Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование предоставления государственных услуг в электронном виде
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Раздел 1. Теоретико-методологические основы предоставления государственных услуг 7
1.1 Понятие, сущность и публичная природа государственных услуг……………6
1.2 Организационно-правовые принципы предоставления государственных услуг в 15
1.3 Зарубежный опыт оказания государственных услуг 20
Раздел 2. Механизм оказания государственных услуг в электронном виде в Российской Федерации 35
2.1. Нормативно-правовая база в сфере оказания государственных услуг электроном виде в Российской Федерации 35
2.2 Концепция «электронного правительства» как способ оптимизации предоставления государственных услуг 42
2.3 Анализ проблем и перспективы развития системы оказания государственных услуг в электронном виде 57
Заключение 67
Библиографический список 70
Приложение 77
Введение:
Актуальность выбранной темы во-первых, определяется тем, что сегодня на территории Российской Федерации предоставление государственных услуг предоставляются на базе федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Этот закон регулирует взаимодействие с гражданами органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти и органы местного самоуправления.
Во-вторых, немаловажным остается вопрос соответствия принципов предоставления государственных услуг реальной ситуации, а также соответствие предоставляемых услуг нормам действующего законодательства на территории нашего государства. Федеральным законодательством органам государственной власти переданы отдельные государственные полномочия, на основе которых они реагируют свои функции, посредством предоставления государственных услуг, по запросам заявителей. Таким образом, законодательно установлена правомерность предоставления государственных услуг органами, предоставляющими государственные услуги населению.
Оказание государственных услуг в электронной форме предполагает появление новых методов реализации функций органов государственной власти по оказанию государственных услуг, например использование порталов государственных услуг, официальных сайтов организаций и т.д.
Базовым инструментом регулирования порядка предоставления государственных услуг в Российской Федерации выступают административные регламенты различных органов государственной власти, оказывающих государственные услуги. Внедрение института административных регламентов в сферу государственного управления направлено на упорядочение обязательств органов, предоставляющих государственные услуги, перед обществом, а также на создание процедур контроля и оценки их деятельности.
Особое внимание необходимо уделить тому, что в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий практически во все сферы деятельности общества и государства начинают внедряться различные электронные механизмы и сфера предоставления государственных услуг не стала исключением.
Одной из наиболее фундаментальных проблем в сфере оказания государственных услуг в электронной форме является их недоступность для граждан, проживающих в малых и удаленных населенных пунктах. Отсутствие у них возможностей использовать информационно-коммуникационные технологии в повседневной жизни создает серьезное препятствие на пути к быстрому получению электронных государственных услуг.
Технологические проблемы усугубляет приверженность граждан к традиционному бумажному документообороту. Устранить эту проблему поможет наращивание технического потенциала в малых городах и сельских местностях путем прокладки линий связи, установления точек доступа к сети Интернет, повышения числа квалифицированного персонала для работы и обслуживания информационных систем и др.
Усиление технического потенциала в сфере оказания государственных услуг в электронной форме способно не только повысить количество получателей таких услуг, но и обеспечить надлежащее взаимодействие государства с населением.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 стоит задача к 2019 году обеспечить предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме для 70% граждан. При этом 90% жителей должны быть довольны качеством оказания государственных услуг. В связи с этим необходимо исследование особенностей административно-правового регулирования электронных государственных услуг и внедрения системы электронного правительства.
Степень научной разработанности состоит в выявлении проблем, возникающих при оказании электронных государственных услуг с последующим предложением мер, способствующих развитию системы оказания публичных услуг в Российской Федерации, а также в изучении зарубежного опыта в соответствующей сфере с целью выявления успешных практик, целесообразных для применения в России. Методологической основой данной работы являются теоретические труды докторов и кандидатов юридических наук, доцентов и профессоров, заслуженных деятелей науки России в области совершенствования предоставления услуг в электронном виде в Российской Федерации, опубликованных в различных литературных изданиях, а именно: Андреевой Л.А., Бабаевой З.К., Борисова А. Н., Глушко Е.К., Дорофеева А.В., Зенина С.С., Коломеец А.И., Ситдиковой Л.Б., Чеботаревой А. А.
Целью проводимого исследования является изучение организационно-правовых основ оказания электронных государственных услуг с последующим выявлением проблем в данной сфере и предложением путей их решения.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и правовую природу государственных услуг;
2. Ознакомиться с организационно-правовыми принципами оказания государственных услуг;
3. Изучить зарубежный опыт предоставления государственных услуг с последующим выявлением практик, целесообразных для применения в Российской Федерации;
4. Изучить нормативные правовые акты, которые регулируют отношения, возникающие в сфере оказания государственных услуг;
Заключение:
Государственные услуги и другие рассмотренные механизмы взаимодействия публичных структур и общества в их видовом разнообразии являются необходимым элементом социального государства, каким согласно Конституции РФ является наша страна.
Возникновение и регламентация этих явлений обусловлено потребностью в них граждан, представителей предпринимательского сообщества. В связи с этим, заимствование международного опыта и его последующая адаптация и апробация в российских условиях является вполне закономерными .
Существующие формы предоставления государственных услуг делают их более доступными населению и в некотором роде снимают нагрузку с государства в этом вопросе. Представляется доказанным и обусловленным расценивать государственные услуги в качестве одной их функций органов исполнительной власти в силу прямого закрепления в законе указанного положения.
Все принципы предоставления публичных услуг направлены на повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг.
Полагаем необходимым закрепить еще один принцип предоставления государственных услуг — принцип универсальности. Услуги по закону должны быть универсальными, т.е. обладать свойством универсальности требований ко всем услугополучателям, кроме того, все услугополучатели должны иметь одинаковые институциональные права на получение данных услуг и, наконец, технологически процесс оказания универсальных услуг не должен создавать технологических барьеров (производительность услуги должна обеспечивать отсутствие очередей).
Кроме того, принцип универсальность государственных услуг обусловлен таким конституционным принципом, как принцип равноправия. Это основополагающий принцип конституционного статуса личности, означающий юридическое равенство граждан перед законом и судом.
Анализ зарубежного опыта позволил выявить основные подходы и принципы, используемые в мировой практике, для проведения реформы государственной службы, в том числе системы предоставления государственных услуг в России. К таковым можно отнести: установление четких принципов проведения реформ; создание государственного органа высокого уровня, непосредственно подотчетного главе государства или правительства на который возлагается руководство реформами; создание разветвленной сети исследовательских, консультационных, обучающих и других поддерживающих структур для обслуживания реформ; широкое применение передовых информационно-коммуникационных технологий в процессе проведения реформ; использование на практике принципа «обратной связи» с потребителем услуг; длительность процесса совершенствования предоставления государственных услуг.
Сегодня ключевой задачей становится создание условий для развития городов всех типов, обеспечивающих за счет роста собственной конкурентоспособности равномерность экономического и социального развития территорий страны. И решающую роль здесь играют не отношения конкуренции, а отношения соревновательности, взаимодействия и взаимопомощи, основанные на наиболее эффективном использовании ограниченных ресурсов, в первую очередь интеллектуальных.
Так актуализируется задача создания условий для развития современных городов как интеллектуальных центров, обеспечивающих на практике приоритет информационных и нематериальных параметров городского развития (urban software) над традиционными материальными элементами (urban hardware), превращения их в «умные города» («smart city»).
Цифровое государственное управление – один из шести федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика», направленный на «окончательный переход на электронное взаимодействие граждан с государством». Однако при его реализации существует риск, что цифровизация государственного управления станет некоторой самоцелью и будет ограничиваться лишь некоторыми изменениями в процессах деятельности органов власти. Важно добиться, чтобы эти изменения приводили к росту качества деятельности государства для его внешних бенефициаров – граждан и бизнеса.
В заключение отметим, что предоставление государственных услуг в электронной форме имеет ряд неразрешенных проблем управленческого, организационного, технологического и социального характера и нуждается в оптимизации. Неурегулированные вопросы предоставления электронных государственных услуг негативно отражаются на процессе внедрения инновационных механизмов и технологий в сферу взаимодействия населения с органами государственной власти. Электронные формы взаимодействия государственных органов с гражданским обществом требуют введения гражданского и экспертного контроля, а также выработки предложений по улучшению существующих и внедрению новых государственных услуг. Для реализации данных мероприятий необходимо привлечение дополнительных ресурсов, как денежных и трудовых, так и временных. Кроме того, обозначенные выше проблемы могут быть решены лишь в том случае, если их устранению будет уделено достаточное внимание представителей государственной власти.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти приведет к повышению эффективности государственного управления, что является одной из основных целей проводимой в настоящее время в Российской Федерации административной реформы.
Фрагмент текста работы:
Раздел 1. Теоретико-методологические основы предоставления государственных услуг
1.1. Понятие, сущность и публичная природа государственных услуг
Понятие «услуга» не является новым для законодательства Российской Федерации. Данное понятие впервые введено в законодательство России в ст. 8 и 74 Конституции Российской Федерации, в общем смысле представляющее собой нематериальное благо, отличное от товара или работы. В 1993 г. понятие «услуга» появилось в Гражданский кодекс РФ в ст. 128 и определяется как объект гражданских прав, в данном случае услуга рассматривается как определенная деятельность, реализуемая в рамках обязательственных отношений.
Публичные (государственные и муниципальные услуги) являются сравнительно новым понятием в управленческой науке. Впервые государственные и муниципальные услуги были упомянуты в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой государственные и муниципальные услуги предоставляются как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, а также иными юридическими лицами, в случаях, предусмотренным законодательством Российской Федерации .
Необходимо отметить, что введение понятия государственных и муниципальных услуг во многом обусловлено утверждением концепции эффективного государственного управления, в силу чего в государственном секторе начали использоваться стандарты и приемы, характерные для рыночной экономики. Согласно данной концепции одной из наиболее значимых государственных функций является предоставление государственных и муниципальных услуг.
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в п.2 пп. «д» отражает, что под «функцией по оказанию государственных услуг» понимается предоставление государственных услуг органами исполнительной власти – федеральными агентствами непосредственно, а также через подведомственные государственные учреждения или иные организации, как безвозмездно, так и по ценам, регулируемым органами государственной власти.
Оказание государственных услуг является одной из функций федеральных органов исполнительной власти, наряду с правоприменительной, нормотворческой, контрольно-надзорной. Однако, существует мнение, что государственные функции и услуги можно соотнести как целое и частное, причиной чего служит инициатор взаимодействия:
1. В случае, если инициатором выступает орган власти (осуществление контрольной проверки и т.д.), данное взаимодействие является государственной функцией;
2. Если инициатором является гражданин либо организация (получение паспорта, запрос информации для СМИ), то рассматриваемое взаимодействие является государственной услугой.
Полноценное нормативно-правовое регулирование предоставления государственных и муниципальных услуг начало осуществляться с принятием ФЗ 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который в ст. 2 п.1 определяет государственные услуги, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти или исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органами государственного внебюджетного фонда и органами местного самоуправления в случае осуществления отдельных государственных полномочий, как деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, а также государственного внебюджетного фонда и органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, осуществляемая в пределах, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предоставляющих государственные услуги по запросам заявителей.
В свою очередь, муниципальная услуга в данном нормативном правовом акте трактуется как деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая в пределах полномочий органа, предоставляющего услуги по запросам заявителей для решения вопросов местного значения.
Рассматриваемый нормативный правовой акт оказал значительное влияние на правовую концепцию отношений между обществом и властью, став основой для построения модели клиентоориентированного государства в Российской Федерации.
Отметим, что вопросы местного значения закреплены в главе 3 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Государственные и муниципальные услуги имеют ряд особенностей, установленных законодательством Российской Федерации:
• Предоставляются исключительно в заявительном порядке, то есть по инициативе заявителя. Кроме того, государственным и муниципальным