Часть дипломной работы на тему Взаимосвязь эмоционального интеллекта и самоотношения у студентов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и самоотношения в
студенческом возрасте. 6
1.1 Понятие эмоционального интеллекта
в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Понятие самоотношения в
психолого-педагогической литературе. 14
1.3 Психологическая характеристика
студенческого возраста. 18
Список литературы.. 25
Введение:
Актуальность. При
современном уровне развития высшего образования требования к системе
профессионального образования, уровню и качеству подготовки квалифицированных
рабочих кадров, особенностям обучения профессионально значимых характеристик,
которые в значительной степени распространяются и на профессиональную
подготовку будущих студентов увеличиваются.
Очевидно, что
высокие профессиональные качества студентов необходимы для личного и
профессионального развития, включая эмоциональный интеллект и самооценку. Под
эмоциональной культурой специалиста понимается целостное личностное
образование, характеризующееся динамизмом, собственной структурой,
представленной системой знаний психолога об эмоциях, способности эмоциональной
поддержки, эмоциональной открытости и эмоциональной эмпатии. В этом смысле
эмоции — один из основных типов отношения психолога не только к людям, с
которыми он взаимодействует, но и к самому себе.
Актуальность
исследования также основана на том факте, что активное личное общение,
необходимое психологу, во многом определяется уровнем развития эмоционального
интеллекта. Соответственно, представляется актуальным установить связь этого
воспитания с другими психологическими формациями личности, включая
самоотношение, которое формирует целостность и направленность собственного «Я».
Изучение эмоционального интеллекта в этом отношении является необходимым шагом
в определении уровня его важности в самооценке студентов.
Степень
изученности темы исследования: Вопросы
эмоций и эмоционального интеллекта поднимались в психологической науке на
протяжении всей истории развития.
Вопросы
эмоционального интеллекта были рассмотрены в работах Д. Гоулмена [6], В.И.
Долготович [9], Д.В. Люсина, [14], Дж. Мэйера [15], Н.В. Симбирцевой [23] и др.
Изучение
эмоционального интеллекта у студентов проводилось рядом исследователей,
определивших динамику, структуру и особенности феномена: А.М. Белобородовым,
С.А. Григорьевым, А.М. Двойниным, И.Н. Мещеряковой, Г.Р. Нуриевой, Н.А.
Овешниковой,О.Б. Поляковой, Г.И. Родионовой, Д.В. Фурсовой, М.М. Царенковой и
др.
Самоотношение
описано в трудах П.Е. Герасимова, А.М. Колышко, И.С. Кона, В.Ю. Костенко, А.А.
Лебедева, Д.А. Леонтьева, Н. Макаровой, В.М. Мясищева, С.Р. Пантилеева, Н.И.
Сарджвеладзе, Е.А. Сац, Е.В. Селезневой, В.В. Столина, М.В. Хавтовой, И.И.
Чесноковой и др.
Изучение
динамики самоотношения у студентов проводилось рядом авторов, в работах которых
отмечено наличие развития положительного самоотношения в процессе обучения в
вузе: О.М. Бабкуновой, Е.С. Макеевой, Т.Л. Мироновой, Ю.М. Портновой и др.
Проблема
исследования заключается в отсутствии исследований на тему взаимосвязи
эмоционального интеллекта и самоотношения студентов при высокой актуальности
данной проблематики.
Целью исследования: Выявления взаимосвязи
эмоционального интеллекта и самоотношения у студентов.
Объектом исследования: эмоциональный
интеллект студентов.
Предметом исследования: взаимосвязь эмоционального
интеллекта и самоотношения у студентов.
Гипотеза
работы:
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретическую литературу
отечественных и зарубежных психологов по теме эмоционального интеллекта и
самоотношения;
2) на основе осуществлённого анализа сформировать
диагностический инструментарий для выявления взаимосвязи эмоционального интеллекта
и самоотношения;
3) С помощью диагностического инструментария провести
исследование на сформированной выборке студентов.
4) Проанализировать полученные результаты и сделать
выводы.
Теоретико-методологическая
основа исследования:
— представлений об эмоциональном интеллекте Д.В. Люсина;
— субьектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна;
— теория эмоционального интеллекта И.Н. Андреевой;
— теория самосознания личности В.В. Столина.
Методы исследования:
— теоретические: анализ, сравнение, систематизация
психологических сведений по теме исследования;
— эмпирические:
психологическое тестирование
— методы математической статистики:
Практическая значимость: результаты исследования могут быть направлены для
определения направлений развития личностных характеристик студентов. Учитывая
особенности профессиональной деятельности, в дальнейшем определить пути
повышения уровня профессионализма будущих студентов для решения актуальных
психологических проблем.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования взаимосвязи
эмоционального интеллекта и самоотношения в студенческом возрасте
1.1 Понятие эмоционального интеллекта в
психолого-педагогической литературе Понятие
об эмоциональном интеллекте в его современном виде берет свое начало в
концепции социального интеллекта, создателями которой выступают Э. Торндайк,
Дж. Хилфорд, Г. Айзенк. На определенном этапе становления психологической науки
и отдельной ее области, такой как психология интеллекта, основное внимание
исследователей стало уделяться информационным моделям интеллекта, а аффективная
компонент мышления отодвинулся на второй план. Понятие «социальный интеллект» и
явилось тем связующим звеном между когнитивной и аффективной сторонами процесса
познания. Взаимосвязь познавательного и эмоционального компонента рассматривал
в своих трудах Х. Гарднер [5].
Также в качестве одной
из предпосылок становления концепции эмоционального интеллекта является
гуманистическая психология. А. Маслоу в 50-х годах XX века ввел понятие
«самоактуализация». Это стало стимулировало множество исследований личности, в
которых интегрировались познавательные и аффективные параметры человеческой
психики. Российский ученый Л. С. Выготский указывал на непосредственную
взаимосвязь между интеллектом и аффектом. Непосредственно термин «EQ –
emotionnal quotinent», коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ –
коэффициентом интеллекта – предложил в 1985 году Р. Бар-Он. П. Сэловей и его
соавтор Дж. Мэйер интерпретировали эмоциональный интеллект, как способность
субъекта замечать и распознавать свои и чужие чувства и эмоции, дифференцировать