Дипломная работа (бакалавр/специалист) Иностранные языки Лингвистика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Национальный менталитет английской культуры (на материале английских пословиц и поговорок)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава&nbsp1&nbspПонятие&nbspбританского&nbspнационального&nbspхарактера 7

1.1&nbspПонятие&nbsp«национальный&nbspхарактер»&nbspи&nbspсмежные&nbspс&nbspним&nbspкатегории 7

1.2&nbspТипичные&nbspчерты&nbspбританского&nbspнационального&nbspхарактера 13

Выводы&nbspпо&nbspглаве 22

Глава&nbsp2&nbspПословичный&nbspфонд&nbspанглийского&nbspязыка&nbspв&nbspаспекте&nbspотражения&nbspнационально-специфичных&nbspчерт&nbspанглийского&nbspнарода 24

2.1&nbspПословицы&nbspи&nbspпоговорки&nbspкак&nbspсредство&nbspотражения&nbspнационального&nbspхарактера 24

2.2&nbspОбщая&nbspхарактеристика&nbspнационального&nbspменталитета&nbspв&nbspанглийских&nbspпословицах&nbspи&nbspпоговорках #

2.3&nbspОтражение&nbspпредставлений&nbspо&nbspдоме&nbspв&nbspанглийских&nbspпословицах&nbspи&nbspпоговорках #

2.4&nbspЦенность&nbspсемьи&nbspв&nbspанглийских&nbspпословицах&nbspи&nbspпоговорках #

Выводы&nbspпо&nbspглаве #

Заключение #

Список&nbspиспользованной&nbspлитературы #

  

Введение:

 

Актуальность&nbspданного&nbspисследования&nbspобъясняется&nbspтем,&nbspчто&nbspспецифике&nbspпонятия&nbspнациональной&nbspидентичности&nbspпосвящено&nbspмножество&nbspисследований,&nbspоднако&nbspмногие&nbspвопросы,&nbspа&nbspименно&nbspвыражение&nbspнационального&nbspменталитета&nbspпосредством&nbspпословиц&nbspи&nbspпоговорок,&nbspвсе&nbspеще&nbspостаются&nbspслабо&nbspисследованными.&nbsp

Обзор&nbspтеоретической&nbspлитературы&nbspпо&nbspтеме&nbspисследования&nbspпозволил&nbspустановить,&nbspчто,&nbspк&nbspпримеру,&nbspН.&nbspМ.&nbspЛапытова&nbspубеждена,&nbspчто&nbspодним&nbspиз&nbspэффективных&nbspспособов&nbspизучения&nbspнационального&nbspменталитета&nbspзаключается&nbspв&nbspисследовании&nbspпаремиологии,&nbspто&nbspесть&nbspнауке&nbspо&nbspпословицах&nbspи&nbspпоговорках,&nbspкоторые&nbspотражают&nbspособенности&nbspхарактера,&nbspбыта,&nbspтрадиций&nbspи&nbspт.п.,&nbspтого&nbspили&nbspиного&nbspнарода.&nbspА.&nbspС.&nbspОсауленко&nbspи&nbspО.&nbspВ.&nbspЗахарченко&nbspдобавляют,&nbspчто&nbspих&nbspосновная&nbspфункция&nbspзаключается&nbspв&nbspнародной&nbspоценке&nbspокружающей&nbspдействительности,&nbspкоторая&nbspв&nbspсвою&nbspочередь&nbspпередаёт&nbspмировосприятие&nbspнарода.

Паремии&nbspкак&nbspзамкнутые&nbspустойчивые&nbspфразы,&nbspслужащие&nbspмаркерами&nbspжизненных&nbspситуаций&nbspили&nbspотношений&nbspмежду&nbspреалиями,&nbspсовмещают&nbsp«свойства&nbspфразеологизмов&nbspсо&nbspсвойствами&nbspпредложений&nbspи&nbspсвободных&nbspсочетаний».&nbspО.&nbspВ.&nbspЗвада&nbspубеждена,&nbspчто&nbspпаремии&nbspкак&nbspфольклорные&nbspафоризмы,&nbspнаряду&nbspс&nbspафоризмами&nbspнефольклорного&nbspпроисхождения,&nbspобразуют&nbspцелый&nbspпласт&nbspязыковых&nbspвыражений,&nbspкоторый&nbspвходит&nbspво&nbspфразеологический&nbspфонд&nbspанглийского&nbspязыка&nbsp(в&nbspшироком&nbspего&nbspпонимании).

Объект&nbspработы&nbsp–&nbspпословицы&nbspи&nbspпоговорки&nbspанглийского&nbspязыка,&nbspпрезентующие&nbspчерты&nbspнационального&nbspменталитета&nbspанглийского&nbspнарода.&nbsp

Предмет&nbspработы&nbsp–&nbspчерты&nbspнационального&nbspменталитета&nbspанглийской&nbspкультуре,&nbspактуализирующиеся&nbspв&nbspпословицах&nbspи&nbspпоговорках&nbspанглийского&nbspязыка.&nbsp

Целью&nbspработы&nbspявляется&nbspустановление&nbspбазовых&nbspчерт&nbspнационального&nbspменталитета&nbspанглийской&nbspкультуры&nbspпосредством&nbspанализа&nbspпословиц&nbspи&nbspпоговорок&nbspанглийского&nbspязыка.&nbsp

Для&nbspдостижения&nbspпоставленной&nbspцели&nbspрешаются&nbspследующие&nbspзадачи:&nbsp

-&nbspсистематизировать&nbspподходы&nbspк&nbspдефиниции&nbspпонятия&nbsp«национальный&nbspхарактер»,&nbspвыделить&nbspи&nbspрассмотреть&nbspсмежные&nbspс&nbspним&nbspкатегории;&nbsp

-&nbspопределить&nbspтипичные&nbspчерты&nbspбританского&nbspнационального&nbspхарактера;&nbsp

-&nbspописать&nbspпословицы&nbspи&nbspпоговорки&nbspкак&nbspсредство&nbspотражения&nbspнационального&nbspхарактера;&nbsp

-&nbspдать&nbspобщую&nbspхарактеристику&nbspнационального&nbspменталитета&nbspв&nbspанглийских&nbspпословицах&nbspи&nbspпоговорках;&nbsp

-&nbspустановить&nbspотражение&nbspпредставлений&nbspо&nbspдоме&nbspв&nbspанглийских&nbspпословицах&nbspи&nbspпоговорках;&nbsp

-&nbspпроанализировать&nbspценность&nbspсемьи&nbspв&nbspанглийских&nbspпословицах&nbspи&nbspпоговорках.&nbsp

Поставленные&nbspзадачи&nbspрешались&nbspпри&nbspпомощи&nbspследующих&nbspметодов&nbspи&nbspприемов:&nbspобщенаучный&nbspметод,&nbspметод&nbspсистематизации&nbspи&nbspобобщения,&nbspметод&nbspсплошной&nbspвыборки&nbspпримеров,&nbspметод&nbspлингвокультурного&nbspанализа.&nbsp

Материалом&nbspисследования&nbspпослужил&nbspсловарь&nbspидиом&nbspанглийского&nbspязыка&nbsp«Cambridge&nbspIdioms&nbspDictionary&nbsp2nd&nbspEdition».&nbspИз&nbspданного&nbspиздания&nbspметодом&nbspсплошной&nbspвыборки&nbspбыли&nbspотобраны&nbspпословицы&nbspи&nbspпоговорки&nbspобщим&nbspколичеством&nbsp100&nbspединиц,&nbspотражающие&nbspособенности&nbspнационального&nbspменталитета&nbspангличан.&nbspКритерием&nbspвключения&nbspтой&nbspили&nbspиной&nbspпословицы&nbspили&nbspпоговорки&nbspв&nbspматериал&nbspисследования&nbspявлялась&nbspее&nbspсемантическая&nbspнаполненность,&nbspт.е.&nbspпо&nbspсвоему&nbspзначению&nbspпословица&nbspили&nbspпоговорка&nbspдолжна&nbspописывать&nbspту&nbspили&nbspиную&nbspнациональную&nbspанглийскую&nbspчерту.&nbsp&nbsp&nbsp

Научно-теоретической&nbspбазой&nbspработы&nbspпослужили&nbspтруды&nbspтаких&nbspисследователей,&nbspкак&nbspН.&nbspФ.&nbspАлефиренко,&nbspС.&nbspМ.&nbspАрутюнян,&nbspЭ.&nbspА.&nbspБаграмов,&nbspТ.&nbspГ.&nbspБочина,&nbspЮ.&nbspК.&nbspВолошин,&nbspО.&nbspВ.&nbspГавриленко,&nbspС.&nbspЮ.&nbspГуляева,&nbspА.&nbspЯ.&nbspГуревич,&nbspН.&nbspДжандильдин,&nbspД.&nbspО.&nbspДобровольский,&nbspВ.&nbspВ.&nbspЖданова,&nbspВ.&nbspП,&nbspЖуков,&nbspО.&nbspВ.&nbspЗвада,&nbspЕ.&nbspВ.&nbspИванова,&nbspР.&nbspИ,&nbspИсаева,&nbspВ.&nbspИ,&nbspКарасик,&nbspЯ.&nbspЛ.&nbspКоломинский,&nbspВ.&nbspГ.&nbspКостомаров,&nbspД.&nbspБ.&nbspКумахова,&nbspН.&nbspМ.&nbspЛапытова,&nbspУ.&nbspЛиппман,&nbspД.&nbspС.&nbspЛихачев,&nbspН.&nbspВ.&nbspНемчинова,&nbspС.&nbspА.&nbspНикольский,&nbspА.&nbspС.&nbspОсауленко,&nbspВ.&nbspВ.&nbspОщепкова&nbspС.&nbspГ.&nbspТер-Минасова,&nbspМ.&nbspВ.&nbspЦветкова&nbspи&nbspдр.&nbsp

Теоретическая&nbspзначимость&nbspработы&nbspсостоит&nbspв&nbspтом,&nbspчто&nbspв&nbspней&nbspв&nbspсистематизированном&nbspвиде&nbspпредставлены&nbspсуществующие&nbspдостижения&nbspсовременной&nbspлингвистической&nbspнауки&nbspотносительно&nbspизучения&nbspнационального&nbspхарактера&nbspпосредством&nbspпословиц&nbspи&nbspпоговорок,&nbspкоторые&nbspформируют&nbspпаремиологичекий&nbspфонд&nbspязыка.&nbsp

Практическая&nbspзначимость&nbspработы&nbspсостоит&nbspв&nbspтом,&nbspчто&nbspосновные&nbspее&nbspположения&nbspи&nbspвыводы,&nbspа&nbspтакже&nbspпредставленный&nbspязыковой&nbspматериал&nbspмогут&nbspиспользоваться&nbspна&nbspкурсах&nbspпо&nbspлингвокультурологии&nbspанглийского&nbspязыка,&nbspа&nbspтакже&nbspна&nbspкурсах&nbspпо&nbspстилистике&nbspанглийского&nbspязыка.&nbsp

Структура&nbspработы&nbspобусловлена&nbspее&nbspцелью&nbspи&nbspзадачами.&nbspРабота&nbspсостоит&nbspиз&nbspвведения,&nbspдвух&nbspглав,&nbspзаключения,&nbspсписка&nbspиспользуемой&nbspлитературы,&nbspсписка&nbspсловарей&nbspи&nbspэнциклопедии.

Во&nbspвведении&nbspобосновывается&nbspактуальность&nbspвыбора&nbspобъекта&nbspи&nbspпредмета&nbspисследования,&nbspопределяются&nbspосновные&nbspцели,&nbspзадачи&nbspи&nbspметоды&nbspисследования&nbspпроблемы,&nbspуказывается&nbspтеоретическая&nbspбаза&nbspисследования.&nbsp

Первая&nbspглава&nbsp«Понятие&nbspбританского&nbspнационального&nbspхарактера»,&nbspсостоящая&nbspиз&nbspдвух&nbspпараграфов,&nbspносит&nbspтеоретико-&nbspобзорный&nbspхарактер.&nbspВ&nbspней&nbspрассматривается&nbspпонятие&nbsp«национальный&nbspхарактер»&nbspи&nbspсмежные&nbspс&nbspним&nbspкатегории;&nbspописываются&nbspтипичные&nbspчерты&nbspбританского&nbspнационального&nbspхарактера.&nbsp

Во&nbspвторой&nbspглаве&nbsp«Пословичный&nbspфонд&nbspанглийского&nbspязыка&nbspв&nbspаспекте&nbspотражения&nbspнационально-специфичных&nbspчерт&nbspанглийского&nbspнарода»&nbspанализируются&nbspчерты&nbspнационального&nbspменталитета&nbspв&nbspанглийских&nbspпословицах&nbspи&nbspпоговорках&nbspна&nbspбазе&nbspпрактического&nbspязыкового&nbspматериала,&nbspотобранного&nbspиз&nbspсловаря&nbsp«Cambridge&nbspIdioms&nbspDictionary&nbsp2nd&nbspEdition».&nbsp

В&nbspЗаключении&nbspподводятся&nbspосновные&nbspитоги&nbspработы,&nbspсистематизируются&nbspв&nbspвиде&nbspвыводов&nbspосновные&nbspположения&nbspисследования.

Список&nbspиспользованной&nbspлитературы&nbspсодержит&nbspссылки&nbspна&nbspисточники,&nbspкоторые&nbspиспользовались&nbspв&nbspходе&nbspнаписания&nbspработы.&nbsp

&nbsp

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Национальный&nbspхарактер&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspодно&nbspиз&nbspнаиболее&nbspспорных&nbspявлений&nbspи&nbspвыступает&nbspобъектом&nbspисследования&nbspцелого&nbspряда&nbspнаучных&nbspдисциплин.&nbspОсобую&nbspважность&nbspему&nbspпридает&nbspучет&nbspразнообразных&nbspфакторов,&nbspслужащих&nbspосновой&nbspдля&nbspформирования&nbspнациональных&nbspчерт,&nbspсреди&nbspкоторых&nbspсоциальные,&nbspкультурные,&nbspисторические.&nbspПредметом&nbspособых&nbspисследований&nbspявился&nbspбританский&nbspнациональный&nbspхарактер&nbspи&nbspего&nbspязыковое&nbspвыражение.&nbsp

Были&nbspрассмотрены&nbspосновные&nbspподходы&nbspк&nbspпонятию&nbsp«национальный&nbspхарактер»,&nbspа&nbspтакже&nbspсмежные&nbspс&nbspним&nbspкатегории.&nbspСледует&nbspуказать,&nbspчто&nbspанализируемое&nbspпонятие&nbspявляется&nbspпредметом&nbspисследований&nbspразличных&nbspнаучных&nbspсфер,&nbspсреди&nbspкоторых&nbspкультурология,&nbspэтнопсихология,&nbspнациональная&nbspпсихология,&nbspистория,&nbspсоциология&nbspи&nbspдр.&nbspВ&nbspрамках&nbspданного&nbspисследования&nbspнациональный&nbspхарактер&nbspтрактовался&nbspс&nbspточек&nbspзрения&nbspпсихологии&nbspи&nbspкультурологии.

К&nbspсмежным&nbspпонятиям&nbspс&nbsp«национальным&nbspхарактером»&nbspследует&nbspотнести&nbspстереотипы,&nbspментальность&nbspи&nbspменталитет.&nbspОпираясь&nbspна&nbspработы&nbspразличных&nbspисследователей,&nbspмы&nbspсделали&nbspвывод&nbspо&nbspтом,&nbspчто&nbspменталитет&nbspв&nbspгораздо&nbspменьшей&nbspстепени&nbspподлежит&nbspлогическому&nbspанализу&nbspи&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspявление&nbspболее&nbspширокое,&nbspчем&nbspнациональный&nbspхарактер.&nbspМежду&nbspментальностью&nbspи&nbspменталитетом&nbspне&nbspпроводится&nbspточного&nbspразграничения,&nbspнередко&nbspментальность&nbspтрактуется&nbspтак&nbspже&nbspкак&nbspменталитет,&nbspхотя&nbspна&nbspсовременном&nbspэтапе&nbspразвития&nbspязыка&nbspданные&nbspпонятия&nbspрассматриваются&nbspкак&nbspобщее&nbspи&nbspчастное.&nbspСтереотип&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspособое&nbspявление,&nbspв&nbspоснове&nbspкоторого&nbspлежит&nbsp«выравнивание»,&nbspвыделение&nbspнаиболее&nbspзначимых&nbspчерт&nbspпредмета&nbspдля&nbspего&nbspхарактеристики.&nbspСтереотипы&nbspреализуются&nbspна&nbspразличных&nbspуровнях&nbsp(индивидуальном,&nbspгрупповом,&nbspмассовом)&nbspи&nbspнепосредственным&nbspобразом&nbspсвязаны&nbspс&nbspвыделением&nbspчерт&nbspнационального&nbspхарактера.

Были&nbspописаны&nbspосновные&nbspчерты&nbspбританского&nbspнационального&nbspхарактера&nbspи&nbspуказаны&nbspих&nbspразличные&nbspклассификации.&nbspНа&nbspсегодняшний&nbspдень&nbspсуществует&nbspряд&nbspподходов&nbspк&nbspвыделению&nbspчерт&nbspбританского&nbspнационального&nbspхарактера.

Были&nbspвыделены&nbspосновные&nbspязыковые&nbspсредства&nbspвыражения&nbspнационального&nbspхарактера.&nbspК&nbspним&nbspможно&nbspотнести&nbspиспользование&nbspидиом,&nbspв&nbspтом&nbspчисле&nbspпословиц,&nbspразнообразных&nbspустойчивых&nbspвыражений,&nbspа&nbspтакже&nbspлексики&nbspс&nbspположительной/отрицательной&nbspконнотацией.

Анализ&nbspанглийских&nbspпословиц,&nbspреализующих&nbspразличные&nbspбазовые&nbspконцепты&nbsp(Родина,&nbspдом,&nbspродственные&nbspотношения,&nbspсемья,&nbspнациональная&nbspкухня),&nbspпоказывает,&nbspчто,&nbspявляясь&nbspсамостоятельной&nbspчастью&nbspязыковой&nbspкартины&nbspмира,&nbspони&nbspаккумулируют&nbspи&nbspтранслируют&nbspосновные&nbspнаиболее&nbspустойчивые&nbspустановки,&nbspнормы&nbspи&nbspстереотипы&nbspнациональной&nbspкультуры.&nbspОсобенности&nbspв&nbspконцептуализации&nbspценностей&nbspв&nbspанглийской&nbspпаремиологии&nbspдетерминированы&nbspнациональным&nbspсвоеобразием&nbspменталитета,&nbspспецифическими&nbspчертами&nbspисторического&nbspразвития,&nbspособенностями&nbspматериальной&nbspи&nbspдуховной&nbspкультуры&nbspангличан.

Исследование&nbspпословиц&nbspс&nbspнаблюдениями&nbspанглийского&nbspантрополога&nbspв&nbspкомплексе&nbspдало&nbspнам&nbspнаиболее&nbspполное&nbspпонимание&nbspконцепта&nbsp«home/house».&nbspПри&nbspанализе&nbspпословиц&nbspбыли&nbspвыявлены&nbspследующие&nbspкультурные&nbspособенности:&nbspдом&nbspкак&nbspсимвол&nbspопоры&nbspи&nbspстабильности&nbsp(«home&nbspis&nbspcastle»,&nbsp«good&nbspfoundation»);&nbspпотребность&nbspв&nbspсоздании&nbspкомфорта&nbspи&nbspуюта&nbspи&nbspтрепетное&nbspотношение&nbspк&nbspдому&nbsp(«The&nbsphouse&nbspshows&nbspthe&nbspowner»,&nbsp«only&nbsphearts&nbspcan&nbspbuild&nbspa&nbsphome»,&nbsp«Home&nbspis&nbsphome&nbspthough&nbspit&nbspbe&nbspnever&nbspso&nbsphomely»).&nbsp

В&nbspанглийских&nbspпословицах&nbspв&nbspзначительной&nbspмере&nbspпреобладают&nbspтакие&nbspценностные&nbspсмыслы,&nbspкак&nbspчестность,&nbspтрудолюбие,&nbspпрофессионализм,&nbspконсерватизм,&nbspсдержанность&nbspв&nbspречи,&nbspзакрытость&nbspсемейной&nbspжизни,&nbspт.е.&nbspфактически&nbspтот&nbspстереотипный&nbspнабор&nbspкачеств,&nbspсвойственных&nbspименно&nbspданному&nbspэтносу.

Таким&nbspобразом,&nbspпословицы,&nbspявляясь&nbspкоммуникативными&nbspфразеологическими&nbspединицами,&nbspпредставляют&nbspсобой&nbspлингвокультурные&nbspтексты,&nbspв&nbspконцентрированном&nbspвиде&nbspвыражающие&nbspмировоззренческие&nbspи&nbspповеденческие&nbspстереотипы&nbspязыкового&nbspколлектива.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава&nbsp1&nbspПонятие&nbspбританского&nbspнационального&nbspхарактера&nbsp

1.1&nbspПонятие&nbsp«национальный&nbspхарактер»&nbspи&nbspсмежные&nbspс&nbspним&nbspкатегории

Вопрос&nbspвыделения&nbspряда&nbspособенностей,&nbspприсущих&nbspтой&nbspили&nbspиной&nbspнациональной&nbspили&nbspэтнической&nbspгруппе,&nbspявляется&nbspодним&nbspиз&nbspнаиболее&nbspактуальных&nbspдля&nbspцелого&nbspряда&nbspнаучных&nbspобластей,&nbspсреди&nbspкоторых&nbspкультурология,&nbspфилософия,&nbspэтнология,&nbspнациональная&nbspи&nbspполитическая&nbspпсихология&nbspи&nbspт.д.&nbspСледует&nbspотметить,&nbspчто&nbspв&nbspтечение&nbspпродолжительного&nbspвремени&nbspсам&nbspфакт&nbspсуществования&nbspэтнической&nbspидентичности&nbspсчитался&nbspспорным.&nbspВ&nbspданном&nbspслучае&nbspможно&nbspпривести&nbspмысль&nbspД.И.&nbspЛихачева&nbspо&nbspтом,&nbspчто&nbspявление&nbspнационального&nbspхарактера&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspнеоспоримый&nbspфакт.&nbspВместе&nbspс&nbspтем,&nbspпо&nbspзамечанию&nbspисследователя,&nbspряд&nbspнациональных&nbspособенностей&nbspне&nbspможет&nbspпринадлежать&nbspисключительно&nbspкакой-либо&nbspодной&nbspнации&nbspили&nbspнародности&nbsp–&nbspнациональный&nbspхарактер&nbspскладывается&nbspиз&nbspопределенной&nbspсовокупности&nbspнациональных&nbspпризнаков.&nbspТак,&nbspВ.Г.&nbspКостомаров,&nbspрассматривая&nbspособенности&nbspнациональной&nbspкультуры,&nbspутверждает,&nbspчто&nbspона&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspне&nbspсовокупность&nbspуникальных&nbspпризнаков,&nbspхарактерных&nbspисключительно&nbspдля&nbspконкретного&nbspнарода,&nbspа&nbspопределенный&nbspнабор&nbspидей,&nbspприсущих&nbspразличным&nbspнациям&nbspи&nbspэтническим&nbspгруппам.&nbsp

Рассмотрим&nbspособенности&nbspопределения&nbspнационального&nbspхарактера&nbspс&nbspточки&nbspзрения&nbspразличных&nbspнаучных&nbspподходов.&nbsp

В&nbspкультурологических&nbspисследованиях&nbspрассматриваемое&nbspпонятие&nbspтрактуется&nbspкак&nbspявление,&nbspподразумевающее&nbspструктурирование&nbspценностей&nbspи&nbspмоделей&nbspповедения&nbspв&nbspрамках&nbspнациональной&nbspкультуры,&nbspа&nbspтакже&nbspкак&nbspсистема&nbspтрадиций&nbspи&nbspубеждений,&nbspхарактерных&nbspдля&nbspкакого-либо&nbspобщества.&nbspПри&nbspэтом&nbspособенности&nbspмировоззрения&nbspи&nbspповедения&nbspчеловека&nbspво&nbspмногом&nbspобусловлены&nbspкультурой.

С&nbspточки&nbspзрения&nbspэтнопсихологии,&nbspнациональный&nbspхарактер&nbspрассматривается&nbspкак&nbspотражение&nbspв&nbspпсихике&nbspлюдей,&nbspпринадлежащих&nbspк&nbspопределенной&nbspнации,&nbspчерт&nbspисторического&nbspразвития,&nbspдуховных&nbspособенностей,&nbspкоторые&nbspоказывают&nbspнепосредственное&nbspвлияние&nbspна&nbspповеденческие&nbspчерты,&nbspспецифику&nbspвосприятия&nbspокружающей&nbspдействительности&nbspи&nbspнаходят&nbspотражение&nbspв&nbspнациональных&nbspкультурных&nbspособенностях.

В&nbspрамках&nbspсоциологических&nbspисследований&nbspнациональный&nbspхарактер&nbspнередко&nbspвоспринимался&nbspкак&nbspопределенный&nbspтип&nbspличности.&nbspТакие&nbspисследователи,&nbspкак&nbspР.Линтон,&nbspР.&nbspМертон,&nbspуказывали&nbspна&nbspто,&nbspчто&nbspдля&nbspкаждой&nbspэтногруппы&nbspсуществует&nbsp«базисная&nbspличность»,&nbspкоторая&nbspвключает&nbspв&nbspсебя&nbspобщие&nbspчерты&nbspпредставителей&nbspопределенной&nbspнации&nbspили&nbspнародности,&nbspа&nbspтакже&nbspнаиболее&nbspзначимые&nbspи&nbspобщие&nbspхарактеристики&nbspнациональной&nbspкультуры.

Национальная&nbspпсихология&nbspтрактует&nbspпонятие&nbsp«национальный&nbspхарактер»&nbspкак&nbspнабор&nbspопределенных&nbspпсихологических&nbspхарактеристик,&nbspкоторые&nbspприсущи&nbspконкретной&nbspнациональной&nbspили&nbspэтнической&nbspгруппе&nbspпри&nbspопределенных&nbspвнешних&nbsp(культурных,&nbspэкономических,&nbspприродных)&nbspфакторах&nbspее&nbspфункционирования.

С&nbspпсихологической&nbspточки&nbspзрения,&nbspнациональный&nbspхарактер&nbspотождествляется&nbspс&nbsp«психологическим&nbspскладом&nbspнации».&nbspТак,&nbspС.М.&nbspАрутюнян&nbspпонимает&nbspпод&nbspрассматриваемым&nbspпонятием&nbspприсущий&nbspопределенной&nbspнации&nbspэмоциональный,&nbspчувственный&nbspи&nbspмыслительный&nbspколорит,&nbspа&nbspтакже&nbspустоявшиеся&nbspи&nbspнационально&nbspобусловленные&nbspтрадиции&nbspи&nbspобычаи,&nbspформирование&nbspкоторых&nbspсвязано&nbspс&nbspособенностями&nbspисторического,&nbspэкономического&nbspразвития.

В&nbspрамках&nbspисторических&nbspисследований&nbspнациональный&nbspхарактер&nbspпонимается&nbspкак&nbspустойчивая&nbspсовокупность&nbspгенетических,&nbspсоциальных,&nbspсоциопсихологических,&nbspдуховных&nbspособенностей,&nbspкоторая&nbspнаходит&nbspотражение&nbspв&nbspповедении,&nbspкультуре,&nbspмировоззрении&nbspопределенной&nbspнации&nbspили&nbspэтнической&nbspгруппы.

Следует&nbspтакже&nbspотметить&nbspопределение&nbspнационального&nbspхарактера&nbspС.А.&nbspНикольского,&nbspсогласно&nbspкоторому&nbspрассматриваемое&nbspпонятие&nbspможно&nbspтрактовать&nbspкак&nbspрезультат&nbspисторического&nbspразвития&nbspнациональной&nbspили&nbspэтнической&nbspгруппы&nbspи&nbspее&nbspкультуры,&nbspкоторый&nbspслужит&nbspосновой&nbspдля&nbspформирования&nbspпредставлений&nbspнарода&nbspоб&nbspокружающей&nbspдействительности&nbspи&nbspсамом&nbspсебе,&nbspчто,&nbspв&nbspсвою&nbspочередь,&nbspобусловливает&nbspсоздание&nbspопределенных&nbspнациональный&nbspпринципов,&nbspнорм,&nbspтрадиций.

В&nbspрамках&nbspнастоящей&nbspработы&nbspнами&nbspбудет&nbspиспользовано&nbspкультурологическое&nbspопределение&nbspпонятия&nbsp«национальный&nbspхарактер».&nbspКроме&nbspтого,&nbspважным,&nbspпо&nbspмнению&nbspавтора&nbspданной&nbspработы,&nbspпредставляется&nbspучет&nbspтакже&nbspнационально-психологических&nbspаспектов&nbspрассматриваемого&nbspявления.

Рассматривая&nbspотличительные&nbspчерты&nbspнационального&nbspхарактера,&nbspнельзя&nbspне&nbspуказать&nbspна&nbspего&nbspтесную&nbspвзаимосвязь&nbspс&nbspрядом&nbspсмежных&nbspпонятий.&nbspВ&nbspсвязи&nbspс&nbspтем,&nbspчто&nbspнациональный&nbspхарактер&nbspформируется&nbspна&nbspоснове&nbspсовокупности&nbspфакторов,&nbspсоздающих&nbspопределенный&nbspнабор&nbspчерт,&nbspприсущих&nbspпредставителям&nbspконкретной&nbspнации&nbspили&nbspэтнической&nbspгруппы,&nbspа&nbspтакже&nbspпорождающих&nbspопределенные&nbspустойчивые&nbspидеи,&nbspраспространяемые&nbspв&nbspданном&nbspобществе,&nbspвидится&nbspнеобходимым&nbspрассмотреть&nbspпонятие&nbspстереотипа.

Согласно&nbsp«Краткому&nbspполитическому&nbspсловарю»,&nbspстереотип&nbsp–&nbspэто&nbspпредставление&nbspоб&nbspопределенном&nbspобъекте/явлении,&nbspносящее&nbspстандартизированный&nbspустойчивый&nbspэмоционально&nbspокрашенный&nbspхарактер&nbspи&nbspслужащее&nbspдля&nbspвыражения&nbspотношения&nbspиндивидуума&nbspк&nbspобъекту,&nbspсформировавшегося&nbspкак&nbspрезультат&nbspдействия&nbspопределенных&nbspсоциальных&nbspфакторов,&nbspа&nbspтакже&nbspнакопленного&nbspопыта.

У.&nbspЛиппман&nbspтрактует&nbspстереотип&nbspкак&nbspраспространенный&nbspв&nbspисторически&nbspсложившейся&nbspобщности&nbspобраз,&nbspвключающий&nbspв&nbspсебя&nbspособенности&nbspвосприятия,&nbspотбора,&nbspинтерпретации&nbspданных&nbspокружающей&nbspдействительности&nbspи&nbspоснованный&nbspна&nbspсоциальном&nbspопыте.

Исследователь&nbspуказывает&nbspна&nbspто,&nbspчто&nbspпоявление&nbspстереотипа&nbspвключает&nbspв&nbspсебя&nbspтакие&nbspэтапы,&nbspкак&nbsp«выравнивание»,&nbspинтенсификация,&nbspа&nbspтакже&nbspассимиляция.&nbspНа&nbspпервом&nbspэтапе&nbspвосприятие&nbspобъекта&nbspограничивается&nbspрядом&nbspпростых&nbspпризнаков.&nbspСледующей&nbspступенью&nbspстановится&nbspпридание&nbspособой&nbspзначимости&nbspвыделенным&nbspпризнакам&nbsp(их&nbspинтенсификация).&nbspНа&nbspтретьем&nbspэтапе&nbspпроисходит&nbspотбор&nbspнаиболее&nbspобщих&nbspи&nbspинтенсифицированных&nbspпризнаков,&nbspкоторые&nbspложатся&nbspв&nbspоснову&nbspобраза&nbspобъекта/явления.

Одними&nbspиз&nbspважнейших&nbspфункций&nbspстереотипов&nbspстановится&nbspсоздание&nbspи&nbspукрепление&nbspположительного&nbsp«я»/«мы»-образа,&nbspанализ&nbspи&nbspинтерпретация&nbspвнешнего&nbspпотока&nbspинформации,&nbspа&nbspтакже&nbspподдержание&nbspобычаев,&nbspнорм,&nbspтрадиций,&nbspформирование&nbspсоциальных&nbspвзаимоотношений.

Рассматривая&nbspразличные&nbspуровни&nbspстереотипизации,&nbspнеобходимо&nbspвыделить:

-&nbspиндивидуальный&nbspподуровень&nbsp(представляет&nbspсобой&nbspопределенный&nbspнабор&nbspстереотипов,&nbspхарактерных&nbspдля&nbspконкретного&nbspчеловека);

-&nbspгрупповой&nbspподуровень&nbsp(стереотипы,&nbspраспространенные&nbspв&nbspрамках&nbspконкретной&nbspсоциальной&nbspгруппы);

-&nbspмассовый&nbspподуровень&nbsp(стереотипы,&nbspфункционирующие&nbspна&nbspнациональном&nbspуровне).

Обращаясь&nbspк&nbspвыделяемым&nbspвидам&nbspстереотипов,&nbspнельзя&nbspне&nbspотметить&nbspклассификацию&nbspЯ.Л. Коломенского,&nbspкоторый&nbspвыделяет&nbspантропологические,&nbspэтнонациональные,&nbspсоциально-ролевые,&nbspсоциально-статусные,&nbspвербально-поведенческие&nbspстереотипы.&nbsp

По&nbspмнению&nbspС.Г.&nbspТер-Минасовой,&nbspпроцесс&nbspсоздания&nbspстереотипов&nbspнепосредственно&nbspсвязан&nbspсо&nbspследующими&nbspтипами&nbspдеятельности&nbspэтноса:

-&nbspнациональный&nbspязык;

-&nbspфольклорные&nbspпроизведения;

-&nbspхудожественные&nbspпроизведения&nbspна&nbspнациональной&nbspязыке;

-&nbspшутливые&nbspпроизведения&nbspмежнационального&nbspхарактера.

Еще&nbspодним&nbspпонятием,&nbspнепосредственно&nbspсвязанным&nbspс&nbspнациональным&nbspхарактером,&nbspявляется&nbspменталитет.&nbsp

Согласно&nbsp«Большому&nbspтолковому&nbspсловарю&nbspпо&nbspкультурологии»,&nbspменталитет&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspопределенное&nbspмировосприятие,&nbspкоторое&nbspотносится&nbspк&nbspглубинному&nbspпсихическому&nbspуровню&nbspсознания&nbspотдельного&nbspчеловека&nbspили&nbspопределенного&nbspколлектива,&nbspсвязано&nbspс&nbspкультурой,&nbspтрадициями,&nbspсоциальными&nbspособенностями&nbspобщности&nbspлюдей&nbspи&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspнабор&nbspнорм&nbspповедения&nbspи&nbspпсихологического&nbspвосприятия,&nbspхарактерных&nbspдля&nbspчеловека&nbspили&nbspгруппы&nbspлюдей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы