Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социализация детей старшего дошкольного возраста посредсвом использования нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с родителями

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы социализации детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с родителями 9
1.1. Социализация старших дошкольников как педагогическая проблема 9
1.2. Критерии и уровни социализации детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Социализация старших дошкольников посредством нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с родителями 19
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Организация эмпирического исследования социализации детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с родителями 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Диагностика уровня социализации дошкольников старшей возрастной группы 32
2.3 Описание и реализация Программы социализации старших дошкольников 36
2.4. Методические рекомендации для педагогов по социализации старших дошкольников 43
2.4 Анализ результатов исследования 44
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список используемой литературы 53
Приложение 59

  

Введение:

 

Актуальность исследования. При современном развитии дошкольного образования приоритетными целями и задачами являются воспитание, социально-педагогическое сопровождение развития нравственной, ответственной, инициативной, творческой и компетентной личности, в основе которых лежит социализация детей.
Именно процесс социализации обеспечивает вступление ребенка во взрослую жизнь, способствует созданию основы для развития и выражения социальной культуры [23].
Решение проблемы социального развития ребенка зафиксировано Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [51], где обозначена необходимость создания условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития [26].
Однако в дошкольном образовании педагоги, как правило, испытывают трудности в реализации подходов к социализации детей. Дети не способны практиковать в обществе модели поведения, образцы отношений между собой и социальной средой. Развивающая среда групп не всегда соответствует целям и задачам социального, коммуникативного и социально-профессионального развития дошкольников. При этом не учитываются степень социального статуса ребенка среди других детей, его притязания, особые образовательные потребности и возможности. Воспитатели уделяют мало внимания развитию толерантности и сострадания в детских садах, что очень важно в нашем многонациональном государстве. Редко используют социальные навыки детей, которые являются необходимым условием для организации совместных и самостоятельных действий.
Проанализировав эти проблемы, мы решили пересмотреть подходы к социально-активным формам взаимодействия с семьями воспитанников и использовать современные и эффективные технологии для социального развития каждого ребенка.
Вопросы социализации детей дошкольного возраста рассматривают в своих исследованиях В.Н. Белкина, И.Е. Григорьева, Н.П. Гришаева, Т.А. Данилина, А.Л. Журавлев, Р.Р. Калинина, Н.В. Клецко и Т.С. Далиба, С.А. Козлова и др.
В работах отечественных и зарубежных исследователей (Г.Я. Варга, В.И. Гарбузова, Т.В. Говорун, Е.Г. Эйдемилера, О.И. Захарова, А.Е. Личко, В. В. Столина, Т.С. Яценко и других) показаны зависимости формирования личности ребенка от стилей воспитания в семье, способов семейного общения и родительского отношения к ребенку.
По мнению таких авторов, как А. Бандура, Л.И. Божович, Дж. Боулби, Э. Бронфенбреннер, Д. Винникотт, Л.С. Выготский, М. Клейн, П.Криттенден, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А. Фрейд, М.Эйнсворт, Д.Б.Эльконин, Э. Эриксон, семья, являясь ближайшим социальным окружением ребенка, удовлетворяет его потребность в принятии, защите, признании, эмоциональной поддержке.
Основы проектной деятельности в обучении и воспитании берут свои истоки в трудах таких известных ученых, педагогов и психологов как П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Г.А. Цукерман, В.Я. Ляудис, И.А. Зимняя.
И.А. Зимняя определяет проектную деятельность как самостоятельную, которая планируется и реализуется как с помощью учителя, воспитателя так и без него. Она должна быть основана на совместной деятельности. При проектной деятельности речевое взаимодействие вкладывается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Проектная деятельность по мнению И.А. Зимней основана на межличностном взаимодействии, то есть на многосторонних взаимодействиях как воспитателя с группой детей, так между дошкольниками и родителями. Межличностное взаимодействие в проектной деятельности обладает характерными особенностями, таким как единство поставленных целей, соприсутствие в пространстве и времени, распределение действий, функции, условий. Необходимым условием успешной реализации проектной деятельности, с точки зрения И.А. Зимней являются также и позитивные отношения в группе детского сада на межличностном уровне.
Цель исследования: выявить и обосновать возможности использования нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с родителями для успешной социализации детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс социализации детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: социализация детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с родителями.
Задачи исследования:
— изучить и проанализировать проблему социализации детей старшего дошкольного возраста в научно-методической литературе;
— выявить уровень социального развития детей старшей возрастной группы;
— разработать и реализовать программу, включающую комплекс нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с родителями, направленных на социальное развитие старших дошкольников, проверить эффективность программы.
Гипотеза исследования: предполагаем, что разработанная и реализованная нами программа с использованием комплекса нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с родителями, будет способствовать повышению уровня социального развития детей старшего дошкольного возраста и их успешной социализации.
Методы исследования
— теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация научной информации по теме исследования;
— эмпирические: опрос, наблюдение;
— методы математической обработки результатов.
Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для формирования конструктивных взаимоотношений детей в семье и со сверстниками в целях их успешной социализации, создании лекций и семинаров для родителей по эффективному использованию стиля семейного воспитания, для педагогов и родителей для формирования качественного взаимодействия между родителями воспитанников и работниками ДОО. Результаты исследования могут быть применены в педагогической практике, в системе образования с целью систематизации осуществляемого взаимодействия между ДОО и семьей.
База исследования.
В экспериментальном исследовании, которое проводилось на базе ЛГ МАДОУ ДСОВ №4 «Золотой петушок», приняли участие 20 детей старшей группы (12 мальчиков и 8 девочек) в возрасте 5-6 лет и их родители.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении сформулированы актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования, а также представлены степень изученности вопроса, база исследования, практическая значимость ВКР.
В первой главе проводится теоретический анализ проблемы социализации детей дошкольного возраста.
Во второй главе отражены результаты эмпирического исследования социализации детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с родителями.
В заключении обобщаются результаты теоретического и эмпирического исследований.
Список литературы состоит из 52 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследовательской работы цели и задачи работы были достигнуты.
Теоретическое исследование показало, что пути социального воспитания детей могут самыми разнообразными. Интерес педагогов к новым формам организации образовательного пространства для детей растет с каждым днем. И дети с удовольствием принимают активное участие в социально ориентированной деятельности, предлагаемой взрослыми. И мы должны выразить благодарность и родителям, которые поддерживают наши начинания.
Это и есть начало социального развития ребенка, когда все вместе, в триединстве «педагог – ребенок – родитель» создают среду, в которой формируется сегодня дошкольник, а завтра – социально активный гражданин.
Проблема социализации дошкольника не носит локального возрастного характера. Дошкольный возраст как благоприятный для развития внутреннего мира человека, всех его психических сфер, требует со стороны взрослых особого внимания. Очевидно, что формирование мотивов социальных отношений, способов общения и совместной деятельности, статуса ребенка в среде себе равных, индивидуальных проявлений, стремления и свободы творчества в дошкольном возрасте во многом определяется взрослым, родителями, педагогами.
Поэтому на этапе эмпирического исследования мы организовали совместную проектную деятельность с семьями воспитанников.
На основании полученных данных «до» и «после» проведения эмпирического исследования, мы можем проследить динамику и оценить эффективность программы.
После реализации программы отмечаются изменения в уровне социализации дошкольников в положительную сторону. Высокий уровень социализации вырос с 19% до 35%, средний – с 40% до 51%. Низкий уровень снизился с 41% до 14%.
Использование разнообразных форм работы даёт хорошие результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателей, есть желание развивать креативные, творческие способности свои и своих детей. Если родители видят, что воспитатели и специалисты делают многое для того, чтобы детям было интересно, весело и комфортно в детском саду, тогда они охотнее идут на сотрудничество, прислушиваются к советам, с легкостью идут на общение и с пониманием относятся к работе педагогов. Что помогает обеспечить социализацию детей, эмоциональное благополучие, психологически комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности между всеми участниками проекта.
Результатом проекта является удовлетворенность от общения, от интересной совместной деятельности, радость сотрудничества, творчества, взаимной поддержки, ощущение единой, дружной команды.
Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования о том, что разработанная и реализованная нами программа с использованием комплекса нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с родителями, будет способствовать повышению уровня социального развития детей старшего дошкольного возраста и их успешной социализации.
Полученные результаты свидетельствуют о востребованности данной формы сотрудничества с семьями в условиях дошкольного учреждения, поэтому мы планируем дальнейшую его реализацию и распространение положительного опыта.
На основании эмпирического исследования нами разработаны методические рекомендации для педагогов по использованию программы проектной деятельности для успешного взаимодействия детского сада и семьи в процессе социализации дошкольников.
Полученные высокие диагностические результаты у детей – участников проекта доказывают необходимость расширения экспериментальной деятельности и осуществления ее уже в масштабах всего детского сада, а также включения в проектную деятельность родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста.
С нашей точки зрения, развитие социальных и эмоциональных компетенций у дошкольников всех возрастных групп в дальнейшем позволит обеспечить высокий уровень психологической готовности к школьному обучению, развитие самоценности личности, а также будет способствовать профилактике личностных расстройств и коррекции неадаптивного поведения.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы социализации детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных форм взаимодействия ДОО(Дошкольная Образовательная Организация) с родителями

1.1. Социализация старших дошкольников как педагогическая проблема

Условия и истоки успешной социализации личности кроются в детском возрасте, когда особую актуальность приобретает процесс пребывания ребенка в дошкольном учебном заведении для эффективного процесса социализации.
Создание необходимых моральных и психологических условий для полноценной жизни ребенка, оптимального ее развития – одно из основных стратегических задач дошкольного образования. Ведь дошкольная образовательная организация играет особую роль в процессе социализации ребенка.
Для создания оптимальных условий для успешной социализации ребенка в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации рассмотрим подробнее каждый аспект роли ДОО.
Дошкольный возраст является периодом начального формирования личности и первого опыта взаимодействия с другими детьми.
Дошкольная образовательная организация – это источник социализирующего влияния на детей, социальный институт, который является не только образовательным воспитательным учреждением, которое осуществляет подготовку ребенка к школе, но и, кроме развития интеллекта и передачи знаний, умений, навыков, целенаправленно формирует модели поведения детей, их ценности, систему отношений с окружающей средой. Все это составляет тот социальный ресурс, с которым ребенок переходит в следующую социальную ситуацию развития [21].
Педагоги акцентируют внимание на том, что детское общество в дошкольной образовательной организации создает условия для практики социального поведения. Взаимоотношения детей становятся проверкой и закреплением усвоенных моральных норм.
Взаимоотношения со сверстниками активизируют определенные личностные качества ребенка. «Ребенок, который является очень ценным, приобретает практику (чаще всего интуитивно) отбора, активизации качеств, принятых определенным детским обществом. Это формирует гибкость, способность адаптироваться к среде, уважение к другим, развивает уверенность в себе. Однако детское общество может активизировать и отрицательные качества ребенка, стимулировать агрессивность, чрезмерную гибкость, подчинение большинства» [18, с. 296]. Итак, в процессе социализации детском сообществу, управляемом педагогом, принадлежит очень большая и ответственная роль. Его нельзя заменить взрослым обществом.
Легкомысленное отношение общества к дошкольному детству оборачивается для детей, в лучшем случае, необратимо потерянными возможностями, а в худшем – деформацией логики всего последующего онтогенеза. В связи с этим подчеркнем, что, по образному выражению Ковальчук Я.И., дошкольный период детства, так называемый период «почемучек», является «двигателем социального исторического прогресса» [20, с. 68].
Известно, что в наиболее развитых странах раннее и дошкольное детство считают особым национальным ресурсом, который позволяет решать сложные проблемы социального и экономического развития. «Во всех странах Европы раннее образование является предметом национальной политики. Утверждать о серьезном и ответственном отношении европейских государств к детству дает основания как растущее внимание средств массовой информации, так и технологизация процесса раннего и дошкольного образования.
Анализ деятельности основных социальных институтов помогает увидеть еще одну проблему, которая при этом требует срочного решения – «проблему комфортности ребенка на всех ступенях его жизни» (Борисов Е.Ф.). Содержание феномена «комфортность» ученый определяет следующим образом: «Природные и социально-психологические факторы, определяющие жизнедеятельность ребенка на позитивно-эмоциональном фоне от рождения до взрослости. Создать для ребенка комфортную жизнь означает обеспечить для нее содержательное во всем его разнообразии, эмоционально насыщенное, положительно окрашенное жизни в семье, дошкольном учреждении, школе, социуме» [4, с. 10]. Практика показывает: качество практической воспитательной деятельности в каждом из указанных институтов социализации личности далека от комфортной.
Понятно, что в современных условиях остро возникает необходимость научно обоснованных изменений в указанной проблеме. Введение обязательного дошкольного образования может стать реальным механизмом обеспечения педагогически взвешенной социализации на этапе дошкольного детства.
Социальное познание предполагает развитие социальной компетентности ребенка.
Социально грамотное поведение старшего дошкольника характеризуется:
— умением проявить волю, принять собственное решение;
— рефлексивной способностью предвидеть возможные последствия своих действий и ситуаций;
— выбором рационального поведения: правильное понимание социальных сигналов, оценивание своего поведение самокритично, контроль своего собственного состояния и устранение социальной тревожности в общении с другими людьми;
— способностью подавлять негативные эмоции и управлять конструктивными взаимодействиями со сверстниками и взрослыми (ненавистью, агрессией гневом), выявлять и устранять поведенческие проблемы;
— реализовать себя без агрессии;
— умением признавать право другого человека на свое мнение;
— умением правильно понимать и интерпретировать похвалу, формировать самооценку;
— или конфликтную ситуацию в непосредственной близости
— способностью распознавать конфликтную ситуацию и находить цивилизованные и социальное приемлемые возможности ее решения и удовлетворения собственных амбиций.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы