Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Влияние подвижных игр на развитие быстроты у детей младшего школьного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2 Понятие о физических качествах и методах их развития 11
1.3 Роль подвижных игр в развитии быстроты движений у детей младшего школьного возраста 18
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Методика развития быстроты у детей младшего школьного возраста в подвижных играх 28
2.3 Динамика развития быстроты у детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр 34
Выводы по главе 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

  

Введение:

 

Актуальность темы. Многочисленные исследования, проведенные за последние годы, свидетельствуют о социально-экономических изменениях в современном обществе, процессы глобализации и информатизации обусловили увеличение роли и значимости каждой личности, успешности ее индивидуального развития [7, 8, 23]. Это вызывает необходимость поиска путей оптимизации обучения и воспитания подрастающего поколения, в частности детей младшего школьного возраста.
Одним из важных направлений решения этой проблемы является внедрение новых прогрессивных педагогических технологий в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.
Однако, сейчас ярко проявляется противоречие между декларативными заявлениями о необходимости совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждениях и практической деятельностью в этой сфере.
Традиционные подходы к физкультурно-оздоровительной работе с детьми часто не отвечают современным требованиям и нуждаются в замене на такие, которые эффективнее способствовали бы решению задач укрепления здоровья, своевременному физическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, повышению уровня физической подготовленности, в тои числе и развитию быстроты.
Анализ исследований показал, что составляющими физического развития детей являются двигательные качества (быстрота, ловкость, выносливость, мышечная сила, гибкость). У детей младшего школьного возраста интенсивно развиваются такие двигательные качества, как ловкость, быстрота, гибкость, которые положительно влияют на другие составляющие физического развития: телосложение (морфологию тела) и осанку ребенка. Многие исследователи подчеркивают наличие взаимосвязи между интеллектуальным, моральным, эмоциональным, социальным развитием и двигательной деятельностью, физической подготовленностью ребенка [2, 10, 17, 18].
Вместе с тем, Д.Л. Мироновым [12], А.А. Щанкиным [27], Т.Г. Гурулевой [6], доказано, что подвижные игры у детей создают благоприятные условия для их активного, физического и личностного развития, однако до настоящего времени в научно-методической литературе недостаточно сведений по проблеме развития быстроты у детей младшего школьного возраста, что требует дальнейшего рассмотрения.
Цель исследования – разработать методику подвижных игр для развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
2. Оценить уровень развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики занятий подвижными играми для развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – физическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – средства и методы развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Педагогическое тестирование.
5.Методы математической статистики.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная методика физических упражнений с преимущественным использованием подвижных игр будет способствовать развитию быстроты у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость. Данная работа может быть полезна педагогам, воспитателям, учителям физической культуры для развития быстроты у детей младшего школьного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. В настоящее время одним из приоритетных направлений, стоящих в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста, является не только сохранение здоровья детей, но и обеспечение оптимального развития основных физических качеств. Развитие физических качеств – одна из важных сторон физического воспитания школьников, которая представляет собой разные стороны целостного процесса всестороннего физического развития ребенка, а также является залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека. Известно, что фундамент физической подготовленности закладывается в младшем школьном возрасте, являющимся одним из наиболее ответственных периодов в жизни человека.
Физкультурно-оздоровительная работа содействует эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей. Вследствие целенаправленного педагогического влияния укрепляется здоровье ребенка, происходит подготовка физиологических функций организма, усиленно формируются движения, двигательные способности и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Выбранная нами тема актуальна, так как формирование быстроты занимает существенную роль в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.
2. По результатам констатирующего эксперимента установлено, что подавляющее число исследуемых школьников экспериментальной и контрольной группы имели низкий и средний уровни развития быстроты, что послужило основой для разработки методики подвижных игр по развитию быстроты у детей младшего школьного возраста.
3. Разработанная методика физических упражнений с преимущественным использованием подвижных игр позволила достичь весомых результатов улучшения быстроты у детей, которая подтвердила свою эффективность и значимость. Результаты формирующего эксперимента показали, что применение разработанной методики приводит к улучшению бега 30 м у детей ЭГ на 0,6 с (<0,05), челночный бег 3х10 м (обычные условия) – на 1,3 с (<0,05), челночный бег 3х10 м (вероятностные условия) – на 2,72 с (<0,05), что подтверждает эффективность разработанной методики подвижных игр.
В контрольной группе наблюдалась лишь положительная динамика изменения быстроты, однако полученные результаты были статистически не значимы.
Подводя итог сказанному, можно констатировать, что постоянная и целенаправленная работа над развитием быстроты должна вестись в процессе занятий в образовательных учреждениях, органически вплетаясь в разнообразную подготовку, направленную на совершенствование других качеств (силы, ловкости, гибкости), без развития которых невозможно достичь полноценной физической подготовленности.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст характеризуется равномерным развитием опорнo-двигательного аппарата, но различна его интенсивность роста отдельных размерных признаков. Например, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем масса тела. Очень подвижны суставы детей в этом возрасте, связки эластичны, также скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб ребенка сохраняет большую подвижность до 8 лет [16, 22].
Множество исследований показывают, то, что для развития подвижности во всех основных суставах благоприятен именно младший школьный возраст. Мышцы у детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, которые содержат в себе небольшое количество жира и белка. Но при этом крупные мышцы детей развиты больше, чем мелкие.
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно-рефлекторных связей у детей младшего школьного возраста создают благоприятные условия для развития физических качеств.
Физические качества имеют определенную взаимосвязь между собой в процессе своего развития, потому что являются функцией одного и того же нервно-мышечного аппарата и отображают возрастные и половые особенности организма ребенка [4].
В младшем школьном возрасте начинается интенсивное развитие нервной системы, что создает благоприятные предпосылки к освоению новых движений, формированию двигательных навыков.
Пропорции тела у детей младшего школьного возраста продолжают изменяться, ребенок растет, его тело постепенно становится относительно узким. В период от шести до семи лет наблюдается повышение скорости роста тела в длину, при этом конечности в это время растут быстрее, чем туловище. Поэтому педагогу нужно уделять значительное внимание укреплению мышечного корсета для поддержания правильной осанки.
Для определения этого создан «филиппинский тест», сущность которого заключается в том, что ребенку нужно провести руку над головой и коснуться противоположного уха. Если полуростовой скачок еще не прошел, ребенок не может дотянуться до уха. Завершение полуростового скачка сопровождается тем, что ребенок может свободно дотянуться до верхнего края ушной раковины. Данный тест отражает степень морфофункциональной зрелости организма, что связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.
Костная ткань в младшем школьном возрасте характеризуется следующими особенностями:
• отличия в строении и химическом составе;
• наличие интенсивных ростовых процессов.
Для костной ткани детей характерно строение, напоминающее волокнистую костную ткань взрослых. В их костной ткани больше органических веществ. Такая кость характеризуется меньшей твердостью, большей пластичностью, чем кость взрослых, она легче подвергается деформациям. Форма грудной клетки изменяется с возрастом. В возрасте 7-8 лет она принимает форму, характерную для взрослых. У детей при длительной деятельности, которая требует сжатия грудной клетки, возможна ее деформация.
Мышечно-связочный аппарат в этом возрасте слабый, характеризуется высокой способностью к растяжению. Это обусловливает значительную гибкость, однако не обеспечивает надежной фиксации костей. Поэтому возможны деформации скелета, развитие асимметрии тела и конечностей, возникновение плоскостопия [1].
В мышечной ткани детей данного возраста происходят не только процессы увеличения массы мышц, их морфологическая перестройка, а также дифференцировка волокон различных типов. Развитие мышц тесно связано с двигательной деятельностью ребенка.
Младший школьный возраст особенно важен для формирования правильной осанки. В этом возрасте продолжается окостенение многих элементов скелета, что может служить важной оценкой «костного возраста», который определяется рентгенографически. Отсутствие сильно развитого мышечного корсета в этом возрасте может привести к нарушениям осанки, формы сводов стопы [22].
Степень развития скелетных мышц и уровень координации движений во многом определяют облик ребенка в этом возрасте. С развитием мышц и двигательных центров изменяется двигательная активность ребенка.
В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц, такие как скорость, сила, ловкость, выносливость. Дети в младшем школьном возрасте очень возбудимы, однако их работоспособность находится на низком уровне. Для них характерна быстрая утомляемость. Поэтому при организации занятий следует избегать длинных монотонных объяснений, длительных и монотонных задач. Время произвольного удержания внимания детей 6-7 лет — 15-20 мин.
Особенно важно точное дозирование нагрузок, поскольку у детей этого возраста недостаточно развито чувство усталости. Они плохо оценивают изменения во внутренней среде организма и недостаточно адекватно описывают эти изменения.
В связи с медленным ростом лабильности нервных центров и подвижности нервных процессов в младшем школьном возрасте основные показатели скорости, такие как скорость отдельных движений, темп движений, находятся на невысоком уровне.
Сила мышц в этот период растет умеренно. Ее развитие связано с утолщением мышечных волокон, общим увеличением мышечной массы.
У ребенка очень быстро исчерпываются энергетические ресурсы. Другими словами, в организме нет функциональных возможностей для долгого поддержания устойчивых (стационарных) состояний, возникающих при различных видах деятельности, что проявляется в быстром утомлении при физических и умственных нагрузках.
Общая выносливость невысока. Детям младшего школьного возраста не рекомендованы статические усилия, поскольку они сопровождаются неблагоприятными реакциями сердечно-сосудистой системы и длительным периодом восстановления [22].
На протяжении всего младшего школьного периода хорошо развита гибкость. Дети характеризуются высокой двигательной активностью, которая является предпосылкой нормального развития. Для профилактики гипотонии необходимо использовать четко дозированную физическую активность. В этом возрасте следует применять наглядные методы обучения, широко использовать игры, эстафеты, пытаться развивать деятельность рук и приучать детей к словесным инструкциям.
Соответствие кратковременных нагрузок функциональным возможностям организма ребенка обусловлено высокой возбудимостью иннервационных механизмов, которые регулируют деятельность опорно-двигательного аппарата. Вследствие всего вышесказанного именно возраст 6-7 лет является наиболее благоприятным для развития физических и двигательных способностей в классическом танце. Развитие в младшем школьном возрасте идёт относительно и равномерно, также постепенно должны повышаться физические нагрузки.
В этом возрасте дети очень уверенно овладевают элементами технических движений; они способны к точным, самостоятельным и ловким движениям, которые производятся под музыку, со всей группой детей; cпособны осваивать и реализовать сложно кoординированные движения в танце; способны к выполнению простейшего графического движения [1].
В младшем школьном возрасте организму ребенка свойственна незавершенность развития центральной нервной системы, а также многих анализаторов (зрительного, слухового анализатора, опорно-двигательного аппарата), несовершенство нервно-гуморальной регуляции всех физиологических функций.
В данном возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается структурная дифференциация нервных клеток и рост. Однако функционирование самой нервной системы характеризуется именно преобладанием процессов возбуждения [22].
Возрастные изменения организации двигательной активности определяются неравномерностью созревания структур центральной нервной системы. Созревание структур мозжечка, полосатого тела, сопровождаются снижением тонического напряжения мышц, установлением баланса активности мышц верхних и нижних конечностей.
Улучшение двигательной деятельности в младшем школьном возрасте связано с совершенствованием взаимодействия коры с мозжечком и рядом подкорковых центров, в частности, красным ядром.
В младшем школьном возрасте наблюдается зрелая форма активации, значительно возрастает роль словесной инструкции в формировании произвольного внимания. Однако в этом возрасте эмоциональный фактор имеет большое значение. Эмоции детей неустойчивы и чрезвычайно сильные в своих проявлениях, что обусловлено отсутствием достаточного контроля со стороны высших отделов центральной нервной системы. Ребенок в этом возрасте может легко и быстро заплакать или засмеяться, переходить от плача до смеха. По мере созревания высших структур эмоциональность уменьшается.
У детей появляется интерес к новым видам деятельности; интерес к миру взрослого и дети стремятся быть похожим на них; проявляется познавательный интерес; устанавливаются и сохраняются положительные взаимоотношения со сверстниками [1].
Таким образом, в младшем школьном возрасте интенсивно развиваются такие двигательные качества, как ловкость, выносливость, гибкость, которые позитивно отражаются на других составляющих физического и морфофункционального развития ребенка. Изменения в двигательной функции младших школьников происходят весьма значительно, что нужно обязательно учитывать педагогами при планировании занятий подвижными играми.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы