Режиссура Дипломная работа (колледж/техникум) Гуманитарные науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Разбор пьесы А.Н.Арбузова «Мой бедный Марат»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1. Творчество А. Н. Арбузова 5
1.2. Место пьесы «Мой бедный Марат» в творчестве А. Н. Арбузова 6
1.3. Постановки пьесы «Мой бедный Марат» в различных театрах Москвы 8
1.4. Характеристика эпохи, описываемой в пьесе 11
2. Практическая часть 15
2.1. Разбор пьесы А. Н. Арбузова «Мой бедный Марат» 15
2.2. Цель постановки (сверхзадача) 17
2.3. Определение событийного ряда и основного конфликта 18
2.4. Характеристика главных героев 20
2.5. Процесс работы над пьесой 21
2.6. Работа с актёрами. Застольный период 22
Заключение 26
Список используемой литературы 31

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что главный стержень многих драм А. Н. Арбузова, в том числе и «Моего бедного Марата» – не бойся быть счастливым. Даже в самых неподходящих, самых отдалённых от счастья обстоятельствах. Более того – именно в самых страшных, трагических декорациях счастье может быть наиболее полным, а в мирные, благополучные времена – в лучшем случае половинчатым. Но осознать это ты можешь только с расстояния прожитых лет. Актёрам театра удалось воссоздать и острое, пронзительное ощущение юношеского счастья в страшных декорациях блокадного Ленинграда, и то, как это прошлое счастье тускнеет, слабеет, гаснет в условиях несравнимо более спокойного, налаженного послевоенного быта. Постановка оставляет у зрителей очень глубокое впечатление и вызывает желание перечитать пьесу, не спеша разобраться в тонкостях взаимоотношений героев и в истории их сложно переплетённых между собой жизней .
Целью данной работы является разбор пьесы А. Н. Арбузова «Мой бедный Марат».
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать творчество А. Н. Арбузова.
2. Охарактеризовать место пьесы «Мой бедный Марат» в творчестве А. Н. Арбузова.
3. Описать постановки пьесы «Мой бедный Марат» в различных театрах Москвы.
4. Дать характеристику эпохи, описываемой в пьесе.
5. Провести разбор пьесы А. Н. Арбузова «Мой бедный Марат».
6. Проанализировать цель постановки (сверхзадачу).
7. Определить событийный ряд и основной конфликт.
8. Дать характеристику главных героев.
9. Проанализировать процесс работы над пьесой.
10. Выявить специфику работы с актерами.
Объектом исследования является пьеса А. Н. Арбузова «Мой бедный Марат».
В качестве предмета работы выступает разбор пьесы А. Н. Арбузова «Мой бедный Марат».
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, индукции.
Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие десять параграфов, каждый из которых направлен на решение поставленных и обозначенных выше задач, заключение, список используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Казалось бы, пьеса написана полвека назад. Что может в ней быть интересно современному человеку, с его гаджетами, информационными технологиями, легким поиском и общением с любым человеком, благодаря социальным сетям? Сейчас невозможно просто так взять и «потеряться» на 13 лет, как это произошло с Маратом в этой пьесе.
Оказалось, может. Оказалось, что пьеса Арбузова не устарела за это время. Потому что поставлены в ней вечные вопросы. Кто кузнец своего счастья? Надо ли бояться своего счастья? До какой степени полезна жалость к человеку, а когда она превращается в зло? Что такое любовь и надо ли за неё бороться? До какой степени нужно жертвовать собой ради других? Можно ли построить счастливую жизнь на чужом несчастье? И так далее.
Поэтому очень простая, даже примитивная внешне (в ней всего три героя), но на самом деле глубокая и по-настоящему гениальная, пьеса интересна театрам и сегодня. Как и 50 лет назад, она по-прежнему на сцене, и на эти спектакли также ходит зритель, чтобы не только попробовать разобраться в хитросплетениях чужой жизни, но и дать ответы на вечные вопросы.
Пьеса в театре идет в три действия, то есть зрители выходят на непривычные два антракта. Впрочем, по замыслу драматурга, это неизбежно. Во многих своих пьесах Арбузов растягивает действие на долгие годы и даже десятилетия, чтобы показать, как жизнь меняет взрослеющих героев.
Первое действие пьесы «Мой бедный Марат» происходит в 1942 году в блокадном Ленинграде. Чужую пустующую комнату в большом полупустом из-за голода и блокады доме случайно занимает 16-летняя девушка Лидия, которую все зовут Лика .
Маленькая, несуразная, но очень добрая — чем-то напоминающая Джульетту Мазину в фильмах Федерико Феллини. В осажденном фашистами Ленинграде девочка осталась совершенно одна, без единого родного человека. Глухое одиночество в пустом доме, который то и дело бомбят, в пустой холодной комнате… И её спокойное и тихое мужество, помогающее выжить, сохранить рассудок в городе, где всюду только голод и смерть. Когда в свою квартиру возвращается 17-летний Марат, для девушки заканчивается мертвая тишина и начинается жизнь…
Марат – добрый человек, и, естественно, он не выгоняет девушку из своей квартиры. Характер абсолютно цельный, обладающий несгибаемым стержнем. Марат по-юношески максималист, хотя остается таким же и в зрелые годы. Для него белое – это белое, черное – это черное, и он практически не умеет идти на компромиссы.
Постепенно к молодым приходит любовь, неизбежная в обстоятельствах, когда встречаются два полных одиночества. Но если Лика не скрывает своих чувств и говорит о своей любви, то Марат совершенно не по-мужски «тянет резину», уходит от прямого ответа на вопросы любящей женщины. Почему он так себя ведёт – в этом зрителям еще предстоит разобраться. Слова Марата: «Я бы тебе сказал, но не скажу» — становятся лейтмотивом всей пьесы, практически до самого финала.
Третьим в этой комнате появляется такой же юный, 17-летний Леонидик – хрупкий, болезненный человек, совершенно не мужчина. Здесь-то и возникает первая коллизия. Юная женщина не может себе объяснить, что ею сильнее движет: любовь к Марату или жалость к Леонидику? А посоветоваться не с кем: в этой комнате — все сироты. Марат дежурит на крыше домов, тушит зажигалки. Лика работает санитаркой в больнице. Леонидик болеет. И все мечтают о том, что закончится война. Марат мечтает стать строителем мостов. Лика хочет быть медиком-исследователем.
Леонидик планирует стать поэтом. Два парня любят одну девушку. Кого любит она? Одного любит, другого жалеет, и, как выясняется, эти чувства в её душе практически равнозначны. Марат пытается скрыть свою ревность и уходит на фронт, чтобы доказать, что он может быть не только вруном и болтуном, рассказывающим Лике байки о себе, но и настоящим героем.
Второе действие – это 1946-й год, сразу после войны. То, о чем мечтали герои в жестокие и мрачные дни блокады, уже практически сбылось. Лика учится в медицинском институте. С фронта приходит Леонидик. У него нет руки, на зато проявился поэтический дар. Как и мечтал, он уже пишет стихи, и многие из них публикуют.
Лика принимает Леонидика, глубоко сочувствует ему, жалеет его, но продолжает ждать своего любимого Марата. Он появляется неожиданно — разведчик, капитан, Герой Советского Союза. Он вернулся, потому что любит Лику. Но герой войны здесь ведет себя совершенно не по-мужски, потому что сомневается, любит ли его Лика, жалеет влюблённого в неё друга и саму Лику, которой необходимо делать выбор между двумя мужчинами. И в итоге сдается и отступает. Уезжает, оставляя любимую из ложно понятно чувства дружбы. «Мой бедный Марат… Не бойся быть счастливым!» – говорит Лика, но сама боится своего счастья и отказывается от него из жалости к инвалиду войны и ложно понятого долга. Эти рефлексии героев в итоге ломают жизнь и делают несчастными всех троих участников любовного треугольника.
Следуют долгие разборки, мучительные копания каждого из героев любовного треугольника в самих себе и в душах друзей. В конце концов Марат не выдерживает и ставит вопрос Лике прямо: он, или Леонидик? И Лика делает выбор – как оказалось, ошибочный.
Она кладет руку на плечо Леонидика и остается с ним. Потому что Марат – сильный, а однорукий Леонидик, как она думает, без нее пропадет. Хотя все трое прекрасно знают, что Лика на самом деле любит Марата. Жалость в ней побеждает любовь. Правильно ли это? Ни автор пьесы, ни актеры не дают ответа на этот вопрос. Поэтому каждый зритель здесь решает и додумывает сам.
Третье действие – через 13 лет после второго, то есть это 1959 год. Тринадцать лет прошло после того, как сыгравший в великодушие, а на самом деле позорно сбежавший в Саратов, Марат, кажется, навсегда исчез из Ликиной жизни. Она живет с Леонидиком, но как видно из их диалогов, никакого человеческого счастья в этой семье не наблюдается. Да, Лика, как и мечтала, работает в больнице, но она все еще рядовой врач — мечты о научной работе лопнули, как мыльный пузырь.
Всё, чего ей удалось добиться за 13 лет, — скоро должна получить должность «неосвобождённой» (то есть занимающейся практикой) заведующей отделением. Леонидик издал несколько книжек стихов, но он прекрасно понимает, что он всего лишь «стихотворец», но не поэт.
Его книги выходят небольшими тиражами и «лежат в магазинах». Стихи слишком «правильные» и примитивные, чтобы критика обращала на них внимание, хотя бы ругала их. Понимает Леонидик и то, что невольно, сам того не желая, сломал Лике жизнь, и поэтому он чувствует себя вдвойне несчастным.
Что должно случиться в такой ситуации? Естественно, должен вернуться Марат. Причем, этому способствует Леонидик, который шлет телеграмму Марату с просьбой приехать. «Ты сейчас очень нужен Лике. Без тебя она может погибнуть», — сказано в этой телеграмме.
Марат приезжает, а Леонидик с одним чемоданом уходит в ночь, в неизвестность. Лика облегченно говорит ему: «Прощай!». Марат и Лика, наконец-то, остаются вдвоём.
Воссоединение двух любящих сердец в финале спектакля – это своего рода надежда на возможность для героев будущего счастья после всех перенесенных ими испытаний. Главный стержень многих драм Арбузова, в том числе «Моего бедного Марата» – не бойся быть счастливым.
Даже в самых неподходящих, самых отдалённых от счастья обстоятельствах. Более того – именно в самых страшных, трагических декорациях счастье может быть наиболее полным, а в мирные, благополучные времена – иллюзорным, в лучшем случае половинчатым.
Но осознать это герои смогут только с высоты прожитых лет. А пока они совершают и совершают всё новые ошибки, и учатся, к сожалению, только на своих собственных ошибках.
Прекрасная постановка, делающая убедительным любой антураж, в котором действуют герои.
В первом действии стрельба, свист летящих снарядов создают убедительный эффект присутствия, который очень важен в любой театральной постановке. Во втором действии — мелодия легкого и светлого вальса, новая мебель в разрушенной в годы войны квартире. Послевоенная одежда, старинный чемодан также выглядят весьма убедительными.
Несмотря на целых три действия и почти трехчасовую продолжительность, спектакль смотрится очень легко, буквально на едином дыхании.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретическая часть

1.1. Творчество А. Н. Арбузова

Постоянный, неизменный успех пьес А. Арбузова в нашей стране на протяжении полувека (с 30-х по 80-е годы) оказался загадкой для критики по завершении его жизненного пути. Но еще загадочнее представился неизменный успех его драматургии, созвучной темам и мотивам советской литературы означенных лет, за рубежом, в самых разных странах Европы, Азии и Америки. Известно, что в 1982 г. его пьесы шли в 34 странах мира. Проблема рецепции драматических постановок начала решаться сравнительно недавно. Повсеместный успех арбузовских пьес, безусловно, нуждается в объяснении. Критикой проблема обозначена, но решения ее пока нет.
«Оглядываешь пространство его сцены, – писал известный театральный критик А. Свободин, – и думаешь: может быть, разгадка в зале, в нас? О, он знал зрителя!» . Причина общечеловеческой популярности и долговечности пьес Арбузова видится в самом способе создания характеров. Отечественная критика на разных этапах творчества драматурга отмечала странную свободу его героев от бытовых и иных обстоятельств.
По поводу драмы «Жестокие игры» А. Смелянский писал: «Тут о вещах, о жилплощади, о материальном благополучии не заботятся… Все эти житейские дела драматург опускает… Мир вещный, материальный и мир духовный в этой пьесе, как, впрочем, и в других арбузовских пьесах, не пересекаются» . Странное отношение к бытовым обстоятельствам объясняется тем, что в основе характера любого арбузовского героя лежит его натура. Чаще всего драматург противопоставляет героев импульсивных, стихийных – целенаправленным, стремящимся к бытию, согласному с принятыми в стране нормами и идеалами. Импульсивные герои росли и формировали себя сами, целенаправленным – путь указывало общество.
Людьми, чье поведение зависит не от общественного мнения или чьего-либо давления, не от каких-либо принципов и правил, а лишь от собственных сердечных движений, были и Таня («Таня», 1938), и Надежда («Домик на окраине», 1943), и Шурка Ведерников («Годы странствий», 1950), и другие герои названных и неназванных пьес, созданных драматургом до второй половины 50-х годов – времени, когда подобные герои появились в творчестве В. Розова, А. Володина, А. Вампилова и других драматургов. Оппонентами Тани, Надежды и других героев были люди, не сомневающиеся, не ищущие своего предназначения, а постоянно идущие к цели .
Знание своего предназначения они получили готовым от общества и исполняли его истово, иногда героически. В этих характерах также господствовало натуральное начало. Сталкивая благородных героев импульсивной и целеустремленной натур, драматург не стремится показать во что бы то ни стало превосходство своих любимцев над вторыми. Импульсивные герои у него представляли интересы отдельной индивидуальной личности, целеустремленные  общества. Поэтому в его пьесах, за редким исключением, отсутствовало идеологическое противостояние, деление на «своих» и «чужих» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы