Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция Право и организация социального обеспечения

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Правовое регулирование порядка предоставления гражданам Российской Федерации экстренной и неотложной медицинской помощи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретико-правовые основы порядка предоставления гражданам Российской Федерации медицинской помощи 9
1.1 Становление и развитие законодательства об охране здоровья и медицинской помощи в России 9
1.2 Право на охрану здоровья и медицинскую помощь 18
2 Анализ правового регулирования порядка предоставления гражданам Российской Федерации экстренной и неотложной медицинской помощи 27
2.1 Понятие экстренной и неотложной медицинской помощи 27
2.2 Законодательное закрепление права на экстренную и неотложную медицинскую помощь 34
2.3 Проблемы и перспективы правового регулирования порядка предоставления гражданам Российской Федерации медицинской помощи 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Важнейшим из социальных прав есть право человека на профессиональную медицинскую помощь и охрану здоровья. Здоровье — это наивысшая ценность для человечества, которая является основой для всех остальных социальных благ.
К великому сожалению медицина в нашей стране все чаще встречается с недостаточным финансированием и проблемами с правовым регулированием. А так как медицинская сфера имеет дело с человеческими жизнями, то малейшее отклонение от нормы считается недопустимым. Вот почему очертить и наладить правоотношения в этой сфере — основной интерес каждого государства.
В 1948 г. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) было описано «здоровье» с медицинской и правовой точек зрения [4]. Согласно данному Уставу все страны ответственны за здоровье своего населения и должны принимать все необходимые меры для его обеспечения. В 1948 г. Всеобщая декларация о правах человека вводит право на врачебный уход, а в 1996 г. Европейская социальная хартия создает право на охрану здоровья.
Согласно ст.136 Конституции Российской Федерации [5] право человека на охрану здоровья и оказание медицинской помощи не является личным, а, напротив, это важнейшая ценность страны и гражданского общества. Основными принципами здравоохранения в России являются: принцип соблюдения прав граждан в сфере здравоохранения и обеспечение государственных гарантий населению; принцип ответственности органов власти за обеспечение прав граждан. Данные принципы помогают нам понять, что государство в лице отдельных государственных органов обязывает себя контролировать соблюдение прав населения в медицинской сфере.
Но, несмотря на множество государственных гарантий и обширную правовую базу медицинского права, на практике государство не всегда может реализовать взятые на себя гарантии. Так Конституция РФ гарантирует охрану здоровья и оказание медицинской помощи всем, не зависимо от гражданства. Но на деле мед. учреждения довольно часто сталкиваются с проблемой оказания услуг лицам без гражданства или иностранцам. Несомненно, первая медицинская помощь будет оказана всем, кому она необходима, но дальнейшая госпитализация и лечение на бесплатной основе будут доступны только лицам, имеющим страховой полис. Этот пробел в правовом регулировании связан с тем, что в наше время финансирование системы здравоохранения полностью идет за счет страховых фондов.
Другой важной юридической проблемой является то, что федеральное законодательство некоординированно в сфере медицины с актами субъектов Российской Федерации. Неоднократно региональные акты опережают идущие на уровне федеральном, но встречаются и откровенные отставания некоторых регионов. И, как следствие всего этого, мы имеем разное правовое регулирование в отдельных регионах РФ.
В наше время выработана целая система медицинских гарантий. Но бесплатными остаются услуги, нормативно закрепленные стандартами оказания медицинской помощи. Их финансирование идет за деньги страховых фондов, а за остальные услуги будут предоставлены пациенту только на коммерческой основе. Право граждан в области здравоохранения не являются абсолютными. Поэтому его реализация носит сложный характер. Но, тем не менее, при успешной реализации указанного права существует возможность и полного претворения в жизнь всех остальных социально — экономических прав.
Изложенные обстоятельства предопределили особую значимость, своевременность и актуальность изучения современных особенностей порядка предоставления гражданам Российской Федерации экстренной и неотложной медицинской помощи.
Общие вопросы правового статуса органов управления здравоохранением рассматривались такими учеными, как Ю.С. Адушкин, С.С. Алексеев, А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, З.А. Багишаев, Д.Н. Бахрах, С.Н. Братановский, С.В. Журавлева, Н.Н. Ковалева, Ю.М. Козлов, А.В. Колесников, Н.М. Конин, А.П. Коренев, Б.М. Лазарев, В.М. Манохин, Н.И. Матузов, Т.В. Милушева, Ю.Н. Мильшин, А.Ф. Ноздрачев, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов, А.В. Свидерский, Е.Н. Селютина, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, С.А. Чернышева, В.И. Чиркин, Н.А. Шевелева, Е.В. Шилина, В.А. Юсупов, Ц.А. Ямпольская, и другими.
Вопросы, касающиеся реализации права граждан на медицинскую помощь, гражданско-правовых аспектов медицинской услуги, характеристики договорных отношений в сфере здравоохранения, а также порядка предоставления гражданам Российской Федерации экстренной и неотложной медицинской помощи, рассматривались на основе работ ученых-медиков и организаторов здравоохранения, среди которых А.С. Акопян, Г.В. Балашова, Н.Ф. Герасименко, А.К. Глашев, Н.С. Григорьева, Р.М. Зарифзянов, Н.И. Здасюк, В.М. Кизилов, Н.В. Косолапова, Е.Д. Куделя, А.Е. Кузнецов, В.З. Кучеренко, Ю.Н. Лисицын, М.Н. Малеина, Г.В. Марьян, М.И. Милушин, О.В. Никульникова, Н.О. Найговзина, В.П. Новоселов, А.Н. Сагиндыкова, В.Н. Самсонов, В.И. Стародубов, Н. Стрельников, А.В. Свидерский, Ю.Д. Сергеев, В.В. Тихомиров, М.Л. Шевченко, Т.В. Яковлева.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные и правовые отношения, складывающиеся в процессе предоставления гражданам Российской Федерации экстренной и неотложной медицинской помощи.
В качестве предмета исследования выпускной квалификационной работы выступает законодательство, регулирующее предоставление гражданам Российской Федерации экстренной и неотложной медицинской помощи.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление особенностей и проблем повышения эффективности правового регулирования порядка предоставления гражданам Российской Федерации экстренной и неотложной медицинской помощи.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач выпускной квалификационной работы:
— рассмотреть становление и развитие законодательства об охране здоровья и медицинской помощи в России;
— раскрыть право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
— изучить понятие экстренной и неотложной медицинской помощи;
— проанализировать законодательное закрепление права на экстренную и неотложную медицинскую помощь;
— выявить проблемы и перспективы правового регулирования порядка предоставления гражданам Российской Федерации медицинской помощи.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили международные правовые акты, Конституция РФ, ГК РФ [6], конституционные и федеральные законы РФ, нормативные акты Президента и Правительства РФ, соответствующие, относящиеся к исследованию акты министерств и ведомств.
Эмпирической основой выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского и зарубежного законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики. Научная литература представлена современными авторами.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы повышения эффективности предоставления гражданам Российской Федерации экстренной и неотложной медицинской помощи.
Структурно выпускной квалификационной работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучены теоретико-правовые основы порядка предоставления гражданам российской федерации медицинской помощи
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ правового регулирования порядка предоставления гражданам Российской Федерации экстренной и неотложной медицинской помощи
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
На сегодняшний день модель советской системы здравоохранения часто подвергается критике, однако именно Россия явилась первой страной в мире, где стало возможным предоставить каждому жителю страны реализовать свое право на получение бесплатной медицинской помощи, охватить каждого гражданина медицинской профилактикой, т.е. создать модель массового общедоступного здравоохранения на законодательном уровне. Через двадцать пять лет после краха Советского Союза становится очевидным, что несмотря на все проблемы система здравоохранения в Советской России была образцовой и скорее нуждалась в корректировке, чем в кардинальной реформе.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, в сравнении с другими правами, составляющими систему основных прав человека, стало нормативно закрепляться относительно недавно. На международном уровне, в конституционных и иных нормативных правовых актах государств оно стало провозглашаться лишь в середине 20 века, по окончании Второй мировой войны, когда большинство других прав человека уже получили свое правовое закрепление. При создании Всемирной организации здравоохранения в качестве основной цели её деятельности было поставлено обеспечение высшего уровня состояния благополучия, как физического, так и социального, и душевного, всеми народами, живущими на Земле.
Рассматриваемое право, как всякое социально-экономическое право абсолютным не является. В России реализация указанного права имеет довольно сложный характер, временами оно является недоступным каждому гражданину. При успешной реализация указанного права есть вероятность последовательного и полного претворения в жизнь всех других социально-экономических прав.
Безусловно, что выбор концепции развития в сфере реализации права на здоровье и медицинскую помощь в каждом конкретном государстве зависит от множества условий: культурных традиций, нравственных ценностей, политической и экономической ситуации в стране. Однако должны существовать общие универсальные принципы в области защиты данного права, установленные на международном уровне, которые будут имплементированы в законодательство всех государств. Представляется, что для оценки степени гарантированности права на охрану здоровья и медицинскую помощь в нашей стране, необходимо, помимо нормативного регулирования, проанализировать существующую практику его реализации в конкретных экономической и политических условиях.
Экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
Неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Обе этих формы медицинской помощи значительно отличаются от плановой медицинской помощи, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Обозначенная во второй главе работы проблема разграничения экстренной и неотложной формы медицинской помощи находит свое подтверждение на практике. Изучение причин летальности с целью оптимизации оказания помощи и снижения потерь является важной государственной и научно-практической задачей.
Закрепленные в статье 32 Закона № 323-ФЗ понятия медицинской помощи в экстренной и неотложной форме являются неполными, поскольку не отражают должным образом специфику неотложности и экстренности состояния больного и медицинской помощи. В науке справедливо отмечается, что четко описать заболевания и патологические состояния, признаки, свидетельствующие об угрозе для больного, за исключением самых явных (например, проникающие ранения грудной клетки, брюшной полости), представляется практически неосуществимым и нецелесообразным.
Следовательно, необходимо пересмотреть действующее правовое регулирование и исключить неотложную форму оказания медицинской помощи. Последствием данной реформы станет сохранение только двух форм оказания медицинской помощи — экстренной, оказываемой при внезапных ухудшениях, обострениях состояния человека, резком болевом синдроме, и плановой — оказываемой при отсутствии вышеуказанных признаков.
Анализируя судебную практику можно предположить, что проблемы порядка предоставления гражданам Российской Федерации медицинской помощи необходимо решать путём: 1) разработки и внесения в законодательство четко прописанного правового механизма оказания человеку бесплатной медицинской помощи вне его постоянного места жительства; 2) нужно отменить требование о наличии полиса обязательного медицинского страхования при оказании бесплатной медицинской помощи в поликлиниках; 3) внести поправки в Программу государственных гарантий и расширить перечень медицинских услуг, оказываемых гражданам бесплатно; 4) выделять из государственного бюджет больше денег на финансирование лечебных учреждений; 5) продолжить создавать и реализовывать программы поддержки врачей; 6) повышать квалификацию медицинских работников.

   

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1.1 Становление и развитие законодательства об охране здоровья и медицинской помощи в России
По историческим данным, нормы, регулирующие оказание медицинской помощи, появились с возникновением самой медицины и применялись еще в рабовладельческих государствах, где медицинские знания были доступны ограниченному кругу лиц (жрецы, маги и т.п.), в связи с чем приравнивались к сверхъестественным. Первые правовые нормы были посвящены ограниченному кругу медицинских вопросов, поскольку в регламентации врачебной деятельности господствовали этические нормы. Постепенно нормы права начали охватывать в своем регулировании порядок осуществления доступа к такой деятельности, формы организации медицинских учреждений и т.п. При этом наиболее прогрессивные после мусульманского Востока законы были разработаны в Российской империи в период правления Петра I, определяя требования не только к деятельности врача, но и его личным качествам [40]. В 1857 г. был разработан Единый врачебный закон, который с незначительными изменениями просуществовал до октября 1917 г. [29].
Наша страна, как пионер, выступила в создании государственной отрасли, обеспечивающей организацию и охрану здоровья населения, что и вошло в понятие «здравоохранение», которое впервые в мире стало объектом государственного внимания во времена Октябрьской революции 1917 года в России.
События, произошедшие в указанное время, внесли разруху не только в политическую и экономическую сферы жизни страны, они охватили быт населения, что не могло не отразиться на состоянии здоровья людей. В период 1917-1920 гг. рождаемость в нашей стране сократилась вдвое, смертность возросла в три раза. Герберт Уэллс, посетивший Советский Союз в 1920 г., охарактеризовал увиденное «полным крахом, страна являла собой обломки великой империи, огромной разбитой вдребезги монархии, павшей под гнетом жестоких бессмысленных войн». Из анализа данных, приведенных Т.С. Сорокиной, следует, что общую ситуацию усугубила в большей степени нехватка квалифицированных сотрудников, оборудования и медицинской техники, а также медикаментов [38]. В связи с этим в стране возникла необходимость создания новой системы государственного здравоохранения — совершенно другого масштаба и уровня, что могло бы помочь в борьбе с эпидемиями, болезнями, спасти страну от вымирания. В конце 20-х годов ХХ века стала активно формироваться государственная система здравоохранения на законодательном уровне. Конституция РСФСР 1918 года впервые закрепила в себе организацию управления государством и отраслью здравоохранения.
Согласно нормативным актам, регулирующим медицинскую сферу указанного периода времени, можно сделать вывод, что государство способствовало становлению полноценной системы здравоохранения. Стали улучшаться условия оказания медицинской помощи, на руководящие посты в учреждения здравоохранения уже назначались люди, имеющие медицинское образование, что повышало качество оказания помощи больным. Для того чтобы создать развитую структуру, которая эффективно бы обслуживала все слои населения, нужно было соединить все виды медицины: страховую, земскую, городскую, железнодорожную и другие, для единого государственного контроля. Таким образом, происходило «собирание воедино» разносторонней системы здравоохранения того времени.
М.И. Барсуков возглавил Медико-санитарный отдел, который был создан 26 октября 1917 г. при Военно-революционном комитете Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, основной задачей которого он поставил объединение и привлечение к работе всех врачей, признавших новую власть. Оставалась необходимость кардинально изменить медико-санитарное дело в стране и организовать квалифицированную помощь рабочим. 24 января 1918 г. Совет народных комиссаров подписал декрет о создании Совета врачебных коллегий. Этот совет стал высшим по значимости медицинским органом рабочего и крестьянского правительства. Основной задачей Совета стало продолжение повсеместной организации медико-санитарных отделов, закрепление начатых реформ, касающихся преобразования военной медицины, укрепление, развитие санитарного дела и усиление эпидемического контроля по всей стране [34].
В июне 1918 г., на Всероссийском съезде представителей медико-санитарных отделов Советов, создали Народный комиссариат здравоохранения, который стал главным государственным органом здравоохранения и ведал всем медико-санитарным делом, под руководством Н.А. Семашко. При его участии расширилась коечная сеть больниц, были открыты новые амбулатории, улучшилось снабжение населения медикаментами, принимались экстренные меры по предупреждению распространения инфекционных заболеваний и улучшению бытовых условий населения, которые становятся государственной задачей. Для выполнения поставленных задач начали впервые вводить платные медицинские услуги, открывали частные лечебные учреждения и аптеки. Государством стационарная медицинская помощь оказывалась лишь в 50%. С конца 1922 г. на государственном содержании остались только профсоюзные дома отдыха, а остальные были переведены на местный бюджет. Медицинской помощью стали заниматься сами предприятия, развивая так называемую фабрично-заводскую медицину [30].
Первый комиссар здравоохранения Н.А. Семашко разработал следующие принципы: государственный характер здравоохранения, общедоступность и бесплатность медицинской помощи, единство медицинской науки и практики, профилактика заболеваний, санитарная грамотность населения. Указанные принципы соответствуют потребностям граждан и общества в целом в организации и оказании медицинской помощи, они легли в основу современного российского здравоохранения, а также закреплены в Конституции РФ.
В соответствии с Конституцией 1925 г. был создан Центральный Исполнительный Комитет союзных республик, которые образовали уже свои исполнительные органы — советы народных комиссаров здравоохранения. Позднее ЦК ВКП(б) принято постановление «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян» (1929 г.). На повестку дня вставали экономические проблемы здравоохранения, рациональная организация медицинской помощи как мощный фактор подъема производительности труда. Источниками финансирования здравоохранения были бюджетные средства, отчисления социально-страховых организаций, Комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК, Российское общество Красного Креста, поступления от подсобных предприятий, случайные поступления [39].
В период индустриализации и коллективизации сельского хозяйства возникла необходимость нового реформирования системы здравоохранения, перед которой ставилась задача усиления охраны здоровья рабочих ведущих отраслей промышленности. Первый пятилетний план исходил из принципа дифференцированного медицинского обслуживания отдельных групп населения в соответствии с их ролью в социалистическом строительстве. Такой подход шел вразрез с утверждением об общедоступности советского здравоохранения.
Именно в этот период в тексте Конституции СССР 1936 г. впервые упоминается об охране здоровья населения, а именно о том, что граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов. В исследованной литературе отмечалось следующее: к принятию Конституции СССР 1936 г. в нашей стране сложилась система социального обеспечения, охватывающая всех трудящихся, а также и остальное население.
Вместе с тем активно росла потребность в высококвалифицированной медицинской помощи, что требовало усиления подготовки медицинского персонала. По данному поводу начались масштабные мероприятия со стороны государства, в результате чего численность врачей возросла с 70 тыс. в 1928 г. до 155,3 тысяч в 1940 г., увеличилось число медицинских учреждений. Данный период времени можно охарактеризовать общедоступностью медицины и полным государственным контролем в данной области, включая и финансирование. Организацию здравоохранения в России в ХХ веке можно считать периодом завершения первой эпидемиологической революции в России.
В послевоенной четвертой пятилетке (1946-1950 гг.) государство пытается восполнить утраченное: уже к 50-м годам число медицинских учреждений, квалифицированного персонала достигло не только довоенного уровня, но и значительно превзошло его, что, несомненно, отразилось и на состоянии здоровья населения.
Ликвидация последствий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также новое экономическое развитие страны требовали изменения системы здравоохранения. Основной задачей было улучшение качества медицинского обслуживания, повышение уровня работы санитарных органов. Новая обстановка требовала новых научно-методических подходов, перестройки здравоохранения еще в 1950-1960 гг. Однако был упущен момент, когда от количественных показателей развития здравоохранения надо было осуществить качественный скачок на основе дополнительного финансирования, иного подхода к использованию ресурсов, поиска новых форм и методов работы всех звеньев здравоохранения. На данном этапе остро возник вопрос финансирования здравоохранения, ранее государство предпринимало попытки урегулировать данный вопрос, но все же общедоступность и бесплатность медицины были приоритетными задачами. В соответствии с постановлением СНК СССР от 23.05.1937 бюджет государственного социального страхования был освобожден от расходов на медицинскую помощь, все органы социального обеспечения и здравоохранения финансировались только за счет бюджета, но медицинское обслуживание предоставлялось всем гражданам независимо от того, застрахованы они или нет.
Во второй половине 1960-х годов правительство страны неоднократно предпринимало меры, чтобы реорганизовать систему здравоохранения, но в то же время старалось улучшить здоровье населения. Так в 1968 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранении в развитии медицинской науки в стране», где предусматривалось значительное увеличение государственных ассигнований на усовершенствование медицины. 1 июля 1970 г. вступили в силу «Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о здравоохранении», которые закрепили в себе следующие принципы — квалифицированность работников, оказывающих медицинскую помощь, бесплатность и общедоступность, охрана материнства и детства.
Таким образом, ценность человека, его здоровья приобретает для государства новый смысл, в связи с чем требуются масштабные изменения в отношении прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи, но уже на конституционном уровне, как основополагающие права человека. Так, в октябре 1961 года Н. С. Хрущевым в отчете XXII съезду КПСС 17 октября 1961 г. было заявлено о необходимости разработки новой конституции.
Основной закон страны — Конституция СССР 1977 г. отразила в себе принципы и ценности предшествующих конституций, но все же выделила основные направления для организации системы здравоохранения: медицина должна была носить государственный характер и иметь профилактическое направление, привлекать население для активного участия в охране общественного здоровья, также следует пропагандировать необходимость единства научной медицины и профилактических мер. На законодательном уровне государство закрепило обязанность всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций осуществлять охрану здоровья населения. Гражданам СССР обеспечивается общедоступная, бесплатная и квалифицированная медицинская помощь, которая оказывается государственными учреждениями здравоохранения за счет проведения широких оздоровительных и профилактических мероприятий, планового развития сети учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности [33].
Вопреки принципам, установленным государством на высшем законодательном уровне, начался эксперимент по уходу от традиционной советской системы здравоохранения, от её полностью государственного регулирования, финансирования и контроля. Начался период, когда усиленно возлагали экономическую самостоятельность на органы и учреждения здравоохранения, это период спада системы здравоохранения, из-за недостаточного государственного финансирования и недоработки определенных государственных программ здравоохранения с учетом развития общества. В это время впервые руководители медицинских учреждений получают право оперировать финансовыми средствами по схеме лечебно-профилактических учреждений. Своего рода эксперимент, ограниченный по масштабам, назвали новым хозяйственным механизмом (далее — НХМ). В основном НХМ развивал хозрасчетные отношения медицинских учреждений, устанавливал новые экономические принципы распределения, усиливал экономическую самостоятельность регионов и районов. Начали активно вводить платные медицинские услуги, заработная плата медицинских работников определялась уже по количественным и качественным показателям.
В результате «улучшения» системы здравоохранения в конце 1980-х гг. наблюдается тяжелое финансовое состояние лечебных учреждений. Многие медицинские учреждения перевели свою деятельность на принципы хозрасчета и получили право наряду с бюджетным финансированием получать доходы из других источников, и прежде всего от оказания платных услуг. С этого момента начался переход от жесткой системы бюджетного финансирования здравоохранения к многоканальной системе.
Какие бы надежды не возлагало государство на проведенные мероприятия НМХ, все же не удалось решить проблему финансирования здравоохранения. В связи с этим возникла необходимость реформирования системы здравоохранения в конце 1970-х — начале 1980-х гг. Усиление административно-командных методов, бюрократизация управления здравоохранения привели к серьезным ошибкам в определении направлений развития отрасли, а также к диспропорциональному развитию отраслевых служб. Нравственные и экономические реконструкции в обществе и государстве в целом привели впервые за долгие годы к снижению профессионального и морального уровня медицинских работников. Самое главное, что в результате наблюдается быстрое ухудшение общих показателей, характеризующих состояние здоровья населения. Именно в это время, в середине 70-х годов ХХ века можно было спасти систему здравоохранения и не привести её к сегодняшней кризисной ситуации. В результате общие показатели здоровья населения, всегда отличающиеся от мировых показателей в лучшую сторону, начали ухудшаться.
Принятые в сентябре 1977 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения», а также в августе 1982 г. постановление «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» сформировали в своих положениях требования по совершенствованию организации работы учреждений здравоохранения и развитию материально-технической базы. Тем самым государство предусмотрело вплоть до 1990 г. комплексную программу по усилению профилактики заболеваний здоровья населения.
Финансирование здравоохранения стало осуществляться по остаточному принципу. Оценка по доле госбюджета, идущего на эти цели, показала, что эта доля неуклонно снижалась: 1960 (65) г. — 6,6% (6,5%), 1970 г. — 6,1%, 1980 г. — 5,0%, 1985 г. — 4,6%, 1993 г. — 3,5% [41]. Рост ассигнований в абсолютных величинах едва покрывал расходы, связанные с ростом населения страны.
Постсоветский период существования нашего государства существенно изменил многие сферы жизни общества, в том числе и сферу охраны здоровья. Основы 1993 г. долгое время являлись ключевым нормативным актом, регулирующим рассматриваемые отношения. В них содержались основные принципы охраны здоровья граждан; полномочия государственных органов власти, органов местного самоуправления по охране здоровья; вопросы ее организации и финансирования и др. Но поскольку указанные Основы были приняты в июле 1993 г., отдельные их положения не соответствовали нормам Конституции России, принятой в декабре 1993 г., в связи с чем подлежали применению в части, им не противоречащей. Кроме того, в Конституции отсутствовало упоминание такого вида закона, как Основы законодательства.
В целом, акцент в Основах 1993 г. был сделан на установлении государственных гарантий гражданам в сфере охраны здоровья, а также льгот для их отдельных категорий. В дальнейшем в целях развития здравоохранения, стабилизации показателей здоровья населения, улучшения качества и обеспечения доступности медицинской помощи Правительством РФ были рассмотрены и одобрены соответствующие концепции – об охране здоровья, а также о развитии здравоохранения и медицинской науки, что послужило началом процесса реформирования рассматриваемых отношений в постсоветский период. Однако механизмы реализации и контроля за исполнением предусмотренных концептуальных положений были проработаны недостаточно, существенного улучшения и развития указанной сферы не произошло.
В 2005-2006 гг. в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ было отмечено неудовлетворительное состояние российского здравоохранения и обозначены основные пути его реформирования (возрождение системы профилактики заболеваний; формирование культуры здорового образа жизни; обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи и др.), что обусловило разработку и принятие, в том числе в смежных отраслях управления, значительного количества нормативных правовых актов по вопросам обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья [31]. Изложенные обстоятельства повлекли за собой появление правовых пробелов и коллизий, требующих выработки новых подходов и принципов к нормативному регулированию здравоохранения.
При этом стала очевидной необходимость комплексной систематизации и актуализации действующего законодательства об охране здоровья, которая уже не могла быть достигнута внесением изменений и дополнений в Основы 1993 г., что потребовало разработки нового нормативного акта, содержащего как сохраняющие свою актуальность положения из ранее принятых правовых актов, так и новеллы правового регулирования, которые в совокупности позволят создать современную и эффективную систему по охране здоровья граждан. Так было положено начало формированию принципиально новой ее правовой основы, и 21.11.2011 был принят Закон об охране здоровья [7], ставший базовым правовым актом для регулирования отношений в данной сфере. По мнению Президента РФ В.В. Путина, с помощью обновленного законодательства пациенты получат широкие возможности выбора врача и лечебного учреждения, а средства на финансирование медицины будут распределяться справедливее и четче [32].
Делая выводы, отметим, что на сегодняшний день модель советской системы здравоохранения часто подвергается критике, однако именно Россия явилась первой страной в мире, где стало возможным предоставить каждому жителю страны реализовать свое право на получение бесплатной медицинской помощи, охватить каждого гражданина медицинской профилактикой, т.е. создать модель массового общедоступного здравоохранения на законодательном уровне.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы