Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Средства физического воспитания в профилактике заболеваний и оздоровлении организма человека
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ 6
1.1. Роль физического воспитания в формировании здорового образа жизни 6
1.2. Характеристика средств и методов оздоровительной физической культуры 16
1.3. Роль физической культуры в оздоровлении организма 23
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Методы и организация исследования 29
ГЛАВА III. МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 37
3.1. Диагностика показателей соматического здоровья и физической подготовленности школьников 37
3.2. Теоретическое обоснование методики физкультурно-оздоровительных занятий у школьников 42
3.3. Результаты исследования эффективности методики физкультурно-оздоровительных занятий у школьников 50
ВЫВОДЫ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Введение:
Актуальность темы. Физкультурно-оздоровительная деятельность в стране неразрывно связана не только с вопросами воспитания молодежи, подготовки ее к труду и защите демократических завоеваний, но и с вопросами повышения производительности труда трудоспособного населения, сохранения его долголетия за счет правильного использования средств физической культуры, организации профилактических мероприятий с использованием естественных сил природы.
Общая социально-педагогическая проблема физкультурно-оздоровительной деятельности связана с эффективностью реализации социально–экономических и социально–педагогических функций физической культуры и обусловлена взаимосвязью с другими явлениями общественной жизни, сочетанием физического воспитания с остальными аспектами и видами воспитания, в том числе и трудовым [17, 44].
Социально-педагогические воздействия физической культуры осуществляются непосредственно в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, в ходе занятий физическими упражнениями в процессе учебных, тренировочных занятий и спортивных соревнований, когда школьник развивает, обогащает свой теоретический и практический опыт в двигательной деятельности.
Привлечение школьников к активной физкультурной деятельности невозможно без удовлетворения их интересов и потребностей в данной области, которые реализуются при соответствующей организации учебного процесса [7, 9, 12, 28].
Новые технологии должны принимать во внимание современные методы и средства дисциплины, что может способствовать активизации физкультурной деятельности, развитию регулярной потребности к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Среди многочисленных видов спорта и двигательной активности большим потенциалом обладают различные средства физической культуры, которые укрепляют здоровье школьника и способствуют профилактике различных заболеваний [3, 17, 19, 20, 29, 35, 36].
Поэтому в образовательном пространстве школы особенно актуальными становятся физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление соматического здоровья школьников, повышение их физической подготовленности [1, 10]. Они разрабатываются под конкретный педагогический замысел, опираются на научную концепцию, имеют цель, формы, методы, приемы и средства педагогического процесса и приводят к запланированному результату.
Объект исследования – физкультурно-оздоровительная деятельность.
Предмет исследования – средства и методы физкультурно-оздоровительных занятий у школьников.
Цель исследования – разработать методику физкультурно-оздоровительных занятий у школьников для повышения их физической подготовленности и укрепления здоровья.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно физкультурно-оздоровительных занятий у школьников.
2. Оценить уровень физического здоровья и физической подготовленности у школьников.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики физкультурно-оздоровительных занятий у школьников для повышения их соматического здоровья и физической подготовленности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Медико-биологические методы исследования: оценка уровня соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко, физической подготовленности, дыхательные пробы Штанге, Генча, индекс Скибинского, индекс Руффье.
5.Методы математической статистики.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная методика физкультурно-оздоровительных занятий будет эффективной для улучшения соматического здоровья и физической подготовленности у школьников.
Научная новизна полученных результатов состоит в том, что впервые разработана методика занятий стэп-аэробикой, которая включает рациональное сочетание аэробных и силовых упражнений, которые соответствуют индивидуальным возможностям кардиореспираторной системы школьников, а также способствуют улучшению их физической подготовленности и уровня физического здоровья. Основой разработанной технологии являлись индивидуально подобранные и дифференцированные мероприятия, направленные на улучшение физического здоровья школьников, увеличение аэробных возможностей и координационных способностей школьников.
Практическая значимость. Данная работа может быть полезна педагогам, учителям физической культуры, преподавателям по стэп-аэробике в фитнес-центрах, спортивных школах для улучшения физической подготовленности и здоровья у школьников.
Заключение:
1. Результаты системного анализа научно-методической литературы, отечественного и зарубежного практического опыта специалистов свидетельствуют о том, что проблема физического воспитания и низкого уровня физического состояния и подготовленности детей среднего школьного возраста. Несмотря на активный поиск методов и средств оптимизации физического воспитания, их эффективность остается недостаточной. Большинство исследований по данной проблеме носят единичный характер, они не систематизируют знания об оптимизации физкультурно-оздоровительных технологий в их огромном разнообразии и разнонаправленном воздействии на организм ребенка, что не обеспечивает должной индивидуализации обучения и адекватной физиологической нагрузки.
Проанализированные результаты не дают однозначный вывод о значимости тренирующего эффекта различных физкультурно-оздоровительных технологиях в системе физического воспитания детей среднего школьного возраста, что требует дальнейшего изучения.
Необходимо тщательно подобрать набор методов и форм проведения школьных занятий, включив в них элементы, направленные на улучшение физического состояния учащихся. Полученные результаты побудили нас к выработке путей улучшения соматического здоровья как составляющей физической культуры личности школьника путем разработки оздоровительных упражнений во время уроков физической культуры у школьников.
2. На основе предложенных методов обследования был определен исходный уровень соматического здоровья школьников, физической подготовленности и функционального состояния кардиореспираторной системы. Результаты оценки уровня здоровья по методике Апанасенко свидетельствуют о том, что у 40% школьников ЭГ и 50% КГ наблюдался низкий уровень физического здоровья; у 60% участников ЭГ и 50% КГ – ниже средний, что является предпосылками для создания дифференцированной методики физкультурно-оздоровительных мероприятий для данного контингента школьников. Средние результаты оценки в баллах соответствовали значениям 2,59±0,23 в ЭГ и 2,65±0,33 – в КГ. У обследованных детей обеих групп отмечались сниженные силовые возможности мышц спины, живота, статического равновесия. По средним результатам индекса Руффье можно сделать вывод о том, что у детей обеих групп наблюдалась удовлетворительная физическая работоспособность, что требовало разработки специальной методики, направленной на улучшение функциональных возможностей кардиореспираторной системы и физической подготовленности.
3. Разработанная методика физкультурно-оздоровительных занятий по укреплению соматического здоровья и развитию физической подготовленности позволила достичь весомых результатов ее улучшения у школьников, которая подтвердила свою эффективность и значимость.
Результаты формирующего эксперимента показали, что применение разработанной методики физкультурно-оздоровительных занятий приводит к улучшению пробы Штанге – на 29,14% (р<0,05), Генчи – на 32,25% (р<0,05), индекса Скибинского – на 15,88% (р<0,05), экскурсии грудной клетки – на 64,93% (р<0,05), гибкости – на 181,81% (p<0,05), силовой выносливости мышц спины – на 66,13% (p<0,05), брюшного пресса – на 76,21% (p<0,05), уменьшению времени бега на дистанции 30 м на 12,94%; челночного бега – на 19,21%; улучшению результата в прыжке в длину с места на 15,28% (p<0,05). В контрольной группе наблюдалась лишь положительная динамика показателей функционального состояния детей, однако полученные результаты были статистически не значимы.
Полученные данные подтвердили эффективность разработанной методики физкультурно-оздоровительных занятий и могут служить основанием для практического внедрения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
1.1. Роль физического воспитания в формировании здорового образа жизни
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физического благополучия, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологическим базисом для физического и психического благополучия. По B.И. Вернадскому, организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом [2, 4].
Здоровье формируется в результате взаимодействия определенных внешних и внутренних факторов. Признаками индивидуального здоровья являются: специфическая и неспецифическая резистентность к действию стрессорных факторов; показатели роста и развития; уровень физического и функционального состояния организма; наличие хронических заболеваний или дефектов развития; уровень моральных и волевых установок.
Таким образом, четырехкомпонентная модель здоровья представляет собой целостный взгляд на индивидуальное здоровье и иерархию входящих в ее состав компонентов [4, 5].
Соматический компонент дает оперативную информацию о функциональном состоянии органов и систем организма, в основе которого лежит индивидуальная биологическая программа, которая опосредуется базовыми потребностями разных этапах онтогенеза.
Физический компонент дает информацию об уровне роста и развития органов, в основу которого положены морфофункциональные резервы, обеспечивающие процесс адаптации.
Психический компонент отражает состояние психики, что обуславливает состояние душевного комфорта и адекватной поведенческой реакции. Нравственный компонент представляет собой комплекс характеристик мотивационной сферы, в основе которого лежит система ценностей, установок человека в обществе.