Преподавание в начальных классах Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Формирование учебно-познавательного интереса обучающихся младшего школьного возраста в процессе использования игровых технологий на уроках ИЗО.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Пояснительная записка 7
1.1.Теоретическое обоснование проблемы формирования учебно-познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста в процессе использования игровых технологий на уроках ИЗО 7
1.2. Описание проектируемого продукта: учебно-методического сборника игр для формирования учебно-познавательного интереса младших школьников в процессе использования игровых технологий на уроках ИЗО 12
1.3. Организационно-методическое обеспечение проекта 14
1.4.Реализация проекта 15
2. Проектная часть 21
2.1.Содержание проекта- учебно-методического сборника игр 21
2.2. Методические рекомендации по реализации проекта 39
Заключение 48
Список использованной литературы 49
Приложение 51

 

  

Введение:

 

Сегодня основной задачей воспитания и обучения в школах является задача воспитания творческого, всесторонней развитой личности, которая прекрасно ориентируется в пространстве и готова к освоению новых видов заданий и развитию умственной деятельности. В связи с этим и возникает потребность в изучении и развитии познавательной деятельности. 
В настоящее время актуальна проблема развития познавательного интереса учащихся к предметам, изучаемым в начальной школе. Познавательный интерес, как целеполагающий мотив и движущая сила преподавания младшего школьника является основой для формирования ценностных ориентаций развивающейся личности. Когнитивный интерес пробуждает в человеке способность к вдохновению и творчеству в любом виде деятельности, что подтверждают исследования психологов-педагогов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.П. Подлясье, Г.И. Щукина и другие).
Изучение проблемы формирования познавательного интереса младших школьников к предметам художественно-прикладного цикла, в котором человек познает мир по эмоциональному восприятию и воспроизведению реальности, является для нас наиболее важным. Основным предметом, формирующим творческую и эстетическую культуру, знакомящим младших школьников с искусством и развитием пространственного мышления, является изобразительное искусство.
В младшем школьном возрасте обучение на уроках ИЗО способствует формированию художественных и творческих способностей, развитию у детей способности передавать цвет, настроение, красоту природы или натюрморта, развитию творчества, формированию духовно-эстетического восприятия природы и внешнего мира, учит заботиться о природе, через обсуждение живописи великих классиков. 
Активными формами обучения являются игровые технологии, которые недостаточно раскрыты в методике обучения в начальной школе. Игровая активность в начальной школе в классе не является основной, но начинает угасать на заднем плане, поскольку ребенок испытывает потребность в обучении, получении новых знаний.
Проблема формирования когнитивного интереса к младшим ученикам на уроках в средней школе рассматривалась в работах многих педагогов и психологов, которые определили когнитивную деятельность как естественное желание учеников учиться — (И.П. Волков, Л.В. Занков, А.К. Марков, Г.И. Щукина, В.Я. Якунин) [17]. В последнее время отечественные педагоги активно изучают особенности когнитивной деятельности, а также средства ее формирования у младших школьников — (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, В.В. Петрусинский, Е.В. Шорохов, Д.Б. Эльконин) [2]. Именно познавательный интерес активизирует в личности способность к вдохновению и творческой деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, К.П. Коралёв, А.Н. Леонтьев, Т.И. Шамова) [7, 15].
Опираясь на актуальность изучаемой проблемы, нами была выбрана тема работы: «Формирование учебно-познавательного интереса обучающихся младшего школьного возраста в процессе использования игровых технологий на уроках ИЗО».
Цель исследования: спроектировать уроки ИЗО с применением игровых технологий, направленных на формирование познавательного интереса младших школьников.
Объект исследования: методы формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках ИЗО.
Предмет исследования: процесс формирования познавательного интереса младших школьников на уроках ИЗО посредством игр.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что если активно использовать игры на уроках ИЗО в начальных классах, то это будет способствовать успешному формированию познавательного интереса у обучающихся, тем самым, делая уроки ИЗО более интересными, яркими и увлекательными для детей, повышая успехи младших школьников в обучении.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой, нами были сформированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования познавательного интереса на уроках ИЗО.
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса младших школьников.
3. Организовать практическую работу младших школьников на уроке ИЗО с использованием игры.
4. Подвести итоги проделанной работы по формированию познавательного интереса младших школьников и разработать методические рекомендации.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методических, педагогических работ по изучаемой нами проблеме; анализ продуктов деятельности обучающихся начальных классов на уроках ИЗО; анализ учебных программ по предмету «ИЗО»; анкетирование обучающихся; статистическая обработка результатов педагогического наблюдения, проектирование.
Практическая база исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа №2030», обучающиеся 1 Д класса.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, поставлены цель и задача работы, определены объект и предмет исследования, определена гипотеза и методы исследования. 
В первой главе раскрыты теоретические основы развития познавательной деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства, описаны сущность и содержание познавательной деятельности, возрастные особенности развития познавательной деятельности младших школьников, урок изобразительного искусства как средство развития познавательной деятельности младших школьников. 
Во второй главе представлена опытно-исследовательская работа по выявлению уровня развития познавательной деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства, описана диагностика уровня развития познавательной деятельности младших школьников, методика и динамика развития познавательной деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства. Представлен проект игровой программы. В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две
 главы, заключение, список используемой литературы, приложения.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время современное образование диктует новые задачи, стимулирует развитие интеллектуальных и творческих качеств личности. Одним из важных путей решения этой проблемы является развитие познавательного интереса учащихся на начальном этапе образования.
Для того чтобы процессы развития и саморазвития младшего школьника шли интенсивно, учителю необходимо стимулировать познавательный интерес, формировать и развивать исследовательские навыки, стимулировать познавательную активность и жажду новых впечатлений и знаний. Естественно, одного педагогического сопровождения недостаточно, поэтому мы считаем, что ребенка необходимо целенаправленно обучать знаниям, навыкам и познавательной деятельности. В данном исследовании мы попытались обосновать и практически апробировать некоторые педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития младших учеников в условиях средней школы. В частности, нам интересны игровые технологии.
Целью нашего исследования было выявление педагогических условий для формирования познавательной активности у младших школьников. В ходе исследования были выявлены условия формирования познавательной активности у младших школьников.
Исследовательским путем было выяснено, что использование игр на уроках ИЗО является эффективным средством для формирования познавательного интереса. Дети становятся более раскованными, активными, у них повышаются моторные навыки, они становятся более любопытными, а их умственные процессы протекают быстрее.
Таким образом, гипотеза данного исследования является подтвержденной. Задачи решены. Цель исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Пояснительная записка

1.1.Теоретическое обоснование проблемы формирования учебно-познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста в процессе использования игровых технологий на уроках ИЗО

Познавательные интересы оказывают значимое влияние на общее развитие ребенка. Они побуждают его стремление к самостоятельному расширению знаниевого компонента в той или иной области. При этом под влиянием любознательности и познавательных интересов также происходит развитие и обогащение нравственных и эстетических чувств младшего школьника, в то время как умственные способности проявляются уже в содержательных видах деятельности. По той причине, что познавательный интерес непосредственным образом связан с волевыми усилиями, он становится принципиально важным стимулом в аспекте воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению. Феномен познавательного интереса изучается в современной науке (психологии и педагогике) с разных точек зрения. В частности, подчеркивается его роль в жизни человека, позиционируется важность развития и значение педагогических условий в формировании познавательного интереса.
Согласно А.Н. Леонтьеву, личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания [8, с.43]. Являясь составляющей индивидуального сознания человека, он создает внутреннюю движущую поведением человека силу. Задача учителя, родителей помочь сознанию ученика прийти к пониманию объективной значимости познавательной деятельности (без принуждения и вознаграждения), чтобы она приобрела для него личностный смысл, тогда познавательный интерес станет движущей силой поведения ученика [9, с.66].
Можно говорить о том, что игровые технологии в общей недифференцированной познавательной направленности личности школьника могут являться базовым компонентом при возникновении устойчивого познавательною интереса, который, в свою очередь, направляется в русло учебно-творческого процесса, в том числе в изобразительной деятельности. Систематически возникающая и положительно эмоционально окрашенная направленность школьника на познавательный материал дает возможность ребенку расширить свой кругозор и, тем самым, углублять понимание окружающей действительности, основываясь при этом на формировании дифференцированного интереса. Также принципиально значимой особенностью познавательного интереса является тот факт, что он может быть условием успешной активной умственной деятельности, притом снижая утомление, повышая работоспособность младшего школьника. С выраженным познавательным интересом знания быстрее переходят в область их активного применения, становясь, таким образом, внутренним достоянием личности ребенка младшего школьного возраста.
Познавательное развитие младшего школьника в качестве эволюционного процесса характеризуется наличием нескольких обязательных стадий, среди которых следующие:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы