Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Сказка как содержательная основа обучения говорению на уроке английского языка в начальной школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Роль сказки в обучении говорению на уроках английского языка на начальном этапе школьного образования 6
1.1. Роль сказки в изучении иностранного языка 6
1.2. Образовательные возможности сказки 14
1.3. Место использования англоязычной сказки для обучения говорению на уроках иностранного языка 19
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. Практическое применение сказки в обучении английскому языку на начальном этапе школьного образования (на примере МБОУ Средняя Школа №6 г. Димитровград) 31
2.1. Анализ УМК по английскому языку для начальной школы 31
2.2. Методическая разработка «Сказка как средство обучения говорению на уроках английского языка» 39
2.3. Апробация результатов исследования 47
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Введение:
Цель обучения иностранному языку младших школьников – формирование элементарной коммуникативной компетенции учеников, которая осуществляется в способности к межличностному взаимодействию и речевому межкультурному общению. Однако вовлечение младших школьников в процесс иноязычной коммуникации представляется невозможным, если у учащегося не развит вербально-семантический уровень, являющийся базовым для знания и практического использования лексического строя иностранного языка.
Одной из наиболее актуальных проблем в методике преподавания английского языка является проблема овладения учащимися коммуникативной компетенцией, которая позволит им ориентироваться в стране изучаемого языка в случае ее реального посещения; беспрепятственно читать различную литературу на языке оригинала, новости и другие СМИ страны изучаемого языка; не испытывать культурного шока при взаимодействии с представителями англоговорящей культуры; приобрести языковую независимость, поскольку английский язык является международным языком.
Наряду с этим важно дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Этой цели могут служить сказки, использование которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности.
Степень разработанности данной темы находится на высоком уровне, что подтверждается ее актуальностью: многие известные филологи и методисты говорят об эффективности и целесообразности включения в процесс изучения иностранного языка сказок (Е. Н. Соловова, Л. Я. Зиман, Л.М. Седельникова, В. П. Аникин, В. Я. Пропп и др.).
Однако проблема заключается в недостаточной разработанности методического аспекта использования сказки как компонента содержания обучения говорению в начальной школе.
Цель данного исследования заключается в обосновании и раскрытии возможностей включения сказок в учебный процесс для повышения эффективности обучения английскому языку в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить специфику обучения иностранному языку в начальных классах;
— раскрыть понятие сказки на основе анализа теоретических работ;
— рассмотреть основные виды сказок и их особенности с методической точки зрения;
— проанализировать особенности использования сказки на уроках;
— изучить методические разработки по практическому применению сказки на уроке английского языка;
— разработать методические материалы по обучению английскому языку в начальных классах с использованием сказки;
— провести апробацию собственных разработки на практике;
— проанализировать результаты.
Объект исследования – процесс обучения говорению на английском языке в начальной школе.
Предмет исследования – методика использования сказки как основы содержания обучения говорению в начальной школе.
Основные методы исследования: теоретический анализ, обобщение и описание методической и педагогической литературы по данной теме, сопоставительный анализ, компиляция, наблюдение, эксперимент.
Заключение:
Научить школьников говорить одна из важнейших задач обучения английскому языку, ценное практическое умение, которое потребуется подавляющему большинству выпускников общеобразовательных школ и будет с наибольшей вероятностью востребовано в профессиональной и самообразовательной деятельности. Применение современных методов в образовательном процессе способствует развитию умения общаться на английском языке, т.е. способствуют формированию коммуникативной компетентности обучающихся.
Целью обучения говорению на уроке английского языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащимся использовать их в неученой речевой практике на уровне общепринятого бытового общения.
Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:
а) понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;
б) осуществлять свое речевое и не речевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны английского языка;
в) пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.
Говорение – один из видов речевой деятельности человека, которая как и любой вид деятельности, является результатом психической и психофизической деятельности мозга человека. Говорение – это способ выражения мысли средствами языка, т.е. механизм превращения мысли в высказывание.
Фрагмент текста работы:
Роль сказки в обучении говорению на уроках английского языка на начальном этапе школьного образования
1.1. Роль сказки в изучении иностранного языка
Обучение иностранному языку — это особый процесс, главное в котором — формирование умений и навыков пользования иностранным языком как средством общения в пределах той тематики, которую предусматривает программа обучения.
Многие исследователи проблемы формирования лексического навыка говорения в процессе овладения иностранным языком указывают на сложность его структуры, в которой выделяют три основных компонента:
1) вызывание лексической единицы из памяти;
2) сочетание лексической единицы с предыдущими и последующими единицами;
3) определение соответствия выбора лексической единицы контексту.[17, с.23]
Вычленение вышеуказанных компонентов лексического навыка говорения имеет принципиальное значение, поскольку они находят свое отражение, как при отборе лексических единиц, так и при выборе наиболее оптимальных обучающих средств, способствующих формированию лексического навыка в рамках изучения иностранного языка в начальной школе. Формирование лексических умений говорения и способностей подразумевает не только лишь учет сведений формально-структурного характера, но и познание ситуативных, общественных и контекстуальных правил, которые соблюдают носители языка.[5, с.19]
Таким образом, в процессе формирования лексического навыка выделяют:
1) ориентировочно-подготовительный этап, включающий презентацию и семантизацию слова;
2) ситуативно-стереотипизирующий этап, нацеленный на автоматизацию лексических навыков и тренирующий прочность лексических связей;
3) вариативно-ситуативный этап, предполагающий активизацию лексических единиц в иноязычной речи.
Одним из наиболее эффективных средств, способствующих активному формированию лексических навыков говорения младших школьников, является изучение сказок на уроках английского языка. Возрастные особенности развития младшего школьника характеризуются доминированием наглядно-образной памяти над словесно-логической. Следовательно, учащиеся отдают предпочтение ярким образам и интересным фактам, а основным вектором развития их воображения является воссоздание образов по заданному образцу. [2, с.48]
Сказкам присущи завершенность, красота формы, мелодичность, напевность, а также образность выражений. Фразы клишированы; обязательны повторы, зачастую это повторение целых эпизодов. Для сказок характерен диалогический вид повествования. Поэтому сказки обладают большой силой эмоционального воздействия на детей. В сказах о животных каждый из персонажей воспроизводит какие-то строго определенные и реальные свойства, черты характера людей. За внешней простотой, неприхотливостью содержания сказок скрываются глубокие идеи, принципы жизни и система ценностей, которые формируют ментальность человека. Они дают возможность легко проникнуть в суть реальных вещей и явлений и в достаточно простой форме донести информацию до обучающихся.
Хорошим примером могут служить сказки Оскара Уайльда, которые очень многоплановы, в них рассматривается множество проблем. Их стиль своеобразен важное место в сказках Уайльда занимает прием противопоставления. Местами данный прием преследует только живописную задачу, но в большинстве случаев Уайльд пользуется им для того, чтобы выявить основной сюжетный замысел сказки.
Все эти особенности сказочного текста, а также тот интерес, который проявляют к сказкам дети, делают их важным материалом на начальном этапе обучения языку.
Создание новых моделей на основе полученного ранее опыта и эмоциональных впечатлений плодотворно влияет на развитие творческого мышления языковой личности младшего школьника в процессе изучения сказок. Важность сказки в обучении иностранному языку детей младшего школьного возраста отмечается большинством российских лингводидактов (А.А. Авраменко, А.С. Бочарникова, Е.В. Гудакова, В.В. Дронов, Т.А. Зиновьева, С.А. Ерёмина, Д.Б. Кудряшова, Е.И. Негневицкая, О.И. Плешкова, Р.В. Янечко и др.).
Сказка является источником раннего иноязычного образования, т. к. она создает уникальную образовательную среду, которая погружает ребенка в мир иностранной культуры, создает позитивную мотивацию к изучению иностранного языка, знакомит детей не только с народным творчеством, но и с творчеством зарубежных поэтов и писателей.
Сказка идеально подходит для обучения иностранному языку младших школьников. Она стимулирует развитие познавательных, мыслительных способностей и способствует адаптации к изучаемому языку, пополнению потенциального вокабуляра, а также помогает расширять кругозор учащегося, познать через язык другую страну, его народ и культуру. Кроме того, сказки также являются одним из важных инструментов нравственного воспитания личности младшего школьника.