Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Средства политической рекламы в формировании политического имиджа Саратовской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Понятие и сущность рекламных технологий в политической
науке
1.2 Виды рекламных технологий в современном политическом
процессе
Глава 2.
Формирование политического имиджа Саратовской области
2.1 Опыт создания политического имиджа
Саратовской области (1996-2012 гг.)
2.2 Рекламные технологии в формировании политического
имиджа современной Саратовской области.
Введение:
Региональная
политика является важной составляющей развития государства ввиду динамичной
глобализации и ограниченностью ресурсов. Именно между ними и имеет место
жесткая конкурентная борьба. В рамках соперничества регионов за инвестиции,
туристов, глобальные значимые мероприятия, возрастает роль имиджа территории.
Имидж субъекта Российской
Федерации является не только ключевым фактором конкурентоспособности, но и
действенным инструментом на пути к успешному развитию и процветанию территории.
Региональные менеджеры стремятся создать положительный политический имидж
региона, преследуя цель как получения дополнительных преференций со стороны
Центра, так и создания благоприятного образа региональной власти в глазах
населения. Задача каждого субъекта продемонстрировать свое лидерство среди
других регионов России, основанное на его неких «особых возможностях» и
достижениях. В этом контексте особый интерес представляет технологическая
составляющая процесса конструирования имиджа Саратовской области, а именно
средства политической рекламы. В связи с развитием новых информационных
ресурсов в XX
веке
важно понять, в какой степени традиционные рекламные методы и мероприятия
дополняются «свежими» решениями по представлению и продвижению региона в
российском политическом пространстве.
За
период 1996-2020 гг. в Саратовской области произошла смена трех губернаторов
региона. За это время политическая реклама субъекта имела абсолютно
разнообразный характер, формируя у населения неоднозначное мнение об имидже
территории в целом. Данные обстоятельства предопределяют актуальность
исследования.
Цель
исследования:
выявить средства политической рекламы в формировании политического имиджа
Саратовской области.
Задачами
данной дипломной работы являются:
1.
Проанализировать теоретические основы изучения политической рекламы.
2.
Определить средства политической рекламы для формирования имиджа.
3.
Рассмотреть опыт конструирования политического имиджа Саратовской области при
помощи технологий политической рекламы.
4.
Выявить и оценить средства политической рекламы в формировании современного
имиджа Саратовского региона.
Объектом
исследования является политический имидж региона.
Предмет
исследования: технологии политической рекламы в
формировании политического имиджа Саратовской области.
Степень
научной разработанности проблемы. Проблему формирования
имиджа и маркетинга территории рассматривали многие зарубежные авторы, в том
числе С. Анхольт, Дж. Хильдрет, Ф. Котлер[1]. Среди российских
исследователей феномена имиджа можно выделить А.А. Гравер, А.В. Зайганова, Г.Г.
Почепцова, В.М. Шепеля[2], региональный имидж
изучали Е.Ю. Баженова, И.С. Важенина, А.М. Сузи, И.А Сушненкова[3]. Кроме того, можно
выделить таких крупных российских ученых-регионалистов, как Р.Ф. Туровский,
А.В. Баранов[4].
Методологической
основой исследования явился общенаучный метод диалектики, а
также специальные научные методы, в том числе: логический, сравнительно-правовой,
системный, структурно-функциональный.
Эмпирическую
базу
исследования составляют данные государственной статистики, материалы
периодических изданий, а также вторичные результаты опросов общественного
мнения.
Теоретическая
значимость исследования состоит в глубоком освещении
проблем политической имиджа и политической рекламы, и в возможности применения
выявленных теоретических аспектов в практическом исследовании.
Практическая
значимость данного исследования состоит в проведенном
контент-анализе СМИ, опросе общественного мнения, комплексного исследования
характеристики политического имиджа Саратовской области, на основе которых можно
вырабатывать рекомендации по совершенствованию процесса формирования
политического имиджа Саратовской области.
Структура работы включает в себя введение, две главы, которые
разделены на два параграфа, заключение, библиографический список.
[1]Анхольт С. Бренд
Америка: мать всех брендов/ Анхольт Саймон, ХильдретДжереми. — М.: ООО «Издат-во
«Добрая книга», 2010. — 232 с; Котлер Ф. Маркетинг мест: привлечение
инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны
Европы. СтокгольмскаяшколаэкономикивСанкт—Петербурге, 2005. – 382 с; Anholt,
S., Competitive Identity — The New Brand Management for Nations, Cities and
Regions, Palgrave Macmillan, London 2007. — 50 pp.
[2] Гравер А.А.
Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестник
Томского Государственного Университета. Философия. Социология. Политология, №3,
2012. – С.19-45; Загайнов А.В. Понятие
имиджа политического лидера: сущность и подходы к определению // Ученые записки
Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. Выпуск № 3, том 149, 2007. –
С.227-240; 13. Почепцов Г.Г. Имиджелогия.– 2-е изд. – М.: Рефл-бук; Киев:
Ваклер, 2001. – 698 с; 20. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния.
Изд-во: Феникс, 2005. – 480 с.
[3] Баженова Е. Ю.
Бренд территории: содержание, модели формирования, практика конструирования в
российских регионах // Пространство экономики. 2013. №3-2 — С.120-125; Важенина
И. С., Важенин С. Г. Имидж, репутация и бренд территории // ЭКО.-— 2008. — №
8.-— С.3-16; Сузи А.М. Формирование современного имиджа российских регионов (на
примере Республики Карелия): политологический аспект: дисс. … канд. полит.
наук: 23.00.02 / Сузи Андрей Михайлович. – Москва, 2014. – 167 с.; Сушненкова
И.А. Основные принципы и инструменты формирования регионального имиджа:
автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / Сушненкова Ирина Александровна. —
Кемерово, 2011. — 28 с;
[4]Туровский, Р.Ф.
Центр и регионы: проблемы политических отношений. Изд-во Гос. ун-т — Высшая
школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. — 399 с; Баранов А.В. Становление
политической регионалистики в постсоветской России // Человек. Общество.
Управление. № 4, 2006. – с.94-104.
Заключение:
Выпускная
квалификационная работа посвящена теме «Средства политической рекламы в
формировании политического имиджа Саратовской области».
Таким
образом, политическая реклама — это распространение сведений (объявления,
призывы, видео-аудиоролики и т.п.) участниками избирательного процесса через
СМИ об избирательных объединениях, избирательных блоках, кандидатах в депутаты,
с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других
видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над
смысловым, броскость, лаконизм, подчеркивание доминантного достоинства
рекламируемого объекта) и признаваемых в качестве признаков рекламы федеральным
законодательством и практикой СМИ, с целью формирования общественного мнения в
пользу избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты.
Политическую
рекламу можно трактовать не только в качестве холодного расчета и тщательно
разработанной тактики, но и воздействия на эмоции и чувства избирателей. Именно
этим и отличается политическая реклама от других различных явлений политической
науки.
Изучая
политический имидж, целесообразно отметить, что СМИ являются наиболее сильным
средством его формирования. Во многих научных исследованиях рассматривается
влияние различных каналов средств массовой информации на формирование имиджа
политического деятеля. Отмечается, что в своих взглядах избиратели редко
опираются на изучение программ политических партий. В большей степени оценка
граждан основывается на их отношении к тому или иному политическому лидеру в
результате знакомства с ним по телевидению.
Технические
возможности телевидения, позволяющие сделать облик деятеля более позитивным
способны помочь телевизионному обращению придать более глубокую эмоциональную
окрашенность.
В
отличие от других СМИ, телевидение помогает передать такие элементы
коммуникации, как мимика и жестикуляция, что является очень важным в
формировании облика человека.
Именно
политический имидж главы региона определяет политический имидж территории,
которой он управляет.
Первым
губернатором Саратовской области за период 1996-2012 гг. стал Аяцков Дмитрий
Федорович. Следующим губернатором Саратовской области стал Ипатов Павел
Леонидович. Он находился на посту главы субъекта в период 2005-2012 гг.
В
современной Саратовской области главой региона является Радаев Валерий
Васильевич, который был назначен исполняющим обязанности губернатора в марте
2012 года ввиду отставки своего предшественника Павла Ипатова.
В
начале своего «пути» В. Радаев, будучи новым губернатором региона, имел высокие
рейтинги и назывался в СМИ «народным губернатором. На сегодняшний день
саратовские аналитики смело заявляют в средствах массовой информации, что
регион не располагает влиятельными политиками, которые могут дать области
правильно направление развития. Посему следует сделать вывод о том, что
применяемые рекламные технологии относительно политической элиты Саратовской
области являются неэффективными: население территории потеряло доверие к
региональным властям. Тогда как доверие населения, как известно, является
единственно верным показателем эффективности государственного управления.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования политической
рекламы как средства формирования имиджа в политике
1.1 Понятие и сущность рекламных технологий в политической
науке
В современных условиях
существования в Российской Федерации политическая реклама стала важнейшим
инструментом для политических деятелей, партий и государства в целом. Данному
понятию по сей день уделяется много внимания в научных трудах политологов и
маркетологов, поскольку реклама как ничто другое влияет на процент явки
избирателей и результаты голосования.
Термин «политическая реклама» нельзя найти в
российском законодательстве. Сочетание этих слов упоминается лишь тогда, когда
упоминаются те процессы, которые не могут регулироваться Федеральным законом №
38-ФЗ «О рекламе»[1].
В Российской Федерации
избирательные процессы регулируются Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации»[2]. В данном документе
содержатся основы предвыборной агитации, субъектный состав, временный рамки
избирательной кампании. Однако полностью отсутствуют четкие нормы, которые
могли бы регулировать использование политической рекламы.
Тем не менее, в статье 2
закона «О рекламе» говорится, что он не распространяется на политическую рекламу,
в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. Из этого
следует, что, по мнению законодателя, предвыборная агитация и агитация по
вопросам референдума — это виды политической рекламы.
Определение понятия
политической рекламы содержалось в постановлении Центризбиркома России от 20
сентября 1995 года № 18/149-II[3] (Инструкция о порядке
предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний
избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты
Государственной Думы ФС РФ и публикации агитационных предвыборных материалов в
периодических печатных изданиях с государственным участием).
Согласно Инструкции
политическая реклама — это распространение сведений (объявления, призывы,
видеоаудиоролики и т.п.) участниками избирательного процесса через СМИ об
избирательных объединениях, избирательных блоках, кандидатах в депутаты, с
использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других
видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над
смысловым, броскость, лаконизм, подчеркивание доминантного достоинства
рекламируемого объекта) и признаваемых в качестве признаков рекламы федеральным
законодательством и практикой СМИ, с целью формирования общественного мнения в
пользу избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты. Согласно
данному правовому акту политическая реклама представляет собой способ
предвыборной кампании, содержащей в себе презентацию, дебаты, брифинг и другое.
В вышеупомянутом документе
политическая реклама рассматривалась как вид предвыборной кампании, которая
содержит в себе презентации, интервью, дебаты, пресс-конференции. Современное
законодательство, напротив, рассматривает предвыборную кампанию в качестве
способа политической рекламы[4].
Нельзя сомневаться в том,
что политическая реклама выступает в качестве одного из видов рекламы, тем не
менее имеет место большое многообразие мнений, выражающих ее изучение. В целом
политическая реклама изучается как:
— один из видов
коммерческой рекламы;
— один из видов
социальной рекламы;
— институт избирательного
права;
— отдельный институт[5].
Последний вариант подхода
позволяет наиболее масштабно охватить данное явление и провести анализ его
обособленных элементов. Таким образом, политическая реклама – это реклама,
которая имеет своей целью изменение политического поведения общественности в
рамках политического выбора, представляя собой совокупность технологий и
методов продвижения политических сил и идей, которые способствуют изменению
общества и достижению политических целей.
В качестве субъекта
изучаемого явления служит организация политической сферы или конкретный
политический деятель. В качестве объекта изучаемого явления рассматриваются
целевые группы, которые должны сделать свой выбор в пользу той или иной
политической организации.
Политическую рекламу
можно трактовать не только в качестве холодного расчета и тщательно
разработанной тактики, но и воздействия на эмоции и чувства избирателей. Именно
этим и отличается политическая реклама от других различных явлений политической
науки. Правда она является очень схожей с такими технологиями, как манипуляция,
обман и пропаганда. Последнее необходимо выделить особенно, поскольку зачастую
трудно различить пропаганду и политическую рекламу. Эти два явления всегда идут
рядом друг с другом, поскольку и то, и другое эффективно влияет на общество.
Политическая реклама
изучается в рамках многих сфер политической науки, а также в рамках
маркетинговой науки и рекламной деятельности.
Помимо этого, изучаемое явление содержится в психологических и
коммуникационных науках.
О.С. Пищугина, российский
журналист, считает, что в современных реалиях реклама должна интерпретироваться
по-новому: «Реклама – это платное, однонаправленное и неличное обращение,
которое осуществляется через средства массовой информации (СМИ) и другие виды
связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, организации, кандидата или
правительства»[6].
Другой исследователь Н.Р.
Балынская имеет противоположную точку зрения. Она считает, что синхронизировать
рекламу с другими сферами жизнедеятельности недопустимо. По мнению журналиста, в
рамках изучения политической рекламы во всех науках есть только один схожий
момент – все они рассматривают рекламу как работу с информацией и
информированием населения. Реклама представляет собой субъективное явление,
тогда как журналистика не используется для формирования информационных поводов[7].
[1] Федеральный закон
от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О рекламе» // Собрание
законодательства Российской Федерации, N 12, 20.03.2006, ст.1232.
[2] Федеральный закон
от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание
законодательства Российской Федерации, N 24, 17.06.2002, ст.2253.
[3] Постановление ЦИК
России от 20.09.1995 № 18/149-II (утратило силу 25.05.2016) «Об Инструкции о
порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных
телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам
в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и
публикации» // Российская газета N 188, 27.09.95.
[4]Гаганов, А.А. Что
такое политическая реклама? [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://rusrand.ru/analytics/politicheskaya-reklama-kto-i-kak-obhodit-zakon-chast-1
(дата обращения: 14.04.2020).
[5] Полосин, М.С. К
Вопросу о сущности политической рекламы // МОЛОДЕЖЬ И XXI ВЕК. – 2019. – С.
150-153.
[6] Пищугина, О.С.
Управление имиджем российских властных структур посредством политической
рекламы // Вопросы управления. – 2015. — № 5(36). – С. 32-35.
[7]Балынская, Н.Р.,
Ковалева, М.М. Специфика создания образа власти в средствах массовой информации
в условиях информационно-технического прогресса (на примере Челябинской
области) // Вопросы управления. — 2014. — № 6(12). — С.31-35.