Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Развитие координационной выносливости у юношей 15-17 на внеурочных занятиях горнолыжным спортом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития координационной выносливости у юношей 15-17 лет на внеурочных занятиях горнолыжным спортом 7
1.1. Анатомо-физические особенности юношей 15-17 лет 7
1.2. Определение понятий: «двигательные способности», «физические качества», «выносливость» её факторы проявления и показатели 9
1.3. Развитие координационной выносливости посредства горнолыжного спорта на внеурочных занятиях 16
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 24
2.1 Задачи исследования 24
2.2 Методы исследования 24
2.3 Организация исследования 29
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 31
3.1 Методика развития координационной выносливости у юношей 15-17 лет на внеурочных занятиях горнолыжным спортом 31
3.2 Результаты и их обсуждение 34
Заключение 40
Библиография 41
Введение:
Актуальность исследования. Научно-технический прогресс характеризуется быстрым ростом скорости жизни, стремительным развитием производства, науки и техники и другими направлениями деятельности человека, что, в свою очередь, предъявляет очень высокие требования к его умственной и физической работоспособности. Современному человеку необходимо ориентироваться в огромном информационном потоке, выбирать только необходимые данные, понимать технику, постоянно пополнять свои знания и навыки, а главное, современный человек должен быть здоров, для этого он должен быть в отличной физической форме, энергичен, бодр, чтобы высокая работоспособность помогала успешно действовать в определенной сфере. В результате, дети и подростки, постепенно взрослея, должны иметь определенный запас физических сил и обладать устойчивой психикой.
Основой эффективности и успешного развития любого вида деятельности является выносливость, в том числе координационная выносливость, которая относится к основным физическим качествам человека. Кроме того, многие исследователи, такие как Ашмарин Б.А., Васильков А.А., Курамшин Ю.Ф., Лях, В.И., Матвеев Л.П., Холодов Ж.К. и др. считают, что выносливость служит основой для развития всех остальных физических качеств (ловкость, гибкость и координацию).
Проблема воспитания и повышения координационной выносливости на занятиях физкультурой отмечена как самая важная в физической культуре подрастающего поколения. Это подтверждается новыми Федеральными государственными образовательными стандартами, в которых одним из приоритетных направлений является сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Между тем, результаты научных исследований М.Л. Листовой свидетельствуют о его значительном ухудшении [14]. Причина, по нашему мнению, скрывается в малоподвижном образе жизни у подрастающего поколения, которые большую часть свободного времени проводят за компьютером, в ущерб подвижным играм на свежем воздухе. У таких молодых людей возникают серьезные проблемы и с освоением образовательной программы многих дисциплин, и со сдачей контрольных нормативов.
На наш взгляд, выходом из создавшегося положения может стать развитие способностей противостоять физической утомительности обучающихся как одного из показателей их здоровья. Выносливость создает уверенность и позволяет вам справляться с работой, которая требует значительных физических нагрузок, которые будут всегда в нашей жизни. По словам Н.А. Фомина, повышение общей выносливости должно быть самой важной частью физической подготовки [24].
Предмет «Физическая культура» призван решать проблемы физкультурного образования, оздоровления и направленного воспитания личности средствами физической культуры. На уроках и на внеурочных занятиях физической культуры наряду с решением образовательной и воспитательной задач особое внимание необходимо уделять повышению двигательной активности обучающихся, что определяет требования к уровню их физической подготовленности.
Необходимо признать также, что координационная выносливость нужна и юным спортсменам. В некоторых видах спорта она напрямую определяет результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, катание на лыжах, езда на велосипеде, катание на коньках на длинные дистанции), в других это лучший способ выполнять определенные тактические действия (борьба, бокс и др.). В-третьих, это помогает выдержать несколько кратковременных высоких нагрузок и быстро восстановиться после работы (спринт, прыжок и т.д.).
В настоящее время существует большое количество методик развития координационной выносливости у обучающихся (А.П. Матвеев; Н.И. Волков, В.И. Лях, К.Ф. Шутов, М.С. Мальцева, А.С. Земсков). Однако развитие координационной выносливости у юношей 15-17 лет остается на довольно низком уровне. Проблема в том, что, по данным мониторинга двигательных способностей обучающихся уровень их физической подготовленности снижается, что свидетельствует о необходимости изменений подходов к организации и проведению внеурочных занятий физической культуры. Особенно актуально решение данной задачи в возрасте 15-17 лет, который является наиболее благоприятным для развития и совершенствования координационной выносливости. Определяющей характеристикой метода тренировки на выносливость является постепенный переход воздействий, направленных в первую очередь на повышение аэробных возможностей организма, и тренировку специальной выносливости посредствам горнолыжного спорта
Таким образом, тема нашего исследования «Развитие координационной выносливости у юношей 15-17 лет на внеурочных занятиях горнолыжным спортом» является актуальной.
Цель исследования: выявить эффективность разработанной методики по развитию координационной выносливости у юношей 15-17 лет на внеурочных занятиях горнолыжным спортом.
Объект исследования: процесс развития координационной выносливости у юношей 15-17 лет.
Предмет исследования: методика развития координационной выносливости у юношей 15-17 лет на внеурочных занятиях горнолыжным спортом.
Гипотеза исследования: предполагаем, что подобранный нами комплекс физических упражнений будет способствовать эффективности развития выносливости у юношей 15-17 лет на внеурочных занятиях горнолыжным спортом.
Задачи исследования:
1.изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2.проанализировать средства и методы воспитания координационной выносливости у юношей 15-17 лет на внеурочных занятиях горнолыжным спортом;
3.оценить эффективность разработанной методики по воспитанию координационной выносливости у юношей 15-17 лет на внеурочных занятиях горнолыжным спортом.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; контрольные испытания; методы математической статистики.
Методологической основой работы являются труды отечественных авторов по теории и методике физического воспитания, педагогики, психологии. Результаты проведенных педагогических наблюдений, контрольного испытания.
Практическая значимость представленной работы заключается в использовании данных для развития координационной выносливости у юношей 15-17 лет на внеурочных занятиях горнолыжным спортом. Полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности учебного процесса, а также для обеспечения оптимальных условий осуществления индивидуального планирования нагрузок на внеурочных занятиях горнолыжным спортом.
Структура и объем работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Из всего выше сказанного сделаем выводы:
1. На основе литературы мы установили: координационная выносливости играют важную роль в горнолыжном спорте, горнолыжникам необходимо их развивать для того, чтобы с повышением уровня развития координационной выносливости повышать сложность проходимых ими трасс, а также снизить риск получения спортивных травм. Так как координационная выносливость играет важную роль в горнолыжном спорте, спортсменам-горнолыжникам развивать их просто необходимо. Для этого и существуют средства, которые мы рассмотрели выше, выполняемые по рассмотренными нами методам: равномерный, повторный, интервальный, круговой, игровой и соревновательный.
2. В результате исследования был разработан комплекс упражнений направлен на совершенствование координационной выносливости. Используя его в тренировках, можно рассчитывать на успешное совершенствование координационной выносливости спортсменов-горнолыжников я.
3. Результаты исследования показали, что экспериментальная методика совершенствования координационной выносливости спортсменов- горнолыжников эффективна. Во всех трёх тестах результаты экспериментальной группы достоверно выше, чем в контрольной группе (р<0,05), тем самым подтвердив эффективность развития координационных способностей у юных горнолыжников в условиях спортивной подготовки.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития координационной выносливости у юношей 15-17 лет на внеурочных занятиях горнолыжным спортом
1.1. Анатомо-физические особенности юношей 15-17 лет
Возраст 15-17 лет относят к старшему школьному возрасту – юношеству или так называемому постпубертатному периоду [25]. В 15-17 лет уже сформирован промежуточный мозг, достигает взрослых размеров мозжечок, закончен процесс миелинизации нервных путей. На данном возрастном периоде устанавливается взрослый тип электрической активности в ЭЭГ со стабилизацией амплитуды и частоты корковых потенциалов. Помехоустойчивость поведенческих реакций приближается к взрослому уровню. Эта способность имеет большие индивидуальные различия, она контролируется генетически и мало изменяется в процессе тренировки. Можно также отметить, что переход доминирующей роли от правого к левому полушарию приводит к значительному совершенствованию абстрактно — логического мышления, развитию второй сигнальной системы и процессов экстраполяции [24].
Относительно зрительной сенсорной системы можно сказать, что глубинное зрение уже к 15-17 годам достигает конечных величин, светочувствительность же продолжает увеличиваться. Вместе с тем, у юношей начинает снижаться восприятие высоких частот, этот процесс продолжается и далее в зрелом возрасте. Кроме того, созревание слуховой сенсорной системы уже завершено. Необходимо не допускать негативного влияния громкой музыки, чтобы это не привело к патологическому снижению слуха [27].
Вестибулярный аппарат уже сформирован к 15-17 годам, в боксе данный аспект играет немаловажную роль; способность поддерживать равновесие улучшается и стабилизируется. 6 Двигательная сенсорная система достигает взрослого уровня. С 16 лет точность различения мышечных напряжений практически не отличается от уровня взрослых. К 15-17 годам мышечный вес достигает взрослых размеров и устанавливается индивидуальный тип соотношения медленных и быстрых волокон в скелетных мышцах. Спортивные достижения в этом возрасте у боксеров возрастают, поскольку физические возможности тоже растут. Также идут вверх показатели объема 7 Структура умственной деятельности становится более сложной и происходит дифференциация направленности интересов. Положение усугубляется в данном возрасте и тем, что присутствует чувство беспокойства за свои внешние характеристики и внутреннее соответствие запросам общества. В построении тренировки боксеров юношей необходимо учитывать высокую динамичность и лабильность протекания у них нервных процессов, в сравнении с взрослыми боксерами, и их недостаточный уровень психической устойчивости и выносливости, особенно ярко проявляющийся в соревновательной обстановке [1, 4].
Психологическая подготовленность боксера определяется степенью развития специализированных восприятий чувства дистанции и времени удара, ориентировке на ринге, быстроты реакции, умения предугадывать действия соперника, тактического мышления, внимания и психическим состоянием спортсмена. При оптимальной психологической готовности у спортсмена наблюдается наивысший уровень развития качеств и состояния так называемой психической готовности. Его характеризует уверенность в себе, стремление бороться до конца и победить, способность мобилизовать все силы для достижения поставленной цели в бою, значительная психическая устойчивость [2].
Все вышеуказанные факторы говорят о сложном психологическом моменте в жизни каждого человека, помочь ему в становлении собственной личности может спортивная деятельность. Выброс адреналина, референтная группа – все это благоприятно сказывается на изменениях в психике юношей. Развитие силовых способностей содействует общему гармоническому развитию всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. В этом отношении необходимо использование избирательных силовых упражнений. Здесь большое значение имеют их объем и содержание. Они должны обеспечивать пропорциональное развитие различных мышечных 8 групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке [10,13]. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному [2].
Необходимо учитывать, что разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков) предполагает развитие силовых способностей всех основных видов. Создание условий и возможностей, так называемой базы, для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально прикладной физической подготовки, позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии. Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки.