Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияние изменения английского языка под воздействием Интернета на процесс его изучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния изменения английского языка под воздействием Интернета на процесс его изучения 8
1.1 Английский язык как язык мирового общения 8
1.2 Анализ влияния использования Интернета на процесс коммуникации 14
1.3 Понятие клипового мышления и его влияние на язык и коммуникацию 25
Глава 2. Диагностика проявлений клипового мышления у школьников 36
2.1 Результаты экспериментального исследования 36
2.2 Способы преодоления негативных проявлений клипового мышления у школьников 40
Заключение 55
Список литературы 63
Введение:
Педагоги обеспокоены: ученики не могут сконцентрироваться, дать устный развернутый ответ, теряют способность анализировать, не способны решать сложные задачи, имеют низкую мотивацию и как следствие низкий уровень знаний. Им сложно конспектировать, написать изложение. Выполняя домашнее задание, учащиеся прибегают к помощи всевозможных гаджетов, сборников готовых сочинений, сайтов с ГДЗ. А о прочтении романа «Тихий Дон » или «Война и мир», даже по главам, не может быть и речи….
Революция цифровых технологий, произошедшая на рубеже ХХ – ХХI веков, подарила миру новые блага цивилизации. Развитие медиа структур, расширение их технологических возможностей, глобализация информационного пространства и создание всемирной сети Интернет изменили нашу жизнь, наполнив ее, фактически, неограниченным доступом к информации. Современное общество перешло к новому этапу своего развития – информационному, где именно информация становится одним из главных ресурсов.
Информационные технологии широко применяются в быту, производстве, в системе образования. Благодаря глобальному информационному пространству, ускоряется процесс коммуникации, межличностного и межкультурного обмена. Нет смысла упоминать обо всех возможностях, которые дает нам жизнь в информационном обществе. Их достаточно много. Однако, процесс вовлечения современного человека в глобальную систему информации, не является однозначным с точки зрения его пользы для психики человека вообще и для его мышления в частности. Под воздействием телевидения, компьютерных игр, интернет ресурсов у индивида формируется особый тип мышления — «клиповое». Вследствие экспоненциального увеличения количества информации людям приходится трансформировать свои когнитивные стратегии и навыки, и успевать обрабатывать большее число сообщений за меньший промежуток времени.
Серьезная проблема современного человека – фрагментарность мышления. Человек мыслит дискретными, обрывочными конструкциями, образами, моделями. В этом ему активно помогают СМИ, как «средства мозгового истощения», продвигающие парадигму «клипового мышления», когда на человека сыплется бесконечный поток маленьких, фрагментарных, удобоваримых информационных пакетов.
Надо признать, что современный человек в значительно большей степени, нежели раньше, испытывает наплыв разнородной информации. Часто, эта информация является совершенно избыточной, не нужной человеку. Она «нагружает» каналы восприятия и мышление. У человека просто не хватает ресурсов для обработки и переработки данной информации, и потому клиповое мышление выступает в роли защитного механизма от информационно-психологических перегрузок. Мышление меняется, подстраивается и адаптируется к новой реальности.
Именно клиповое мышление, как считают психологи, является причиной проблем современного образования.
Клиповое мышление – это когнитивный навык, один из способов восприятия окружающей действительности. Возможно, развитие этого навыка осуществляется в ущерб другим, но сама по себе способность к быстрому восприятию и обработке информации может в определенных жизненных ситуациях стать техническим требованием. Сильная сторона поколения, воспитанного в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий – это возросшая способность к многозадачности. Впрочем, трудно отрицать, что платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность и дефицит внимания.
Современный представитель «клиповой культуры» предпочитает визуальные символы и образы, вместо того, чтобы опираться на логику и непротиворечивые схемы, в результате, теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. Окружающий мир воспринимается как набор разрозненных, мало связанных между собой событий и фактов, которые постоянно, сменяют друг друга. Отсутствие контекста, как некоторой смысловой связи между явлениями, фрагментами или событиями, признается одной из основных проблем клипового мышления. Сам по себе клип – это всего лишь форма репрезентации информации, проблемы же начинаются тогда, когда человек пытается интерпретировать и осмыслять полученную информацию. Отсутствие общего контекста в сознании индивида не позволяет получить целостную картинку, опираясь только на разрозненные фрагменты. Контекст и есть то, что связывает между собой фрагменты. Соответственно: нет контекста – нет связи – нет целостной картины восприятия и понимания.
Из отсутствия контекста может вытекать еще одна проблема клипового восприятия мира. Полученную информацию невозможно правильно обобщить и систематизировать. Обобщение – это одна из основных операций мышления. Поскольку клиповая культура, в основном, опирается на образы, в мышлении, при выполнении обобщения, могут возникать ошибки.
Кроме того, взаимодействие с большим потоком информации часто не позволяет глубоко проникнуть в суть происходящего. Это происходит и в силу того, что информация дана в сжатом виде, и по причине ограниченных временных ресурсов для осмысления полученного материала. В итоге информация воспринимается поверхностно и может в значительной степени упрощаться. В самом упрощении нет ничего плохого, если оно произведено корректно без нарушения логики. Некорректное упрощение (нарушающее законы логики) может стать причиной неверного понимания и интерпретации полученной информации.
Проблема взаимодействия индивида с большим объемом информации состоит также еще и в том, что человеку начинает казаться, будто он знает больше, чем на самом деле. Такая «иллюзия знаний» не позволяет правильно оценивать собственные действия, которые на этих знаниях основываются.
Заключение:
Утверждение, что развитие человека проходит под значительным влиянием окружающей среды относится к числу базовых положений в психологии. Социальное и физическое окружение являются теми движущими силами, которые направляют внутренние силы личности в то русло, которое позволит сформировать ее специфические качества, позволяющие ей как можно эффективнее работать в представленной окружающей среде. Изменение физических или социальных параметров вызывает соответствующую им перестройку когнитивного развития.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих «умение учиться», способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. «Научить учиться» — вот главная задача современного учителя.
Сейчас детям с ранних лет доступны различные гаджеты, интернет, телевидение, что безусловно влияет на формирование мышления и восприятия. Эти изменения, происходящие с человеческим сознанием, были зафиксированы в понятии «клиповое мышление». «Клиповое мышление» — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира.
Как любой феномен клипового мышления имеет свои признаки.
Получение информации при клиповом мышлении происходит пульсами, т.е. человек не фокусируются на идеях, а лишь на отдельных образах и вспышках. Клиповость мышления подразумевает упрощенную подачу материала, способность видеть лишь то, что на поверхности, игнорируя глубину процесса или явления. Человек теряет способность к анализу и построению длинных логических цепочек. Однако ряд психологов считает, что клиповое мышление — это не болезнь, а своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности.
Клиповое мышление, как один из феноменов последних десятилетий, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Целесообразно будет разобрать их подробно:
Плюсы клипового мышления, которые можно использовать в обучении:
1. Ускорение реакции, т.е. такой ребенок способен быстро принимать решения. Однако подобные решения не отличаются продуманностью.
2. Многозадачность, т.е. способность решать несколько задач одновременно. Явление отнюдь не новое и история знает немало примеров. Так, известный римский император Гай Юлий Цезарь славился своей способностью совершать 7 дел одновременно. Что касается процесса обучения, то такой ребенок будет отличать способность легко переключать внимание с одного объекта на другой.
3. Позволяет защитить мозг от перегрузок, отсеивая ненужную информацию.
4. Поиск и поглощение новой информации. Для умственного развития – это несомненный плюс.
К минусам клипового мышления можно отнести:
1. Утрачивается способность к аналитическому мышлению. Учащиеся не могут выделить главное из информации, принять решение на основе проведенного анализа. Они становятся лишь потребителями информации.
2. Отсутствует способность к длительной концентрации внимания. Плохая память. Выучить стихотворение наизусть для современного школьника – задача не из легких.
3. Низкая эффективность обучения и усвоения знаний. Таким детям сложно воспринимать учебный материал, запоминать понятия и определения, изложить свои мысли на бумаге и в устной форме, трудно читать произведения школьной программы.
4. Податливы к манипуляции и влиянию. Такие дети не чувствуют уверенности в своих знаниях и силах, зачастую не имею своего собственного мнения. Такими детьми легко манипулировать.
5. Снижено чувство эмпатии, т.е. способности к сопереживанию. Дети становятся равнодушными и утрачивают чувство ответственности.
6. Неумение решать сложные задачи как в процессе обучения, так и в повседневной жизни.
За время своего существования эпитет «клиповое мышление» приобрел ярко выраженный негативный оттенок и последствия этого явления катастрофичны. Молодежь и подростки, являясь носителями « клипового сознания», подвержены критике. Одним из катастрофических последствий клипового мышления является компьютерная и интернет зависимости. «Дети Интернет-поколения» одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Однако, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
Таким образом, можно отметить, что характерными особенностями обучения современных учащихся – носителей «клипового мышления» иностранному языку является повышение значимости разнообразных упражнений в ежедневной педагогической практике, максимально возможная визуализация изучаемого материала, частая смена видов работ, направленных на развитие долгосрочной памяти, способности к сосредоточению, аналитических навыков и логического мышления.
Определение даёт достаточно мрачную окраску клиповому мышлению и его минусы на лицо:
1) человек не способен долго концентрироваться на информации, у него заметно снижается способность к анализу;
2) падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний; Но наряду с минусами специалисты выделяют и плюсы:
1) клиповое мышление ускоряет реакцию;
2) развивает многозадачность;
3) защищает мозг от информационной перегрузки.
Данный феномен не мог возникнуть на пустом месте — это ответ на изменения, происходящие в мире. В 2010 году культуролог К.Г. Фрумкин выделяет пять предпосылок, породивших «клиповое мышление»:
1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
3) увеличение разнообразия поступающей информации;
4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;
5) рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния изменения английского языка под воздействием Интернета на процесс его изучения
1.1 Английский язык как язык мирового общения
Одним из главных инструментов глобализации стало использование международных языков. Именно благодаря этому в современном мире существует большое количество возможностей для общения, ведения деловых переговоров, обмена опытом, а также торговли и услуг. Международный язык позволяет существенно расширить эти связи и объединить людей из разных стран и континентов, социальных и культурных сред.
Международный язык — язык, который может быть использован для коммуникации значительным количеством людей по всему миру.
Для обозначения этого понятия также используется термин язык мирового значения. В современном мире выделяется от 7 до 10 международных языков. Граница между международными языками и языками межнационального общения является размытой. После Второй мировой войны, и особенно с начала 90-х годов ХХ века, наиболее распространённым международным языком стал английский.
Чтобы ответить на вопрос, что означает выражение международный язык, необходимо рассмотреть это явление с точки зрения культурной ценности. Таким по праву считается тот язык, который дает возможность людям из разных стран понимать друг друга, выполнять общие задачи, делиться знаниями. Он позволяет человечеству развивать технологии, налаживает коммуникативные связи между удаленными точками мира, и способствует повышению культурного уровня целых стран (Колкер, 2000, с. 25).
Для того, чтобы четко охарактеризовать язык международного значения, необходимо рассмотреть его признаки:
1. Значительная часть тех, для кого язык является родным;
2. Огромный массив людей, изучающих этот язык в качестве второго или иностранного;
3. Язык распространен в разных странах, среди жителей, которые отличаются менталитетом, культурными ценностями и традициями;
4. Язык преподается как иностранный во многих учебных заведениях разных стран;
5. Применяется в среде официального и делового общения на международных конференциях, встречах и других сферах жизни.
На волне глобализации и развития современных технологий английский покорил мир так, как это не удавалось ни одному языку в истории человечества. Специалисты утверждают, что к англоязычному миру принадлежит около полутора миллиарда человек.
Очевидно, что по количеству носителей в мире и охвату стран, английский язык находится на лидирующих позициях вместе с китайским, испанским и русским.
Свои лидирующие позиции этот язык смог захватить относительно недавно — во времена колонизации США, Индии, ряда островов в Тихом океане, а также Австралии и прилегающих архипелагов. Благодаря этому английский, как международный язык, стал связующим мостом между странами и континентами. На сегодняшний день на нем общаются или периодически используют для различных целей более 600 млн человек во всем мире (Миронов, 2016, с. 3).
История современного английского началась еще в далеком 8 столетии до нашей эры. В этот период территорию современной Великобритании населяли кельты, которые общались на кельтском языке. Так само слово «Британия» произошло от кельтского — brith — раскрашенный.