Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимосвязь восприятия времени и адаптации персонала в организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ И АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ
1.1. Проблематика изучения восприятия времени 5
1.2. Восприятие времени как социально-психологический феномен 14
1.3. Проблемы адаптации личности в современной науке 26
Выводы по главе 1………………………………………………..…………31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ И АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Процесс восприятия времени и адаптация персонала 33
2.2. Методики исследования взаимосвязи восприятия времени и адаптации персонала 42
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

 

  

Введение:

 

Одним из основных вопросов, которые стоят сегодня перед организацией эффективности деятельности рабочих коллективов – это правильное распределение и восприятие рабочего времени сотрудниками в условиях профессиональной деятельности.
Актуальность данного аспекта аргументируется и особенностями адаптации сотрудников в организациях, которые проявляются в условиях перехода с одного места работы на другое, в смене профессиональной деятельности, в связи с социальными изменениями в жизни и многими другими факторами.
Немаловажную роль в проблемах восприятия времени и адаптации персонала в организации играют исследования в психологической, философской, социально-экономической и других смежных науках. Так, психологические аспекты восприятия времени рассматривали такие ученые, как А. Алюшин, А. Болотова, П. Гайденко, А. Михайльский и др. Проблемам психологической диагностики восприятия времени и социальной адаптации персонала в организации уделяли внимание А. Александров, Л. Вассерман, Е. Климов, В. Матьюз, Ю. Стрелков, К. Хэммонд, К. Червинская и др.
Тем не менее, соотношение восприятия времени и его связь с адаптацией личности в организации в процессе профессиональной деятельности в настоящее время мало изучены, в практической деятельности производственных организаций отсутствуют конкретные методики изучения и диагностики обозначенных психолого-социальных проблем.
В связи с этим, темой нашего исследования была избрана «Взаимосвязь восприятия времени и адаптации персонала в организации».
Цель исследования: проанализировать, обобщить теоретические аспекты обозначенной проблемы и обосновать методики исследования восприятия времени, как социально-адаптационной сферы сотрудников в организации.
Задачи исследования:
— проанализировать и обобщить теоретические основы восприятия времени и адаптации персонала в организации;
— провести эмпирическое исследование процесса восприятия времени и адаптации персонала в организации;
— разработать методики исследования взаимосвязи восприятия времени и адаптации персонала в организации.
Предмет исследования: восприятие времени и адаптация персонала в организации.
Объект исследования: взаимосвязь восприятия времени и адаптация персонала в организации.
Методы исследования:
теоретические – анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение научных источников по проблеме исследования;
эмпирические – ранжирование методик психоанализа восприятия времени, анализ исследований социальной адаптации персонала на предприятиях России, методы экспертной оценки и обобщения независимых характеристик.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка использованной литературы. Общий объем выпускной квалификационной работы расположен на 65 страницах, основной текст расположен на 61 странице.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. В современной науке существует три общие проблемы в изучении интервального времени: чувствительность восприятия времени к конкретным обстоятельствам, в которых переживается интервал времени; различия между людьми как в механизмах, так и в субстратах интервального времени; факт, что «реальный мир» намного сложнее и динамичнее, чем стимулы и задачи, используемые в большинстве интервальных экспериментов. Одним из уникальных свойств человека является его полная сопряженность со временем. Любая человеческая деятельность разворачивается во времени, обладает определенными темповыми характеристиками, требует оценки доступного временного ресурса: вовремя успеть, назначить правильное время и пр.
2. Восприятие времени относится к субъективному переживанию человеком течения времени или воспринимаемой длительности событий, которые могут существенно отличаться у разных людей и/или в разных обстоятельствах. Человек воспринимает не столько само время, сколько изменения или течение времени, или то, что можно описать как события во времени; осознает временные отношения между событиями и воспринимаем события как одновременные или последовательные; имеет представление о последовательности или порядке этих событий. Кроме того, восприятие времени связано и с другими когнитивными процессами, такими как внимание, память.
3. На разных временных периодах жизни человека проявляется разная адаптация личности к социально-профессиональной деятельности. Социальная адаптация – это неписаные законы и правила, присущие только той или иной группе общества. Проблемы с адаптацией возникают у детей, подростков, молодых людей и даже у пожилых. Основными типами адаптации человека нами выделены: физиологический; общественный; психологический; работа (профессиональная); анатомический.
4. Измерение восприятия времени на производстве необходимо проводить в пяти измерениях: полихроничность, скорость, пунктуальность, временная глубина и увлечение. Тематическое исследование в сочетании с количественным анализом данных, собранных с помощью структурированного, закрытого и самоуправляемого вопросника проводится на основе шестибалльной шкалы Лайкерта, которая дает возможность наиболее точно охарактеризовать ту деятельность, которую выполняет сотрудник и его отношение к временному периоду работы.
5. Факторы, которые влияют на процесс профессиональной адаптации специалиста, включают в себя: особенности содержания, целей, организации, используемых средств, технологий профессиональной деятельности; своеобразие социальных и других условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность; сформированные системы неформальных, психологических связей и отношений сотрудников в организации. Профессиональная адаптация специалиста осуществляется в профессионально-деятельностном, организационно-нормативном; социально-профессиональной; социально-психологическом и социальном аспектах. Каждая из этих предметных областей профессиональной адаптации специалиста предполагает наличие определенного уровня его подготовленности, адаптационного потенциала.
6. Основными временными восприятиями жизнедеятельности для успешной профессиональной деятельности являются: полихроничность и монохроничность выполнения работы во временных установках; скорость, то есть частота (число) действий в единице социального времени; пунктуальность, которая напрямую связана с хронологическим, измеримым временем; временная глубина восприятия окружающей действительности; увлечение, которое можно определить как корректировку шага, ритма или цикла действия в зависимости от того или иного действия. Данные параметры являются основой для методологии исследования восприятия времени персонала в организации.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ
1.1. Проблематика изучения восприятия времени
Восприятие времени является основополагающим для жизненного и профессионального опыта человека и является центральным практически во всех действиях личности. Соответственно, восприятие времени было одной из самых ранних тем экспериментальной психологии и широко изучалось в течение более столетия [6]. Эти исследования были довольно успешными в таких областях, как обнаружение того, что в первом приближении синхронизация между несколькими видами деятельности демонстрирует скалярное свойство: изменчивость временных представлений линейно возрастает с временной длительностью интервалов от сотен миллисекунд до десятков минут. На самом деле, время многими видами (включая людей) является приблизительно масштабным инвариантом и означает, что все распределение откликов масштабируется непосредственно с длиной интервала времени [20].
Однако также ясно, что, вопреки гипотезам (или неявным предположениям) ранних психофизиков, мозг не похож на измерительные приборы классической физики: нет неизменного отображения между внешними величинами и внутренними ощущениями, которые могут быть захвачены простыми математическими функциями. Действительно, восприятие времени создает ряд уникальных проблем. Во-первых, нет органа ощущения времени или единого пути, несущего временную информацию от периферии к мозгу [15]. Скорее, все сенсорные каналы поддерживают восприятие времени, и неясно, насколько эти представления опосредованы общими структурами и механизмами. Более того, хронометраж происходит в массово изменяющихся масштабах, от микросекунд до нескольких лет. При промежуточных длительностях несколько психофизиологических механизмов работают параллельно, усложняя поиск простых моделей обработки информации и нейронных субстратов.
Отчасти по этим причинам многие «глобальные вопросы» о восприятии времени остаются без ответа. Например, исследователи продолжают обсуждать связь между физическим временем и ростом субъективной длительности, при этом некоторые утверждают линейную связь [3], а другие полагают нелинейное отображение, такое как логарифмическое сжатие [19]. Точно так же существуют разногласия относительно того, основывается ли хронометраж на локальных или централизованных процессах [10]. Относительно первого, временные представления могут быть абстрагированы в соответствии с зависящими от времени изменениями в локальных кортикальных сетях, которые активируются специфическими стимулами. Таким же образом можно определить, как давно камень был брошен в пруд по ряби на поверхности, чтобы мозг мог извлекать временную информацию из паттерна нейронной активности, вызванной представлением стимула [5].
Другие научные исследования позиционируют выделенным «внутренним часам» централизованную систему для измерения времени по стимулам и задачам [4]. Представление времени по этим часам может включать в себя накопление импульсов, испускаемых кардиостимулятором, или обнаружение совпадающей активности среди набора осцилляторов с различными периодами. Наконец, основа и общность скалярного свойства синхронизации остаются предметом значительных дебатов, причем масштабная инвариантность по-разному приписывается частоте пульса выделенного кардиостимулятора, передаче временных представлений в память, или эмерджентным свойствам низкоуровневых взаимодействий между нейронами [13]. Действительно, хотя скалярное свойство широко наблюдается, исследования человеческой дискриминации по длительности показывают, что доля Вебера не является постоянной в диапазоне около 0,5–2 секунд, нарушая скалярное время и обеспечивая дальнейшие теоретические исследования данной проблемы [16].
В современной науке многими учеными обсуждаются три общие проблемы в изучении интервального времени:
1) чувствительность восприятия времени к конкретным обстоятельствам, в которых переживается интервал времени;
2) различия между людьми как в механизмах, так и в субстратах интервального времени;
3) тот факт, что «реальный мир» намного сложнее и динамичнее, чем стимулы и задачи, используемые в большинстве интервальных экспериментов.
В каждом случае мы сначала раскрываем недостатки, описывая примеры из недавних исследований, которые иллюстрируют, как эти проблемы усложняют и потенциально препятствуют прогрессу в исследовании восприятия времени. Затем альтернативную оценку – позитивные стороны, раскрывая то, как новые открытия и теоретизирование помогают решать эти проблемы, обеспечивая более глубокое понимание представления и суждения о времени.
Основные исследования сосредотачиваются, главным образом, на длительности от нескольких сотен до нескольких тысяч миллисекунд, так как этот диапазон интервалов наиболее интенсивно изучается у людей; также он имеет преимущества быть достаточно длинным, чтобы задействовать «когнитивные» процессы, но достаточно коротким, чтобы позволить провести повторные измерения у каждого участника.
Исследования чувствительности восприятия времени к методу измерения показывают, что поиск основных принципов восприятия времени затрудняется чувствительностью временного суждения к «посторонним» контекстуальным факторам.
Во-первых, становится все более очевидным, что суждение о данной длительности зависит как от нестационарных свойств стимулов, определяющих интервал, так и от задачи, которая используется для получения суждения о длительности временного периода.
Во-вторых, даже если эти факторы остаются постоянными, на суждение о данном интервале влияет как общий комплект стимулов во время исследования («глобальный» контекст), так и последний представленный стимул («локальный» контекст). Наконец, даже когда стимулы, задачи и контекст контролируются, суждения изменяются в результате опыта и практики, а недавние работы показывают, насколько пластичными могут быть временные представления. Некоторые из этих эффектов были давно задокументированы; но исследования последних десятилетий раскрывают широкую и далеко идущую контекстуальную чувствительность временных суждений.
Один из основных выводов исследований чувствительности к стимулам и задачам заключается в том, что одна и та же продолжительность будет восприниматься по-разному в зависимости от того, как она ограничена, что порождает то, что было названо «временными иллюзиями» [11]. Постоянно расширяющийся диапазон нестационарных факторов, влияющих на восприятие данного интервала, поистине значимый. Некоторые из этих факторов, такие как сенсорные модальности, интенсивность, размер, сложность, знакомство, заполненный интервал или пустой, были признаны в течение некоторого времени; другие, такие как смещения эффектов символического масштаба, отличие от фона, эмоциональность, поле, скорость и изменения в скорости были выявлены в последние годы и находятся в центре повышенного внимания. Такое множество эффектов представляет серьезную проблему для исследователей, которые ищут объединяющие принципы интервального времени [8].
В дополнение к этим стимульным эффектам становится все более очевидным, что результаты экспериментов по времени часто зависят от метода, используемого для измерения перцепта и производственные задачи. Например, «нажмите эту кнопку, когда квадрат находится на экране в течение X секунд», традиционно предполагаются имеющими взаимное отношение-стимулы, которые «кажутся более длинными», будут вызывать большие оценки, но более короткие действия, потому что, например, время, необходимое для достижения заданного числа импульсов кардиостимулятора, будет сокращено. Однако эти две методологии могут привести к различным результатам.
Например, в одном недавнем исследовании О. Сысоевой было установлено, что новые изображения, как считалось, длятся дольше, чем повторяющиеся, подразумевающие более быстрые внутренние часы, приводящие к большей субъективной длительности, но они также оставались на экране дольше в производственной задаче, подразумевающие более медленные внутренние часы, ведущие к более короткой субъективной длительности [12]. Субъективная продолжительность, как еще большая методологическая зависимость, была отмечена в недавних исследованиях влияния эмоционального возбуждения на субъективное время, когда гневные эмоции оценивались дольше, чем нейтральные в вербальных оценках и темпоральных производственных задачах, но не в темпоральных задачах обобщения или воспроизведения. Многие хронометражные исследования используют единую задачу оценки, которая может объяснить, почему исследователи, исследующие якобы похожие перцептивные эффекты, иногда дают противоречивые результаты. То есть, очевидные несоответствия в эффектах той или иной манипуляции или фактора могут на самом деле быть вызваны упущенными различиями в методологии.
Например, Д. Уизерспун и Л. Аллан обнаружили, что знакомые стимулы оцениваются дольше, чем неизвестные предметы, тогда как Ф. Оно и Дж. Кавахара обнаружили обратные эффекты [21]. В первом исследовании ученые использовали задачу категориального суждения, тогда как во втором использовалось временное производство, которое могло бы объяснить противоречивость результатов.
Даже когда нестационарные свойства и требования к задаче остаются постоянными, восприятие времени чувствительно к набору длительностей, используемых в исследовании – «глобальному» контексту. Например, в задачах временного разделения участник эксперимента классифицирует набор промежуточных длительностей в зависимости от того, являются ли они наиболее близкими к «короткой» или «длинной» длительности крепления. Для крыс и голубей точка деления, продолжительность, в которой «короткие» и «длинные» реакции одинаково вероятны, обычно находится вблизи геометрического среднего двух стандартов, но у людей, как было показано в исследованиях, это зависит от распределения промежуточных длительностей, будучи ближе к геометрическому среднему – логарифмическому интервалу, но ближе к среднему арифметическому в том случае, если он линейный. Точно так же градиенты временного обобщения, которые указывают на вероятность того, что заданная длительность будет оцениваться равной определенному стандарту, становятся более резкими, когда интервалы сравнения группируются более тесно вокруг стандарта, что приводит к отклонениям от скалярного времени, если сложность задачи не контролируется тщательно по различным стандартам. Эта чувствительность к глобальному контексту распространяется на воздействие нестационарных факторов; например, влияние на временные суждения об изменениях тона и размера визуальных маркеров зависит от других шагов/маркеров, представленных в эксперименте, соответственно, идентичные манипуляции могут давать различные результаты в зависимости от того, осуществляются ли они внутри или между субъектами [1].
Временные суждения также зависят от «локального» контекста, то есть от микроструктуры экспериментального сеанса (стимул, представленный в предыдущем эксперименте, выбор интервала между стимулами и т. д.). В качестве одного из примеров исследователи обычно стремятся измерить точность временного представления, используя две альтернативные задачи принудительного выбора, где фиксированный стандарт и сравнение переменных представлены один за другим и участники указывают, какой из двух длился дольше. Со времен Г. Фехнера было известно, что порядок представления влияет на точку субъективного равенства (длительность сравнения оценивается равной стандарту), причем второй интервал пары часто переоценивается относительно первого, хотя размер и направление этой ошибки временного порядка являются переменными [7]. Последние работы были сосредоточены на том, что пороговые значения дискриминации также зависят от порядка стимулов, будучи ниже, когда стандарт предшествует сравнению, чем когда сравнение приходит первым. Этот эффект «типа В» бросает вызов давней и интуитивной концепции дискриминации, как вычисления разности между двумя стимулами. Такой расчет явно имеет смысл, когда два интервала рассматриваются как дискретные физические величины, но он не может приспособить влияние порядка стимула на точность дискриминации

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы