Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Территориальные организации социальной защиты, их структура и функции (на примере Управления по социальной политике Михайловского района)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты населения 6
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения 6
1.2 Нормативно-правовые основы управления социальной защиты населения 12
1.3 Финансирование социальной защиты населения 18
2. Анализ деятельности Управления социальной защиты населения (на примере Михайловского района Алтайского края) 26
2.1 Характеристика и функции социального обеспечения 26
2.2 Технологии социального обеспечения 35
2.3 Рекомендации по усовершенствованию технологии социального обеспечения 39
Заключение 45
Глоссарий 48
Список использованных источников 49
Приложение А 53
Приложение Б 54
Приложение В 55
Приложение Г 56
Приложение Д 57
Приложение Е 58
Введение:
Актуальность темы. Обязательной составляющей любой современной страны, тем более государств, признавших себя социальными, является деятельность по социальной защите граждан, которая является необходимым элементом функционирования любого развитого государства. На протяжении многих лет в большинстве стран мира активно обсуждаются вопросы сущности, стандартов и механизмов достижения высокого уровня социальной защиты граждан. Отдельные аспекты этого вопроса вызывают дискуссии в научных кругах, поскольку чрезвычайно актуальны для всех стран.
В течение последних десяти лет в РФ было проведено реформирование почти во всех сферах социального обеспечения и охраны труда. На современном этапе Россия пытается создать эффективную систему социальной защиты всех категорий населения. В процессе ее разработки нужно учитывать опыт зарубежных стран, где такая система функционирует достаточно успешно уже долгое время. С этой точки зрения интерес может представлять система социальной защиты, которая внедрена в странах Европейского Союза и США.
Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Социальная защита призвана обеспечить конституционные права и минимальные гарантии гражданину, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности, независимо от ее места жительства, национальности, пола и возраста.
Степень разработанности темы. Теоретико-методологические, методические, прикладные вопросы, касающиеся социальной защиты населения, были и остаются предметом постоянных научных исследований, ведущих отечественных и зарубежных ученых, таких как Т. А. Анбрехт, Р.Р. Байтасов, Д. Дикенс, В. П. Галаганов, Е. Н. Приступа, Ю. В. Слезко, И.Г. Тарент и др.и др. В то же время исследование организации социальной защиты, их структуры и функций на примере Управления по социальной политике Михайловского района остается актуальным и сегодня, так как служит основой совершенствования системы социальной защиты населения как в данном районе так в других регионах РФ.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение территориальный организации социальной защиты, их структуры и функции на примере Управления по социальной политике Михайловского района.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность, направления и функции социальной защиты населения;
раскрыть нормативно-правовые основы управления социальной защиты населения;
раскрыть особенности финансирования социальной защиты населения;
провести характеристику и раскрыть функции социального обеспечения Управления социальной защиты населения Михайловского района Алтайского края;
рассмотреть технологии социального обеспечения Управления социальной защиты населения Михайловского района Алтайского края;
разработать рекомендации по усовершенствованию технологии социального обеспечения в Управлении социальной защиты населения Михайловского района Алтайского края.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Управление социальной защиты населения Михайловского района Алтайского края.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является организация социальной защиты, их структура и функции в Управлении социальной защиты населения Михайловского района Алтайского края.
Для проведения исследования использованы следующие методы: логический, анализ, синтез. Они направлены на изучение теоретико-методологических основ исследования проблемы социальной защиты населения; анализ деятельности Управления социальной защиты населения Михайловского района Алтайского края.
Теоретико-методологической базой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих особенности системы социальной защиты населения в РФ. В ходе исследования изучены и обобщены общая и специальная литература, разработки ведущих научных организаций, материалы научных конференций и семинаров, законодательные и другие нормативные акты РФ.
Информационную базу исследования составили статистические данные Росстата, Алтайкрайстата, учебные пособия, монографии, материалы периодической печати, посвященные развитию системы социальной зашиты населения в РФ.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, списка использованных источников и приложений.
Практическая значимость исследуемой проблемы. Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в том, что предложения по совершенствованию развития социальной защиты населения в Управлении социальной защиты населения Михайловского района Алтайского края могут быть использованы как в данном районе так в других регионах РФ.
Заключение:
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы получены следующие результаты:
1. Социальная защита населения – это процесс, деятельность общественно-политических институтов по поддержке достойного уровня социального благосостояния человека в конкретных экономических условиях. Целью социальной защиты является, с одной стороны, предоставление каждому человеку возможности свободно развиваться, реализовать себя, свои способности через обеспечение достойного жизненного уровня, а с другой стороны, соблюдение стабильности в обществе, социальную солидарность, повышение общего благосостояния населения. Основные направлениями социальной защиты населения в РФ являются: социальная помощь; социальное страхование; обеспечение минимальных социальных гарантий. Как на общегосударственном, так и на региональном уровнях, меры социальной защиты населения имеют выражение в денежной форме, в натуральной форме, в форме услуг, в форме морального поощрения.
2. Правовыми основами государственного управления в сфере социальной защиты населения в Российской Федерации являются ряд нормативно-правовых актов международного, национального и регионального уровня, основными из которых являются Конституция РФ, Федеральный закон 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Положения закона 442-ФЗ обеспечивают развитие системы социального обслуживания в Российской Федерации, повышение уровня и качества предоставляемых услуг.
3. Государственное финансирование социальной защиты населения в РФ осуществляется за счет трех внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. За 2016-2018 гг. доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации выросли на 8,45% или на 644,4 млрд. руб. и составили в 2018 г. 8269,6 млрд. рублей. За 2016-2018 гг. доходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации выросли на 82,53% или на 149,8 млрд. руб. и составили в 2018 г. 331,3 млрд. рублей. За 2016-2018 гг. доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации выросли на 14,38% или на 238,3 млрд. руб. и составили в 2018 г. 1895,9 млрд. руб.
4. Главной функцией Управления социальной защиты населения Михайловского района Алтайского края является обеспечение социальных гарантий, социальной защиты граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке. За 2016-2018 гг. количество пенсионеров Михайловского района Алтайского края выросло на 1,1% или на 0,1 тыс. чел. и составило в 2018 г. 6,5 тыс. человек. За 2016-2018 гг. средний размер назначенной месячной пенсии в Михайловском районе Алтайского края снизился на 20,7% или на 3395 руб. и составил в 2018 г. 12984 рублей. За 2016-2018 гг. средний размер назначенной месячной пенсии детей-инвалидов в возрасте до 18 в Михайловском районе Алтайского края вырос на 5,3% или на 704 руб. и составил в 2018 г. 13994 руб. За 2016-2018 гг. величина прожиточного минимума на ребенка Алтайского края выросла на 408 руб. и составила в 201 8 г. 9938 руб.
5. Технологии социального обеспечения Управления социальной защиты населения Михайловского района Алтайского края включают в себя: пенсионного обеспечения, обеспечения граждан пособиями, компенсационных выплат и социального обслуживания, надомное обслуживание. К основным проблемам выплат социальных пособий в Михайловском районе Алтайского края можно отнести следующие: недостаточность размера пособий, подлежащих выплате государственными учреждениями отдельным категориям граждан, имеющих право на них; децентрализация в законодательстве о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства; отсутствие на федеральном уровне единообразной трактовки категорий, определяющих статус субъектов-получателей социального обеспечении; низкий уровень правового информирования населения РФ в сфере социальных пособий.
6. Предлагаем следующие направления совершенствования технологии социального обеспечения населения в Михайловском районе Алтайского края: разработать и утвердить федеральный закон РФ о минимальном потребительском бюджете семьи; на законодательном уровне установить единообразную трактовку понятий, определяющих статус субъектов-получателей социального обеспечения, а именно внести дополнения в Семейный кодекс РФ и регламентировать определение «семья» и ее виды; провести изменение структуры официального сайта Министерства социальной защиты Алтайского края в целях упрощения поиска необходимой гражданину информации – создание раздела «каталог социальных пособий»; провести внедрение и популяризацию новых инновационных технологий социального обслуживания пожилых людей и инвалидов на дому как: услуга «Домашний помощник», услуга «Санаторий на дому», услуга «Сиделка», «хоспис на дому», проект «Семья для пожилого», «Бригадный метод обслуживания на дому» и т.п..
Фрагмент текста работы:
1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты населения
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения
Социальная защита занимает видное место в социальной политике. Как деятельность государства социальную защиту относится к одному из направлений социальной политики наряду с такими, как занятость населения, система здравоохранения, жилищная политика, образование и т.д.
Назначение системы социальной защиты проявляется в ее функциях: политической, экономической, социально-реабилитационной, демографической .
Считается общепринятым, что распространение термина «социальная защита» связано с принятием Закона о социальной защите («Social Security Act») в 1935 году в США .
В буквальном переводе термин «security» имеет несколько значений, основные из которых: безопасность, охрана, защита, обеспечение, обеспечение. В свою очередь «social» переводится с английского языка как «общественный», «социальный».
В современном законодательстве Российской Федерации нет точного определения понятию «социальная зашита населения». Поэтому целесообразно установить содержание данного понятия для дальнейшего представления и понимания. К тому же, тот факт, что не существует какого-либо общего нормативно-правового акта в нашем законодательстве, закрепляющий базу государственной системы социального обеспечения, осложняет задачу.
Существуют различные теоретико-методологические подходы к определению сущности понятия «социальная защита». Так, Международная организация труда (далее – МОТ) определяет понятие социальной защиты как общую базовую социальную поддержку всем гражданам, независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа. Так, Конвенция МОТ 1952 и последующие международные трудовые нормы содержат девять основных составляющих социальной защиты : медицинская помощь, помощь в результате болезни, пособие по безработице, в связи с рождением ребенка, помощь семьям с детьми, в результате производственного травматизма и профессионального заболевания, по инвалидности, по возрасту, в случае потери кормильца. То есть налицо широкая трактовка социальной защиты как социальной поддержки, которая предоставляется всему населению и целью которой является социальная безопасность.
Вызывает интерес определение, которое дает социальной защите «The Encyclopedia Americana»: «социальная защита, в общем смысле этого понятия, означает безопасность и свободу от страха и направлено к обществу как к группе взаимосвязанных и зависимых друг от друга людей» .
Системообразующим фактором в этом определении является «безопасность и свобода от страха», что само по себе является необходимым элементом свободного демократического государства. Подчеркнутый также такой существенный аспект социальной защиты, как возможность его существования только в солидарном обществе – «группы взаимосвязанных людей», ведь социальная защита осуществляется совместными усилиями всего населения страны.
В целом выделяется два основных подхода к понятию «социальная защита». Согласно первому подходу, социальная защита трактуется как широкое понятие и касается всей социальной сферы в государстве. Социальная защита в широком смысле включает социальную помощь, социальные гарантии, социальное страхование, а также меры активного характера (политика занятости, борьба с безработицей). Иными словами, это деятельность государства, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, влияющих на нее, создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.
Под социальной защитой в узком смысле понимают в первую очередь определенную, ограниченную совокупность действий, направленных на оказание помощи во время жизненных неурядиц.
В разных странах значение социальной защиты в узком смысле – социального обеспечения – «social security» несколько отличается. В США этот термин относится исключительно к пенсионной системы (для социальной защиты в широком смысле, используется понятие «welfare» или «welfare system» – благополучие, система благосостояния), в Великобритании – до всей системы пособий, в материковой Европе (по терминологии МОТ) охватывает всю денежную помощь и здравоохранение, в некоторых других странах означает основном социальное страхование. Отсюда и различия в трактовке социальной защиты, которые существуют в западной литературе .
Целью социальной защиты является, с одной стороны, предоставление каждому возможности свободно развиваться, реализовать себя, свои способности через обеспечение достойного жизненного уровня, а с другой стороны, соблюдение стабильности в обществе, социальную солидарность, повышение общего благосостояния населения.
Основные направления социальной защиты :
— социальная помощь;
— социальное страхование;
— обеспечение минимальных социальных гарантий.
Социальная помощь — оказание поддержки гражданам, нуждающимся в матери¬альном содействии в связи с ухудшением их положения и недостаточным уровнем лич¬ного дохода, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья и другими причи¬нами. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат, которые могут осу¬ществляться в натуральной и денежной формах, в виде услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое ориентировано на всех граждан, социальная помощь носит конкретный адресный характер.
Социальное страхование — это защита экономически активного населения от со¬циальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Ос¬новными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и со¬ответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчаст¬ный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормиль¬ца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства .
Обеспечение минимальных социальных гарантий призвано обеспечить равный до¬ступ граждан страны к базовым социальным благам удовлетворения минимальных по¬требностей населения независимо от материального положения и социальных рисков. Обеспечение минимальных нормативов осуществляется непосредственно государством, как правило, путем законодательного их установления. Кроме того, ряд минимальных гарантий регламентируется специальными постановлениями правительства и ведомств, и они являются основанием для определения объема бесплатных социальных услуг.
В первую очередь, нужно определить, что же такое «социальная зашита населения». По своей сути, слово «социальное» означает «совокупность общественных отношений в определенном обществе между различными институтами, группами и общностями людей», а слово «защита» имеет значение «то, что защищает или служит обороной». Если сложить эти слова в словосочетание, то можно представить данное понятие, как система мер, которая направлена на реализацию прав и свобод человека в сфере социального обеспечения и на удовлетворение социальных потребностей общества (достаточный уровень и качество жизни).
Применительно к нынешней ситуации в Российской Федерации «в широком понимании» представлено следующим образом: если же рассматривать социальную защиту с точки зрения деятельности государственных органов и негосударственных организаций, то, в общей сложности, она направлена на поддержание материального положения каждого гражданина на достойном уровне.
Как любая современная и развивающаяся система, социальная зашита населения имеет свои принципы : принцип всеобщности; принцип гуманизма; принцип социальной справедливости; а принцип равенства социальной зашиты населения (всеобщий и обязательный характер); принцип адресности; принцип научной и экономической обоснованности.
На основе данных принципов современная социальная зашита населения выполняет ряд функции, которые гарантируют нормальное жизнеобеспечение общества :
превентивная функция или предупреждение социальных рисков (например, меры по обеспечению занятости или предотвращение чрезвычайно-опасных ситуаций);
обеспечительная функция (материальная поддержка граждан в трудных жизненных ситуациях, уменьшение неравенства социального уровня различных слоев населения, удовлетворение социальных потребностей каждого гражданина); а компенсационная функция (например, социальная поддержка пострадавших после аварии на Чернобыльской атомной электростанции).
В социальной защите нуждаются определенные группы слоев населения: инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды; пожилые граждане; инвалиды ВОВ и семьи погибших военнослужащих; граждане, которые пострадали от последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции и радиоактивного загрязнения в других местах; дети-сироты; безработные; вынужденные беженцы и переселенцы; многодетные семьи; малообеспеченные семьи; одинокие матери; больные СПИДом или инфицированные ВИЧ; лица без определенного места жительства.
Главные задачи социальной защиты заключаются в :
в применении активных форм социальной поддержки населения, что включает в себя социальную и психологическую реабилитацию и адаптацию населения, помощь в профессиональной ориентации, в самореализации и самообеспечении, и т.д.).
в реализации социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, согласно установленных законом, прежде всего в сфере социального обслуживания, пенсионного обеспечения, материальной поддержки многодетных семей, инвалидов и др.;
в усовершенствовании организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, индивидуального подхода к разным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;
в адаптации системы социальной зашиты к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям в государстве, включая совершенствование ряда организаций социального обслуживания, увеличение количества предоставляемых гражданам социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи.
Таким образом, социальная защита населения – это процесс, деятельность общественно-политических институтов по поддержке достойного уровня социального благосостояния человека в конкретных экономических условиях. Целью социальной защиты является, с одной стороны, предоставление каждому человеку возможности свободно развиваться, реализовать себя, свои способности через обеспечение достойного жизненного уровня, а с другой стороны, соблюдение стабильности в обществе, социальную солидарность, повышение общего благосостояния населения. Основные направлениями социальной защиты населения в РФ являются: социальная помощь; социальное страхование; обеспечение минимальных социальных гарантий. Как на общегосударственном, так и на региональном уровнях, меры социальной защиты населения имеют выражение в денежной форме, в натуральной форме, в форме услуг, в форме морального поощрения.