Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Разбор пьесы Л.Г. Зорина «Варшавская мелодия»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ ПЬЕСЫ 5
1.1 Творчество автора 5
1.1.1 Особое место пьесы «Варшавская мелодия» 7
в творчестве Л.Зорина 7
1.1.2 Актуальность пьесы Л. Зорина 8
1.1.3 История постановок и сценических решений пьесы «Варшавская мелодия» 10
1.1.4 Эпоха и время действия в пьесе Л.Зорина 11
1.2 Разбор пьесы 13
1.2.1 Сверхзадача 13
1.2.2 Событийный ряд 14
1.2.3 Конфликт 15
1.2.4 Предлагаемые обстоятельства 16
1.2.5 Характеристика главных героев 20
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПЬЕСОЙ 25
2.1 Выбор пьесы, погружение в материал, эпоху и характеры 25
2.2 Поиск сверхзадачи и сквозного действия 27
2.3 Решение образов 28
3.6.1 Застольный период 32
2.3.1 Поиск костюмов для персонажей 39
2.3.2 Репетиции в выгородке 40
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Введение:
Можно не помнить фамилию Л. Зорина (если ты, конечно, не профессионал в области искусства), можно не знать, что это его перу принадлежит увлекательная и очень светлая пьеса «Покровские ворота», по которой поставлен фильм, до сих пор не выпускающий зрителя из магического круга самых ярких эмоций. Можно никогда и не узнать, что Л. Зорин до сих пор живет и творит среди нас (ему 92 г), что в своей жизни он вынес много запретов и пережил много побед. Но пьесу «Варшавская мелодия» не знать невозможно. Только в 1968 г. после написания на территории СССР ее поставили 93 (!) театра и не перестают возвращаться к ней вновь и вновь. Загадка? Нет, в «Варшавской мелодии» заложены особые человеческие вибрации, которые зритель улавливает через года. И неважно, что социальный фон, описанный в пьесе, молодым людям не понятен, зато всегда понятно другое, то, что происходит с тобой, когда ты задаешь себе вопросы – кто ты? Кто виноват в жизни, которая не смогла сложиться так, как надо? Чем можно оправдать свою слабость, нежелание совершить поступок? Как бороться с как всегда равнодушной и бесстрастной государственной машиной? И на это фоне – красивая история любви, которая ничем не закончилась. Почему – мы будем выяснять в этой работе.
Предметом исследования станет реализация режиссерского замысла в процессе постановки пьесы Л. Зорина «Варшавская мелодия».
Объектом исследования станет методология и этапы режиссерской работы во время реализации постановки пьесы Л. Зорина «Варшавская мелодия».
Для прохождения этого пути мной определены цели и задачи, в которые входит: изучение биографии и творчества автора, эпохи, каждого героя пьесы, историй постановок, а также специфическая режиссерская работа по осмыслению пьесы, которая состоит в определении сверхзадачи постановки, событийного ряда, главного конфликта, композиции. За этим последует практическая работа этюдным методом, работа по мизансценированию, сценографии, музыкальным оформлением и костюмами. Решив все эти задачи, я намерена создать грамотное и эмоциональное произведение, которое донесет до зрителя мою концепцию – в жизни ни на что и никогда не хватает времени, мы все в делах и заботах, не понимая, что самое главное в это время проходит мимо.
Методы, которые я буду использовать в работе над дипломом:
1. Сбор, анализ и осмысление материалов об авторе, о пьесе и о времени написания пьесы.
2. Анализ работы с другими творческими членами команды – сценографом, художником по костюмам, художников по свету и звукорежиссером.
3. Организация и проведение репетиционной работы с актерами.
4. Обобщение полученного опыта и выводы.
Заключение:
Я выбрала пьесу по определенным причинам, которые показались мне важными как личностно, так и с точки зрения вечности темы, ведь эта тема – любовь, которая актуальна во все времена, пока есть на этой Земле люди.
Я не видела ни одного спектакля из истории постановок «Варшавской мелодии», но, почитав рецензии увидела, что постоянно присутствует тема обреченности. Я хотела попробовать, не поломается ли авторская идея от моей сверхзадачи, не совсем схожей с мыслями драматурга. Я пришла к тому, что Зорин специально оставил жирный знак вопроса в финале. Нам не дали конкретных указаний, как ставить этот спектакль, поэтому если все додумать, продумать и сцепить одно из другим, может получиться другой спектакль, в котором в финале будет свет и надежда.
Я пыталась понять, что имел ввиду автор, чтобы бережно перенести его мысли в свою постановку. Интересно было понять, что такое для него возраст 40 лет. Сейчас это вообще не возраст и в 40 лет можно начать сначала все, что захочется — влюбиться, начать новое дело, совершить любой поступок, переворачивающий твою жизнь. В 70 это уже страшновато, а в 40 – самое время. Что имел ввиду Зорин, когда дал героям для развития их отношений целых 20 лет? Почему нельзя было остановиться на 10 годах. Я понимаю, что в музыке самое совершенное произведение, как правило, трехчастное. Наверное, необходим был все-таки третий подход, чтобы окончательно принять решение. Но каким оно должно быть?
Надо было начать все сначала и пойти от сверхзадачи. Зорин, как мне кажется (да он и сам об этом говорил) писал об отказе от своих чувств, потому что невозможно выдержать такой натиск государственной машины. В то время, наверное, это было самое страшное, что могло произойти с человеком (Сталин и его концепция были еще живы). В наше время не думаю, что есть смысл говорить о конфликте с государством, это не так актуально, если мы не ставим пьесу о каком-нибудь крутом оппозиционере. Но вечной остается тема любви и тема выбора. Человек сам себе – и судья, и палач. То, что может происходить в человеке и его поедать не сравнится с тюрьмой. Это внутренняя тюрьма, которая страшнее, потому что вроде бы тебя никто и не держит.
Я хотела сделать о победе любви, о реализованном шансе, да, пусть через 20 лет. О том, что человек способен переосмыслить все и увидеть самого себя в этом социуме. Мы до сих пор не умеем быть свободными, у нас много проблем, которые современный мир уже прошел и решил. Мы не видим себя, мы видим себя в делах, в работе, но не самого себя.
Я попыталась понять, как эта идея реализуется на практике. Поняла в процессе работы, что такое сквозная линия, что такое конфликт. Эту линию любви, подкрепленную повтором мизансцены и музыки я попыталась пронести через весь спектакль и выйти на свою мысль – надежда есть.
Я увидела, как интересно работает музыкальный лейтмотив, какие возможности дает пластическая сценография и свет. Я увидела, что такое режиссура в действии и мне в этом помогла именно эта пьеса, в которой действуют только два человека и часто они молчат, а иногда говорят ни о чем. И эти сценические минуты надо заполнять именно режиссеру. Да и не только в этой пьесе. Подумала, что даже в пьесе, переполненной персонажами, режиссеру надо четко продумывать, чем занимается каждый герой и он не просто должен чем-то заниматься, а четко работать на главную идею, на главного персонажа, на продвижение к кульминации.
Я поняла все взаимосвязи в спектакле – свет, звук, работа актеров, декорация, музыка. И как точно надо продумывать каждое действие, каждую секунду постановки. А потом эту придуманную в голове схему нести к живым актерам и не всегда она работает. Актеры – живые люди и если ты в чем-то ошибся, то постановка понеслась совсем в другую сторону. Я поняла, как надо все время «держать сверхзадачу» на сцене, чтобы все работало на нее и финал вызывал целую бурю мыслей и эмоций у зрителя. Это все случится только тогда, когда все пазлы сложатся, а сложить их может только режиссер.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ ПЬЕСЫ
1.1 Творчество автора
Леонид Зорин – советский драматург и прозаик, родился в 1924 г. в Баку. Его первая поэтическая книга, написанная им в 10 лет, была замечена А. Горьким, в 17 лет он стал членом Союза писателей, а в 23 года – драматургом в Малом театре. На этой сцене в 1949 г. была написана и поставлена его первая пьеса «Молодость», а через 4 года в этом же театре — «Откровенный разговор». Вторую пьесу осудили на всех уровнях «за одностороннее изображение советской действительности» — пьеса обличала бюрократов и через них – всю заскорузлую социальную систему.
В своей следующей пьесе Л. Зорин поступил иначе – чтобы показать существующую в обществе проблему, он сделал главным персонажем не отрицательного героя, а настоящего, честного и достойного коммуниста, который, по сути, борется все с той же бюрократией. Внутри пьесы «Чужой паспорт» была заложена тема ответственности руководства перед своим народом. С этой же пьесы отныне и навсегда белой нитью по всему творчеству Л. Зорина прошла тема нравственности и личной ответственности человека за все, что происходит с ним и за то, что происходит в обществе.
Л. Зорин пишет пьесу «Гости» о перерождении советской власти и ее неприкрытой буржуазности. В театре им. Ермоловой ее поставил А. Лобанов, спектакль зрители увидели только один раз на премьере, после этого его сняли с большим скандалом. А для режиссера и автора пьесы все это закончилось тяжелой болезнью. Все следующие пьесы тоже пробивались к зрителю очень сложно, через препятствия цензуры, хоть и ставили их самые великие на то время режиссеры
Симонов, Завадский, Товстоногов. «Цензура – это невероятная удавка на шее» , — писал Л. Зорин и тем не менее продолжал писать.
Л. Зорин – один из самых плодовитых драматургов, каждый год он писал по одной-две пьесы плюс прозу и всегда был на острие проблемы. Драматург поднимал актуальные во все времена темы вещизма и мещанства (пьеса «Светлый май», 1957), недопустимости беспринципности в научной среде (пьеса «Добряки», 1958), карьеризма и чести (пьеса Друзья и годы, 1961), художника и власти (Римская комедия, 1964, блестяще поставленная Г. Товстоноговым и подвергшаяся нападкам цензуры за то, что драматург критически рассматривает проблемы взаимоотношения личности и государственной машины). Так же нравственны были идеи, заложенные в пьесах Декабристы (1966), Царская охота (1974), Коронация (1968), Медная бабушка (1970) и это все строилось на той же дилемме, только на историческом материале.
В 1974 г. он написал «Покровские ворота». Это было очень личное произведение, построенное на собственном периоде жизни, но даже эта, казалось бы, легкая и изящная романтическая комедия вызывала недовольство – в ней была четко прописана линия интеллигента, которому приходится очень нелегко в тисках государственного устройства.
В развитии современного театра Л. Зорину отводится особое место. Его творчество отличает многообразие жанров (собственно, он сам и говорил об этом, описывая свои пьесы как «исторический театр», «лирическая трилогия», «задумчивые комедии» и т.д.). Его драматургию отличает мелодраматическое начало, тонкий психологизм, юмор и легкая грусть. В нем самом как в личности
привлекают широкая эрудиция, эмпатия, ясное понимание болевых точек общества.
В его прозе явственнее, чем в пьесах проступает острая тема противостояния человека и бесчеловечности государственной системы, но одновременно и тема добра и веры в него.