Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Ознакомление дошкольников с профессиями экономической направленности по средствам сюжетно-ролевой игры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОФЕССИЯМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 7
1.1. Понятие профессий экономической направленности. Формы и методы ознакомления с ними старших дошкольников 7
1.2. Сущность и особенности руководства сюжетно-ролевой игрой 17
1.3. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с профессиями экономической направленности 26
Вывод по главе 1 33
2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИИЯМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 35
2.1. Выявление уровня сформированности представлений о профессиях экономической направленности у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад № 2» 35
2.2. Использование сюжетно-ролевых игр по ознакомлению старших дошкольников с профессиями экономической направленности 43
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению дошкольников с профессиями экономической направленности 56
Вывод по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67

 

  

Введение:

 

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного формирова-ния мотивационной сферы. В это время возникают личностные механизмы поведения, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно всё это происходит игре
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: соци-ально — коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое раз-витие; художественно — эстетическое развитие; физическое развитие. Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организа-ции детской деятельности.
В игровой деятельности формируются представления детей о раз-лич¬ных сторонах жизни, дети получают, в частности, знания о профессио-наль¬ной деятельности человека. Поэтому важно рассказывать детям о са-мых раз¬ных традиционных и новых профессиях, объяснять их значение, организо¬вывать в детском саду увлекательные беседы с людьми разных профессий. Это важно, поскольку очень часто дети дошкольного возраста имеют смут¬ное представление о мире профессий взрослых, не понимают сути их про¬фессиональной деятельности.
Игра является и средством ознакомления дошкольников и с профес-сиональной деятельностью взрослых. Так, посредством сюжетно-ролевой игры дошкольники знакомятся с различными профессиями, в том числе и экономической направленности, что является актуальным. Это связано с тем, что на современном этапе развития экономических отношений все ча-ще возникает вопрос о развитии экономических представлений ребенка. А успешность прохождения в детстве экономической социализации форми-рует последующее отношение детей дошкольного возраста к различным экономическим категориям, в том числе и профессиям.
Для того, чтобы осуществлять адекватные педагогические воздей-ствия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необхо-димо хо¬рошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Воспитателям очень важно познакомить детей с трудом взрослых, но это сделать очень сложно без творческого процесса. Поскольку сам творческий процесс сложно представить детям наглядно, то в этом слу¬чае на помощь приходит сюжетно-ролевые игра. Чтобы познакомить ребенка с профессиями взрослого человека, воспитатель использует такие сюжетно-роле¬вые игры, как «парикмахер», «доктор», магазин», «семья». Данные игры дают детям возможность проявлять свою фантазию и творчество. Творческий про¬цесс начинается с проблемы, возникновения потребности в ее разрешении, характеризуется активным поиском способов решения.
Проблема заключается в том, что зачастую дети не представляют су-ти некоторых профессий, не знают их специфики. Именно поэтому очень важно в детском саду знакомить ребенка с разнообразными профессиями. Началь¬ная профориентация ребенка должна происходить в стенах до-школьного уч¬реждения. Но сделать это достаточно сложно. Дети мало иг-рают, им не хватает времени. Пригласить человека в детское учреждение, тоже вызывает массу проблем, так как наш мир стал очень опасным. И воспитатель сам пытается объяснять детям о разных профессиях, иногда сам не имея о них какого-либо представления.
По мнению Н.А. Коротковой, у ребёнка старшего дошкольного воз-раста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает желание подражать им [14].
Формирование представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема в течение почти соро-ка лет была предметом исследований многих ученых: И.Д. Власовой, Г.И. Григоренко, Г.И. Жуковской, В.В. Кондратовой, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой, А.Т. Шахмановой.
Проведены значительные исследования по вопросам развития и формирования у детей представлений о труде взрослых (С.П. Крягжде, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина , В.Н. Парамзин, Н.С. Пряжников ,В.И. Тютюнник, П.А. Шавир, Д.Б. Эльконин, В.Л. Ященко). Но авторы, в ос-новном, рассматривают вопросы овладения ребенком трудовыми опера-циями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессиональ-ной деятельности, выявления и развития профессионально важных челове-ческих качеств.
Проблема исследования: при соблюдении каких условий ознакомле-ние старших дошкольников с профессиями экономической направленности через сюжетно-ролевую игру будет наиболее успешным?
Объект исследования: процесс ознакомления детей старшего до-школь¬ного возраста с профессиями экономической направленности.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство ознаком-ле¬ния детей старшего дошкольного возраста с профессиями экономиче-ской на¬правленности.
Цель выпускной квалификационной работы: теоретическое обосно-вание и практическая проверка условий эффективности сюжетно-ролевой игры при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с профес-сиями эко¬номической направленности.
Гипотеза исследования: ознакомление старших дошкольников с про-фессиями экономической направленности в ходе сюжетно-ролевой игры будет проходить успешно, если:
— атрибуты для сюжетно-ролевых игр будут изготовлены самими детьми;
— воспитатель будет организовывать серию обучающих игр, отобра-жающих трудовые действия людей, имеющих профессии экономической направленности;
— воспитатель будет создавать проблемные ситуации, способствую-щие самостоятельной игровой деятельности детей.
Задачи исследования:
1. Определить перечень профессий экономической направленности, доступных для ознакомления старшим дошкольникам и формы и методы ознакомления старших дошкольников с ними;
2. Изучить сущность сюжетно-ролевой игры и особенности руковод-ства ей в психолого-педагогических исследованиях;
3. Раскрыть воспитательный эффект при ознакомлении детей старше-го дошкольного возраста с профессиями экономической направленности через сюжетно-ролевую игру;
4. Выявить уровень сформированности представлений о профессиях экономической направленности у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад № 2»;
5. Разработать серию конспектов по ознакомлению старших до-школьников с профессиями экономической направленности и изготовле-нию атрибутов для сюжетно-ролевой игры, опробовать их в ходе практи-ческой деятельности;
6. Разработать методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями эко-номической направленности через сюжетно-ролевую игру.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, констатирующий эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта, метод математической обработки информации, опытная работа.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно раз-вивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети по-лучают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и сло-варь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отно-шения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжела-тельность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застен-чивость, нерешительность.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Дети учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
В работе нами была поставлена цель исследования – теоретическое обоснование и практическая проверка условий эффективности сюжетно-ролевой игры при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с профессиями экономической направленности.
Для достижения поставленной цели были поэтапно реализованы все задачи: дана характеристика уровней представлений детей дошкольного возраста о профессиях экономической направленности; изучен начальный уровень представлений детей дошкольного возраста о профессиях эконо-мической направленности; спроектирована деятельность по повышению уровня представлений детей о о профессиях экономической направленно-сти; проведена оценку результатов реализации работы в педагогическом процессе ДОУ.
Проведенная в рамках исследовательской деятельности «Детский сад № 2» начальная диагностика показала недостаточные знания дошкольни-ков о профессиях экономической направленности. С учётом полученных данных была спланирована работа, направленная на повышение качества образовательного процесса в области формирования представлений до-школьников о профессиях экономической направленности и ценностного отношения к труду вообще, и к каждой профессии в частности. Целью об-разовательной работы стало формирование представлений дошкольников о профессиях экономической направленности на основе игровых техноло-гий. Организация работы по достижению поставленной цели включала: анализ психолого-педагогической и методической литературы, создание предметно-развивающей среды, развитие интереса дошкольников к про-фессиям родителей и наиболее распространенным профессиям экономиче-ской направленности ближайшего окружения; формирование у детей уме-ний отражать в сюжетно-ролевой игре особенности, присущие различным профессиям экономической направленности, воспитание у детей добросо-вестного и уважительного отношения к труду и результатам труда людей профессий экономической направленности.
В ходе работы использованы разнообразные методы обучения: бесе-ды, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, модели-рование ситуаций; наблюдения; сбор и рассматривание иллюстраций, фо-томатериалов, пример взрослых.
Таким образом, формирование представлений детей старшего до-школьного возраста о профессиях экономической направленности – это необходимый процесс, который, несомненно, координирует педагог, ис-пользуя в своей деятельности все возможности воспитательно-образовательного процесса, учитывая при этом возрастные и психофизи-ческие особенности дошкольников. Организация целенаправленной, си-стемной работы в области ознакомления дошкольников с профессий эко-номической направленности и формирования ценностного отношения к труду представляется актуальным и перспективным направлением научно-педагогического поиска.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОФЕССИЯМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

1.1. Понятие профессий экономической направленности. Формы и методы ознакомления с ними старших дошкольников

Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повы-шение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкос-новение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспи-тание. Педагог поможет создать у дошкольника правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и познакомить с профессиями экономической направленности [10].
Ознакомления дошкольников с миром профессий взрослых на сего-дняшний день является одной из самых распространенных тем для обсуж-дений и дискуссий. Выбор профессии определяет дальнейшую жизнь чело-века, и к этому вопросу необходимо отнестись с особой серьезностью. Сейчас так много различных профессий, что можно растеряться при их выборе. Развитие отраслей науки и техники способствует появлению но-вых видов деятельности и вносит свои коррективы в уже сложившиеся спе-циальности [14].
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направ-ление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой ин-формации узнают о разных профессиях [16]. В зависимости от способно-стей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспи-тания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется систе-ма знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам де-ятельности.
Цель ранней профессиональной ориентации — развить у ребенка по-ложительное эмоциональное переживание относительно трудовой деятель-ности, ему необходимо реализовать шанс попробовать собственные силы в доступных видах деятельности [2].
И. Волкова определяет следующие задачи профессиональной ориен-тации детей дошкольного возраста [5]:
— познакомить детей с профессиями, ориентируясь на возрастные нормы и сформировать любовь к профессиональным усилиям;
— развивать интерес к трудовой деятельности и простейшие профес-сиональные навыки в определенных аспектах трудовой деятельности.
В развитие идеи постоянной профессиональной ориентации важно, учитывая особенности индивидуально-психологического развития, реали-зовывать раннюю профессиональную ориентацию ребенка в условиях до-школьного образовательного учреждения [8].
Составители программ дошкольного образования вписывают в раз-ные части данного документа информацию о труде взрослых, задачах трудовой деятельности, описывают условия работы, а также необходимые для профессиональной деятельности умения и способности для общего развития дошкольников и к своевременной ориентации в трудовой дея-тельности взрослых. При этом психолого-педагогический термин «ранняя профессиональная ориентация», адресованное дошкольникам (3-7 лет), психологами и педагогами не обозначено, так как в научной психологиче-ской и педагогической литературе оно не встречается. Но необходимо от-метить, что в публицистических источниках понятие «ранняя профессио-нальная ориентация» встречается как раз относительно дошкольного воз-раста [19].
За последние десятилетия в детских садах применяется обязательная «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы [3], Т. С. Комаро-вой, М. А. Васильевой и парциальные программы — такие, как программа «Радуга», «Развитие», «Детство». Проведённый теоретический анализ программ позволяет утверждать, что в них аспекту профессиональной дея-тельности взрослых уделяется незначительное внимание, несмотря на до-стоинства обозначенных документов. Однако удалось определить, что в большей степени четкая установка на развитие профессиональной ориен-тации детей отмечается в программе «Детство» и программе «От рождения до школы» [3].
Данный документ предполагает развитие знаний дошкольников о профессиях взрослых в процессе занятий. Именно данный факт можно рассматривать как элемент становления знаний о мире профессий. В про-грамме содержится материал, который знакомит старших дошкольников с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 про-фессий). Однако при всей многосторонности программы «От рождения до школы» по большому счету, все разделы, где дошкольникам прививают знания о профессиях, дают суженные представление о труде взрослых, а в разделе «Игра» такая задача вообще не обозначается [3].
Основополагающим компонентом представлений об окружающей действительности выступают знания о профессиональной деятельности людей. Содержательный аспект представлений играет неоценимую роль в социализированности человека. Эти представления способствуют понима-нию целей социума, места каждого его члена по ходу решения задач, по-нимание значимости трудовой деятельности в жизни социума и каждого человека. Это способствует формированию социального восприятия, инте-реса к профессии, отношения к труду, результатам труда уже в дошколь-ном возрасте [27].
«Преставление о профессиях, отношениях к нему взрослых, причи-нах, направленности труда, проявляющиеся в образах, постепенно опре-деляют и контролируют поведение дошкольников, трансформируют их потребности и отношения к собственному труду, труду взрослых, объек-там, созданным людьми. Поэтому представления о профессии взрослых важны и им необходимо уделять колоссальное внимание в деятельности дошкольного образовательного учреждения…» [15].
В своих исследованиях В.И. Логинова [17] изучила и выявила стадии формирования представлений дошкольников о мире профессий как о фе-номене окружающего мира. Она полагает, что: «представления об окру-жающей действительности формируют фундамент человеческого сознания, выступают главным элементом в структуре личности, рассматриваются как внутреннее условие становления ее социальной ориентированности, отно-шения к миру» [17]. Ею было доказано, что от степени представленности о мире профессий зависит и интерес к трудовой деятельности, и формирова-ние когнитивной деятельности, и способность эмпирически выполнять про-стейшие трудовые процессы (увеличение уровня представлений сопровож-дается повышением интереса к реализации трудовых процессов).
Когда не наблюдается организация воспитателем пространства для развития представлений о мире профессий, тогда степень представленно-сти о труде взрослых даже у старших дошкольников может остаться на первом уровне. Тогда как при научно обоснованном выстраивании воспи-тательной деятельности дети раннего возраста превзойдут примитивный уровень, младшие дошкольники, достигнут второй, средние дошкольники — третий уровень, а старшие дошкольники вплотную приблизятся к четвер-тому [26].
На основе вышеобозначенного можно утверждать, что специфика профессиональных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста будет проявляться в следующем:
— развитие способности оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими (А.Н. Леонтьев) благодаря формированию произвольности психических процессов [16];
— познавательный интерес формирует у дошкольников осознанный интерес к деятельности взрослого и результатом его труда, а также пред-ставление о своих возможностях [7];
— старшие дошкольники знакомы с различными видами труда (про-изводственным, сельскохозяйственным, в сфере обслуживания и т. п.).
— дошкольники имеют представление от 4 до 13 профессий;
— о каждой названной профессии ребенок имеет исчерпывающие представления, что убедительно демонстрирует огромную заинтересован-ность детей трудовой сферой человека (В.И. Глотова).
— сложной задачей для дошкольников является вычленение результа-тов труда. Многие дети смешивают результат с процессом труда (милици-онер — «задерживает нарушителей», врач — «лечит людей», воспитатель — «воспитывает детей») [2].
— происходит самостоятельная дифференцировка компонентов труда, структуры образа трудового процесса затруднена, особенно в тех профес-сиях, где результат не представлен наглядно.
— общественную значимость результатов труда различных профессий дети старшего дошкольного возраста понимают в основном правильно, знают, зачем нужна работа воспитателя и врача, шофера и строителя и т.д.
— трудность представляют знания, которые нельзя сообщить непо-средственно в жизненной ситуации [27].
Знакомство с таким профессиями как бухгалтер, экономист, финан-сист и т.п. проходит в процессе экономического воспитания дошкольников.
Экономическое воспитание – это организованная деятельность, спе-циально продуманная система работы, направленная на формирование экономических знаний и представлений дошкольников. В процессе эконо-мического воспитания, как в семье, так и в ДОУ детьми усваивается сумма понятий и представлений об экономике, производственных отношениях, труде взрослых (родителей, воспитателей).
В процессе экономического воспитания в старшем дошкольном воз-расте нужно формировать представления о мире профессии экономиче-ской направленности, о процессах производства и потребления продуктов питания, одежды, предметов домашнего хозяйства, о материалах и затра-тах труда при их производстве, предвидение положительных и отрица-тельных последствий вмешательства человека в природные и хозяйствен-ные циклы; показывать правильные и бережливые способы ведения до-машнего хозяйства; устанавливать простые связи между явлениями и предметами и др. [26].
Дети должны получать первоначальные представления о хозяйствен-но-бытовом труде взрослых дома и в детском саду, о различных видах производительного и обслуживающего труда, современных востребован-ных профессиях, орудиях труда и машинах. Необходимо знакомить до-школьников с деньгами как измерителем ценности результатов труда, то-вара и услуги, с рекламой как способом информации, с материальным благополучием семьи, бюджетом, доходами и расходами. Детьми осозна-ется направленность труда на заботу о детях, близких людях, взаимосвязь труда людей разных профессий, ценность любого труда людей. В до-школьном детстве формируется представление о структуре трудового процесса и его компонентов на примере конкретных процессов труда, вза-имосвязи между качеством результата труда, физическими усилиями чело-века и используемыми им инструментами, техникой [21].
В процессе экономического воспитания дошкольники знакомятся с таким понятиями, как «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать», «бухгалтер», «финансист», «продавец», «реклама» и т.п. Именно в дошкольном возрасте у детей при-обретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления, экономического сознания. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического сознания, что сделает этот про-цесс более осознанным. С целью формирования основ экономического со-знания у детей старшего дошкольного возраста задачей родителей и педа-гогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способ-ствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольни-ков [26].
Экономическое воспитание дошкольников имеет ярко выраженный прикладной технологический характер и поэтому приемы и методы его осуществления должны вычленяться из общего арсенала педагогических приемов и методов.
Основной формой обучения является игра. Различные сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые, дидактические игры способствовали развитию интереса к профессиям экономической направленности, в них моделировались реальные жизненные ситуации: купли- продажи, произ-водства и сбыта готовой продукции, закреплялись и уточнялись представ-ления о мире экономических явлений, специальных терминах, приобрета-лись новые знания, умения, навыки [17].
Результаты экономического воспитания будут проявляться в осо-знанном отношении детей к труду родителей и вообще к любому труду; в их поведении при решении вопросов использования и расходования денег, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи, имущества детского сада в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стрем-лении к повышению доходов семьи.
Среди наиболее используемых методов в знакомстве дошкольников с профессиями экономической направленности мы выделили экскурсии с це-лью наблюдения за трудом людей различных профессий (работа повара в детском саду, продавца в магазине, рабочего на стройке и др.), беседы на экономические темы («Как зарабатывают деньги», «Бюджет семьи», «Что такое карманные деньги», «Труд родителей» и др.), рассказ, пример и другие методы [8].
Наиболее эффективны в старших группах ДОУ игры: «Аукцион», «Экономический КВН», «Дороже — дешевле», «Супермаркет» и др.
Детям даются знания о новых профессиях при помощи фильмов, ил-люстраций, рассказов, встреч с людьми новых профессий.
Огромный интерес у современных детей вызывает реклама. Для ра-боты с этим понятием воспитатель может подобрать разнообразные наглядные материалы (рекламные ролики, записи телереклам, печатную продукцию, которую публикуют в газетах, журналах, опускают в почто-вые ящики). Хорошо, если реклама иллюстрирована и ее содержание со-звучно опыту и интересам детей: реклама игрушек, косметики, детской одежды, компьютеров, сладостей, путешествий и т.п.
Нужно учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде чем купить — подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на её приобретение»). На этом материале детей не-сложно подвести к пониманию рекламы как социального явления опреде-ленного назначения, познакомить с профессиями, которые необходимы в создании рекламы, ее распространении. Кульминацией занятий по данной проблеме является придумывание детьми собственной рекламы: «Если бы у меня бы было собственное дело!», «Народные промыслы» (в форме ри-сунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и т.д.). Это один из эффектив-ных методов развития детского творчества, изобретательности, находчи-вости, предприимчивости, социальноориентации, что очень важно для личностного становления ребенка.
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В этой связи сюжетно-ролевая игра как приоритетный вид деятельности ребенка до-школьного возраста имеет неоценимое значение для его экономического воспитания. Отличительной особенностью сюжетно-ролевых игр является то, что их создают сами дети, а игровая деятельность носит ясно выражен-ный самодеятельный и творческий характер, что определяет их роль и значимость в процессе знакомства с экономическими отношениями [12].
При знакомстве детей с понятием «деньги», используется наблюдение и дидактические игры: педагог показывает, как выглядят настоящие день-ги, которыми люди расплачиваются в процессе разнообразных покупок, рассказывает, какие бывают деньги, и что зарабатываются они честным трудом; что существует производство денежных купюр и монет. Затем де-ти играют в «магазин», делают покупки, производят расчет с продавцом и т.д.
Необходимо оформить несколько альбомов, наглядных пособий по этой теме. Например, альбом нумизмата, альбом монет нашей страны, стран СНГ, стран дальнего зарубежья. Деньги целесообразно брать ма-ленького достоинства, детям нелишне знать, что можно, к примеру, купить на один евро у нас или в Германии, на один юань в Китае и в России и т.п. Таким образом, у них сложится первоначальное представление о возмож-ностях денег в разных странах. Можно подобрать небольшую библиотеч-ку о деньгах, бизнесе, сделать выписки из книг энциклопедического харак-тера о происхождении денег. (Например, энциклопедия «Что такое, кто та-кой»). Очень полезно прочитать детям книгу Э. Успенского «Бизнес кро-кодила Гены». Удачной является книга по экономике И. Шведовой «Эко-номическая азбука для детей и взрослых» и др.
Интересно и доступно пониманию ребят может быть организовано знакомство с содержанием понятия «бюджет». Желательно оформить цветную таблицу, например круг с расчерченными секторами и красоч-ными картинками — на что семья расходует. В одном из секторов — банк, чтобы хранить деньги на большие покупки. Нужно объяснить детям смысл вложения денег, понятия «проценты». Об этом хорошо написано в книге Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены». Можно обсудить неправильное предложение старухи Шапокляк относительно вкладывания денег в банк (Лучше в банку — и закопать…).
Знания о деньгах могут быть использованы в разнообразных видах детской деятельности, как в детском саду, так и в семье: в дидактических и сюжетно-дидактических играх, при решении специально придуманных пе-дагогических задач, разбор ситуации.
Особое значение имеют занятия по формированию у детей математи-ческих представлений, которые способствуют приобретению основ эконо-мических знаний. Здесь заложена прямая связь и взаимообусловленность получаемых детьми сведений.
Полезно использовать повседневные жизненные ситуации, связанные с деньгами: разговоры детей о перспективах покупок в семье, о том, что купил бы ребенок «если бы выиграл 2 миллиона» или его заработал.
Следует поддерживать разговоры детей о посещении рынка: что по-нравилось, впечатление от того, как удалось поторговаться и купить де-шевле. Тут необходимо объяснить, почему нельзя торговаться в магази-нах. Поинтересуйтесь, как вел себя ребенок в случае, когда он просил ку-пить что- то, а мама отказала ему в просьбе [26].
Очень полезны экскурсии всей группой в магазин, супермаркет, ор-ганизация общей недорогой покупки (пакет драже, карамели и т.п.).
Предметами бесед на экономические темы с дошкольниками должны быть вопросы: почему люди всегда осуждали такие качества, как неряш-ливость, расточительность, жадность, такие явления, как воровство, ложь, а достойными считали доброту, честность, щедрость, благородство, тру-долюбие, способность сочувствовать. При этом полезно использовать примеры народной мудрости: пословицы, поговорки, сказки.
О смысле поговорок можно поговорить с детьми и при знакомстве с понятиями «труд», «работа» «бюджет»: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Кто не бережет копейки, тот сам не стоит и рубля», «Без труда — выловишь рыбку из пруда» и др.
Раскрывать содержание экономических понятий можно и через теат-ральные представления, взяв за основу Мишины истории из книги Л.Кнышевой, О. Мельникова, Т. Потаповой «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».
В зарубежной педагогике используются разнообразные приемы эко-номического воспитания дошкольников. Так авторы социально-ситуативной модели (Ф. Оэртель и др.) воспитания дошкольников предла-гают различные дидактические единицы воспитания детей дошкольного возраста: «У каждого есть свой дом», «Мы знакомимся с окружающим миром» и др. Например, дидактическая ситуация «Мы делаем покупки» предполагает обсуждение и приобретение детьми умений делать планиру-емые покупки, а также тратить свои карманные деньги при наличии боль-шого выбора в магазине [21].
В магазине дети учатся ориентироваться в ценах, деньгах, обращают внимание на упаковки, процедуру оплаты и др. Желательно в экскурсию по магазину включить посещение хранилища, склада. После посещения магазина, рынка воспитанники детского сада обсуждают увиденное, раз-мышляют о том, как люди тратят деньги, что обычно покупают дети их возраста.
Авторы программы рекомендуют воспитателям стимулировать в группе игры в магазин, рынок, использовать видеофильмы, наглядные ма-териалы и т.д.
Таким образом, используя систему методов (наблюдение, беседа, иг-ровые приемы, рассказ и др.) и форм (сюжетно-ролевая игра, дидактиче-ская игра, экскурсия, театрализованные представления, практические заня-тия и др.) в ДОУ эффективно осуществляется целенаправленная работа по формированию у дошкольников представлений о профессиях экономиче-ской направленности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы