Финансы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Приграничное сотрудничество Астраханской области в области инвестиций: основные направления и проблемы регулирования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ 8
1.1. Понятие и сущность инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности территории 8
1.2. Факторы, влияющие на инвестиционный климат территории 17
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБЛАСТИ ИНВЕСТИЦИЙ 25
2.1. Анализ совместных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Астраханской области 25
2.2. Организация отношений Астраханской области с приграничными странами 32
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБЛАСТИ ИНВЕСТИЦИЙ 45
3.1 Факторы способствующие и препятствующие приграничному инвестиционному сотрудничеству Астраханской области 45
3.2 Перспективы совершенствование приграничного сотрудничества Астраханской области в области инвестиций 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76

  

Введение:

 

Актуальность темы настоящего исследования определяется, прежде всего, тем, что приграничное сотрудничество в контексте процесса глоба-лизации должно учитывать специфику приграничных регионов постсовет-ских стран. Это выражается в неоднородности уровня социально-экономического развития, этнокультурного разнообразия и исторических особенностей. Все вышеперечисленные факторы требуют теоретического и эмпирического анализа развития приграничного сотрудничества и взаи-модействия регионов, которые приобрели пограничный статус в результа-те распада СССР. Данный подход предполагает разработку методологи-ческих методов выбора стратегических направлений развития пригранич-ного сотрудничества на федеральном и региональном уровнях.
Приграничное сотрудничество — достаточно новый элемент внешних межрегиональных связей для России. Именно поэтому эту проблему нель-зя отнести к достаточно изученным. После падения железного занавеса практика развития и развития межрегиональных взаимодействий в при-граничных регионах развивалась настолько быстро, что научное сообще-ство значительно опоздало (и все еще опаздывает) в теоретическом пони-мании происходящих процессов, разработке терминологии. и т. д. Даже в настоящее время в российском научном сообществе не достигнуто четкого понимания и дифференциации концепций межрегионального взаимодей-ствия, трансграничного сотрудничества и трансграничного сотрудниче-ства. Прослеживание европейских подходов, учитывая значительную раз-ницу между европейским и российским регионализмом, не может быть оправдано.
Под трансграничным сотрудничеством понимаются скоординиро-ванные действия органов власти разных уровней, юридических и физиче-ских лиц, а также неправительственных организаций соседних государств в целях обеспечения устойчивого развития приграничных территорий, по-вышения благосостояния проживающего на них населения, развития меж-дународного сотрудничества. сотрудничество и укрепление добрососед-ства. Специфика предпринимательской деятельности в приграничных рай-онах заключается в том, что они удалены от национальных рынков, но находятся близко к рынкам соседних стран. Однако этот позиционный ре-сурс может в полной мере использоваться приграничными регионами только в контексте добрососедских и стабильных отношений между сосед-ними странами. Основным условием приграничного сотрудничества явля-ется общая позиция регионов, расположенных по разные стороны госу-дарственной границы. Эта общность обусловлена тем, что границы разде-ляют одни и те же природные территории. Это предопределяет необходи-мость сотрудничества в использовании природных (водных, биологиче-ских, минеральных, земельных и др.) Ресурсов и их охране. Границы ча-сто разделяются общими или культурно схожими народами, что создает предпосылки для широкого гуманитарного сотрудничества. Пригранич-ные регионы выполняют аналогичные функции по отношению к своим странам, обеспечивая взаимные торговые, экономические и социальные отношения, а также отношения с третьими странами и третьими странами. Эффективность этих функций зависит от тесного сотрудничества соседних стран и их приграничных территорий. С другой стороны, важным ресур-сом приграничного сотрудничества являются различия между соседними странами по их месту в мировой экономике, по уровню и соотношению внутренних цен, налогового и инвестиционного законодательства, доходов населения и т. д., которые допускает активный обмен соответствующими товарами и факторами производства. Можно сказать, что приграничное сотрудничество, основанное на соседстве «различий» и общей ресурсной и геоэкономической ситуации, играет важную роль в развитии пригородных территорий. Это очень важное направление экономической и социальной деятельности, которое помогает решать проблемы занятости и доходов населения, наполнения регионального рынка товарами, привлечения зару-бежных технологий и получения новых знаний в области регионального развития и сотрудничества.
Актуальность приграничного сотрудничества стран Евразийского экономического союза не вызывает сомнения. На протяжении веков осу-ществлялся интенсивный экономический, социальный и культурный обмен между территориями этих стран. В недалеком прошлом Россия и Казах-стан были единым экономическим пространством, многие хозяйственные проекты были реализованы в рамках планово-административной структу-ры республик бывшего СССР. Регионализация мировой экономики, со-здание экономических блоков, ухудшение отношений с Западом делает евразийский проект России и Казахстана практически безальтернативным. Россия имеет самую протяженную границу с Казахстаном — 7512 км, что обуславливает особую значимость приграничного сотрудничества между этими странами. В приграничное экономическое сотрудничество вовлече-но 12 российских (Республика Алтай, Алтайский край, Новосибирская, Омская, Тюменская, Курганская, Челябинская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская области) и 7 казахстанских (Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Костанайская, Павло-дарская, Северо-Казахстанская, Восточно-Казахстанская области) регио-нов. Эти регионы России и Казахстана имеют большое значение для наци-ональных экономик и во многом определяют уровень их конкурентоспо-собности.
В приграничных регионах проживает более 32 млн человек, а сово-купный валовой продукт российско-казахстанского приграничья превы-шает $350 млрд. При этом ВРП приграничных регионов Казахстана со-ставляет 40% ВВП Казахстана, а ВРП приграничных регионов Российской Федерации – 15 % ВВП РФ. Как справедливо отмечает А. М. Носонов: «…ВРП приграничья РФ более диверсифицирован, чем ВРП приграничья Казахстана. В ВРП приграничья Казахстана намного меньше доля обра-батывающей промышленности и услуг».
В настоящий период между приграничными регионами рассматри-ваемых государств особый акцент делается на «…усилении взаимосвязи межгосударственных взаимодействий и формировании межгосударствен-ных субрегиональных образований на примере приграничных регионов. Последние – проявление трансграничного агломерационного эффекта, в результате которого повышается производительность труда, производятся более качественные товары и услуги, ускоряется товарно-денежный обо-рот. Концентрация производственно-технологических взаимодействий и наложение в таких пространственных образованиях (субрегиональных международных регионов) кооперационных цепочек превращает регион в неформальное ядро интеграционных процессов. Чем больше таких регио-нов, тем глубже и устойчивее интеграционный процесс».
Опыт региональной интеграции приграничных регионов в мире по-казывает, что страны должны пройти ряд последовательных стадий разви-тия. В рамках Евразийского экономического союза наглядно наблюдается переход на третий этап сотрудничества, т.е. формирования «общего рын-ка» товаров, капиталов, услуг и рабочей силы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучение государственной политики приграничного сотрудничества в России (на примере Астраханской области) позволяет сделать выводы о ее нынешнем состоянии.
Государственная политика Российской Федерации в сфере пригра-ничного сотрудничества с Республикой Казахстан обладает потенциаль-ными ресурсами для ее интенсификации. К таким ресурсам относятся ис-торические предпосылки, геополитические условия, идентичный подход российских и казахских лидеров к достижению целей интеграции и одоб-рение этого процесса населением двух государств. Однако этот потенциал используется не в полной мере, в связи с тем, что изучение концепции трансграничного сотрудничества в политической науке прошло только начальную стадию ее понимания. Дело в том, что основы трансграничного сотрудничества в прикладной науке не развиты настолько, насколько это необходимо для эффективного регулирования отношений в этой области.
Российско-казахстанская модель регионального приграничного со-трудничества традиционно основана на экономических, социальных и культурных основах, которые ранее существовали между республиками бывшего СССР, границы между которыми были максимально проницае-мыми. Эта модель может стать моделью для будущей практики государ-ственной политики приграничного сотрудничества других постсоветских государств.
Региональное трансграничное сотрудничество понимается как эф-фективное сотрудничество между приграничными регионами, имеющими специфические особенности. Такое сотрудничество является движущей си-лой развития интеграционных процессов в соседних государствах. В дис-сертационной работе была изучена правовая основа государственной по-литики приграничного сотрудничества, основанной на международных соглашениях и соглашениях, заключенных ее участниками, что обеспечи-вает реализацию этого процесса. Правовая база приграничного сотрудни-чества требует дальнейшего совершенствования в соответствии с принци-пом идентичности правового поля России и Казахстана.
Особое внимание следует уделить определению полномочий цен-тральных и региональных органов государственной власти и полномочий муниципалитетов. Для развития трансграничного сотрудничества важно сформировать совместные институциональные структуры на региональ-ном и местном уровнях с общим финансированием и управлением. Их це-лью должна быть разработка предложений по совершенствованию страте-гии регионального приграничного сотрудничества, а также обеспечение долгосрочного планирования и реализации политики, согласованной гос-ударствами в этом процессе.
Исходя из неоинституционализма как методологического подхода, мы определили этапы построения системы интеграционного взаимодей-ствия между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Политиче-ской основой интеграционного процесса является взаимодействие между-народных, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а экономическую основу составляют экономические отношения и финансо-вые потоки, формируемые на этих территориях.
Изучение государственной политики в области приграничного со-трудничества между Россией и Казахстаном выявило синергетический эф-фект регионального приграничного сотрудничества, рассматриваемого как вероятностный, открытый, динамически самоорганизующийся процесс многомерной подсистемы межгосударственного взаимодействия между государствами. Астраханская и Атырауская области.
Региональное трансграничное сотрудничество между двумя регио-нами имеет огромный потенциал (стратегический, политический, экономи-ческий и социальный) для эффективного развития этого процесса.
В ходе исследования были выявлены положительные и возможные негативные последствия развития интеграционного взаимодействия на приграничной территории. Эти последствия в различных сферах сотруд-ничества (политической, экономической, социальной, гуманитарной и без-опасности) затрагивают центральные и региональные органы государ-ственной власти, а также население приграничных территорий.
Раскрыта роль политических элит в развитии трансграничного со-трудничества. Для этой цели были определены критерии их эффективности (правовая независимость субъектов; достигнутый уровень прогресса и благосостояния общества в регионе; роль региональных лидеров, которые являются наиболее важными политическими акторами в региональных элитах; наличие региональных инициатив по расширению трансгранично-го сотрудничества). Выбранные критерии эффективности политических элит позволили сделать вывод об их низкой эффективности и значительном невостребованном потенциале для развития приграничных регионов.
Слабость региональных политических элит в приграничном сотруд-ничестве объясняется рядом существенных факторов, таких как доминиро-вание центральных государственных органов в этом процессе, финансовая независимость субъектов и отсутствие региональных структур институци-онального управления. На развитие приграничного сотрудничества влия-ют общие проблемы и угрозы (международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, незаконная миграция, транснациональная преступ-ность) для национальной безопасности двух стран.
На современном этапе развития уязвимость всех членов мирового сообщества к новым вызовам и глобальным угрозам значительно возрос-ла, поэтому большое внимание уделяется приграничному сотрудничеству России и Казахстана в области национальной безопасности в обеих стра-нах.
Территориальные органы пограничных, таможенных, миграцион-ных служб и внутренних дел обоих государств принимают активное уча-стие в этом процессе. Это сотрудничество имеет двойную цель. С одной стороны, оно призвано снизить барьерную функцию российско-казахстанской границы для населения, проживающего в приграничной зоне, и хозяйствующих субъектов. С другой стороны, сдерживается некон-тролируемая миграция, незаконный оборот психотропных веществ и транснациональная преступность.
Эволюция и динамика пограничных процессов основаны на логике институционализации и формализации пограничных отношений между странами и регионами, которые политически и культурно близки друг другу. Культурно-исторический опыт, язык и оценка исторического про-шлого являются важными социокультурными факторами для усиления ин-теграционного процесса.
В рамках государственной политики в области приграничного со-трудничества социокультурное взаимодействие создает устойчивую кон-сенсусную базу, обеспечивающую переход от единичных эпизодических контактов к этапу системного взаимодействия на условиях равного диало-га и совместного развития приграничных территорий.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО-СТИ ТЕРРИТОРИИ
1.1. Понятие и сущность инвестиционного климата и инвестици-онной привлекательности территории

В современных условиях хозяйствования в качестве условий для привлечения инвестиций, а, следовательно, и последующего роста эконо-мики страны, наряду с ростом инвестиционной привлекательности, рас-сматривается и предполагается наличие, прежде всего, соответствующего инвестиционного климата. Следует отметить, что понятие инвестиционного климата трактуется в научной и учебной литературе далеко не однознач-но. В таблице приложения 1 представлена понятийная терминология «ин-вестиционный климат» в работах российских ученых. Остановимся на не-которых подходах, обозначенных в работах российских ученых на разных этапах и в разных условиях хозяйствования. Авторами учебника «Между-народное движение капитала» предлагается рассматривать инвестицион-ный климат как «совокупность правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства для зарубежных инвестиций» . Такой подход сводит это понятие к инвестици-онной привлекательности, одновременно игнорируя инвестиционные рис-ки, предопределяющие во многом инвестиционный климат.
Авторы финансово-кредитного энциклопедического словаря рас-сматривают инвестиционный климат как «совокупность сложившихся в ка-кой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предприни-мательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала» . Такой подход предполагает две составляющие характеристики инвестиционного климата:
1) оценку факторов, притягивающих инвестиции в регион;
2) оценку рисков инвестирования.
Группа ученых из Санкт-Петербурга определяют, что: «Инвестици-онный климат – это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Она формируется под влиянием политических, экономических, юридиче-ских, социальных и других факторов, определяющих условия инвестици-онной деятельности в регионе и степень риска инвестиций» .
По мнению А. Аникеевой «инвестиционный климат — это особый эко-номический климат, который через активную инвестиционную деятель-ность обеспечивают количественное (рост масштабов) и качественное (об-новление) развитие национального богатства, в том числе регионального, в таких факторах как человек, природа, техника, «институция», организа-ция, информация» .
Отмечая, что понятия климат и привлекательность связаны между собой, она считает некорректным считать эти понятия синонимами по при-чине того, что одно более широкое понятие, другое же — более узкое. Связь проявляется в том, что повышение благоприятности климата в регионе по-вышает привлекательность его для инвесторов .
В словаре-справочнике «Основы международного бизнеса», инве-стиционный климат трактуется как «совокупность социально-политических, законодательно-нормативных и финансово-экономических факторов, определяющих режим благоприятствования, степень инвестици-онной привлекательности и уровень риска инвестирования» . Данный под-ход достаточно определенно заостряет наше внимание на объективность характера рассматриваемого явления, определения его в качестве детер-минанты инвестиционной привлекательности и рисков.
В экономико-математическом словаре дается следующее определе-ние: «Инвестиционный климат — система правовых и экономических усло-вий осуществления инвестиционной деятельности в стране, существенно влияющих на уровень доходности и риски инвестиционных операций»8 . Объективная природа инвестиционного климата отмечается в работах и ряда других авторов .
С. Сухинова, например, отмечает отражение инвестиционным клима-том степени благоприятности ситуации, которая складывается в регионе относительно инвестиций, которые могут быть сделаны .
Как отмечается авторами, согласно определению Всемирного банка, под инвестиционным климатом подразумевается «институциональная, по-литическая и поведенческая среда, влияющая на доходность и риск инве-стиций, …макроэкономические и инфраструктурные параметры, состояние финансовых рынков и рынков труда, а также состояние потребительского рынка» . И, говоря о формировании инвестиционного климата, отмечает-ся, что в нем участвуют и формальные, и неформальные институты . Определяется, что инвестиционный климат «представляет собой совокуп-ность характерных для каждой местности факторов, определяющих воз-можности компаний и формирующих у них стимулы к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению своей деятельности» . Однако, определение не дает ответа на вопрос – что это за факторы.
Ученые Института новой экономики дали следующее определение: «Инвестиционный климат — совокупность политических, экономических, социальных и юридических условий, благоприятствующих инвестицион-ному процессу; равных для отечественных и иностранных инвесторов, одинаковых по привлекательности для вложения в национальную эконо-мику» . Можно отметить, что в этом определении делается на слово «бла-гоприятствующих», а это значит, что оно характеризует не инвестицион-ный климат в целом, а только благоприятный.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы