Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Возможности использования зарубежного опыта поддержки малого и среднего бизнеса в России (на примере округа Иль-Де-Франс, Франция)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ 6
1.1. Малый и средний бизнес в России: понятие, значение, особенности, тенденции и перспективы развития 6
1.2. Существующие механизмы поддержки малого и среднего бизнеса в России 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 22
2.1. Зарубежный опыт в развитии малого и среднего бизнеса 22
2.2. Оценка существующих инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в округе Иль-Де-Франс 46
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ 57
3.1. Основные проблемы, препятствующие внедрению зарубежных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в России 57
3.2. Возможности использования инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в округе Иль-Де-Франс в России 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ЛИТЕРАТУРА 68
Введение:
Актуальность выбранной темы обусловлена интересом к опыту развитых стран, успешно реализующих программы государственной поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Изучение опыта Франции (и конкретно Иль-де-Франс) в области регулирования малого и среднего бизнеса позволит увидеть важное значение малого бизнеса для выхода экономики страны на международный рынок.
В практике многих зарубежных стран развито государственное поощрение малого и среднего бизнеса в интересах национальной экономики за счет создания правового и экономического климата, которые будут способствовать поддержанию и развитию малого бизнеса.
Малое предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так, например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы.
В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства.
Цель работы – рассмотреть возможности применения зарубежного опыта государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в России.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
— рассмотреть понятие, значение, существующие механизмы поддержки, а также особенности, тенденции и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России;
— изучить зарубежный опыт в развитии малого и среднего бизнеса и провести оценку существующих механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в округе Иль-Де-Франс;
— сформулировать основные проблемы, препятствующие внедрению зарубежных механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в России;
— раскрыть возможности использования механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в округе Иль-Де-Франс в России.
Объектом исследования является среднее и малое предпринимательство, предметом исследования – развитие среднего и малого предпринимательства в РФ.
В исследовании были использованы следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, статистический и графический методы, исторический метод.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.
Заключение:
В работе характеризуется малое предпринимательство в России в сравнении с зарубежными странами, выделены особенности малого предпринимательства, обозначены основные его проблемы и намечены пути их решения.
Критерии отнесения предприятий к сфере малого бизнеса различаются в разных странах, и нет единого, общепринятого показателя. Но в большинстве стран, предприятия относятся к сфере малого бизнеса, по количеству рабочих, и по данным годового оборота. Малый бизнес обладает рядом преимуществ в социально-экономическом плане. Современная экономика характеризуется сочетанием крупных корпораций и большим количеством предприятий малого бизнеса, которые играют значительную роль в функционировании всей системы.
Во многих государствах вклад малых предприятий в ВВП сравнивается с крупными, а в некоторых и превышает. Структура малых предприятий различается от страны к стране, а порой и от региона к региону, в одной стране. Это объясняется экономическими и социокультурными особенностями регионов. В России малый бизнес начал развиваться в 90-х годах ХХ века. Вклад малых предприятий составляет лишь десятую часть от общего ВВП нашей страны. Почти половину составляют предприятия торговли и общественного питания, тогда как на промышленность и сельское хозяйство приходится по 15% их количества.
Подводя итоги можно заключить, что на малое предпринимательство на протяжении всего его существования возлагаются различные социально-экономические задачи и именно малый бизнес является основой социально-экономических преобразований. Например, благополучие современного государства, в целом зависит от уровня развития малого бизнеса. Также малое предпринимательство является достаточно значимым для подавляющего числа экономически активного населения.
Опыт развитых стран показывает, что малое предпринимательство играет весьма важную роль в экономике. Развитие малых предприятий влияет, прежде всего, на экономический рост в целом, ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами надлежащего качества, то есть данный вид предпринимательства решает многие актуальные экономические, социальные и другие виды проблем любого государства. Малое предпринимательство в системе экономических и социальных отношений большинства государств выполняет важнейшие функции [4, c.10]. К таким функциям относятся, например, такие как: инновационность, поддержание нормальной конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест для населения (одно из важнейших преимуществ, так как чем больше создается малых предприятий, тем быстрее идет сокращение безработицы в стране), противодействие монополизму, а также расширение потребительского спроса и повышение профессиональной активности. Поскольку малый бизнес создает дополнительные рабочие места населению, то это значит, что именно малые предприятия способны помочь решению важнейшей проблемы инфляции, что является огромным преимуществом, «плюсом» для дальнейшего своего существования и развития.
Несмотря на то, что «лицом» любого развитого государства являются крупные предприятия, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия, так как они представляют собой наиболее массовую, динамичную и гибкую форму деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и используется основная масса национального ресурсного потенциала страны, которая и является питательной средой для малого бизнеса. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.
Практически во всех странах осуществляется поддержка малого предпринимательства. Основными направлениями этой поддержки являются создание условий для льготного кредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, создание фондов по поддержке малого предпринимательства.
Развитая социально-экономическая инфраструктура необходима для создания в России благоприятного инвестиционного климата для национального бизнеса, в котором все участники рынка, особенно мелкие, заинтересованы как более уязвимые.
Инфраструктура поддержки малых предприятий в России построена непоследовательно, государственные органы не всегда могут в полной мере учесть конкретные потребности малых предприятий. Законодательная база институциональных изменений остается фрагментированной, подверженной частым, не всегда преднамеренным изменениям. Поскольку запас прочности малых предприятий ограничен, такая нестабильность создает для них дополнительные риски.
Экономическая среда средних и малых предприятий, как и всех видов бизнеса, в России осложняется отставанием экономической и социальной инфраструктуры в целом. Рост малого бизнеса, помимо других условий, зависит от укрепления и диверсификации инфраструктуры всей национальной экономики. Это макроэкономическая задача, решение которой необходимо для улучшения деловых возможностей. Основным регулятором, ответственным за его реализацию, является прежде всего государство. Это требует не только больших инвестиций, организационных мер, но и политической воли. Отставание экономической инфраструктуры в России носит долгосрочный характер, что негативно сказывается на перспективах роста малых предприятий.
Еще одной неотложной задачей государства стала борьба с коррупцией, давление на бизнес постоянно растет. Особенно страдают малые и средние предприятия, так как менее защищены. За относительно короткий промежуток времени коррупция стала системой, которая пронизывает все социально-экономическое пространство страны. Контроль за экономической деятельностью малых и средних предприятий со стороны государства на всех уровнях должен быть введен в строгую законодательную базу и не должен сопровождаться административным давлением и взятками.
Представляется, что использование французского опыта может быть полезным при создании инструментов прямой поддержки инновационного развития для избирательного стимулирования, устранения узких мест или укрепления позиций отдельных областей или субъектов НИОКР. В то же время можно использовать отдельные налоговые инструменты для активизации частных инвестиций в широком спектре областей.
По примеру Франции, создание единого механизма государственной гарантии и института «кредитных посредников» могут стать хорошими инструментами, облегчающими доступ к финансированию для малого и среднего бизнеса.
В заключение можно еще раз подчеркнуть, что мотивация государства является основной для достижения максимальной эффективности в применении любого хорошо зарекомендовавшего себя за рубежом инструмента для поддержки МСП. К сожалению, легко заметить, что во Франции мотивация государства обеспечить доступ к финансовым ресурсам и создать условия для развития малого бизнеса гораздо сильнее, чем в России, где развитие МСП хоть и заявлено, но на практике является не один из приоритетов экономической политики.
Таким образом, изучение французского опыта было бы особенно полезно для понимания как на местном, так и на государственном уровне необходимости поддержки развития не только крупных, но в первую очередь малых и средних предприятий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
1.1. Малый и средний бизнес в России: понятие, значение, особенности, тенденции и перспективы развития
Малый бизнес в экономике развитых стран является основной движущей силой финансового благополучия государства. В рыночной экономике нелегко найти замену малому бизнесу, по вкладу, который он вносит в решение значительных не только экономических и вдобавок социальных задач. Малое предпринимательство — это целенаправленная предпринимательская деятельность физического или юридического лица, которая связана с высоким риском, а также основана на применении новых креативных идей, главной задачей, которой является максимизирование прибыли производством и продажей товаров и услуг .
Как самостоятельный элемент рыночной экономики малое предпринимательство способствует структурной перестройки экономики, укреплению экономической базы регионов, увеличивает общие объёмы производства, обеспечивает занятость населения, стимулирует внедрение достижений НТП.
Имеется четыре функции малого предпринимательства :
— ресурсная;
— организационная;
— творческая;
— социальная.
Ресурсная функция гарантирует форсирование и полезное использование капитала, трудовых, материальных и информационных ресурсов. Малый бизнес содействует экономии и пропорциональному использованию ресурсов.
Организационная функция заключается в развитии конкурентной среды, способствует утверждению конкурентных отношений, побуждает хозяйственную инициативу, заполняет рынок товарами и услугами высокого качества.
Творческая функция поясняется введением научно-технического процесса, отраслей экономики, кибернетики, информатики и вовлечением идейных специалистов в деятельность малых предприятий.
Социальная функция определяется как решение проблем занятости, формирование новых рабочих мест, поглощая лишнюю рабочую силу во время циклических спадов экономики. Деятельность малых предприятий является базой развития среднего класса.
И так, малый бизнес выполняет особую функцию в народном хозяйстве — корректировка экономической системы, поддержание социально-политической стабильности общества путем обеспечения собственного благосостояния участников и достижения пользы для общества в целом.
Путь, по которому идет развитие малых форм предпринимательства в РФ, имеет свою специфику и особенности. Связано это, в первую очередь, с менталитетом, нестабильной экономикой, отсутствием культуры ведения бизнеса в целом.
Весь спектр возникающих сложностей можно условно разделить на несколько групп : организационные; проблемы с материально-техническим обеспечением; финансовые; кредитная необеспеченность. Не секрет, что нормальная жизнедеятельность любого предприятия возможна только при условии гармоничного сочетания интересов потребителей, предпринимателей и государства.