Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция Оперативно розыскная деятельность

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Выявление, предупреждение и раскрытие преступлений связанных с оборотом немаркированной и фальсифицированной алкогольной продукции.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Противодействие органов внутренних дел преступлениям, связанным с производством и сбытом немаркированной и фальсифицированной алкогольной продукции 7
1.1. Производство и сбыт немаркированной и фальсифицированной алкогольной продукции, как угроза национальной безопасности 7
1.2. Оперативно-розыскная характеристика преступлений, связанных с оборотом немаркированной и фальсифицированной алкогольной продукции 19
Глава 2. Понятие и сущность выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с оборотом немаркированной и фальсифицированной алкогольной продукции 34
2.1. Организационно-тактические основы выявления и раскрытия преступлений, связанных с оборотом немаркированной и фальсифицированной алкогольной продукции 34
2.2. Основные направления предупреждения преступлений, связанных с оборотом немаркированной и фальсифицированной алкогольной продукции 51
Заключение 58
Список использованной литературы 63

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Борьба с теневым производством фальсифицируемой алкогольной продукции является приоритетным направлением для правоохранительных органов. Появлению на рынке фальсифицированного сырья способствует безнаказанность и доступность приобретения дешевой и некачественной спиртосодержащей продукции, и ее отдельных составов, замаскированных под известные бренды. Большинство потребителей, догадываясь о низкой стоимости алкогольного сырья и осознавая, что во многом оно является небезопасным для здоровья, все равно совершают сделки купли-продажи, подвергая себя и своих близких риску. Этот факт является решающим для производителей фальсификата, желающих получить максимальную прибыль и уйти от ответственности в нарушение положений ст. 12 Федерального закона №171-ФЗ , а также п. 1 Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 №785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» , устанавливающих обязательную маркировку алкогольной продукции, производимую на территории Российской Федерации.
Об этой негативной тенденции свидетельствуют и статистические данные. По данным ГИАЦ МВД России в 2014 г. зарегистрировано 35, в 2015 г. – 40, в 2016 г. – 46, в 2017 г. – 37 преступлений, связанных с производством, приобретением, хранением, перевозкой или сбытом товаров и продукции без маркировки и нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации .
Отмечаемое в последние годы увеличение темпов распространения преступлений, связанных с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции, представляет крупномасштабную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. После ликвидации в начале 90-х гг. XX в. государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции ее оборот в значительной мере ушел в теневой сектор экономики.
Исторически сформировавшийся на протяжении сто¬летий российский менталитет, обладая целым комплексом присущих ему различных позитивных качеств, без преуве¬личения представляющих собой национальную гордость, к сожалению, не свободен от некоторых побочных небла¬гоприятных явлений. Одним из таких проявлений являет¬ся достаточно высокий уровень употребления спиртных напитков, заметно усиливающийся в периоды различных глобальных или локальных социально-экономических де-стабилизаций, а равно при возникновении внутриличност¬ных психологических конфликтов и фрустрированных со¬стояний у отдельных индивидуумов.
Соответственно, алкогольная продукция в России всегда пользовалась большим спросом у населения, даже вопреки проводившимся в различное время на государ¬ственном уровне попыткам обеспечить сокращение ее употребления. Как известно, реализуемые внутренней по¬литикой государства советского периода ограничения по продаже спиртных напитков способствовали активиза¬ции проблем употребления населением спиртосодержащей продукции кустарного и (или) технического происхожде-ния. Политические, экономические, социальные реформы на рубеже тысячелетий способствовали нейтрализации го¬сударственной монополии на множество видов социально значимой деятельности, в том числе по производству алко¬гольной и спиртосодержащей продукции. Однако в каче¬стве побочных действий данного закономерного процесса можно отметить возникновение целого ряда неизвестных прежде социально опасных явлений.
Высокий спрос на алкогольную продукцию в сочета¬нии с достаточно несложной технологией ее производ¬ства породил формирование теневого алкогольного рын¬ка, к функционированию которого оказались причастны не только преступники-одиночки, но и криминальные формирования различной степени организации. Изготов¬ление в кустарных условиях алкогольного фальсификата находится в закономерной связи с нарушениями разрабо¬танных технологических стандартов, санитарных норм, использованием некачественных или не предназначенных для изготовления пищевых продуктов ингредиентов, обо¬рудования и т. п., что не лучшим образом сказывается на здоровье нации. Кроме того, теневой алкогольный рынок функционирует вне соблюдения налогового законодатель¬ства, а также причиняет существенный вред имуществу и деловой репутации юридических лиц-правообладателей.
Безусловно, государством предпринимаются разно¬аспектные меры, направленные на упорядочивание процесса производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, нейтрализацию влияния криминалитета на данный сектор экономики, выявление и разоблачение под-польных производств. Вносятся коррективы в законода¬тельство, регулирующее правоотношения в данной сфере, периодически обновляются образцы федеральных специ¬альных и акцизных марок для маркировки алкогольной продукции.
Однако преждевременно заявлять о том, что пробле¬ма теневого алкогольного бизнеса является исчерпанной. Функционирование подпольных предприятий по произ¬водству и сбыту фальсифицированной алкогольной про-дукции сочетается с применением субъектами преступле¬ния различных конспиративных мер, что сказывается на высокой латентности преступлений указанной категории.
Целью настоящей работы является исследование особенностей выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с оборотом немаркированной и фальсифицированной алкогольной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть производство и сбыт немаркированной и фальсифицированной алкогольной продукции, как угрозу национальной безопасности;
— исследовать оперативно-розыскную характеристику преступлений, связанных с оборотом немаркированной и фальсифицированной алкогольной продукции;
— проанализировать организационно-тактические основы выявления и раскрытия преступлений, связанных с оборотом немаркированной и фальсифицированной алкогольной продукции;
— определить основные направления предупреждения преступлений, связанных с оборотом немаркированной и фальсифицированной алкогольной продукции.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с оборотом немаркированной и фальсифицированной алкогольной продукции.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие особенности выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с оборотом немаркированной и фальсифицированной алкогольной продукции.
Структура исследования включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, сферу производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции можно рассматривать как отрасль, оказывающую влияние на здоровье населения и состояние преступности. Острота проблемы определяется, с одной стороны, недостаточным контролем над алкогольной отраслью с позиции государственных структур и, с другой стороны, оказываемым интенсивным влиянием организованных преступных групп на сферу производства и оборота алкогольной продукции. Существующие мощные криминальные структуры в алкогольном секторе экономики извлекают огромные доходы из преступного бизнеса, тем самым существенным образом влияя на доходную часть бюджета страны.
Справиться с такого рода криминальными проявлениями без эффективного механизма функционирования правоохранительной системы и применяя лишь административно-правовые меры невозможно. Способность своевременно реагировать и существенно менять ситуацию, складывающуюся в алкогольной отрасли, принадлежит в первую очередь оперативным подразделениям органов внутренних дел. Решение задач по борьбе с преступлениями в сфере незаконного производства и оборота алкогольной продукции требует от оперативных сотрудников применение специальных познаний, тесного взаимодействия с экспертами и специалистами.
Выявление преступлений в сфере незаконного производства и оборота алкогольной продукции представляет собой комплекс мероприятий оперативно-разыскного характера по получению исходной оперативной информации в виде сведений о признаках и конкретных фактах преступной деятельности в алкогольном секторе экономики, о лицах, причастных к совершению преступлений, возможных способах совершения преступлений и иных интересующих сведений, которые требуют фиксации, оценки и последующей оперативной проверки.
Сущность документирования же состоит в действиях оперативных подразделений ОВД по обнаружению, сбору, фиксации, проверке и оценке данных о фактах противоправной деятельности, причастных к ней лицах и последующем принятии по ним решения о возможном использовании в соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом основную нагрузку по выявлению и документированию преступлений несут подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (далее – ЭБиПК).
Подразделения ЭБиПК реализуют задачи по выявлению и раскрытию преступлений в рассматриваемой сфере в соответствии с положениями Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» путем проведения оперативно-разыскных мероприятий (далее – ОРМ), используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями.
Выявлением указанной категории преступления занимаются сотрудники оперативных служб, результаты оперативно-розыскной деятельности добываются в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия – проверочная закупка.
Проверочная закупка – это оперативно-розыскное мероприятие, в ходе проведения которого происходит совершение сделки купли-продажи или осуществление иного способа приобретения товаров, предметов или иных материальных ценностей у объекта проводимого мероприятия с целью обнаружения и фиксации совершенного преступления, задержания лица с поличным, а также получения образцов продукции.
Как следует из судебно-следственной практики, наиболее используемым (востребованным) основанием проведения проверочной закупки, в целях выявления указанной категории преступлений является «ставшие известные органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Результаты проверочной закупки оформляются в виде акта. В ходе ее проведения, в рамках рассмотрения сообщения о преступлении оперативными сотрудниками выполняются следующие действия:
1) приобретаются с помощью сотрудников общественности, либо сотрудников полиции образцы алкогольных фальсификатов, расплачиваются с продавцом промаркированными денежными купюрами;
2) изымается алкогольная продукция с признаками фальсификации, обнаруженная в результате проведения ОРМ, а также документация, содержащая следующую информацию: а) о количестве продукции и таре; б) об ассортименте; в) об источнике поступления, производителе; г) о местах сбыта. Обнаруженная продукция пересчитывается, помещается в отдельную упаковку (упаковка, целостность которой не нарушена, опечатывается и удостоверяется подписями участников проверочной закупки – представителей общественности и иных лиц;
3) в акте проверочной закупки указывается наличие или отсутствие документов, дающих право на осуществление указанной предпринимательской деятельности, лицензий, договоров аренды, сведений о регистрации индивидуальным предпринимателем.
4) изымаются товарно-транспортные накладные, в которых имеются сведения о грузоотправителе, грузополучателе, плательщике; прайс-листы с указанием цен на алкогольную продукцию, ценники, все фиксируется в акте проверочной закупки.
5) отражается в акте использование кассового аппарата в ходе расчетов, если такой факт имел место; указать реквизиты чеков, выданных покупателю.
На основании изложенных теоретических и практических данных можно сделать следующие выводы:
— в связи с тем, что оперативно-розыскная деятельность фактически является отраслью права, несмотря на то что не признается некоторыми специалистами правоведами, необходимо сотрудникам практических и научных учреждений ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность развивать данное направление деятельности. Особо важно по мнению практических работников, осуществляющих деятельность в сфере оперативно-розыскной деятельности, которое мы разделяем, развивать оперативно-розыскной процесс в связи с тем, что многие специалисты в сфере уголовного процесса пытаются убедить всех, что все документы в сфере оперативно-розыскной деятельности должны соответствовать уголовно-процессуальному законодательству. Подобное нельзя допустить, так как оперативно-розыскная деятельность имеет свой предмет отличный от уголовного процесса и решает задачи присущие только ей;

— сущность организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по выявлению, пресечению и документированию преступлений, связанных с незаконным производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, это внутреннее содержание указанной деятельности, который выражается в единстве всех его отличительных признаков. Эти признаки многообразны и выражаются как в признаках, включенных в понятие оперативно-розыскной деятельности, так и в тех признаках, которые в указанном понятии не отмечены, но реально существуют и применяются в процессе организации оперативно-розыскной деятельности и без которых невозможно проведение оперативно-розыскных мероприятий;
— внешние признаки организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по выявлению, пресечению и документированию преступлений, связанных с незаконным производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, во многом идентичны тем признакам, которые применяются при организации борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности в других отраслях и сферах экономики, но имеются признаки, которые присущи только организации оперативно-розыскной деятельности в этой сфере. В сфере организационно-управленческих мер, это методы встречной проверки документов, экономико-правового анализа, а в организационно-тактическом плане, это поисковый метод, документирования преступной деятельности, использование конфиденциальных источников информации, специалистов и др.
Очевидно, что процесс получение доказательственной информации, материалы которой служат основанием возбуждения уголовного дела по рассматриваемому виду преступлений крайне сложен. Использование специальных познаний в ходе расследования фактов, связанных с производством, приобретением, хранением, перевозкой или сбытом товаров и продукции без маркировки, предусмотренной законодательством РФ является необходимостью для успешного выявления и расследования преступления. Как нам кажется, получение вышеуказанной информации напрямую зависит от грамотного и скрупулёзного проведения оперативно-розыскного мероприятия – проверочная закупка. Пренебрежение тактическими приемами, средствами фиксации и несоблюдение требований законодательства в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия может привести к потери всей доказательственной информации. Также производство исследований сотрудниками разных структурных подразделений крайне значимо и позволяет сделать комплексный вывод о наличии признаков состава совершенного преступления.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Противодействие органов внутренних дел преступлениям, связанным с производством и сбытом немаркированной и фальсифицированной алкогольной продукции

1.1. Производство и сбыт немаркированной и фальсифицированной алкогольной продукции, как угроза национальной безопасности

В Российской Федерации проблема алкоголизации населения остается чрезвычайно значимой. Ежегодно за наркологической помощью обращаются более 2 млн пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, вызванными потреблением алкогольной продукции. Число лиц, страдающих алкоголизмом и алкогольными психозами, составляет более 1,7 млн человек .
При этом потребление алкогольной продукции является одной из ключевых причин насилия и преступности. По данным ГИАЦ МВД России в 2018 г. каждое третье расследованное преступление (32,3%) совершено лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения .
Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения Российской Федерации наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию Российской Федерации. К данным потерям относятся: повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции, социальные выплаты, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы на содержание заключенных и борьбу с преступностью и беспризорностью.
По данным Росстата, за шестилетний период в Российской Федерации снизились продажи алкогольной продукции как в абсолютных цифрах (с 126,8 до 96,8 дкл), так и на душу населения (с 8,9 л до 6,6 л).
За период с 2012 по 2017 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 301 182 случая острых отравлений от спиртосодержащей продукции, в том числе 81 226 случаев – с летальным исходом (27,0%) .
В связи с ростом цены на алкогольную продукцию сегмент, занимаемый ранее легальной розницей, постепенно замещается дешевым суррогатным алкоголем. В целях противодействия данной тенденции правоохранительными и контролирующими органами ежегодно изымается огромное количество нелегального спирта и алкогольной продукции, произведенных без лицензии (около 1 млн дкл спирта и 2,5 млн дкл алкогольной продукции). При этом ежегодно выявляется более 100 тыс. лиц, совершивших правонарушения, связанные с незаконным производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Несмотря на то, что правоохранительными и контролирующими органами с учетом имеющихся у них ресурсов выявляется до 10% (от реально существующих объектов незаконной деятельности и нелегальных) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, нелегальный алкогольный рынок приносит ежегодно более 100 млрд рублей доходов его участникам в денежном эквиваленте. Вышеуказанные статистические данные позволяют сделать вывод о том, что нелегальный рынок данной продукции продолжает расти как по объему, так и по доходам .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы