Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социальная работа с детьми-инвалидами в России: история и современность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЕ И МОДЕЛИ ИНВАЛИДНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ИНВАЛИДНОСТИ 6
1.1. Инвалидность как социальная проблема: сущность и модели инвалидности 6
1.2. Характеристика и особенности детской инвалидности 16
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ЕЕ ТЕХНОЛОГИЙ 25
2.1. Исторические модели социальной помощи детям-инвалидам 25
2.2. Современные подходы в решении проблем детской инвалидности 31
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ В РОССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 40
3.1. Анализ проблем социальной работы с детьми-инвалидами в России 40
3.2. Направления совершенствования социальной работы с детьми-инвалидами в России 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Введение:
Актуальность темы исследования. Современное положение социальной и экономической сферы в России говорит о том, что важной частью преобразований, осуществляющихся в стране, является социальная незащищенность населения. В первую очередь она коснулась такого слоя населения, как дети-инвалиды.
Особую значимость тема исследования достигла на современном этапе развития государства. Потребность более пристального внимания к данной категории детей определена их высокой численностью и объективной ограниченностью их возможностей к всестороннему участию в жизни социума, к самообслуживанию, к трудовой деятельности.
По официальным данным, на 1 января 2019 года в России проживает более 670 000 детей-инвалидов. Государство проводит активную политику в вопросах оказания реабилитационной помощи и поддержки данной категории населения, однако этого мало. Имеет значение деятельность общества и организаций. Со стороны государства, а также частных благотворительных организаций детям с инвалидностью и их семьям оказывается всесторонняя помощь. Социальная работа – неотъемлемая составляющая подобной поддержки.
Уровень инвалидности в государстве показывает его социальное и экономическое развитие. С каждым годом в нашей стране рождается все большее количество детей, имеющих проблемы со здоровьем. Многим из них заключением медико – социальной экспертизы устанавливается инвалидность.
Для таких детей государством разрабатываются особые меры государственной поддержки. В общем понимании все мероприятия в этой области и есть социальная защита детей инвалидов.
Детство – период становления личности, время когда маленький человек познает мир, знакомится с окружающими его, ищет ответы на самые главные вопросы «Кто я такой?», «В чем заключается смысл жизни?», «Кем я могу стать?».
На этом этапе важно приложить все усилия к тому, чтобы ребенок — инвалид смог хоть немного почувствовать свою причастность к социуму, обрести навыки и знания для возможности жить дальше, раскрыть свой потенциал, научиться преодолевать свои страхи и сомнения.
Поддержка детей — инвалидов и их семей должна осуществляться обществом в целом. Особую роль в этом процессе играет социальная защита государства.
Социальные проекты представляют собой систему мероприятий, направленных на реабилитацию и организацию культурно-массовых мероприятий для детей с ограниченными возможностями. Программа, независимо от целевой аудитории и масштаба, ориентируется на формирование здоровой социальной среды для развития и становления ребенка. Повышается активность рассматриваемой категории несовершеннолетних, улучшается взаимодействие со здоровыми молодыми людьми, подростками, тем самым ребенок-инвалид безболезненно интегрируется в социальную среду .
Степень разработанности проблемы. Такие учёные как Д.А. Быков, Е.И. Холостова, Л.Г. Гришина и др. проявили интерес к проблеме социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями, к их социальным проблемам, а также к трудностям, с которыми сталкивается семья, которая воспитывает такого ребенка, постоянно растет, что подтверждается ростом числа исследований, книг, статей, посвященных этим актуальным проблемам.
Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья рассматривается в исследованиях Д.И. Исаева, Л.П. Кузнецова, И.Ю. Левченко, Е.В. Моржиной, В.В.Ткачева, Э.К. Наберушкина.
Проблемам социального сопровождения семей, воспитывающих ребёнка-инвалида посвящены работы таких ученых, как Ж. А. Захаровой, Н. А. Меркуловой, Л. В. Токарской. Мнения учёных сходятся в том, что в нашей стране недостаточно внимания уделяется социальному сопровождению семей воспитывающих детей-инвалидов, постоянный рост числа детей-инвалидов в современной России свидетельствует о актуальности разработанности мер и способов социального сопровождения семей, воспитывающих ребёнка инвалида.
Целью настоящей работы является исследование технологий и проблем социальной работы с детьми-инвалидами в исторической ретроспективе и на современном этапе.
Заключение:
В заключение предложим некоторые выводы о перспективе развития системы социальной работы с детьми-инвалидами.
Концепция инвалидности переживает период трансформации. Она может рассматриваться в рамках различных парадигм. Они отличаются подходами, перспективой, этической теорией и практической направленностью. В любом конкретном случае анализ различных рамок (или «подходов») может привести к совершенно разным выводам или объяснить разные явления и аспекты инвалидности. Нет единого «лучшего» или «общего» подхода, который возможен (или необходим) для определения инвалидности.
Концептуальный анализ основных моделей инвалидности предоставил инструменты для изучения двух групп этических проблем, касающихся инвалидности: вопросов, касающихся качества жизни инвалидов, и вопросов, касающихся моральных прав людей с ограниченными возможностями.
В контексте диалога между сторонниками медицинской и социальной моделей возникает вопрос о возможности нахождения полей взаимодействия между ними. И такое поле некоторые исследователи находят в жизненном опыте инвалидов.
На наш взгляд, одним из первых критериев эффективности социальной работы можно выделить информированность потенциальных клиентов, семей, воспитывающих детей-инвалидов, о возможности получения бесплатной социальной, юридической, психологической, педагогической помощи. Обеспечение информированности клиента об услуге, порядке и условиях ее получения является одним из критериев эффективности деятельности социальных служб.
Анализ содержания отечественных и зарубежных инновационных технологий социальной работы с детьми-инвалидами позволил выделить в качестве структурных элементов современной системы инновационного обновления социальной работы следующие технологии:
– инновационные технологии, основанные на воздействии на умственно-мыслительные процессы детей-инвалидов (технология «Нейроинтерфейс», технология «Социальная визуализация);
– интерактивные инновационные технологии социальной работы с детьми-инвалидами, основанные на применении интерактивных устройств, специальных роботов, технологий дополненной реальности, обеспечивающие дополнительную поддержку данной категории детей;
– инновационные технологии, воздействующие на тактильные процессы у детей-инвалидов (технологии, основанные на использовании водно-пузырьковой колонны и 3D-печати);
– инновационные технологии, направленные на развитие социально-коммуникативного потенциала детей-инвалидов (сторителлинг, технология «Цифровое повествование»).
Специалисты по социальной работе с детьми-инвалидами отдают профессиональное предпочтение как в пользу одной, так и нескольких инновационных технологий, входящих в состав данной системы. Следовательно, целесообразно внедрение инновационных технологий в мероприятия по поддержке и укреплению физического здоровья детей-инвалидов; расширение практики применения инновационных технологий при проведении социально-значимых мероприятий для детей-инвалидов; организация мероприятий, направленных на психологическую поддержку семей с детьми-инвалидами; мероприятия, направленные на совершенствование детьми-инвалидами навыков бытового самообслуживания.
Основные показатели результатов социального сопровождения семей, воспитывающих ребёнка-инвалида:
— удовлетворенность семей с детьми, решивших существовавшие проблемы по итогам выполнения индивидуальной программы социального сопровождения;
— уменьшение количества отказов от детей-инвалидов;
— уменьшение количества лишения родительских прав;
— снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении;
— снижение количества семей, где имели место насилие, жестокое обращение, нарушения прав и законных интересов детей;
— уменьшение количества возвратов детей из приемных и замещающих семей в государственные учреждения для детей- сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей;
— снижение количества семей с детьми, находящихся в кризисной ситуации.
В последние десятилетия в России наконец-то признали существование проблемы инвалидов, разработано множество различных законов, программ по их реабилитации. Но многие из них остаются лишь задекларированными на бумаге, а в жизни они так и не реализуются. Многим родителям приходится отстаивать свои права, чтобы чего-то добиться для своего ребенка-инвалида. При этом степень взаимодействия ребенка с обществом зависит не только от социальной среды, воспитания и личных качеств, но и от переживаемого им опыта подобного взаимодействия, к сожалению, в случае ребенка-инвалида, часто носящего негативный характер.
Фрагмент текста работы:
Слово «инвалидность» происходит от латинского invalidus – «слабый», «немощный», «бессильный». Это слово пришло в русский язык из французского, согласно Толковому словарю В. И. Даля. Первоначально оно было связано с указанием на военнослужащего, «отслужившего, заслуженного воина, неспособного к службе из-за увечья, ран, дряхлости». В словаре Д. Н. Ушакова это значение рассматривается как устаревшее. «Инвалид» у Ушакова – это уже не воин-служивый, а человек, «утративший трудоспособность вследствие увечья, болезни или старости». Такое же определение мы находим и в современном Новом Толковом Словаре Т. Ефремовой. Большинство современных словарей, характеризуя инвалидность, выделяют такой основной ее признак, как «ограниченность трудоспособности»: «нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности» .
В современной науке существует множество подходов к теоретическому осмыслению социальных проблем инвалидов, их социальной реабилитации и адаптации в обществе. Изучаются методы и механизмы решения практических задач, связанных с построением системы конкретной помощи людям с ограниченными возможностями, исходя из понимания специфики этого социального феномена.
Оказание помощи инвалидам и разработка конкретных мер по их адаптации, оказываются непосредственно связанными с необходимостью разработки единой современной концепции инвалидности, создание которой – одна из актуальных и перспективных задач науки, так как сегодня каждый из существующих методологических подходов, базируясь на специфической дефиниции инвалидности, рассматривает функционирование и классификацию отношений к ней с какой-то одной из точек зрения: медицинской, экономической, психологической, правовой и многих других.
Деятельность по улучшению положения инвалидов исходит из основных принципов Организации Объединенных Наций, основанных на правах человека, свободах и равенстве всех людей, согласно которым инвалиды равны в гражданских, политических, социальных и культурных правах со всеми остальными людьми. Особым правам людей с ограниченными возможностями здоровья посвящена Конвенция ООН о правах инвалидов , принятие которой стало важным событием для всех стран мира. Сегодня около 300 государств участвуют в реализации положений Конвенции. В ней закреплены основные права и свободы личности по отношению к людям с инвалидностью, признается, что человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него заболеваний, но и по причине тех барьеров, которые существуют в обществе. Отношение общества к инвалидам является критерием того, как государство проводит политику признания прав лиц с особыми проблемами здоровья.
В дореволюционной России термин «инвалид» был почетным, так как применялся он к отставным военным, получившим ранения или болезни во время прохождения государственной военной службы. Помощь участникам войн («военноувечными») оказывали церковно-благотворительные, государственные и частные учреждения, такие как: богадельни, приюты, странноприимные дома, дома призрения, инвалидные дома. Поскольку инвалидность являлась препятствием к полноценной жизни, профессионально-трудовой деятельности и отнимала у человека возможность самостоятельно обеспечивать свое существование, внимание уделялось медицинской помощи утратившим трудоспособность (больницы и лечебницы) и проблемам благотворительной материальной помощи людям с ограниченными возможностями. Так создавались многочисленные частные, общественные, государственные и церковные организации, призванные обеспечить такого человека необходимыми средствами к существованию. Медицинский подход долгое время господствовал в интерпретации инвалидности как проблемы и стал основой многих эксклюзивных моделей инвалидности.
В XX в. представления об инвалидности начинают меняться, появляются идеи о необходимости такой помощи, как абилитация: лечебных и социальных мероприятиях по отношению к инвалидам, направленных на адаптацию их к жизни, подготовку их к какому-либо роду деятельности, позволяющую инвалиду самостоятельно себя обеспечивать и не зависеть от благотворителей. В связи с этим начинают формироваться инклюзивные модели инвалидности.