Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Специальная дошкольная педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Содержание прогулки как условие формирования познавательной активности детей 5-6 лет.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 6
1.1. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста 6
1.2. Развитие познавательной активности в различных видах детской деятельности у детей 5- 6 лет 16
1.3. Значение прогулки для развития детей дошкольного возраста 20
1.4. Содержание прогулки как условие формирования познавательной активности детей 27
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ 32
2.1. Организация педагогической работы по формированию познавательной активности детей в ходе проведения прогулки 32
2.2. Реализация педагогической работы по формированию познавательной активности детей 5-6 лет в ходе проведения прогулки 38
2.3. Анализ педагогической работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 68

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Актуальной задачей на сегодняшний день является владение человеком не только знаниями, но также умением добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому особенно актуальна проблема развития познавательной активности детей.
Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, потому что она является важным условием и средством познания. Формирование познавательных действий и познавательных интересов ребёнком в разных видах деятельности — это один из принципов дошкольного образования, который закреплен в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования [1].
Дети дошкольного возраста, в соответствии со спецификой развития, стремятся к активной деятельности. В этот период задача взрослых заключается в поддержании, стимулировании и развитии данного стремления. Во время организации педагогического процесса необходимо учитывать, что чем разнообразнее и полнее детская деятельность, тем будет она более значимой для ребенка и станет стимулировать успешность его развития.
Особенности развития познавательной активности дошкольников рассмотрены в работах следующих исследователей: С.А. Козловой, Д.Б. Годовиковой, М.И. Лисиной, Е.Э. Кригер, Е.А. Лобановой, Е.Э. Кригер, В.В. Щетининой, Н.Н. Поддьякова и т. д.
Особенно важную роль в развитии познавательной активности старших дошкольников играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность. Ее осуществление в основном происходит на прогулках и во вторую половину дня. Дети имеют возможность расширить и дополнить свои представления о мире, овладеть разными способами получения знаний.

В процессе прогулки можно создать уникальные условия для всестороннего развития ребенка. Дошкольник удовлетворяет потребность в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром. Получает новые яркие впечатления в процессе разнообразных игр.
Проанализировав состояние работы в дошкольных учреждениях, мы убедились, что непосредственно содержанию прогулок для развития познавательной активности детей уделено недостаточное внимание. Именно поэтому нам кажется актуальным необходимость изучения данной темы.
Тема нашей работы – «Содержание прогулки как условие формирования познавательной активности детей 5-6 лет».
Проблема исследования – каковы педагогические условия для развития познавательной активности детей 5-6 лет в процессе проведения прогулки?
Цель работы – теоретическое рассмотрение основ развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и организация педагогической работы по формированию познавательной активности в ходе проведения прогулки с детьми 5-6 лет.
Задачи работы:
1. Дать определение понятию познавательная активность.
2. Изучить особенности формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить формы организации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
4. Рассмотреть прогулку и ее содержание для формирования познавательной активности детей.
5. Организовать педагогическую работу с детьми по выявлению уровня познавательной активности.
6. Реализовать программу по педагогической работе по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе проведения прогулки.
7. Исследовать влияние целенаправленного включения прогулки для формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — организация познавательной активности в ходе проведения прогулки с детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанная система занятий по формированию познавательной активности детей 5-6 лет в ходе проведения прогулки, включающая в себя различные виды деятельности, такие как наблюдение, эксперименты, работа в малых группах, позволит показать положительную динамику в развитии познавательной активности дошкольников.
Методы исследования: изучение и анализ методической и научно-практической литературы, обобщение данных наблюдения, эксперимент, метод тестирования.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что предложенная система занятий по формированию познавательной активности детей 5-6 лет через содержание прогулки может непосредственно использоваться педагогами дошкольных учреждений, что, несомненно, улучшит воспитательно-образовательный процесс. Данные занятия позволят существенно повлиять не только на развитие у детей 5-6 лет познавательной активности, но и других качеств.
База исследования:
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в результате теоретического анализа по проблеме формирования познавательной активности детей, нами были сделаны следующие выводы:
1) Познавательная активность — это социально значимое качество личности, которое формируется в деятельности. Это природное проявление интереса ребёнка к окружающему его миру, характеризующееся чёткими параметрами. Об интересах ребёнка, а также интенсивности его стремления познакомиться с конкретными явлениями или предметами свидетельствуют:
— особенная заинтересованность и внимание;
— эмоциональное отношение (волнение, смех, удивление и др.);
— действия, которые направлены на выяснение назначения и строения предмета (тут необходимо учитывать разнообразие и качество обследованных действий, паузы на обдумывание);
— постоянное притяжение к данному объекту.
2) В ходе проведения прогулки существует множество способов развития уровня познавательной активности детей: организация опытов, наблюдений, экскурсий, игр и т.д.
Нами была проведена педагогическая работа по формированию познавательной активности детей 5-6 лет в ходе проведения прогулки. Нами было организовано и проведено три занятия. Также мы разработали систему игр и опытов, повышающих познавательную активность детей, методические рекомендации для родителей.
В конце работы мы провели диагностику уровня познавательной активности детей по трем методикам. Мы получили хорошие результаты, что говорит об эффективности проведенной работы по формированию познавательной активности детей 5-6 лет в ходе проведения прогулки.
У детей появились познавательные вопросы, стала заметна эмоциональная вовлеченность абсолютно каждого ребенка в деятельность, дети проявляли положительные эмоции в процессе деятельности; наблюдалась длительность и устойчивость интереса детей к решению познавательных задач; дошкольники активно проявляли инициативность в познании, самостоятельность и настойчивость в деятельности.
Целью нашей работы было теоретическое рассмотрение основ развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и организация педагогической работы по формированию познавательной активности в ходе проведения прогулки с детьми 5-6 лет.
Для достижения поставленной цели нами были выполнены следующие задачи:
1. Мы дали определение понятию познавательная активность.
2. Изучили особенности формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучили формы организации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
4. Рассмотрели прогулку и ее содержание для формирования познавательной активности детей.
5. Организовали педагогическую работу с детьми по выявлению уровня познавательной активности.
6. Реализовали программу по педагогической работе по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе проведения прогулки.
7. Исследовали влияние целенаправленного включения прогулки для формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель и задачи выполнены, гипотеза доказана.

  

В процессе прогулки можно создать уникальные условия для всестороннего развития ребенка. Дошкольник удовлетворяет потребность в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром. Получает новые яркие впечатления в процессе разнообразных игр.
Проанализировав состояние работы в дошкольных учреждениях, мы убедились, что непосредственно содержанию прогулок для развития познавательной активности детей уделено недостаточное внимание. Именно поэтому нам кажется актуальным необходимость изучения данной темы.
Тема нашей работы – «Содержание прогулки как условие формирования познавательной активности детей 5-6 лет».
Проблема исследования – каковы педагогические условия для развития познавательной активности детей 5-6 лет в процессе проведения прогулки?
Цель работы – теоретическое рассмотрение основ развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и организация педагогической работы по формированию познавательной активности в ходе проведения прогулки с детьми 5-6 лет.
Задачи работы:
1. Дать определение понятию познавательная активность.
2. Изучить особенности формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить формы организации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
4. Рассмотреть прогулку и ее содержание для формирования познавательной активности детей.
5. Организовать педагогическую работу с детьми по выявлению уровня познавательной активности.
6. Реализовать программу по педагогической работе по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе проведения прогулки.
7. Исследовать влияние целенаправленного включения прогулки для формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — организация познавательной активности в ходе проведения прогулки с детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанная система занятий по формированию познавательной активности детей 5-6 лет в ходе проведения прогулки, включающая в себя различные виды деятельности, такие как наблюдение, эксперименты, работа в малых группах, позволит показать положительную динамику в развитии познавательной активности дошкольников.
Методы исследования: изучение и анализ методической и научно-практической литературы, обобщение данных наблюдения, эксперимент, метод тестирования.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что предложенная система занятий по формированию познавательной активности детей 5-6 лет через содержание прогулки может непосредственно использоваться педагогами дошкольных учреждений, что, несомненно, улучшит воспитательно-образовательный процесс. Данные занятия позволят существенно повлиять не только на развитие у детей 5-6 лет познавательной активности, но и других качеств.
База исследования:
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

1.1. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста

Обществу особенно необходимы люди, которые имеют высокий профессиональный и общеобразовательный уровень подготовки, способные к решению сложных экономических, политических, социальных, научно-технических вопросов. Познавательная активность — это социально значимое качество личности, которое формируется в деятельности.
Феномен познавательной активности в качестве одного из важнейших факторов обучения всегда привлекал внимание исследователей.
Раскрытие сути понятия «познавательная активность» можно начать с научного определения термина активность. В толковом словаре, активный – деятельный, энергичный.
Активность в качестве особенности личности выявляется в интенсивной, энергичной деятельности: в обучении, труде, в общественной жизни, различных видах искусства, в играх, в спорте. То есть человек с такими качествами нацелен принимать активное участие во всём, показывает себя в деятельности [12, c. 22].
Педагоги рассматривали развитие ребёнка: Я.А. Каменский, Д.Локк, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо. Они определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию.
Актуальными до сих пор остаются утверждения С. Руссовой о важнейших качествах личности – творчестве и активности. Не противоречит современным взглядам обозначение активности в качестве главного принципа функционирования психики, как и её генетически-рефлекторной природы [22, с. 17].

Некоторые ученые рассматривают познавательную активность как качество личности. К примеру, Г.И.Щукина определяет «познавательную активность» так: качество личности, включающее стремление личности к познанию и выражающее интеллектуальный отклик на процесс познания. Познавательная активность становится качеством личности, по мнению ученых, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, в которой интересы и потребности обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.
Некоторые исследователи определяют процесс познавательной активности детей в качестве целенаправленной деятельности, что ориентирована на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Само понятие «развитие» общепринято в психологии и педагогике.
Д.Б. Эльконин подчеркивает: развитие характеризуется, в первую очередь, качественными изменениями психических функций, возникновением в них различных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях разнообразных системных процессов, что ведет к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, а другие забегают вперёд [32, c.56-61].
Основой развития познавательной активности является целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина, развитие познавательной активности происходит путём накопления положительного учебно-познавательного опыта.
Диалектический подход к определению понятия активности мы можем найти в трудах В. Сухомлинского [25,c.65]. Выдающийся педагог считал, что лишь в деятельности проявляется активность человека.

Исследования, что отражены в педагогической литературе, внесли существенный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержится множество оригинальных идей, теоретических обобщений, практических рекомендаций. Из них мы можем увидеть, что активность играет наиболее важную роль в любом познавательном процессе, так как она всегда является решающим условием для успешной деятельности ребёнка, а также его развития в целом.
Известно, что познание – это главная деятельность дошкольников, процесс открытия детьми спрятанных отношений и связей, «процесс проникновения ума в объективную действительность» [15, c.205].
Как правило, проблему познавательной активности детей ученые рассматривают вместе с деятельностью и в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Поэтому условием развития познавательной активности являются практические исследовательские действия самого ребёнка [12, c.22-24].
Об этом утверждали такие ученые, как Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и другие. Под познавательной активностью они понимают инициативную, самостоятельную деятельность ребёнка, нацеленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставятся перед ним в определенных жизненных ситуациях [27, c.23].
Познавательная активность не бывает врождённой. Она формируется на протяжении всей жизни человека. Социальная среда – это условие, от которого зависит, перейдёт ли какая-либо возможность в реальную действительность. Уровень её развития будет определяться условиями воспитания и индивидуально-психологическими особенностями.
Активность дошкольников нельзя оценивать лишь за уровнем усвоения ними социально заданных нормативов. Особенное значение приобретает умение ребёнка самостоятельно организовать себя, реализовать свой замысел, выработать свое собственное суждение по поводу чего-либо, формировать и отстаивать свою мысль, проявлять фантазию, изобретательность, способность анализировать, объединять разные впечатления. Активность ребёнка проявляется непосредственно в его стремлении самостоятельно что-то переделать, открыть, узнать, изменить.
Важным источником познавательной активности дошкольника является опыт его творческой деятельности, что базируется на системе умений и знаний. Известно также, что источником познавательной активности выступает познавательная потребность. И процесс удовлетворения данной потребности осуществляется в качестве поиска, направляемого на выявление, открытие неизвестного, а также на его усвоение.
Некоторые учёные утверждают, что активность исчезает, как только решается какая-либо проблема, то есть, процесс понимания заканчивает свою познавательную активность. Другие же категорически не согласны с этим взглядом, возражая, что именно с понимания и может начинаться весь цикл активности.
Мы будем придерживаться второго тезиса, так как многолетняя практика, опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает: если дети понимают новый материал, осознают, что им необходимо сделать и как, они всегда активны, проявляют большое желание исполнить задание и стремятся продолжить работу в этом направлении, так как им хочется доказать, что они способны познавать, действовать и понимать. Именно от этого дети получают удовольствие.
Переживание ситуации успеха особенно важно для их дальнейшего развития и является своего рода трамплином для преодоления процесса познания. Получается, что за пониманием идёт «вспышка активности». Это также вызывает у детей положительные эмоции.

Тут необходимо вспомнить слова известного психолога Г. Костюка, который отмечал, что понимание — это не только интеллектуальный процесс, когда раскрывается «цветок понимания», а и всегда эмоционально переживается личностью [9,c.205].
Существует два главных фактора, определяющих познавательную деятельность в качестве условия дальнейшего успешного обучения:
1) природная детская любознательность;
2) стимулирующая деятельность педагога.
Источник первого фактора — последовательное развитие потребности ребенка в наружных впечатлениях в качестве специфической человеческой нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (отклонения от нормы и временные задержки), отличие в интеллектуальных механизмах и способностях имеет значительную вариативность развития познавательной активности дошкольника.
Познавательная активность — это природное проявление интереса ребёнка к окружающему его миру, характеризующееся чёткими параметрами. Об интересах ребёнка, а также интенсивности его стремления познакомиться с конкретными явлениями или предметами свидетельствуют:
— особенная заинтересованность и внимание;
— эмоциональное отношение (волнение, смех, удивление и др.);
— действия, которые направлены на выяснение назначения и строения предмета (тут необходимо учитывать разнообразие и качество обследованных действий, паузы на обдумывание);
— постоянное притяжение к данному объекту [18, c.43].
Поэтому непременным условием развития познавательной активности дошкольников, вознесения их на высший уровень выступает исследовательская деятельность, практика.

Особенно важное значение получает факт успешного завершения различных поисковых действий. Необходимо, чтобы организация познавательной деятельности опиралась на уже развитые потребности, в первую очередь на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его поступков, рассуждений, действий, мыслей.
Известно, что обеспечивается развитие творческого мышления не воспроизведением детьми известных образцов действий, а формированием у них способности группировать, комбинировать, рассматривать что-либо с совершенно разных точек зрения, прибегать к различным ассоциациям. Чем богаче будет ассоциации, тем свободнее чувствует себя конкретный ребёнок во время исполнения практических заданий, тем выше будет его познавательная активность.
Использование готовых образцов (принципов, алгоритмов, правил), безусловно, облегчает взрослому руководство всем процессом усвоения ребёнком знаний, это создаёт благоприятные условия для коррекции, оценки и контроля его деятельности. Но не стоит забывать о том, что подобного рода стратегия целесообразна относительно некоторых детей, а, в целом, она снижает познавательную и самостоятельную активность детей, приучает их послушно исполнять чьи-то условия, поэтому не может быть приоритетной.
Является оптимальной и такая организация деятельности ребёнка, в процессе которой он сможет решать то или иное поставленное задание всевозможными способами, каждый из которых будет правильным и заслуживать высокую оценку. В подобных условиях дошкольник может сам выбрать способ решения, а также оценить сделанное как удачное или нет.
Так как эта ситуация для неуверенных в себе детей необычная или даже тревожная, нежелательная, нужно подбодрить ребёнка, высказать ему уверенность в его возможностях, поддержать все его старания, подчеркнуть, что он может выбрать наиболее удобный, интересный для себя способ. Сделать будет ему это нелегко, так как придется избавиться от привычки заглядывать к соседу, ждать указания взрослого, от страха перед собственной ошибкой [27, c.23].
Особенностью здоровой психики ребёнка является познавательная активность.
Любознательность детей всегда направлена на познание ими окружающего мира, а также на построение своей картины мира. Дети, играя, экспериментируют, пытаются установить причинно-следственные связи и зависимость. Они сам, к примеру, могут догадаться, какие предметы будут плавать, а какие будут тонуть. У них появляется множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении дети, тем больше они задают вопросов и тем разнообразнее будут эти вопросы.
Дети стремятся к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «почему?», «зачем?», «как?». Они вынуждены оперировать знаниями, представлять ситуации, а также пытаться найти возможные пути для ответа на вопросы.
Всем известно, что дети – это пытливые исследователи окружающего мира. Данная особенность заложена от природы. И.М. Сеченов в свое время писал о прирождённом и драгоценном свойстве нервно-психической организации детей – безотчётном стремлении понимать все явления окружающей жизни.
Данное свойство И.П. Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого дети обнаруживают качества различных предметов, устанавливают новые связи между ними. Такая предметная «исследовательская» деятельность закрепляет и развивает познавательное отношение непосредственно воспринимаемых предметов.
Сегодня особенно остро стоит вопрос: «как воспитывать ребёнка человеком завтрашнего дня? Какие знания необходимо дать ему в дорогу?».

Осмысление данного вопроса должно происходить непосредственно через осознание резко измененной социальной установки: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Поэтому ребёнка необходимо «учить сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению, как сами знания воспитателя, так и правильность их высказывания. Детей следует научить сомневаться в истинности знаний, в средствах их добывания. Ребёнок может услышать что-либо и запомнить, а может также понаблюдать, спросить о непонятном, сравнить, высказать предложение (к примеру: почему металлические предметы тонут, а корабль из металла нет?). При организации подобного плана опытов дошкольники могут поразмышлять над данным вопросом.
Без этого развивающее обучение невозможно. К сожалению, в практике работы зачастую наблюдается и другая тенденция: давать воспитанникам готовые сведения, которые воспринимать критически нет надобности, их нужно лишь запомнить. Принесёт ли обучение ребенку пользу, при котором знание не ставится в качестве объекта размышления, сравнения, не требует привлечения своего собственного опыта, проявление личного отношения? Поэтому, сомнение – это верный путь к самостоятельности, творчеству, независимости в чувствах, поступках, мыслях.
У истоков познания находится определенное отношение человека непосредственно к объекту познания. Поэтому нужно постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам, а также желание познавать все их свойства. Необходимо всем своим поведением показывать и доказывать детям, что взрослые не утратили способность радоваться и удивляться обыденным вещам, незнакомым и знакомым явлениям, событиям.

Взрослые не могут объяснить и рассказать ребёнку всего того, что касается разнообразных и многочисленных явлений и объектов окружающей действительности. Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании (мир огромен, интересен и прекрасен) взрослые обязаны.
Познавательная активность детей, нацеленная на обследование окружающего мира, организует их внимание на исследуемых объектах достаточно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослых – поддержать этот интерес при помощи разнообразных приёмов и методов.
Известно, что методами обучения являются способы работы воспитателя, при помощи которых достигается усвоение детьми знаний, навыков и умений, а также происходит развитие их познавательных способностей.
В первую очередь, необходимо помнить, что во время организации познавательной деятельности отношения «ребёнок-взрослый» необходимо строить на соучастии, делать это нужно постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, далее к партнерству и, наконец, к сотрудничеству.
Совместная деятельность со взрослыми и общение с ними развивают у детей умение ставить цель, действовать, подражая им. А в совместной деятельности со сверстниками дети начинают использовать различные формы поведения взрослых: оценивать, контролировать, спорить, не соглашаться.
Так происходит зарождение необходимости координировать свои собственные действия с действиями партнёров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательную активность нужно организовывать в форме диалога ребёнка с воспитателем, а также другими детьми в группе. Показателем такого диалога является демократичность отношений, простота общения.

Постановка проблемной задачи и процесс решения её происходит в совместной деятельности детей и воспитателя. Педагог увлекает ребят в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в виде указаний, вопросов, разъяснений. Познавательная активность сопровождается эвристической беседой. Педагог ставит вопросы, которые побуждают воспитанников на основе наблюдений, приобретенных ранее знаний сопоставлять, сравнивать отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к тем или иным выводам. Дети высказывают свободно свои сомнения, мысли, следят за ответами своих товарищей, спорят или соглашаются.
Основа проблемного обучения – это задания и вопросы, что предлагаются детям. Часто взрослые используют вопросы, которые побуждают детей сравнивать, устанавливать различия и сходства. И это вполне закономерно: человек узнаёт всё в мире через сравнение. Благодаря сравнению дети лучше познают окружающую их природу, выделяют в предмете какие-то новые качества, что позволяет по-новому взглянуть на то, что ранее казалось обычным, хорошо знакомым.
Вопросы необходимо ставить так, чтобы сначала дети последовательно выделяли признаки различия, потом – сходства.
Эксперимент грузинского психолога Ш. Амонашвили убедительно свидетельствует о том, что даже самых пассивных детей можно сделать активными. Его метод очень простой: дать ребёнку радость преодоления трудностей, радость познания; научиться ждать от него ответа, переживать вместе с ним счастье интеллектуальной победы.
Развитие познавательной активности представляет именно тот идеальный вариант, когда её становление происходит равномерно, постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира, а также логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы