Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Учёт факторов риска при страховании личного имущества в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТРАХОВАНИЯ ЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА 5
1.1. История развития страхования личного имущества 5
1.2. Страхование личного имущества в России: порядок, особенности и нормативное регулирование 10
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ РИСКА ПРИ СТРАХОВАНИИ ЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.1. Договор страхования имущества: порядок заключения, права и обязанности сторон 28
2.2. Порядок и особенности учета факторов риска при страховании личного имущества 34
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ УЧЕТА ФАКТОРОВ РИСКА ПРИ СТРАХОВАНИИ ЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 51
3.1. Проблемы учета рисков при страховании личного имущества в Российской Федерации 51
3.2. Возможные пути решения выявленных проблем 56
ГЛАВА 4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ РОССИЙСКОГО ПРАВА) 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
Введение:
В рыночно ориентированной экономике институт страхования выступает средством защиты бизнеса и благосостояния людей с одной стороны, а с другой — видом коммерческой деятельности, приносящей прибыль за счет вложения временно свободных средств страховых компаний в перспективные объекты материального производства, выгодные инвестиционные проекты, банковские депозиты, покупку акций предприятий и иные инструменты.
Анализ истории и современного становления института страхования показывает, что имущественное страхование является обязательным элементом социально-экономической системы общества любого государства. Без развитой системы страхования экономика не может функционировать успешно.
Имущественное страхование физических лиц является одним из механизмов восстановления нарушенных имущественных интересов граждан в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, что положительно влияет на укрепление финансов государства. Проблематике имущественного страхования физических лиц посвящено немало трудов отечественных и иностранных ученых.
Среди отечественных ученых значительный вклад в изучение данного направления внесли: Архипов А.П., Ахвледиани Ю.Т., Воробьев Ю.Н., Дюжиков Е.Ф., Кузнецова И.А., Сплетухов Ю.А., Федорова Т.А., Шахов В.В., Щербаков В.А., Юлдашев Р.Т. и др. Весомый вклад в разработку фундаментальных вопросов теории и практики страхования имущества внесли западные ученые А. Манес, Д. Бланд, Д. Фарни и др.
Правовые аспекты имущественного страхования закреплены в нормативных актах, таких как: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральный закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и др.
Постоянное развитие страховых операций и повышение рискованности жизнедеятельности человека в условиях кризисных ситуаций в экономике требуют дальнейшего изучения данной проблематики.
Целью исследования является рассмотрение вопросов учёта факторов риска при страховании личного имущества в Российской Федерации.
Объект исследования — страхование личного имущества.
Предмет исследования — факторы риска при страховании личного имущества.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— изучить историю развития страхования личного имущества;
— исследовать порядок, особенности и нормативное регулирование страхования личного имущества в России;
— рассмотреть договор страхования имущества: порядок заключения, права и обязанности сторон;
— раскрыть порядок и особенности учета факторов риска при страховании личного имущества;
— выявить проблемы учета рисков при страховании личного имущества в Российской Федерации;
— сформулировать возможные пути решения выявленных проблем.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.
Заключение:
С целью защиты материальных ценностей граждан в сфере страхования появилась соответствующая ветвь. Ее миссией является защита интересов граждан, заинтересованных в сохранности ценностей, а также объектов имущества.
На законодательном уровне любому человеку гарантирована неприкосновенность его собственности. Все договора, связанные с защитой личной собственности, подписываются на основании официальных документов. Объектом страхования имущества физических лиц является материальный интерес, связанный с защитой права собственности гражданина. Интересы страхования не имеют взаимосвязи с жизнью человека.
Страхование имущества физических лиц — это покрытие ущерба на такую сумму, которая даст возможность страхователю не ухудшить свое материальное положение после наступления страхового случая. Страховая сумма, как правило, равна стоимости имущества за вычетом износа. Существует понятие «франшиза» — это сумма ущерба, которая не возмещается, так как соответствует минимальным затратам страховщика. Страхователь не имеет права заключать какие-либо дополнительные договоры в других организациях в отношении этой минимальной суммы.
Факторами давления на страховой бизнес являются увеличение убыточности в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и страхования автотранспорта, рост мошенничества, операционные риски в связи с переходом на новый план счетов, сокращение инвестиционного дохода. Также можно выделить следующие существующие в среднесрочной перспективе риски страхового бизнеса:
возможное снижение добровольного спроса за счет вероятности введения новых обязательных видов страхования;
снижение качества активов страховщиков. Актуализируются проблемы со структурой активов и использованием фиктивных активов;
исчезновение регионального страхового рынка в случае реализации требования по увеличению капитализации отрасли;
снижение потребительского спроса в страховых услугах по причине низкой платежеспособности страхователей в связи с экономической обстановкой и негативным отношением к отрасли.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день сложно прогнозировать развитие имущественного страхового рынка в долгосрочной перспективе. В целом, главными факторами оздоровления страхового рынка должны стать измененное рыночное ценообразование, здоровая конкуренция, внедрение новых технологий, которые уже зарекомендовали себя на зарубежных рынках. Участники российского страхового рынка возлагают большие надежды на новые технологии практически во всех сферах страховой отрасли.
Таким образом, главной целью развития имущественного страхового рынка является повышение уровня страховой защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, уменьшение затрат государства на предупреждение и ликвидацию последствий стихийных бедствий, техногенных аварий, катастроф.
Современные страховые компании обеспечивают формирование эффективных рыночных механизмов привлечения инвестиционных ресурсов в национальную экономику за счет обеспечения эффективного функционирования рынка страховых услуг с применением современной рыночной инфраструктуры и финансовых инструментов.
В России имущественный страховой рынок имеет значительный потенциал развития, который нуждается в детальном оценивании всех имеющихся возможностей для постоянного развития в условиях продолжающегося кризиса. Первоочередными задачами для развития имущественного страхования в России должны стать следующие направления:
решение проблем законодательного характера, которые необходимо устранить для оптимизации процесса использования механизма страхования имущества (принятие Закона о страховании имущества);
повышение уровня страховой культуры общества, т. е. улучшение психологического восприятия института страхования потенциальными потребителями страховых услуг;
достижение макроэкономической стабильности и экономического роста в государстве, а в результате — увеличение реальных денежных доходов населения и рост потребительской активности потенциальных страхователей.
Можно выделить следующие актуальные направления страхования жилья:
совершенствование страхового и жилищного законодательства;
создание и формирование методологической базы, для расчета страховых тарифов учитывая климатические условия и другие особенности регионов и возникающих там рисков;
урегулирование убытков и возникающих споров;
создание для удобства граждан и страховщиков информационных баз данных для оценки рисков, определение степени ущерба и анализа рынка страхования жилья с тарифами для того или иного жилого помещения;
разработка методов управления рисками природных катастроф;
осуществление страхового мониторинга чрезвычайных событий через связь с гидрометцентрами и МЧС;
оценка устойчивости региональной инфраструктуры воздействию разрушительных процессов от стихийных бедствий.
Отсюда можно определить основную цель развития региональной системы страхования — создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в РФ и увеличение дохода того малого количества региональных страховых компаний и государства.
Объективная потребность возмещения возникающих материальных потерь обуславливает необходимость возникновения соответствующих взаимоотношений между людьми по их предупреждению, предотвращению, преодолению и ограничению. Это, в свою очередь, направлено на обеспечение непрерывного, бесперебойного процесса производства и воспроизводства в обществе, на поддержание стабильного уровня жизни.
Потребность населения в страховой защите затрагивает все виды деятельности хозяйствующих субъектов. Другими словами, страховой рынок взаимосвязан с финансовой деятельностью предприятий, банковской системой, государственными и муниципальными финансами, а также финансами населения. Помимо воздействия на хозяйственную деятельность, страховой рынок осуществляет влияние на финансовые потоки.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТРАХОВАНИЯ ЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА
1.1. История развития страхования личного имущества
Страхование — одна из самых старых и устойчивых форм экономической жизни, уходящая своими корнями в далекую историю. По своей сути страхование — это создание целевых фондов, предназначенных для защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц от непредвиденных несчастных случаев, которые носят случайный характер и сопровождаются ущербом. Страховое возмещение осуществляется за счет резервов, созданных из страховых взносов страхователей .
История развития страхования берет свое начало еще с 4-3 тысячелетия до нашей эры. Тогда в Междуречье (территория между реками Тигр и Евфрат, современный южный Ирак) торговцы при перевозке груза получали своеобразную финансовую гарантию, деньги, которые должны были компенсировать утрату, порчу товара. Современный тип страхования, когда страховка выплачивалась только при наступлении убытков, появился в XIII веке в Италии. Застраховать свое имущество можно было при перевозке его морским сообщением.
Страховка появилась намного позже, чем в других католических странах. Именно здесь страховщикам пришлось начинать свой бизнес с нуля. Мы можем представить следующее (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 — Этапы становления и развития страхования имущества
Развитие страхования имущества в России связывают с именем Екатерины II. Именно она 1786 году подписала указ о государственном страховании ипотечного кредита. Далее, в 1827 году появляется первое страховое общество, организованное на открытых началах. В конце 17 и начале 18 веков. Так, 17 июня 1786 года императрица Екатерина II объявила о создании Государственного кредитного банка. В состав банка входила застрахованная страховая экспедиция. Вскоре Банк был отменен. Итак, 14 октября 1827 года началось первое в Русском обществе страхования от огня. Существует ряд случаев и ряд одновременных исключений для всех стран. Все эти преимущества являются главной опорой в развитие страхования.
Всего же история России насчитывает 4 этапа развития имущественного страхования.
Первый этап (1786-1822 гг.)
В 1786 году Екатерина II помимо указа об организации страхования ипотечного кредита подписала также Манифест о создании Заемного банка. Манифест запрещал гражданам Российской империи обращаться в иностранные организации для страховки своего имущества. В то же время Государственная страховая экспедиция (структура, созданная при банке) страховала лишь избранную недвижимость, в основном здания, построенные из камня.
Размер страхового возмещения всегда был фиксирован — 75% от стоимости имущества. Страховая премия также была фиксирована — 1,5% от размера страхового возмещения. В 1797 и 1798 годах в Российской империи было создано еще 2 страховых общества, но из-за малого количества денежных поступлений и высокого уровня расходов обе организации в скором времени пришлось закрыть. В 1822 году была закрыта страховая экспедиция, чем и завершился первый этап развития страхования в России .
Второй этап (1827-1918 гг.)
Второй этап характеризуется появлением первых частных страховщиков. Так, в 1827 году на базе бывшей английской страховой конторы «Феникс»было создано страховое общество, где можно было застраховать свое имущество от повреждения огнем. В 1844 году было введено обязательное страхование имущества всех крестьян от огня. Помимо этого, в середине XIX века возникли и городские общества взаимного добровольного страхования. Второй этап был завершен в связи с изменением политического устройства страны, через год после Октябрьской революции, в 1918 году.
Появляются частные страховые компании — «Вторая пожарная страховая компания» (1835), Российское общество капитала и доходов «Жизнь» (1835), Общество «Саламандра» и др., Которые в основном специализируются на страховании от пожаров. До конца 18-го века страхование развивалось очень медленными темпами. Страховые требования были исключены .
С 1885 г. вводилась деятельность в России иностранных страховых обществ. Глобальные страховые компании и глобальные продажи. Это перестраховочный рынок. В 1895 году была организована «Русская перестраховочная компания». В дореволюционной России страхование от огня существовало наиболее широко. В 1913 году около трехсот страховых организаций, в том числе 13 акционерных обществ, земельных страховых компаний, компаний взаимного страхования промышленников и землевладельцев, 171 городских компаний взаимного страхования участвовали в производстве открытых операций по этому виду страхования. Ведущие позиции в страховом бизнесе в дореволюционной России продолжали удерживать акционерные общества.
Самым распространенным было страхование имущества. Еще одно место в страховании инкассации имущества заняли страхование транспорта, страхование судов (страхование корпуса) и страхование грузов (перевозка грузов). В 1913 году ее возглавляли 10 акционерных обществ. В 1900 году страховая компания Assistance приняла страховку от взлома .
Третий этап (1918-1991 гг.)
6 октября 1921 года Совет народных комиссаров принял решение «О страховании государственного имущества». В нашей стране заложено недопустимое начало дальнейшего формирования государственного имущественного страхования. Указ предусматривает, прежде всего, государственное добровольное имущественное страхование. Поскольку добровольное страхование, было объединено, и страховой аппарат был консолидирован, было введено государственное обязательное страхование, которое в дальнейшем стало основным.
После образования Советского Союза было принято решение о государственной монополизации всех сфер экономической деятельности страны. Так, все частные страховые компании были ликвидированы, а их активы признаны достоянием государства. На основе данных активов было создано единственное в СССР страховое общество — «Госстрах». Данным обществом было организовано как обязательное, так и добровольное страхование. Причем в случае отказа от оформления обязательной страховки, «Госстрах» мог подать в суд на страхователя и в принудительном порядке заставить того заключить такой договор. Как и во время второго этапа развития имущественного страхования, основным страховым риском был пожар .
Таким образом, к 1940 г крестьянские хозяйства были соединены, и процентная доля составила 96,9%. Соединение крестьянских хозяйств, различных обществ позволило производить большое количество товаров сельского хозяйства. 1958 г. характеризовался, как годом изменения и формирования страховых органов. Страховой бизнес был передан в ведение министерств финансов союзных республик. Оперативность Госстраха в каждой союзной республике не нарушала целостности страхового дела, поскольку во всех республиках это осуществлялось на основе решительного законодательства в соответствии с едиными правилами и инструкциями Министерства финансов СССР .
Итак, сегодня наиболее значительными рычагами страхования имущества появляются немалые предприятия.
Индустриальные предприятия, риэлторские компании, застройщики, предприятия каждой сферы занятия застрахованы не потому, что имеют экономическую, рассчитанную надобность в страховании. Обычно, они застрахованы, потому что у них есть надобность, определяемая кредитной организацией, которая доставляет ему деньги для произведения бизнеса. Внимание к страхованию сравнительно прошлых и ранее невостребованных профилей риска для российского рынка также продиктован тем, что экономика в данное время складывается, и многие немалые предприятия свободно котируются на фондовой бирже или передаются на фондовую биржу. И они разумеют, что неотъемлемой задачей для их акционеров показывается рост стоимости компании. Отчего сегодня значительная часть каждого предприятия, организации возникновения страхования имущества юридического лица. В настоящую пору операции по страхованию имущества исполняет Российское Государственное страховое общество (Росгосстрах). Третий этап закончился с распадом СССР и образованием Российской Федерации.
Четвертый этап (1991 г. — наши дни)
Ближе к концу существования Советского Союза стало понятным, что государственная монополия на имущественное страхование не оправдывает себя, а потому с первых дней существования Российской Федерации велась разработка принципиально нового законодательства, регулирующего вопрос о страховании. Результатом стало принятие в ноябре 1992 г. Закона №4015-1 «О страховании» (впоследствии переименован в Закон «Об организации страхового дела в РФ»), который искоренил государственную монополизацию. В этот же период с целью организации надзора за страховщиками был создан специальный орган — Росстрахнадзор (ныне его функции выполняет Банк России) .
В 1996 году в России была разработана и принята концепция развития страхового рынка в РФ. В основном упор делался на совершенствование налогового законодательства. Но на основе концепции было принято также решение создать программу имущественного страхования крупных рисков от масштабных катастроф, природных катаклизмов, промышленных аварий и т.д., что и было реализовано в 1997 году. Также, в 1997 году вступила в силу 48 глава ГК РФ «Страхование». В ней даны определения основным понятиям и обозначены основы организации и ведения страхового дела.
На практике оказалось, что изменений 1996-1997 годов было недостаточно для нормального развития имущественного страхования РФ. В связи с этим в 1998 году Правительство РФ приняло новое Постановление №1139 «Об основных направлениях развития национальной системы страхования». Согласно Постановлению план необходимо было реализовать в течение 2 лет, с 1998 по 2000 год. При этом основное внимание должно было быть уделено :
совершенствованию законодательной базы;
расширению связей российского и международного страхового сообщества;
повышению качества госрегулирования страхового рынка;
обеспечению финансовой устойчивости страхового рынка.
В связи с вновь принятой программой развития в Закон №4015-1 «Об организации страхового дела» в указанный период несколько раз вносились поправки. Также, в 1998 году был принят Федеральный закон №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», который дал возможность банкам заставить заемщиков страховать недвижимое имущество, являющееся предметом залога при предоставлении ипотечного кредита.
В 2002 году правительством РФ была разработана и принята новая концепция развития страхового дела. Концепцией была поставлена задача по достижению таких целей, как формирование законодательной базы, повышение качества госрегулирования рынка, расширение связей российского и международного рынков страхования, параллельное развитие добровольного и обязательного страхования. Дублирование целей, которые были поставлены еще в 1998 году, говорит о том, что предыдущее Постановление Правительства от 1998 года не удалось реализовать в полной степени. Эти же цели являются ключевыми и на современном этапе, но сейчас можно говорить уже о достаточно высоком уровне развития страхового дела в РФ.