Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Аппликация из ткани в дошкольном образовательном учреждении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АППЛИКАЦИИ ИЗ ТКАНИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ…………………………………………………………… 6
1.1. История возникновения и развития аппликации как художественного творчества………………………………………………………………… 6
1.2. Технология создания аппликации из ткани. Материалы и оборудование………………………………………………………………. 12
1.3. Значение использования работы по созданию аппликации из ткани в развитии детей старшего дошкольного возраста……………………… 19
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО СОЗДАНИЮ АППЛИКАЦИИ ИЗ ТКАНИ………………………… 28
2.1. Особенности работы с детьми дошкольного возраста по созданию аппликации из ткани………………………………………………………. 28
2.2. Конспект занятия по реализации образовательной области «Художественное творчество» (аппликация из ткани) в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 41
Введение:
Одним из самых любимых видов творчества у детей-дошкольников является аппликация. Освоение этого вида изобразительной техники происходит последовательно, но особое значение придаётся работе с детьми дошкольного возраста, так как в этом возрасте дети, с одной стороны, закрепляют начальные навыки формирования композиции поделки, а с другой — овладевают новым важным умением работать с ножницами.
Выполнение аппликаций помогает дошкольнику не только в развитии воображения и мелкой моторики, но и в формировании навыков работы с разными материалами, умения работать как индивидуально, так и в команде, способствует более глубокому погружению в тему занятия. Аппликации на природные темы способствуют формированию у ребёнка чувства связи с окружающим миром, а также развитию экологического мышления.
Аппликация — это разновидность изотехники, которая основывается на создании сюжетной композиции при помощи бумажных, тканевых деталей, элементов из природных материалов, крупы или зёрна, расположенных и приклеенных/пришитых на плотную подложку — картонную, бумажную или драпированную тканью.
Для обучения и воспитания детей дошкольного возраста аппликация имеет большое значение. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей в том числе и развитие творческого воображения. И.А. Лыкова утверждает, что дошкольники, в процессе занятия аппликацией, способны выделять существенные свойства предметов и явлений, а также устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Аппликация из ткани – одно из направлений декоративно-прикладного творчества, сходно с лоскутным шитьём (подбор ткани по свойству, по цвету, по характеру рисунка, но детали не сшиваются, а раскладываются и приклеиваются на основу.
На занятиях аппликацией из ткани дети знакомятся со свойствами ткани, закрепляют знание цветов, геометрических фигур, учатся соотносить части по величине, объединять части в целое, составлять узор, композицию, работать с шаблонами, усваивают понятие о ритме, симметрии, приобщаются к народному творчеству.
Таким образом, нами была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Аппликация из ткани в дошкольном образовательном учреждении».
В связи с актуальностью темы была поставлена цель исследования: изучить особенности организации занятий по аппликации из ткани в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования: процесс организации занятий аппликацией из ткани.
Предмет исследования: особенностей работы с детьми по созданию аппликации из ткани.
Для анализа были разработаны задачи:
1. Изучить историю возникновения и развития аппликации как художественного творчества.
2. Рассмотреть технологию создания аппликации из ткани.
3. Проанализировать значение использования работы по созданию аппликации из ткани в развитии детей старшего дошкольного возраста.
4. Раскрыть особенности работы с детьми дошкольного возраста по созданию аппликации из ткани (наличие приложений с эскизами вариантов изделий, оформленных аппликацией из ткани для детей дошкольного возраста: декоративных панно, салфеток, прихваток)
5. Разработать конспект занятия по реализации образовательной области «Художественное творчество» (аппликация из ткани) в старшем дошкольном возрасте
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи по вопросам творческого развития в области дошкольного образования (И.А. Лыкова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева); по изучению воображения как основы творческих способностей (Л.Д. Столяренко, А.Я. Пономарев, А.В.Брушлинский, А.М. Матюшкин); развитие творческого воображения (А.А. Любинский, Л.С. Выготский).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов занятиях аппликацией с детьми дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В результате исследования было выявлено, что творческому развитию дошкольников в образовательной программе детского сада уделяется особое внимание, так как эти занятия не только развивают у дошкольников самостоятельность, но и способствуют развитию умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения в школе. Так, занятия аппликацией являются неотъемлемой частью работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Аппликация — разновидность продуктивной деятельности, которая опирается на создание сюжетных композиций из бумаги, ткани, природного материала, приклеенных или пришитых на плотную, картонную или бумажную (редко деревянную), подложку.
Одним из видом аппликации в детском саду, является аппликация из ткани. Цель занятий аппликацией из ткани заключается в следующем:
обогащении представлений детей об окружающем мире, в частности о понятиях формы, оттенков цветов, начальном понимании пропорциональности и расположении элементов на ограниченном пространстве (на листе бумаги или картона);
формировании основы критического мышления, то есть умения сравнивать, обобщать, делать простые выводы;
развитии логики, образного мышления, речи через составление рассказов по мотивам аппликаций;
тренировке моторики рук;
пробуждении вкуса к творческой работе, стремления гармонизировать цвет и форму в целостных сюжетах;
воспитании инициативности, самоорганизации и умения работать с напарником или в группе.
Задачи, направленные на реализацию этих целей, включают:
практику создания предметных и сюжетных композиций с натуры и по представлению (то есть отдельных предметов, к примеру, «Закладка для книг», и сочетаний предметов в рамках общей сцены, например, «Лебеди плавают в пруду»);
развитие умения сочетать разные виды техник в одной поделке (например, в работе «Продукты питания» дети делают овощи в обрывном виде аппликации, тарелку в плоской, а столовые приборы в силуэтной);
отработку вырезания деталей, отличающихся по форме и размеру;
практику вырезания симметричных элементов из сложенного вдвое листа бумаги, а также парных деталей из собранного гармошкой листа;
знакомство с прорезным декором, когда украшения элементов не наклеиваются, а прорезаются (например, «Снежинки»);
развитие умения разделять обязанности в процессе выполнения задания в группе или в паре;
воспитание чувства цвета, пропорциональности композиции, меры в использовании декоративных элементов (бисера, пуговиц и пр.);
стимуляции интереса к созданию сюжетов на тему природы, сказок;
тренировке навыка рефлексии (старшие дошкольники не просто говорят нравится им или нет их поделка, но и обосновывают почему).
Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.
Фрагмент текста работы:
Глава I Теоретическое исследование аппликации из ткани в дошкольном учреждении
1.1. История возникновения и развития аппликации как художественного творчества
Аппликация (от латинского слова applicatio – прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея [4].
Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изобрацения, Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений праздничных и других костюмов, оформление стенгазет, стендов, выставок, помещений детского сада), но и в создании картин, панно, орнаментов и т. д. [11].
Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.
Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов. В условиях первобытнообщинного строя, когда не было социального неравенства, материалы, используемые для аппликации, были доступны всем. В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияние новых социальных условий. Вышивки, предназначаемые для знати, отличались как сложностью рисунка, так и стоимостью материалов [8].