Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Становление и развитие системы государственного финансового контроля в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Формирование государственного финансового контроля в Российской Федерации 6
1.1 Значение государственного финансового контроля 6
1.2 Виды, формы и методы проведения финансового контроля 11
1.3 Социально-экономические предпосылки возникновения системы государственного финансового контроля в Российской Федерации 20
Глава 2 Этапы развития государственного финансового контроля 26
2.1 Финансовый контроль в царской России 26
2.2 Совершенствование государственного финансового контроля в СССР 37
2.3 Финансовый контроль современной жизни 43
Глава 3 Проблемы совершенствования системы государственного финансового контроля 53
3.1 Ключевые проблемы системы финансового контроля 53
3.2 Пути совершенствования государственного финансового контроля в современных условиях 57
Заключение 65
Список литературы 68
Введение:
Государственный финансовый контроль выступает элементом систе-мы управления финансовыми ресурсами на уровне государства в целом, а также региональном и муниципальном уровне управления. Это один из инструментов финансовой политики государства, основная цель которого – обеспечение исполнения государственного бюджета на всех уровнях вла-сти.
Роль государственного финансового контроля постоянно возрастает, что связано с усложнением финансово-экономических отношений и связей, увеличением числа субъектов и видов финансовой деятельности, изменени-ем законодательной базы, модернизацией схем преступлений в финансовой сфере.
Актуальность темы исследования заключается в следующем. В усло-виях дефицита бюджетных финансовых ресурсов особое значение имеет их эффективное использование. Однако не все уровни распределения финан-совых ресурсов отличаются эффективностью, на определенных этапах движения государственных денежных потоков, могут возникать самые различные негативные ситуации, которые связаны как с халатностью, так и с прямым хищением финансовых ресурсов. Государственный финансовый контроль призван «вскрывать» случаи неэффективного использования бюджетных средств, обеспечивать недопущение повторения подобных си-туаций, а также способствовать повышению уровня отдачи и результатив-ности расходования государственного бюджета.
В тоже время государственный финансовый контроль не ограничи-вается контролем за формирование и расходованием бюджетных средств, в сферу его влияния входят также финансы внебюджетных фондов, бан-ковская сфера, финансовые рынки, что свидетельствует о высокой значи-мости данного инструмента государственного управления.
Цель выпускной квалификационной работы – на основании исследо-вания фактического состояния и развития системы государственного фи-нансового контроля, разработать предложения по повышению эффектив-ности системы управления государственными финансами в части осу-ществления контрольной функции.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть значение государственного финансового контроля в современных условиях хозяйствования;
охарактеризовать виды, формы и методы проведения финансового контроля;
исследовать социально-экономические предпосылки возникнове-ния системы государственного финансового контроля в РФ;
провести анализ организации финансового контроля в царской России;
изучить особенности развития государственного финансового кон-троля в СССР;
проанализировать организацию государственного финансового контроля в современной жизни;
выявить ключевые проблемы системы финансового контроля на современном этапе развития бюджетной системы;
предложить пути совершенствования государственного финансо-вого контроля в современных условиях.
В качестве объекта практического исследования выступает организа-ция государственного финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе развития финансовой и бюджетной системы.
Предмет практического исследования – система организационно-правовых и финансовых отношений в процессе организации системы госу-дарственного финансового контроля.
Информационной базой исследования послужили труды отечествен-ных специалистов в области управления государственными финансовыми ресурсами, среди которых можно выделить следующих: Аракелян Л.К., Алексеева Е.В., Багратуни К.Ю., Киселев Ф.И., Балашев Н.Б., Гончарова К.О., Вершков В.Г., Верина Е.В., Гайдышева М.Г., Галий Е.А., Гатияту-лин Ш.Н. и др.
В процессе исследования применялись как общенаучные методы, та-кие как синтез и анализ, так и частные методы: систематизация научной информации, табличный и графический метод отображения информации, статистический и математический методы исследования.
Практическая значимость работы заключается в систематизации проблем организации государственного финансового контроля и разра-ботка на основании проведенного исследования рекомендаций по исправ-лению ситуации.
Структура выпускной квалификационной работы сложилась в соот-ветствии с заявленной целью и поставленными задачами. Работа включает в себя введение, три главы, в которых последовательно раскрываются во-просы формирования государственного финансового контроля в Россий-ской Федерации, а также проблемы и перспективы его развития, заключе-ния, и списка литературы.
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Государственный финансовый контроль — это функциональное звено общей системы управления государственными и муниципальными денеж-ными средствами. Иначе говоря, государственный финансовый контроль представляет собой инструмент финансовой политики, главная задача ко-торого — выполнение бюджетного и иного законодательства РФ в финансо-вой сфере.
Главная задача государственного финансового контроля состоит в реализации интересов, прав, потребностей, как всего государства, так и отдельных хозяйствующих субъектов в сфере финансовых ресурсов.
В бюджетном Кодексе РФ установлены следующие виды государ-ственного финансового контроля: внешний и внутренний финансовый кон-троль, предварительный и последующий контроль. В зависимости от ор-ганов, осуществляющих государственный финансовый контроль, можно выделить следующие его виды: президентский, парламентский, админи-стративный и независимый контроль.
В своем развитии система государственного финансового контроля прошла ряд крупных этапов. Первый этап – это период трансформации государственного финансового контроля в царской России. В рамках про-водимого исследования изучение данного периода было начато с правле-ния Ивана Грозного – именно в этот временной отрезок наблюдалось укрепление государственности, и, как следствие, развитие отдельных управленческих процессов.
Главным недостатком государственного финансового контроля этого временного отрезка выступает тот факт, что основное внимание уделялось структуре высшего органа государственного контроля, в то время как местные контролирующие органы были вне объекта внимания царствую-щих особ. Отдельно следует упомянуть правление Петра I, который внес большой вклад в развитие всех форм и процессов, имеющих отношение к государственному управлению. Только за время правления Петра I выс-ший орган государственного финансового контроля был реорганизован четыре раза.
Следующий этап развития государственного финансового контроля связан со становлением, формированием и распадом СССР. В данный временной отрезок государственный контроль носил больше администра-тивный характер, контролю подвергалась, прежде всего, хозяйственная деятельность, важным представлялось обеспечение выполнения плановых заданий в рамках пятилеток и выявление хищений и резервов роста эффек-тивности производительности труда. Лишь только с началом перестройки, и принятия закона о Контрольной палате, государственный контроль при-обрел черты финансового контроля.
Современный государственный финансовый контроль в большей степени представляет собой бюджетный контроль и его основная цель – это контроль за формированием и эффективным расходованием бюджет-ных средств на всех уровнях бюджетной системы. В связи с этим, основ-ным органом государственного финансового контроля является Счетная палата РФ.
Другими органами государственного финансового контроля высту-пают:
Центральный Банк РФ – основной «финансовый регулятор», осу-ществляет контроль, как за банковской системой, так и за финансовой сфе-рой в целом;
Федеральная налоговая служба – осуществляет контроль за пра-вильностью исчисления и своевременностью и полнотой уплаты налогов в государственный бюджет и внебюджетные фонды;
Министерство финансов РФ — осуществляет внутренний финансо-вый контроль и аудит в подведомственных данному органу учреждениях.
Основные проблемы в области организации государственного фи-нансового контроля, выглядят следующим образом:
недостаточное законодательное обеспечение вопросов организа-ции и государственного финансового контроля;
несогласованность в действиях государственных контрольных ор-ганов, дублирование контрольных мероприятий;
отсутствие единых стандартов и методологий проведения кон-трольных мероприятий;
дефицит государственных служащих соответствующей квалифика-ции и компетенций;
отсутствие мер уголовной ответственности за нарушение законода-тельства в области финансового контроля и некоторые другие.
Исходя их выявленных проблем, важным представляет разработать отдельный нормативно-правовой акт, определяющий правовые основы организации государственного финансового контроля.
В данном правовом акте следует дать определение понятиям «госу-дарственный финансовый контроль» и «бюджетный контроль», обозна-чить перечень органов исполнительной власти, осуществляющих кон-трольные функции, четко разграничить их полномочия, порядок взаимо-действия, а также установить меры ответственности при выявлении нару-шений в области управления государственными финансовыми ресурсами.
Еще одним направлением решения выявленных проблем выступает более активное использование в практике контролирующих органов мето-дом и приемов внешнего и внутреннего аудита.
Одним из возможных способов решения имеющихся проблем явля-ется переход к риск-ориентированному подходу планирования контроль-ной деятельности. Применение риск-ориентированного подхода преследу-ет цель концентрации внимания контрольных органах на наиболее прио-ритетных объектах с повышенным уровнем риска.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Формирование государственного финансового контроля в Российской Федерации
1.1 Значение государственного финансового контроля
Особое место в любой системе управления принадлежит контролю, одной из разновидностей которого выступает финансовый контроль. В со-временной экономической литературе существует достаточно много под-ходов к определению понятия «финансовый контроль», основные из кото-рых выглядят следующим образом:
финансовый контроль – составная часть системы управления фи-нансовыми ресурсами предприятия или государства, которая функциони-рует путем осуществления особых контрольных мероприятий за финансо-выми потоками и финансовой деятельностью;
финансовый контроль – это элемент системы управления финанса-ми, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов.
Финансовый контроль осуществляется на всех уровнях управления финансовыми ресурсами, начиная от отдельно взятого предприятия и за-канчивая контролем за страновыми финансовыми потоками. Особое зна-чение для системы государственного управления имеет организация госу-дарственного финансового контроля.
Государственный финансовый контроль является необходимым эле-ментом управления финансовой системой. Место государственного кон-троля в системе финансового контроля иллюстрируется рисунком 1.1.
Определимся теперь, что же понимается под государственным фи-нансовым контролем.
Рисунок 1.1 — Место государственного финансового контроля в об-щей системе финансового контроля
В экономических исследованиях имеется множество определений по-нятия государственного финансового контроля, выделим основные из них:
под государственным финансовым контролем подразумевают со-вершение контрольной функции за исполнением федерального бюджета и бюджетов различных внебюджетных фондов, системой обращения денеж-ных средств, применением кредитных активов, положением внутреннего и внешнего государственного долга, государственных резервов страны;
государственный финансовый контроль представляет собой дея-тельность специализированных контрольных органов государства, кото-рая реализуется на базе нормативно-правовых актов при помощи опреде-ленных приемов и методов с целью совершенствования соблюдения пред-писаний законов, необходимости и эффективности формирования, расхо-дования и использования бюджетных активов государства.
Государственный контроль это еще и средство обратной связи, сиг-нализирующим о наличии проблем и деструктивных моментов в функцио-нировании финансовой системы общества, отклонений от установленных требований и принятых органами государственной власти решений.
Следует отметить, что отдельные специалисты определяют государ-ственный финансовый контроль исключительно как инструмент для кон-троля формирования и распределения финансовых потоков в рамках гос-ударственного бюджета. Однако такой подход можно назвать «узким». Сфера осуществления государственного финансового контроля несколько шире, данный контроль охватывает и сферу финансовых потоков коммер-ческих предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности, в ча-сти соблюдения законодательства, регулирующего порядок осуществления финансовых операций и финансовых рынков.
Характеризуя значение государственного финансового контроля можно отметить следующие ключевые моменты.
Главная задача государственного финансового контроля состоит в реализации интересов, прав, потребностей, как всего государства, так и отдельных хозяйствующих субъектов в сфере финансовых ресурсов. По-средством государственного финансового контроля вырабатываются направления развития и непосредственно реализация финансовой полити-ки в целом и таких направлений финансовой политики как: бюджетная, ин-вестиционная, налоговая, таможенная, ценовая и эмиссионная политика.
Также создаются условия для обеспечения финансовой устойчивости и финансовой стабильности государства. Все это реализуется посредством разработки, утверждения и исполнения бюджетов на всех уровнях бюд-жетной системы, а также внебюджетных фондов, осуществления контроля за финансовой деятельностью государственных учреждений, предприятий, корпораций.
Финансовый контроль за деятельностью организаций коммерческой сферы экономики включает только контроль реализации денежных обяза-тельств перед государством и другими хозяйствующими субъектами, в ви-де налогов, платежей, соблюдении законодательства, субсидий, кредитов и т. д. Сфера регулирования финансов предприятий и финансовых учрежде-ний строго ограничена законодательством РФ.
Финансовый контроль как элемент государственного управления со-действует в обеспечении составления и исполнения бюджетов всех уровней, соблюдения законодательства и отчетности, целевого использования бюд-жетных средств и внебюджетных фондов, реализации межбюджетных от-ношений, экономии бюджетных средств, обосновании в распределении фондов финансовой поддержки регионов, пресечении правонарушений, улучшении финансовой дисциплины.
Исследование учебной литературы позволило обобщить понятие сущности государственного финансового контроля и его задачи, что наглядно иллюстрируется рисунком 1.2.
Финансовый контроль всегда сопутствует процессу обращения к фи-нансам для решения поставленных государственных задач. Государствен-ный финансовый контроль имеет достаточно обширное поле деятельности, его степень влияния и границы охватывают все сферы народного хозяй-ства. Эффективный государственный финансовый контроль — это также ос-нова укрепления доверия общества к государственной власти.