Логопедия Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Технология формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
I глава. Теоретический анализ проблемы формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией 6
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников с дизартрией 6
1.2 Особенности формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией. Технологии формирования речевого дыхания 17
1.3 Основные направления работы по формированию речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией 29
Выводы по главе 33
II глава. Выявление уровня сформированности речевого дыхания у младших школьников с дизартрией 35
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 35
2.2 Анализ полученных результатов 40
Выводы по главе 46
III глава. Опытно-экспериментальная работа по реализации технологии формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией 47
3.1 Реализация технологии формирования речевого дыхания у младших школьников с дизартрией 47
3.2 Проверка эффективности разработанной технологии. Результаты сравнительного анализа 58
Выводы по главе 63
Заключение 64
Список использованной литературы 65
Приложения 71

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Одной из наиболее распространенных патологий речевой функции является дизартрия. При дизартрии нарушения звукопроизношения и голоса, которые сочетаются с дефектами в развитии речевого дыхания, представляют собой основные признаки дизартрии. Нарушение речевого дыхания происходит за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры. При нарушениях речевого дыхания смысловое содержание речи не регулирует ритм дыхания, которое во время речи, как правило характеризируется учащенностью. Отметим также что дети с дизартрией и нарушением речевого дыхания делают поверхностные судорожные вдохи после произнесения отдельных слогов либо слов, активный выдох у таких детей укорочен и обычно делается через нос, несмотря на то, что рот постоянно полуоткрыт.
Несогласованность в работе мышц, которые задействованы во вдохе и выдохе, провоцирует появление тенденции говорить на вдохе, что способствует еще большему нарушению произвольного контроля над дыхательными движениями, координации между дыханием, фонацией и артикуляцицией. Наряду с языковыми нарушениями при дизартрии отмечается наличие и неречевых нарушений. Одно из них − расстройство физиологического дыхания. Перечисленные проблемы приводят к нечеткости («смазанности») речи, влияют на ее темп (речь может быть замедленным или ускоренным).
Одним из таких эффективных средств коррекционной работы для детей с речевыми нарушениями является сегодня логопедическая ритмика. Логоритмика представляет собой комплексную методику, включающую в себя средства различных направлений воспитания: логопедического, музыкально-ритмического, физического. Как отмечают многие исследователи (Е.А. Алябьева, Г.Л. Волкова, А.П. Воронова, М.Ю. Гоголева, О.А. Новиковская, М.Ю. Картушина, Е.В. Кузнецова, Н.Ш. Макарова, А.Я. Мухина и др.), разнообразные средства, используемые на логоритмических занятиях, способствуют развитию дыхания, голоса, темпа, ритма речи, ее интонационной выразительности. Кроме того, различные упражнения, сочетающие в себе движение, музыку и речь, способствуют формированию правильного звукопроизношения и фонематического слуха и позволяют более эффективно развивать артикуляционную, мимическую, тонкую и общую моторики.
Объект исследования − процесс формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Предмет исследования − технология формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Целью исследования является теоретически обосновать и практически проверить использования технологии логопедической ритмики для формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Описать психолого-педагогические особенности младших школьников с дизартрией.
2. Дать характеристику особенностям формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
3. Описать основные направления работы по формированию речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
4. Выявить уровень сформированности речевого дыхания у младших школьников с дизартрией.
5. Провести опытно-экспериментальной работы по реализации технологии формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; эксперимент.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что собранный теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; в разработанной технологии формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией и возможности ее использования в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с дизартрией.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате написания данной работы была достигнута ее цель – теоретически обосновано и практически проверено использование технологии логопедической ритмики для формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста.
С учащимися младшего школьного возраста с дизартрией и нарушением речевого дыхания проводились логоритмические занятия, элементы логоритмики наряду с артикуляционной гимнастикой и развитием моторики рук были включены в занятия по музыко-терапии и рисованию.
Контрольный этап исследования позволил установить, что у детей экспериментальной и контрольной групп в значительной степени нарушена сформированность речевого дыхания.
На формирующем этапе была реализована разработанная нами технология формирования речевого дыхания у младших школьников с дизартрией экспериментальной группы. Отметим, что дети с удовольствием принимали участие в работе.
Для успешной реализации технологии формирования речевого дыхания соблюдались следующие условия:
− разработана система специальных коррекционных средств, направленных на развитие дыхания детей с дизартрией, которые соответствуют возрасту детей и их индивидуальным возможностям;
− обеспечено погружение детей в активную коррекционно-речевую деятельность, направленную на развитие и коррекцию речевого дыхания;
− организована совместная работа логопеда и учителя музыки по развитию речевого дыхания у детей с дизартрией.
Контрольный этап показал положительную динамику в развитии речевого дыхания младших школьников с дизартрией, что свидетельствует об эффективности предложенной нами технологии и логоритмики в частности.

   

Фрагмент текста работы:

 

I глава. Теоретический анализ проблемы формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников с дизартрией

Развитие ребенка с дизартрией отличается от развития ребенка с нормальной речью.
По психолого-педагогической классификации речевых нарушений к нарушениям средств общения, кроме общего недоразвития речи, относят фонетико-фонематической недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования звукопроизносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи имеет несколько степеней выражения, а именно:
а) легкий, при котором наблюдаются недостаточное различие фонем, трудности в звуковом и слоговом анализе, особенно в выделении нарушенных в произношении звуков одной фонетической группы;
б) средний, который характеризуется недостаточной дифференциацией значительного количества звуков из нескольких фонетических групп, даже при их правильном произношении;
в) тяжелое, когда навыки звукового и слогового анализа формируются со значительными трудностями и трудно дифференцируется отношение между звуковыми элементами (Г.А. Каше, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
По клинико-педагогической классификации к нарушениям фонационного (т.е. внешнего) оформления высказывания относят дислалию, ринолалия и дизартрию.
Дизартрией называется нарушение речи, проявляющееся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речи и возникающее в результате невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Дизартрия также возникает в следствии поражения пирамидных путей от коры до продолговатого мозга. Для данной локализации поражения характерными являются спастические параличи с нарушение управления произвольными движениями. Высокоавтоматизированные движения, которые регулируются на подкорковом уровне, сохраняются, поэтому в речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требуемые более точной дифференциации мышечных движений [44].
Дизартрия представляет собой такого типа патологии, развитие которой обусловлено органическим поражением центральной нервной системы. Дизартрия, симптомы которой отличаются от других форм, касающиеся произношения, проявляется в виде нарушения у больного полностью речи, а не нарушения, отмечается в произношении отдельных типов звуков [44].
Общее описание данного типа нарушения возникает по причине недостаточности иннервации речевого аппарата, которая, в свою очередь, достигается за счет поражения соответствующих отделов мозга — подкорковых и заднелобных. У пациентов отмечается ограниченность в подвижности органов воспроизведения речи (губы, язык и мягкое небо), из-за чего усложняется артикуляция (артикуляция определяется как совместно проведена речевыми органами работа, в результате которой обеспечивается возможность произношения звуков в речи).
Дизартрия у детей младшего школьного возраста часто становится причиной нарушений, связанных с воспроизведением слов, что, в свою очередь, приводит к нарушению чтения и к нарушению письма, в некоторых случаях актуальность приобретает общее недоразвитие речи. При произношении звуков отмечается их нечеткость и «смазанность», что касается особенностей голоса, то при этом заболевании он может проявляться как в крайне слабой форме воспроизведения, так и, наоборот, в очень резкой. В речи отсутствует характерная для нее плавность, дыхание в ритме сбивается, изменениям подвергается и темп речи, который то замедленный, то ускорен [35].
Клиническая картина дизартрии представляет собой сложность для диагностики. Данное речевое нарушение рассматривается современными исследователями как целый комплекс симптомов. Данное речевое нарушение характеризируется сглаженностью симптомов, неоднородностью их проявлений. Кроме нарушений устной речи, интонации, голосообразования, ритма и темпа речи отмечаются также и нарушения высших психических функций, мелкой и общей моторики. Дизартрия отличается от дислалии нарушениями звукопроизношения гласных и согласных звуков. Детям данной категории свойственны нарушения мышечного тонуса по типу спастичности, гипотонии, дистонии, а также синкинезии, гиперкинезы, движения артикуляционной моторики дискоординированны [21].
В зависимости от клинико-психологической характеристики, дети с дизартрией определены к неоднородному типу группу, причем в ней нет взаимосвязи тяжести проявления этой патологии со степенью выраженности психопатических форм отклонений. Следует отметить, что дизартрия, так же, как и тяжелые ее формы, проявляться может даже у детей при сохраненном у них интеллекте, в то время как ее легкие проявления могут проявляться и у этой группы детей, и у детей, для которых актуальны нарушения интеллектуального развития. В зависимости от особенностей, выделенных в каждом конкретном случае для психофизического развития детей с дизартрией, клинико-психологическая характеристика основывается на следующем разделении пациентов на группы [14]: дизартрия, проявляющееся у детей с нормальным уровнем психофизического развития; дизартрия у детей при гидроцефалии; проявление дизартрии у детей при олигофрении; дизартрия при ДЦП; проявление дизартрии у детей при ЗПР (то есть при задержке психического развития); дизартрия у детей при ММД (минимальная форма мозговой дисфункции).
Последний вариант, связанный с минимальной формой дисфункции при дизартрии у детей, проявляется довольно часто, отмечается он в коллективах среди детей, обучающихся в специализированных дошкольных и школьных учреждениях. В этом случае к недостаточности речи добавляются также нарушение памяти, внимания, волевой и эмоциональной сферы, интеллектуальной деятельности, легкие формы двигательных расстройств, замедленность формирования определенных корковых функций высшего порядка [11].
Среди причин дизартрии у детей отмечаются факторы, связанные с перинатальным периодом. Сюда относятся [12; 38]: влияние токсикоза матери на плод; травма мозга при родах; легкий вид асфиксии плода; резус-конфликт матери и ребенка; недоношенность; соматические заболевания матери; черепно-мозговые травмы; гемолитическая болезнь новорожденного.
В старшем возрасте у ребенка это заболевание является спутником ДЦП, результатом перенесенного менингита, гнойного среднего отита, энцефалита [2; 31].
В зависимости от степени выраженности дизартрия может проявляться в нескольких разновидностях форм [11]:
− стертая дизартрия – симптоматика (языковые, психологические и неврологические проявления) имеет, соответственно, стертый вид, что нередко дает основания спутать дизартрию с таким нарушением как дислалия (данное нарушение проявляется в том, что дети, имея нормальный слух и при сохранности у них языкового аппарата, имеют проблему, связанную со звукопроизношением); отличие одного варианта от другого заключается в наличии при дизартрии очаговой формы неврологической микросимптоматики [11];
− выраженная дизартрия – в данной форме ребенок использует речь, но она при этом характеризуется как малопонятная и нечленораздельная; звукопроизношение нарушено, нарушения проявляются также в интонационной выразительности, в голосе и в дыхании;
− анартрия – эта форма выраженности дизартрии сопровождается абсолютным отсутствием у ребенка речевых возможностей [11].
В зависимости от конкретной области локализации дизартрия может сопровождаться периферическим или центральным параличом. При периферическом параличе поражению подвергается, соответственно, периферический двигательный нейрон в сочетании с его связями с мышцами. При центральном параличе поражению подвергается центральный двигательный нейрон, а также связи, существующие между ним и периферическим нейроном. При периферическом параличе у больных снижены или полностью отсутствуют рефлексы и мышечный тонус, кроме этого актуальна атрофия мышц. Что касается центрального паралича, то развивается он, как сказано, за счет поражения центрального двигательного нейрона, причем поражение это возникает в рамках любого его участка (то есть это может быть спинной мозг, ствол головного мозга, кора головного мозга (двигательная зона)) [11].
Относительно звукопроизношения при периферическом параличе определяется сведение артикуляции гласных к звуку нейтрального характера, а звонких согласных и гласных — в глухой. В таком случае рассматривается бульбарная дизартрия. Бульбарная форма патологии нередко сочетается с появлением у пациентов расстройств глотания. Кроме того, бульбарная дизартрия также является одним из симптомов патологии – бульбарного синдрома. Что касается центрального паралича, который определяет такую форму нарушения как псевдобульбарная дизартрия, то в его случае артикуляция гласных сдвигается назад, звучание согласных может быть, как приглушенным, так и звонким. Речь у таких детей становится монотонной. Данная форма заболевания также может выступать в качестве симптома, относясь к такой патологии, как псевдобульбарной синдром [11].
Кроме бульбарной и псевдобульбарной формы дизартрии, существует корковая дизартрия, которая обусловливается тем, что поражению подлежат отделы мозга, непосредственным образом связанные с функциями тех мышц, которые принимают прямое участие в процессах артикуляции. Особенность этой формы заболевания заключается в расстройстве вынесения слогов, при котором сохраняется правильная структура произносимого слова [11].
Следующая форма дизартрии – мозжечковая дизартрия. Обусловливается она тем, что поражению подвергается мозжечок (не исключается и поражения проводящих путей). Характеризуется мозжечковая дизартрия тем, что речь становится скандированной и растянутой, нарушению подлежит модуляция, меняется и громкость [11].
Экстрапирамидная дизартрия (или подкорковая, гиперкинетическая дизартрия) проявляется на фоне поражения, затрагивающего подкорковые узлы в сочетании с их нервными связями. В данном случае отмечается смазанность и невнятность речи, также отмечается ее носовой оттенок. Резким образом нарушена просодика речи (то есть интонационно-выразительная ее окраска), темп речи [11].
Следующий вид дизартрии – паркинсоническая дизартрия, которая диагностируется при паркинсонизме. Основные особенности заключаются в невнятности и замедленности речи, а также в общем нарушении голосовой модуляции [11].
И, наконец, экстрапирамидная дизартрия и холодовая дизартрия. В первом случае развитие заболевания определяется актуальностью поражения стриопаллидарной системы, во втором нарушения является симптомом, возникающих при миастеническом синдроме и, собственно, при миастении. Останавливаясь на холодовой дизартрии можно выделить ее особенности, которые заключаются в появлении затруднений, связанных с артикуляцией в результате пребывания в условиях пониженной температуры, а также при разговоре на улице [11].
Далее более подробно рассмотрим особенности развития детей с дизартрией. Рассматривая нарушение фонематического восприятия наряду с недоразвитием фонетического аспекта речи Л.В. Лопатина и другие, считают основным симптомом при дизартрии. Но обусловлено это системной задержкой и искажением цереброгенеза мозговых систем, а не расстройством звукопроизношения. Последователями данной теории являются Г.В. Гуровец, В.А. Киселева, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Л.Ф. Соботович и другие, которые акцентировали, что нарушения фонематического восприятия являются типичными проявлениями при дизартрии. В процессе слухового восприятия мягких и твердых, звонких и глухих, аффрикатов дифференциация для этих детей представляет большие затруднения. У детей данной категории отмечаются затруднения в использовании звукослогового анализа и синтеза, искажения слоговой структуры слов, трудности в формировании фонематических представлений [21].
Л.В. Лопатина отмечает, что причиной стирания границы между слуховыми различительными признаками у детей с псевдобульбарной дизартрией является нечеткость артикуляторных образов. Причиной затруднений в звукопроизношении становится несформированность слухового восприятия и контроля [21].
Г.Р. Ханафина отмечает, что для графомоторных навыков детей с диазртрией характерна незрелость сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У них наблюдается слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчёта размеров, неправильная передача пространственного положения предмета, построение линий прерывистыми, неровными движениями [41].
Н.В. Макарова отмечает, что дети с дизартрией характеризируются целым рядом нарушений психических процессов: у детей наблюдаются значительные отклонения слуховой памяти и в функционировании процессов речедвигательной памяти; у детей с дизартрией отмечен низкий уровень переключаемости внимания и устойчивости внимания; также у детей данной категории отмечено ослабление мыслительной деятельности [27].
Дизартрия – это патология, которая обусловлена органическим поражением центральной нервной системы. По причине этого часто к нарушению речи прибавляется нарушение волевой сферы.
К волевым процессам относятся: психические процессы, которые связаны с осознанием целей и с затратами волевых усилий; такие высшие психические функции, как произвольное запоминание, произвольное внимание, произвольное воображение, логическое мышление, речь; такие процессы высшего уровня регуляции деятельности, как принятие решения, планирование, контроль, исполнение, оценка [18].
Как правило, нарушения волевой сферы проявляются в непослушании, суетливость, склонность к неусидчивости, не выполнении указаний взрослых. Часто детям не хватает выдержки для выполнения задания, они часто не доделывают их до конца.
По этапам своего развития волевое развитие детей с дизартрией не отличается от волевого развития детей с нормальным речевым развитием. Однако, качественно у детей с дизартрией оно отличается от волевого развития детей с нормальным речевым развитием.
Младшие школьники с дизартрией часто отвлекаются на уроках. Эти отвлечения проявляются в отвлечении на происходящее за окном, так же выполнение действий, не связанных с заданием. К примеру, ребенку дано задание нарисовать по образцу. Он правильно начинает выполнять задание, однако нарисовав несколько элементов, он начинает рисовать что-то свое, либо откладывает карандаш и рассматривает происходящее за окном.
Эмоциональные и волевые нарушения заключаются в проявлении повышенной степени эмоциональной возбудимости, а также в общей истощаемости, характеризующей состояние нервной системы [6; 18].
Эмоционально-волевая деятельность зависит от развития всех познавательных процессов, их недоразвитие у детей с дизартрией, цепной реакцией приводит к нарушениям самоорганизации, саморегуляции и самоконтроля своих действий.
Эмоции, которые проявляют дети с дизартрией характеризуются: лабильностью; неустойчивостью; меняются в течение дня.
Они некритичны к своему дефекту, при просьбе объяснить свое состояние отказываются. Волевые качества нестабильны, недостаточно выработана мотивационная сфера, слабая регуляция произвольной деятельности, дети постоянно пытаются избегать трудностей.
Эмоциональная сфера и характер у дизартриков страдают в отдельных случаях, в которых отмечалась раздражительность, плаксивость, расторможенность, агрессивность. У дизартриков в большинстве случаев, выявились трудности в поведения с неустойчивым настроением, они раздражительны, плаксивые, часто возникают вспышки агрессивности [43]. У них преобладает эмоциональная возбудимость и истощение нервной системы, склонность к раздражениям, изменению настроения, суете, часто проявляется грубость, непослушание. При усталости усиливается двигательное беспокойство, некоторые дети склонны к реакциям истерического типа: бросаются на пол и кричат, достигая желаемого. Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.
Итак, эмоциональная сфера у детей с дизартрией раскрыта и охарактеризована была недостаточно. Но большинство исследований показывают, что ее нарушение в значительной степени зависят от недоразвития речи детей, мешая им адекватно воспринимать критические ситуации и адекватно на них реагировать.
Таким образом, анализ научных источников показывает, что нарушение речи у детей пропорционально влияет как на их эмоциональную сферу, так и на развитие всех познавательных процессов в целом, что значительно ухудшает их поведение и будущую учебную деятельность в школе.
У детей с дизартрией отмечается нарушение произвольного запоминания. Это может быть причиной плохого запоминания инструкций, нарушения последовательности действий какого-либо задания. Иногда такие дети не могут запомнить даже фразы, состоящей из 3-4 слов, поэтому им будет сложно понять инструкцию.
Кроме отмеченного выше, к волевой сфере относятся такие психические процессы, как выдержка, терпение, настойчивость, поэтому при первой же трудности они легко отступят от выполнения задания и больше не захотят его выполнять [18].
У большинства детей с дизартрией нарушено развитие пространственных представлений, проявляющееся в том, что у них снижены умения ориентирования в схеме своего тела, горизонтальной плоскости стола, листа (книги, тетради), в окружающем пространстве. У детей с речевой деятельностью, развивающейся полноценно, нет такой зависимости. Такое нарушение свидетельствует о том, что с детьми с дизартрией необходимо проводить также и работу, направленную на формирование понимания логико-грамматических структур языка [23].
Многие ученые сходятся во мнении, что коммуникативному развитию предшествует потребность в общении, стремление вступать в контакт со сверстниками и близкими взрослыми. Как отмечает М.И. Лисина, потребность в общении является одним из ранних социальных потребностей личности. С возрастом эта потребность расширяется и углубляется по форме и содержанию. По мере оформления потребности развивающегося общения, его мотивов, происходит становление коммуникативных умений личности [5].
Исследователи общения в детском возрасте соглашаются с предыдущим автором, в исследованиях Л.И. Божович, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.А. Смирновой говорится, что движущей силой коммуникативного развития является становление и развитие мотивации к общению. Мотивом общения определяется партнер с такими качествами, ради которых ребенок инициирует обращение к нему или поддерживает инициированной им коммуникативной деятельности. Поэтому мотив общения совпадает с его объектом. Известно, что к коммуникативной деятельности побуждают различные мотивы, доминирующие в зависимости от ведущей деятельности и значимости общения ребенка: потребность в новых впечатлениях порождает познавательные мотивы общения, потребность в активном функционировании порождает деловые мотивы общения, потребность в признании и поддержке – личностные мотивы общения.
Исследуя коммуникативную сферу детей с речевыми нарушениями в игровой деятельности Л.Г. Соловьева выяснила, что общение в играх происходит преимущественно в однополых диадах, а постоянных игровых групп у детей не выявлено. В то же время, результаты исследований свидетельствуют, что игра может быть способом организации и презентации языковых средств, способом мотивации общения детей с нарушением речи, но только в условиях специально организованного обучения [28].
У некоторых детей с нарушением речи преобладает внеситуативно-познавательная форма общения [25]. При этой форме общения ведущую роль занимает деловой мотив, который удовлетворяется в общей игре детей.
Для дизартрии характерно нарушение дыхания во время речи. Оно становится прерывистым, учащенным, встречается укороченный вдох. Подмечаются симптомы, связанные с дефектами артикуляции, которые вызывают:
 спазм мышц полости рта, шеи, губ, языка;
 амимия – ослабление лицевых мышц;
 арефлексия – отсутствие рефлексов;
 гипотония – недвижимость, вялость языка;
 изменение повышенного и ослабленного тонусапарез — снижение силы мышц из-за поражения нервов;
 атония – отсутствие нормального тонуса [Барабанов 2014; Буцкая 2018; Быцай 2017].
Итак, общение мы рассматриваем для выявления особых потребностей ребенка и как средство их удовлетворения или компенсации. Таким образом, инициирование общения с другими детьми является важным фактором социализации личности. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, коммуникативная деятельность детерминирована состоянием интеллектуального развития, на которое непосредственное влияние оказывает недоразвитие речи. Определить особенности коммуникативного развития детей с дизартрией необходимо, поскольку отклонения со стороны коммуникативной сферы в дальнейшем будет приводить к нарушению социализации и адаптации ребенка в обществе, что, в свою очередь, является необходимым условием для полноценного развития и раскрытия возможностей каждой личности и дальнейшего обучения в школе.
Таким образом, нарушение речи влечет за собой нарушение в развитии познавательной, интеллектуальной и волевой сферах.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы