее может происходить сдвиг с игровых мотивов на
познавательные. Игровая задача постепенно может трансформироваться в учебную,
интерес учеников к познавательному содержанию игры начинает преобладать над
интересом к ней самой. Накопленные знания систематизируются, происходит
перестройка деятельности школьников, теперь она осуществляется на основе не
только игровых побуждений, но и учебно-познавательных интересов, которые
возникли и развивались в ходе игры.

Во второй главе проанализировали
провели диагностику уровня развития познавательных УУД у младших школьников. По
результатам методики «Исключение понятий» С.Х. Сафоновой видим, что средний
уровень способности к классификации и анализу 
у 54% учащихся. Высокий уровень был установлен у 25% учащихся, а низкий
– у 21% детей.

Вывод, который можно сделать
на основании результатов методики «Определение понятий, выяснение причин,
выявление сходства и различий в объектах В.М. Русалова — у 43% детей был
выявлен средний уровень развития интеллектуальных процессов. У 36% детей обнаружен
низкий уровень развития интеллектуальных процессов. У 14% и 7% — высокий и
очень высокий уровни интеллектуальных процессов.

Результаты исследования в ходе
проведения методики «Последовательность событий» А.Н.Берштейна показали степень
развитости у ребенка логического мышления и интеллектуальных процессов: 36% —
высокий уровень, средний – 43%, низкий – 21%.

Как следует из данных
методики «Сравнение понятий» В.М.Бехтерева, в классе преобладает средний
уровень (57%) развития способности к логическому мышлению и обобщению. Операцией
сравнения владеют 15% учащихся, которые показали высокий уровень. Низкий уровень
установлен у 28% учащихся.

Из данных, представленных
на рисунках следует, что ученики показали в целом средний уровень сформированности
познавательных УУД. Для более эффективной организации дидактических игр при
обучении младших школьников предлагаем методические рекомендации по дальнейшему
улучшению учебной деятельности младших школьников.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1. Познавательные универсальные учебные действия
на ступени  начального общего
образования: сущность, виды, характеристика

 

 

На
современном этапе обучения универсальные учебные действия лежат в основе
содержания стандарта начального общего образования второго поколения. Суть
универсальных учебных действий, имеющих первостепенное значение в построении
современного урока, отражалась в педагогической деятельности К.Д. Ушинского.
Великий русский педагог считал необходимым, чтобы дети учились, по возможности,
самостоятельно. Учителю отводилась роль наставника, который руководил
самостоятельной деятельностью учащихся и давал им материал. Призванием педагога
было вдохновлять учеников и осуществлять скрытое управление ходом обучения. В
современном обществе мысли Константина Дмитриевича нашли отражение в работах
многих учёных [7].

Впервые
термин «универсальные учебные действия» ввела группа учёных-психологов во главе
с А.Г. Асмоловым. Значение термина было раскрыто следующим образом: в широком
значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то
есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта, в более узком
смысле их можно определить как совокупность способов действия, обеспечивающих
способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса [5].

Опираясь
на Федеральный государственный стандарт начального общего образования универсальные
учебные действия — это умение учиться, способность человека к
самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта [1].

В
ФГОС НОО определено, что УУД это обобщенные действия, открывающие возможность
широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в
строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой
направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик [45].

В
свою очередь, в «Концепции федеральных государственных стандартов общего
образования» раскрывается значимость развития личности учащегося, его
созидательных и познавательных способностей, формирования целостной системы
универсальных учебных действий, развитие у учащегося способности самостоятельно
действовать[45].

Достижение
высокого уровня сформированности универсальных учебных действий включает в себя
полноценное освоение таких компонентов учебной деятельности, как: учебные
мотивы; учебная цель; учебные задачи; учебные действия и операции.

Универсальность
характера учебных действий подтверждается следующими особенностями:


метапредметный характер;


целостность познавательного, личностного и общекультурного развития личности;


преемственность всех ступеней образовательного процесса;


основа организации и регуляции деятельности учащихся.

Отсюда
следует, что универсальные учебные действия представляют собой важнейшие
элементы метапредметных умений и навыков, ключевых компетенций учащегося в
познавательной и практической деятельности. Под «метапредметными умениями»
имеется в виду творческая реализация учащихся при решении проблемных ситуаций,
как в учебной деятельности, так и на жизненном пути [9].

Основные
цели общего образования достигаются формированием универсальных учебных
действий, которые можно условно разделить на четыре блока:

1)
коммуникативный;

2)
личностный;

3)
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

4)
познавательный.

Коммуникативные
действия помогают точно выражать свои мысли, формулировать вопросы и
планировать взаимодействие с другими людьми, разрешать конфликты, участвовать в
коллективном обсуждении проблем.

Личностные
действия предполагают жизненное и личностно-профессиональное самоопределение,
установление связи между результатом обучения и мотивом (смыслообразование),
нравственную ориентацию и личностный выбор [12].

Регулятивные
действия создают условия для организации учебной деятельности и включают:
постановку цели, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, саморегуляцию.

На
развитие интеллектуальных способностей учащихся направлены познавательные
умения. Рассмотрим более подробно основные понятия, компоненты, условия
формирования и критерии оценки уровня сформированности их у учащихся.
Познавательность — познать, способствующий познанию, расширению знаний [14].

Познавательные
универсальные учебные действия развивают способность к активному исследованию
окружающего мира и характеризуются следующими признаками:


готовностью осуществлять целенаправленный поиск, обработку и использование
информации;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы