Экономика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 6
1.1. Экономическая сущность и функции налогов 6
1.2. Косвенные налоги и их роль в формировании доходов бюджета 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 21
2.1. Характеристика и структура межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам по Ростовской области 21
2.2. Анализ косвенных налогов в формировании бюджетов РФ 27
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 38
3.1 Проблемы налогообложения косвенных налогов 38
3.2 Перспективы развития косвенного налогообложения 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 57

  

Введение:

 

Налоги являются, главным средством формирования бюджета государства.
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. В Российском налоговом законодательстве предусмотрено взимание косвенных налогов как на территории РФ, так и при экспортно-импортных операциях на таможенной территории страны. Посредством усиления косвенного налогообложения государство возмещает дефицит бюджета, образующийся в результате снижения фактических поступлений прямых налогов.
Иногда косвенные налоги превышали долю прямых налогов в структуре бюджеты государства. Но, в отличие от прямых налогов, которые выполняют функцию экономического регулятора, косвенные налоги выполняют лишь одну фискальную функцию. В связи, с чем сам механизм функционирования косвенного налогообложения очень важен.
Но на сегодняшний день косвенное налогообложение сталкивается с рядом проблем, из-за этого встает вопрос общей перспективы и прогнозирования развития.
Косвенные налоги, как и любые другие, имеют специфические черты. Прежде всего, это высокая собираемость и оперативность.
Высокая собираемость как характеристика косвенных налогов обусловлена простотой мониторинга торговых операций. Косвенные налоги и сборы перечисляются в бюджет постоянно. Любое нарушение выявляется без труда.
Оперативность косвенных налогов предусматривает перечисление таковых в сжатые сроки. Так, например, самый распространенный налог, с которым сталкиваются практически все, НДС, перечисляется в бюджет в срок до 1 квартала.
Расчет налогообложения выполняется согласно требованиям действующего законодательства. Практика показывает, что не всегда предприниматели и юридические лица могут самостоятельно провести расчетные операции безошибочно. Особенно это касается бизнес-структур без профессиональной штатной бухгалтерии.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в потребности совершенствования системы налогообложения в Российской Федерации, стимулировании развития предпринимательства в государстве. Именно поэтому вопросы, связанные с проведением налоговой политики в любом государстве являются очень актуальными.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических основ и анализ действующей практики исчисления и уплаты косвенных налогов и определение дальнейшего пути их развития.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие основные задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы налогообложения.
2. Провести анализ динамики косвенных налогов в формировании доходов бюджета (на примере межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам по Ростовской области).
3. Охарактеризовать перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации.
Предметом работы является организация косвенного налогообложения в РФ.
Объектом работы являются косвенные налоги.
Для написания данной работы были изучены и использованы нормативно правовые акты и научные труды таких авторов как: Красноперва О.А., Круговцова Е.В., Кудряшова Е.В., Кузьменко А.С., Лукасевич И.Я., Цинделиани И.А., Акинин П.В., Богданов Е.П., Голицинская Ю.Д., Гурьев А.Н., Евстинеев Е.Н., Иванова Н.А., Ильин В.В., Косьянова П.О. и другие
Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы заключения, списка использованной литературы и списка электронных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В 2017 г. налоговые поступления составили 14482,9 млрд. руб., что также на 694 млрд. руб. больше аналогичного показателя 2016 г., или 105% по сравнению предыдущим налогом. В абсолютном выражении доходы от налогов и сборов в 2017 г. больше на 1876,7 млрд. руб. чем в 2015 г., или в относительном измерении на 14,9%.
Налог на добавленную стоимость в 2015 г. составлял 2300,8 млрд. руб., в 2016 г. – 2448,3 млрд. руб., что на 147,5 млрд. руб., или на 6,4% больше чем в 2014 г. В 2017 г. этот показатель составил 2657,4 млрд. руб. Это на 209,1 млрд. руб., или на 8,5% больше чем в 2016 г. Сравнивая 2014 г. и 2016 г., то НДС в последнем в абсолютном выражении больше на 356,6 млрд. руб. показателя 2015 г. В относительном 20167 г. составляет 115,5% от сумм 2014г.
За последние три года возросла как сумма всех налоговых доходов бюджета, так и сумма НДС. В 2016 г. в бюджет поступило НДС на 476 млрд. руб. больше, чем в 2014 г. Причем НДС растет более быстрыми темпами, чем налоговые доходы бюджета, так как постоянно повышается доля НДС в общих поступлениях. За три года доля НДС в налоговых доходах бюджета возросла с 37,39% до 41,09%.
Это объясняется следующими преимуществами косвенных налогов:
– быстрое поступление: осуществилась реализация – проводится перечисление налога в бюджет;
– так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высока вероятность их полного или почти полного поступления;
– потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов;
– косвенные налоги влияют на потребителей – при умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления.
С 1 января 2019 года ставка НДС выросла до 20%. Льготная ставка на детские и социально значимые товары останется на уровне 10%.
Анонсированное повышение НДС с 18 до 20% не затронет малый бизнес. Это связано с тем, что малый бизнес на УСН, ЕНВД и патенте не платит НДС. Такое освобождение прописано в Налоговом кодексе.
С 1 января 2019 года вырастут акцизы на подакцизные товары на 10%. Особенно существенно вырастут акцизы на алкоголь и сигареты.
Но самое чувствительное повышение касается ставок на топливо, ведь почти весь бизнес связан с перевозками. И чем выше ставка акцизов, тем выше конечные цены.
Анализ проблем взимания косвенных налогов, выявил следующие недостатки косвенного налогообложения:
1. Данная система носит преимущественно фискальный характер, это затрудняет действие стимулирующей и регулирующей функций налогообложения;
2. Действует неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц;
3. Недостаточно эффективен контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов, вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налоговых платежей;
4. Растет неэффективность существующих льгот;
5. Происходит постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложению капиталов и росту экономики;
6. За региональными и местными бюджетами закреплены налоги, не имеющие существенного фискального значения для соответствующих бюджетов. Их удельный вес не превышает 15–20 % всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это вызывает необходимость регулирования бюджетов путем нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов.
7. В систему налогов и сборов в Российской Федерации в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы.
Перспективы развития косвенного налогообложения следующие:
1. Увеличение налоговой нагрузки. Предпочтения правительства в пользу повышения налогов повышают неопределенность относительно будущей конфигурации налоговой системы, приводят к росту реальных процентных ставок и сжатию инвестиционной активности;
2. Оптимизация налогового администрирования, которая позволит обеспечить приток дополнительных средств в бюджет;
3. Совершенствование работы по снижению уровня коррумпированности среди налоговых служащих ;
4. Фискальная нейтральность — то есть неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
5. Оптимизация системы налоговых льгот. Даны многочисленные рекомендации по поводу политики государства по установлению налоговых льгот и преференций, реализация которых, безусловно, приведет к значительной трансформации фискальных условий ведения бизнеса в России;
6. Распределение действующих федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам на три категории в зависимости от срока их передачи на региональный уровень: льготы, отменяемые на федеральном уровне с 1 января 2018 года, с 1 января 2020 года и с 1 января 2022 года. Кроме того, предлагается установить мораторий на новые льготы по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты, а также разработать общую методологию оценки эффективности льгот с использованием в рамках бюджетного процесса подхода к льготам как к «налоговым (неналоговым) расходам»
7. Доступ налогоплательщиков к инвестиционному налоговому вычету — то есть праву уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. Экономическая сущность и функции налогов

Согласно статьи № 8 Налогового Кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащим им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежный средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги, их виды и функции могут быть разделены на группы по различным признакам. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные, местные. Так же налоги можно классифицировать:
— по способу взимания: прямые и косвенные,
— в зависимости от уровня бюджета: закрепленные и регулирующие,
— в зависимости от порядка использования: общие и целевые,
— по видам ставок: пропорциональные, в данном случае налоговая ставка не изменяется при изменении налоговой базы (дохода либо стоимость имущества), поэтому сумма налога растет всегда пропорционально; прогрессивные, в этом случае с ростом базы растет и ставка; регресивные, для этих налогов ставки про росте базы снижаются,
— по субъекту уплаты: взимаемые с физических лиц и взимаемые с юридических лиц,
— по источнику уплаты: налоги, относимые на индивидуальный доход; налоги, относимые на издержки производства и обращения; налоги, относимые на финансовый результат и налоги, взимаемые с выручки от продаж,
— по срокам уплаты: срочные (заплатить к определенной дате), переодично календарные (ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые),
— по способу облажения: кадастровые и декларационные.
По направлению использования налоги подразделяют на общие и специальные. Общие налоги после зачисления в бюджет могут направляться на любые цели, в зависимости от текущих потребностей государства. Специальные же могут быть использованы только для финансирования определенных расходов. К специальным относится, например, налог с владельцев транспортных средств.
Можно выделить две основные функции налогов:
• Фискальная. Собранные налоги обеспечивают финансирование государственных расходов.
• Распределительно-регулирующая. Вводя или отменяя налоги, а также корректируя ставки, государство перераспределяет национальный продукт между различными социальными группами. Также с помощью налоговых льгот или бюджетных субсидий можно поддерживать те или иные отрасли экономики.
Социальная функция налогов. В этом случае есть смысл говорить о такой задаче, как распределение. Это направление воздействия выражает социально-экономическую суть системы налогообложения, выполняющую роль распределительного инструмента, позволяющего решать ряд актуальных задач, которые находятся за пределами рыночного саморегулирования.
Именно функции налоговой системы являются средством решения таких задач. Их влияние дает возможность осуществлять перераспределение общественного продукта среди различных категорий населения. При этом достигается важная цель — поддерживается стабильность и снижается социальное неравенство в обществе.
Следствия воздействия налоговой системы стоит рассмотреть более детально:
• Повышается доля косвенного налогообложения. Другими словами, происходит большее обложение тех категорий субъектов, которые имеют значительный объем потребления.
• Используются накопительные и компенсационные социальные платежи (в РФ это ЕСН), позволяющие переложить бремя уплаты налога на работодателя.
• Функции федеральных налогов также означают использование прогрессивной шкалы налогообложения доходов, попадающих в категорию личных. Это означает, что реализуется прогрессия по типу: больше доход — выше налог.
• Применяются необлагаемые минимумы, ориентированные льготы, различные вычеты, понижение налоговой ставки и освобождение от обложения. В качестве примера можно привести освобождение от обложения товаров первой необходимости (иногда происходит снижение ставки).
• Использование повышенных пошлин и акцизов на предметы роскоши и товары не первой необходимости.
Реализация распределительной функции может происходить и посредством индивидуальной безвозмездности налогов. Это означает, что малообеспеченные слои населения платят по минимальным ставкам или вовсе освобождаются от налога, причем на законных основаниях. Более того, такие граждане имеют доступ к ощутимому объему услуг, которые финансирует государство (образование, социальная защита, здравоохранение). Причем это финансирование происходит за счет тех налоговых отчислений, которые делают более обеспеченные субъекты и различные организации.
Фискальная функция налогов. Эту функцию можно определить как основную, поскольку она отражает саму суть и миссию налогообложения. Речь идет об изъятии части доходов граждан и компаний в пользу государственного бюджета. Цель таких сборов предельно логична — формирование материальной основы, которая позволит государству выполнять свои функциональные обязанности.
Фискальную функцию можно проследить в любой системе налогов. Более того, она всегда будет актуальна, поскольку при растущих позициях государства в социальной, экономической, правоохранительной и других сферах происходит повышение расходов. Это, в свою очередь, означает, что возрастает доля общественного продукта, который перераспределяется посредством налоговой системы.
Согласно традиционному мнению, фискальная функция налогов считается ключевой, а все остальные направления — производными от нее. Но, разумеется, на одном фискальном факторе успешную государственную политику построить не удастся, поэтому необходим комплексный подход.
Регулирующее влияние. В этом случае речь идет о таком аспекте системы, как экономическая функция налогов. Ее основной целью является реализация налоговой политики государства посредством использования различных механизмов. В свою очередь, это направление влияния государства можно разделить на воспроизводственную, стимулирующую и дестимулирующую подфункцию системы налогообложения.
Говоря о стимулирующей подфункции, стоит понимать ряд мер, направленных на поддержку развития определенных экономических процессов. Реализация подобной стратегии происходит при помощи системы освобождения и льгот. На данный момент система налогообложения дает возможность пользоваться широким спектром налоговых льгот предприятиям инвалидов, компаниям, работающим в сельскохозяйственной сфере, и тем организациям, которые осуществляют капиталовложения в благотворительность и производство.
Функции налоговых органов, действующие в рамках дестимулирующего направления, ориентированы на установление определенных препятствий посредством налогового бремени, для развития конкретных экономических процессов. Проявляться такое воздействие может в виде установления налога на вывоз капитала, увеличенных таможенных пошлин, повышения налоговых ставок, акциза, обложения имущества и др.
Что касается воспроизводственного направления, то регулирующая функция налогов в этом случае ориентирована на аккумулирование средств с целью восстановления ресурсов, которые активно эксплуатируются. Инструментами, позволяющими реализовать данную подфункцию, являются выплаты за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.
Стоит отметить, что влияние стимулирующей подфункции нельзя назвать значительным, оно, скорее, косвенное. А вот в случае с дестимулирующим эффектом регулирующая функция налогов оказывает радикальное воздействие. Но при такой стратегии важно грамотно рассчитать налоговое бремя, в противном случае эффективность производства значительно снизится, и произойдет отток инвестиций из-за высоких ставок.
Контрольная функция. Эта система мер воздействия ориентирована на обеспечение контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью граждан и различных организаций. Легитимность источников дохода и направление расходов полученных средств также попадает в фокус внимания при реализации данной функции налоговых органов.
Саму суть такого контроля можно описать следующим образом: производится оценка соответствия налоговых поступлений и обязательств. Другими словами, проверяется полнота и своевременность исполнения своих обязательств налогоплательщиком.
Функция налогов имеет важное значение в рамках контроля, поскольку препятствует возникновению факта неуплаты и тормозит развитие теневого сектора экономики. Более того, воздействие именно этой функции оказывает ощутимое положительное влияние на повышение уровня эффективности реализации других направлений налоговой системы, и фискального в первую очередь.
Посредством данной функции производится контроль финансовых потоков, определяется необходимость проведения реформ в сфере бюджета и налоговой системы.
Таким образом, налоги – это обязательные платежи, использующиеся для перераспределения национального продукта между экономическими субъектами, а также для материального обеспечения деятельности государственных органов. Налоги могут подразделяться по субъектам и объектам налогообложения, типу ставок, направлениям использования и т.д. Основными функциями налогов являются наполнение бюджета и регулирование экономической деятельности.
Налоговые обязательства — это платеж, взимаемый государственными органами в индивидуальном обязательном и безвозмездном порядке с юридических и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства. Ключевое понятие и виды налогов закреплены на законодательном уровне. Основной нормативный документ, регламентирующий порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, — это НК РФ.
Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.
Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.
Налогообложение в России можно отобразить посредством следующей структуры:
• целевые отчисления в 15 внебюджетных государственных фондов;
• налоговый контроль и методы исчисления налогов;
• совокупность сборов, пошлин, налогов и других платежей, которые взимаются на территории страны в установленном законодательством порядке;
• компетенция органов государственной власти в сфере налогового регулирования и способы их взаимодействия.
Одним из основных критериев, по которому классифицируются налоги, является их разделение по субъектам налогообложения на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с получателя дохода или владельца имущества. К ним относятся нелог на прибыль юридических лиц, налог на прибыть физических лиц, налог на имущество, транспортный налог.
Косвенные налоги включаются в цену товаров или услуг и поэтому их оплата «перекладывается» поставщиками на конечного потребителя. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, налог с продаж.
Принципы налогообложения в своей основе были сформулированы еще в 18 веке одним из основоположников экономической теории Адамом Смитом.
• Справедливость – все налогоплательщики должны участвовать в наполнении бюджета в соответствии со своими возможностями.
• Определенность – налогообложение должно производиться в соответствии с установленными правилами, а не произвольно.
• Удобство – взимание налогов не должно быть некомфортным для налогоплательщика с точки зрения места и времени.
• Экономическая обоснованность – затраты государства на взимание налогов не должны превышать сумму самих налогов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы