Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Оценка уровня физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1 Теоретические аспекты оптимизации физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста 6
1.1 Пути оптимизации физического состояния детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания 6
1.2. Понятие о физических качествах и методах их развития 8
1.3. Оптимизация физической подготовленности детей младшего школьного возраста в системе физического воспитания 14
1.4. Использование фитнес-технологий в физическом воспитании детей младшего школьного возраста для улучшения их физической подготовленности 15
Выводы по главе 1 18
Глава 2 Использование элементов фитнеса в физическом воспитании детей младшего школьного возраста 19
2.1 Анализ исходного уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста 19
2.2 Методические основы построения урока физической культуры с элементами фитнеса у детей младшего школьного возраста 22
2.3 Эффективность внедрения элементов фитнеса у детей младшего школьного возраста для улучшения физической подготовленности 29
Выводы по главе 2 32
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 39
Введение:
Актуальность темы. Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников [2, 6, 9].
За последние годы значительно возросло количество детей, страдающих различными нарушениями, а также обладающих низкими показателями физической подготовленности, что требует целенаправленной разработки технологии физического воспитания для таких детей [13].
В специальной научно-методической литературе отмечено, что оздоровительная направленность занятий фитнесом обеспечивает укрепление здоровья, поддержание работоспособности, овладение жизненно важными двигательными действиями, развитие физических качеств, адаптацию организма к нагрузкам, а также снятие психоэмоционального напряжения. В то же время внимание многих специалистов в России привлечено к проблемам использования средств фитнеса в образовательных учреждениях.
Важность научного поиска инновационных подходов к организации фитнеса у детей в процессе физического воспитания указывают многие ученые. Необходимо отметить, что работы по данной проблеме носят единичный характер, они не систематизируют знания об оптимизации фитнес-технологий в их огромном разнообразии и разнонаправленном воздействии на организм ребенка, что не обеспечивает должной индивидуализации обучения и адекватной физиологической нагрузки.
В то же время научные данные последнего времени [16, 23, 26, 30, 31] свидетельствуют о высоком, прежде всего, оздоровительном эффекте интегрированных инновационных средств, вошедших в физкультурно-спортивную область под общим названием фитнеса. Таким образом, созданы предпосылки и существует объективная необходимость осуществления адекватной двигательной активности с использованием средств фитнес-технологий в начальной школе. В этом просматривается актуальность настоящего исследования.
Объект исследования – процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – оптимизация физической подготовленности детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания.
Цель исследования – разработать методику занятий физическим воспитанием с использованием элементов фитнеса у детей младшего школьного возраста для улучшения их физической подготовленности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно оптимизации физической подготовленности детей младшего школьного возраста.
2. Оценить физическую подготовленность детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики занятий физическим воспитанием с использованием элементов фитнеса у детей младшего школьного возраста для улучшения их физической подготовленности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Педагогическое тестирование: оценка уровня физической подготовленности.
5.Методы математической статистики.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная методика занятий с элементами фитнеса у детей младшего школьного возраста будет способствовать улучшению их функционального состояния и физической подготовленности.
Практическая значимость. Полученные практические результаты работы могут быть внедрены в практику работы общеобразовательных школ, спортивных школ, фитнес-клубов для улучшения функционального состояния детей младшего школьного возраста и их физической подготовленности.
Заключение:
1. Результаты системного анализа научно-методической литературы, отечественного и зарубежного практического опыта специалистов свидетельствуют о том, что проблема физического воспитания и низкого уровня физического состояния и подготовленности детей младшего школьного возраста. Несмотря на активный поиск методов и средств оптимизации физического воспитания, их эффективность остается недостаточной. Большинство исследований по данной проблеме носят единичный характер, они не систематизируют знания об оптимизации фитнес-технологий в их огромном разнообразии и разнонаправленном воздействии на организм ребенка, что не обеспечивает должной индивидуализации обучения и адекватной физиологической нагрузки.
Проанализированные результаты не дают однозначный вывод о значимости тренирующего эффекта различных фитнес-технологий в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста, что требует дальнейшего изучения.
2. На основании полученных результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей экспериментальной и контрольной группы наблюдались сниженные показатели физической подготовленности.
3. Разработанная методика занятий физическим воспитанием с использованием элементов фитнеса у детей младшего школьного возраста позволила достичь весомых результатов в улучшении функционального состояния и физической подготовленности детей по сравнению с традиционной программой. Методика занятий для детей младшего школьного возраста была рассчитана на три месяца и состояла из подготовительного, основного и заключительного периода.
Повторные показатели бега 30 м были лучше у девочек экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 0,54 с, челночного бега – на 0,30 с, прыжка в длину с места – на 5 см (р<0,05), наклона туловища из положения сидя – на 0,6 см (р<0,05), поднимания туловища из положения лежа на спине – на 0,2 раза, что свидетельствует о положительном влиянии элементов фитнеса в физическом воспитании детей младшего школьного возраста на физическую подготовленность.
Повторные показатели бега 30 м были достоверно лучше у мальчиков экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 0,99 с (р<0,05), челночного бега – на 0,30 с (р<0,05), прыжка в длину с места – на 2,00 см (р<0,05), наклона туловища из положения сидя – на 2,5 см (р<0,05), поднимания туловища из положения лежа на спине – на 1,2 раза (р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии элементов фитнеса в физическом воспитании детей младшего школьного возраста на физическую подготовленность.
Полученные данные подтвердили эффективность разработанной методики и могут служить основанием для практического внедрения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические аспекты оптимизации физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста
1.1 Пути оптимизации физического состояния детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания
Известно, что формирование и сохранение здоровья школьников является стратегической задачей государства, так как от состояния здоровья подрастающего поколения зависит благосостояние страны [33, 36].
В большинстве исследований, проведенных учеными в России в последнее десятилетия, подчеркивается необходимость коренной перестройки всей системы физического воспитания, ведь существующие методы, формы и средства работы оказываются неэффективными и устаревшими в современных условиях.
Все большее беспокойство исследователей вызывает уровень физического состояния детей школьного возраста. Среди факторов, негативно влияющих на физическое состояние детей, рассматривают ухудшение социально-экономических показателей, санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации в стране. Специалисты в области физического воспитания доказали, что повышение физического состояния детей младшего школьного возраста возможно только при комплексном подходе к его оценке, с последующей разработкой мероприятий по совершенствованию процесса физического воспитания [25].
По мнению некоторых авторов [17, 25, 26] физическое состояние выступает проявлением здоровья и определяется резервами физиологических систем организма и способностью человека выполнять физическую работу. Отдельные авторы определяют физическое состояние как уровень развития аэробных возможностей, которые есть количественной мерой оценки здоровья, другие — совокупность таких взаимосвязанных факторов, как физическая работоспособность, функциональное состояние органов и систем, возраст, пол, физическое развитие, физическая подготовленность.
Т.Ю. Круцевич [16] был предложен комплексный подход к оценке физического состояния школьника и определены критерии его оценки:
— уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие биологического возраста календарному;
— уровень функционирования основных систем организма;
— уровень физической подготовленности;
— степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
— наличие хронических заболеваний.
На основе факторного анализа были выявлены наиболее информативные показатели компонентов физического состояния школьников. В них вошли показатели физического развития, показатели состояния соматического здоровья и функциональных возможностей организма, а также уровень физической подготовленности детей.
Необходимость использования в физическом воспитании младших школьников инновационных технологий доказана в большинстве работ [26, 29, 35].
Авторами научно обоснованы новые подходы:
— по обновлению содержания начального образования по физическому воспитанию;
— по системе мер формирования здорового образа жизни в общеобразовательных школах;
— по основам формирования теоретических знаний по физической культуре;
— по формированию межпредметных связей на уроках физической культуры;
— по системе организации самостоятельных занятий по физической культуре;
— по взаимодействию семьи и школы в организации физкультурно-оздоровительной работы.
Специалисты в области физического воспитания доказали, что повышение физического состояния детей младшего школьного возраста возможно только при комплексном подходе к его оценке, с последующей разработкой мероприятий по совершенствованию процесса физического воспитания [7, 8, 9, 18].