Дипломная работа (бакалавр/специалист) Иностранные языки Английский язык

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Творческие виды деятельности как фактор развития критического мышления учащихся начальной школы при обучении английскому языку

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ВИДОВ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРИ  ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ  ЯЗЫКУ.. 8

1.1.
Понятие «творческие виды деятельности» в психолого-педагогических исследованиях
. 8

1.2 Критическое мышление как образовательная
технология. 15

1.3 
Технологии и методы развития критического мышления. 20

Выводы по 1 главе. 32

2.
РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ
.. 34

2.1.
Нетрадиционный урок иностранного языка как форма реализации творческого
потенциала младших школьников
. 34

2.2.
Игровая технология как основа творческой деятельности
обучающихся…………………………………………………………………..
44

2.3.
Результаты экспериментального исследования по использованию ролевой игры как
творческого вида деятельности в процессе обучения английскому языку младших
школьников
. 49

Выводы по 2 главе. 76

Заключение. 78

Список
литературы
.. 80

Приложения. 86

 



  

Введение:

 

Актуальность
работы заключается в том, что первоочередной задачей обучения иностранным
языкам является не простое накопление информации ребенком, а развитие мышления,
умения анализировать ситуацию, проявлять творческий потенциал и инициативу, а
традиционное обучение не подразумевает творческого подхода к обучению. Основная
задача преподавателя английского языка – сместить акцент в любом виде
упражнений на творческую мыслительную деятельность учеников, которая требует
овладения определенными языковыми средствами для ее проявления. Использование
творческой деятельности позволяет значительно повысить критическое мышление при
обучении иностранному языку.

Новый вектор развития образования предполагает
активную учебно-познавательную деятельность студентов в процессе обучения.
Обеспечение качества обучения возможно благодаря активным исследованиям,
самостоятельным открытиям, моделированию и решению практических задач.
Подготовка к реальной жизни предполагает формирование коммуникативной
компетенции в плане установления контактов, обмена информацией, совместного
поиска и творчества. Творческая деятельность на уроке английского языка –
лучший способ способствовать достижению желаемого результата, устраняя один из
главных недостатков обучения – скуку на уроке, и положительно влияя на развитие
речевых навыков ученика.

Изучение английского языка, истории его развития,
народной культуры и повседневной жизни следует рассматривать не только как
деятельность школьников, направленную на изучение английского языка, но и как
одно из условий, обеспечивающих изучение иностранного языка и развитие
критического мышления на конкретном жизненном материале.

Творческие виды деятельности на уроках иностранного
языка влияют на развитие критического мышления, и особенно таких составляющих,
как:

аналитические компоненты – соответственно,
концептуальное и логическое мышление – логика, мобильность, избирательность,
ассоциативность, сообразительность, способность различать и т.д.

эмоциональные компоненты (сенсорно-образное
мышление): яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и
т.д.

креативные компоненты (визуальное и
эффективное мышление): поиск рациональных решений, нестандартность
(индивидуальность, оригинальность, преодоление стереотипов), умение
прогнозировать результат, стремление синтезировать лучшие знания и навыки в
деятельности, выбор наиболее приемлемое решение из возможных вариантов и
возможность обосновать правильный выбор [13, с. 11-14].

Объект исследования –критическое мышление
младших школьников.

Предмет исследования – процесс развития
критического мышления младших школьников на уроках иностранного (английского)
языка посредством творческих видов деятельности.

Цель исследования: определить эффективность
творческих видов деятельности на уроках иностранного языка в развитии
критического мышления учеников начальных классов.

Теоретической основой
исследования стала работа российских и зарубежных педагогов: Г. Палмера, И.В.
Рахманов, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков, Л.А.Большакова, Л.Н. Коган Л.С. Выгодский,
Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев, А.С. Каргин, В.А. Разумный. Особенности развития
критического мышления через творческие виды деятельности рассматриваются в
работах таких психологов, педагогов и методистов, как Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, Е. Н. Соловова, С. Л. Рубинштейн, В. М. Филатов и другие.

Несмотря на достаточную научную разработанность,
многие вопросы о развитии критического мышления учеников младших классах через
творческие виды деятельности на уроках иностранного языка до сих пор нуждаются
в исследовании.

Гипотеза исследования: развитие
критического мышления на занятиях по английскому языку будет более эффективным,
если:

— будут использованы различные творческие виды
деятельности (ролевые игры), включающие в себя различные нетрадиционные формы
уроков,

— педагогические приемы, формы и методы обучения
английскому языку соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и
психофизиологическим возможностям младших школьников.

Цель работы обуславливает ее основные задачи:

— раскрыть сущность и содержание понятия «творческие виды
деятельности»;

— выявить особенности и принципы развития критического
мышления у учащихся на уроках английского языка; 

— определить потенциал нетрадиционных форм обучения на
уроках иностранного языка в развитии критического мышления учеников начальных
классов; 

— выделить технологии работы над развитием
критического мышления у учащихся на уроках английского языка;

— исследовать ролевую игру как творческий вид
деятельности
в процессе
обучения английскому языку младших школьников.

В соответствии с
характером поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:

теоретический
анализ научно-методологической литературы,
психолого-педагогической, педагогической литературы;


анализ методик по изучению критического мышления в учебном процессе;

— наблюдение, групповые и индивидуальные беседы;

— педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость
исследования заключается в том, что определены основные направления развития
критического мышления на уроках иностранного языка на основе использования
творческих видов деятельности.

Практическая значимость
исследования заключается в том, что она может быть использована в работе
учителей английского языка в средних школах, гимназиях и школах с углубленным
исследованием иностранного языка.

Структура работы. Исследование состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во Введении обосновывается актуальность темы работы, определяются цель и
задачи исследования.

В
Главе 1 освещены теоретические аспекты творческих видов деятельности при
обучении английскому языку.

Во
Главе 2 исследованы и разработаны нетрадиционные виды деятельности и игровые
технологии, которые были использованы для развития критического мышления
школьников на уроках иностранного языка. Так же представлены результаты
исследования, которые позволили сделать оценку об их эффективности в развитии
критического мышления школьников.

В Заключении подводятся
итоги проделанной работы, обобщаются теоретические выводы, полученные в ходе
работы, делаются практические выводы.

Список литературы включает 71 наименования.

В Приложении представлены упражнения для развития критического
мышления школьников на уроках иностранного языка.

 

 

 

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В данном исследовании приведены теоретическое
обобщение и практическое решение проблемы развития критического мышления
младших
школьников на уроках
иностранного языка посредством творческих видов деятельности.

Достигнута цель исследования, выполненные задачи и
подтверждена гипотеза являются основаниями для формулирования общих выводов:

1.
Анализ психологической и педагогической литературы, теории и практики дает
основание отметить, что п
од творческой деятельностью мы
подразумеваем такую деятельность, в которой предполагается выход от
репродуктивного мышления к творческому и критическому мышлению.

2. Критическое мышление – это обучение, которое сосредоточено
на развитии независимой личности и творческого мышления к самореализации «Я»
ученика, к развитию его творческого потенциала, чтобы он был способен применять
полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптироваться в окружающем мира.
Цель этой технологии – развитие навыков, необходимых в обычной жизни.

3. Применение нетрадиционных форм на уроках иностранного
языка позволяет формировать умение логически мыслить, выражать свои мысли четко
и связано, запоминать и оценивать факты, формировать свою точку зрения,
самостоятельно работать над новым материалом, уметь защитить свое мнение.
Использование нетрадиционных форм на уроке иностранного языка позволяет
добиться усвоения материала всеми учениками. Учитель становится координатором
самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. В структуре критического
мышления выделены следующие составляющие: мотивационная (мотивы, потребности,
направленность на творческую деятельность), когнитивная (сформированность
знаний о сущности, механизмы, закономерности педагогического творчества, роль и
место в ней личности), креативная (задатки к творческой деятельности,
креативность и другие психологические качества), операционная (овладение
методов, технологий творческой деятельности в условиях учреждений высшего
образования) и рефлексивная (способность к критическому оценки и
совершенствование собственной творческой деятельности, ответственность за ее
результаты).

4. Обоснованно включение в процесс развития критического мышления школьников
педагогических условий: различные творческие виды деятельности, включающие в
себя различные нетрадиционные формы уроков, педагогические
приемы,
формы и методы обучения английскому языку соответствуют возрастным,
индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям младших
школьников.

Взаимосвязи
между этими условиями обеспечивают системную целостность критического мышления школьников.

5.
Результаты констатирующего этапа позволили выявить, что у многих учеников,
принимающих участие в педагогическом эксперименте уровень критического мышления
находился на среднем и низком уровнях. Именно поэтому, возникла необходимость в
апробации условий.

Предполагаем, что
успешность развития критического мышления школьников будет зависеть от
целесообразности использования ролевых игр и эффективности их реализации. Игры
были составлены в форме ролевых ситуаций, в которых у детей проявлялись
любознательность, воображение и инициативность, подходили к участию в игре
творчески, вводили новые решения, проявляли чувство юмора.

После
разработки и апробации педагогических условий, была
проведена
вторичная педагогическая диагностика уровня развития критического мышления
младших школьников. На основании сопоставления полученных результатов, их
количественного и анализа выявлено, что реализация педагогических условий
привела к существенным значимым изменениям в уровне развития критического мышления.

 

Фрагмент текста работы:

 

Актуальность
работы заключается в том, что первоочередной задачей обучения иностранным
языкам является не простое накопление информации ребенком, а развитие мышления,
умения анализировать ситуацию, проявлять творческий потенциал и инициативу, а
традиционное обучение не подразумевает творческого подхода к обучению. Основная
задача преподавателя английского языка – сместить акцент в любом виде
упражнений на творческую мыслительную деятельность учеников, которая требует
овладения определенными языковыми средствами для ее проявления. Использование
творческой деятельности позволяет значительно повысить критическое мышление при
обучении иностранному языку.

Новый вектор развития образования предполагает
активную учебно-познавательную деятельность студентов в процессе обучения.
Обеспечение качества обучения возможно благодаря активным исследованиям,
самостоятельным открытиям, моделированию и решению практических задач.
Подготовка к реальной жизни предполагает формирование коммуникативной
компетенции в плане установления контактов, обмена информацией, совместного
поиска и творчества. Творческая деятельность на уроке английского языка –
лучший способ способствовать достижению желаемого результата, устраняя один из
главных недостатков обучения – скуку на уроке, и положительно влияя на развитие
речевых навыков ученика.

Изучение английского языка, истории его развития,
народной культуры и повседневной жизни следует рассматривать не только как
деятельность школьников, направленную на изучение английского языка, но и как
одно из условий, обеспечивающих изучение иностранного языка и развитие
критического мышления на конкретном жизненном материале.

Творческие виды деятельности на уроках иностранного
языка влияют на развитие критического мышления, и особенно таких составляющих,
как:

аналитические компоненты – соответственно,
концептуальное и логическое мышление – логика, мобильность, избирательность,
ассоциативность, сообразительность, способность различать и т.д.

эмоциональные компоненты (сенсорно-образное
мышление): яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и
т.д.

креативные компоненты (визуальное и
эффективное мышление): поиск рациональных решений, нестандартность
(индивидуальность, оригинальность, преодоление стереотипов), умение
прогнозировать результат, стремление синтезировать лучшие знания и навыки в
деятельности, выбор наиболее приемлемое решение из возможных вариантов и
возможность обосновать правильный выбор [13, с. 11-14].

Объект исследования –критическое мышление
младших школьников.

Предмет исследования – процесс развития
критического мышления младших школьников на уроках иностранного (английского)
языка посредством творческих видов деятельности.

Цель исследования: определить эффективность
творческих видов деятельности на уроках иностранного языка в развитии
критического мышления учеников начальных классов.

Теоретической основой
исследования стала работа российских и зарубежных педагогов: Г. Палмера, И.В.
Рахманов, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков, Л.А.Большакова, Л.Н. Коган Л.С. Выгодский,
Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев, А.С. Каргин, В.А. Разумный. Особенности развития
критического мышления через творческие виды деятельности рассматриваются в
работах таких психологов, педагогов и методистов, как Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, Е. Н. Соловова, С. Л. Рубинштейн, В. М. Филатов и другие.

Несмотря на достаточную научную разработанность,
многие вопросы о развитии критического мышления учеников младших классах через
творческие виды деятельности на уроках иностранного языка до сих пор нуждаются
в исследовании.

Гипотеза исследования: развитие
критического мышления на занятиях по английскому языку будет более эффективным,
если:

— будут использованы различные творческие виды
деятельности (ролевые игры), включающие в себя различные нетрадиционные формы
уроков,

— педагогические приемы, формы и методы обучения
английскому языку соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и
психофизиологическим возможностям младших школьников.

Цель работы обуславливает ее основные задачи:

— раскрыть сущность и содержание понятия «творческие виды
деятельности»;

— выявить особенности и принципы развития критического
мышления у учащихся на уроках английского языка; 

— определить потенциал нетрадиционных форм обучения на
уроках иностранного языка в развитии критического мышления учеников начальных
классов; 

— выделить технологии работы над развитием
критического мышления у учащихся на уроках английского языка;

— исследовать ролевую игру как творческий вид
деятельности
в процессе
обучения английскому языку младших школьников.

В соответствии с
характером поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:

теоретический
анализ научно-методологической литературы,
психолого-педагогической, педагогической литературы;


анализ методик по изучению критического мышления в учебном процессе;

— наблюдение, групповые и индивидуальные беседы;

— педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость
исследования заключается в том, что определены основные направления развития
критического мышления на уроках иностранного языка на основе использования
творческих видов деятельности.

Практическая значимость
исследования заключается в том, что она может быть использована в работе
учителей английского языка в средних школах, гимназиях и школах с углубленным
исследованием иностранного языка.

Структура работы. Исследование состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во Введении обосновывается актуальность темы работы, определяются цель и
задачи исследования.

В
Главе 1 освещены теоретические аспекты творческих видов деятельности при
обучении английскому языку.

Во
Главе 2 исследованы и разработаны нетрадиционные виды деятельности и игровые
технологии, которые были использованы для развития критического мышления
школьников на уроках иностранного языка. Так же представлены результаты
исследования, которые позволили сделать оценку об их эффективности в развитии
критического мышления школьников.

В Заключении подводятся
итоги проделанной работы, обобщаются теоретические выводы, полученные в ходе
работы, делаются практические выводы.

Список литературы включает 71 наименования.

В Приложении представлены упражнения для развития критического
мышления школьников на уроках иностранного языка.

 

 

 

 



Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы