Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Реализация государственной политики занятости молодежи (на примере деятельности УЗН по Амурской области).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретико-правовые аспекты исследования государственной политики занятости молодежи 6
1.1. Понятие и сущность государственной политики занятости молодежи 6
1.2. Современные проблемы занятости молодежи в РФ 12
1.3. Основные направления государственной политики занятости молодежи в РФ 22
2. Анализ реализации государственной политики занятости молодежи в Амурской области 37
2.1. Роль УЗН по Амурской области при реализации государственной политики занятости молодежи 37
2.2. Основные направления деятельности УЗН по Амурской области в сфере повышения занятости молодежи 42
2.3. Проблемы государственной политики занятости молодежи, пути их решения 47
Заключение 53
Библиографический список 58
Приложения 64
Введение:
Актуальность темы исследования. Молодежь составляет основу процветания общества. Здоровая и активная молодежь — залог стабильности и поступательного движения политической и социально-экономической системы страны. Учитывая её мощный протестный потенциал, её следует отнести к рисковой группе общества, способной составить основу оппозиционных сил, выступить локомотивом общественных перемен. В этих условиях государство объективно заинтересовано в том, чтобы молодое поколение имело возможность решать важнейшие задачи социализации и самореализации, одной из которых является трудоустройство, выстраивание профессиональной траектории.
Актуальность эффективного использования трудового потенциала молодого молодых людей повышается, когда в стране происходят политические и социально-экономические реформы, происходит разработка и внедрение социально-экономических и научно-технических проектов во всех регионах России. В этих условиях молодежь становится основным источником трудовых ресурсов. Исходя из этого, обеспечение трудовой социализации и адаптации молодежи, её профессиональных возможностей должно быть важнейшим направлением государственной политики в России.
На фоне общих проблем всего населения страны углубились и обострились проблемы, связанные с профессиональной подготовкой, трудоустройством, занятостью молодежи, являющейся наименее социально защищенным субъектом рынка труда. Современная политическая, экономическая, технологическая, экологическая ситуация в России такова, что проблемы вовлечения молодежи в решение задачи обеспечения устойчивого развития национальной экономики стоят крайне остро. Стратегические интересы Российской Федерации требуют воспроизводства населения, проблемы молодежи с учетом интересов различных заинтересованных сторон становятся приоритетными в системе публичного управления. Рынок труда в современной России продолжает развиваться, этот процесс сопровождается деформациями, рассогласованностью спроса и предложения рабочей силы по всем показателям, таким как объем, структура и качество рабочей силы. Устранению этих проблем может помочь молодежная политика занятости как комплекс мер организационного, нормативно-правового и экономического характера.
Изучение проблем занятости молодежи является актуальным не только с научной точки зрения, но и с позиции реальной социальной и экономической практики, так как здесь предметом исследования выступает не только главная производительная сила нынешнего общества — рабочая сила, но и будущее страны.
Проблемы трудоустройства молодежи имеют общемировой характер. Генеральный директор Международной организации труда Гай Райдер на открытии 72-й Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 20 сентября 2017 года сказал: «Молодежная занятость и качественные рабочие места для молодежи остаются на вершине глобальной повестки дня в области развития и в центре национальных приоритетов политиков и граждан во всем мире».
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию проблем реализации государственной политики занятости молодежи в субъектах РФ посвящены работы О.Ю. Шибаршиной, В.В. Касьянова, O.A. Потапкина и др.
Анализ литературы, посвященной проблемам государственной политики содействия занятости молодежи, показывает, что существует необходимость дельнейшего исследования проблем в этой сфере.
Объект исследования — государственная политика содействия занятости молодежи как направление государственной молодежной политики.
Предмет исследования — содержание, организация, технологии и проблемы государственной политики содействия занятости молодежи на региональном уровне.
Цель исследования — проанализировать содержание и механизмы реализации государственной региональной политики содействия занятости молодежи в Амурской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Выявить сущность государственной политики занятости молодежи.
2. Определить современные проблемы занятости молодежи в РФ.
3. Охарактеризовать основные направления государственной политики занятости молодежи в России.
4. Исследовать технологии и особенности реализации государственной политики содействия занятости молодежи в субъекте РФ на материалах Амурской области.
5. Выделить проблемы политики занятости молодежи и наметить пути их решения.
Методологическая основа исследования представлена такими методами исследования, как системный анализ, институциональный анализ, анализ документов, статистический метод.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы государственной политики содействия занятости молодежи, официальные документы федеральных и региональных органов власти по вопросам занятости молодежи; аналитические и статистические материалы о занятости и трудоустройстве молодежи в Амурской области.
Заключение:
Государственную политику содействия занятости молодежи можно определить как деятельность органов государственной власти, направленная на решение одной из важнейших проблем социализации и самореализации молодежи — вовлеченности этой социальной группы в общественное производство; как систему мер государственного воздействия, способствующую социальной и профессиональной самореализации молодежи, удовлетворению ее личных и общественных потребностей.
Основная задача государственной политики на рынке труда сегодня состоит в минимизации социально-экономических издержек безработицы и повышении мобильности и конкурентоспособности рабочей силы.
Молодежь — это часть общества в возрасте 14-29 лет, находящаяся на стадии трудового и социального самоопределения и обладающая рядом специфических признаков социально-демографической группы этого общества.
До сих пор в масштабах России не создана система и эффективный организационно-правовой механизм содействия трудовой занятости молодежи.
В настоящее время развивается система законодательного регулирования вопросов занятости, в частности трудоустройства молодежи.
Современное российское законодательство о занятости населения включает в себя более тысячи нормативных актов различной юридической силы и отраслевой принадлежности, причем этот законодательный массив разобщен, а в некоторых случаях и не отвечает базовым международным стандартам.
Основные направления молодежной политики в области занятости таковы:
1. Увеличение занятости молодежи, создание новых достойных рабочих мест, а так же расширение возможностей трудоустройства;
2. Развитие молодежного предпринимательства и самозанятости, а так же принятие необходимых мер в области рынка труда;
3. Защита прав молодежи в целях устранения социальных последствий кризиса при одновременном обеспечении устойчивости финансовой и налогово-бюджетной сферы;
4. Образование и обучение молодежи для обеспечения перехода от обучения к трудовой деятельности, стимулирование их потенциальных работодателей для предотвращения несоответствия спроса и предложения на рынке труда;
5. Принятие всеохватывающих мер, которые будут направлены на молодых людей, находящихся в неблагоприятном положении в разных странах с большой численностью безработной молодежи;
6. Защита трудовых прав молодежи, основанных на международных трудовых нормах.
На территории Амурской области исполнительным органом власти, осуществляющим регулирование в сфере занятости населения и трудовых отношений, является Управление занятости населения Амурской области.
Основными направлениям деятельности УЗН являются:
– содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
– обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений;
– организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
– содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации.
Практическая реализация данных направлений обеспечивается проведением конкретных мероприятий. Информирование населения через
каналы средств массовой информации о наличии вакантных рабочих мест, направлениях подготовки, переподготовки и обучения граждан, позволяет охватить большую часть населения и сэкономить время на поиск работы.
Направления и мероприятия, проводимые в рамках реализации политики занятости населения в Амурской области, призваны обеспечить социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда, повысить их мотивацию к труду, привить навыки самостоятельного поиска работы, сформировать у активную жизненную позицию, направленную на поиск работы и трудоустройство. Особое место отводится содействию самозанятости безработных граждан, оказанию им в установленном порядке финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.
Анализируя состояние сферы занятости Амурской области, можно обозначить как ее сильные, так слабые стороны. Сильными сторонами
являются: многолетний опыт реализации государственной политики занятости населения, имидж и потенциал органов службы занятости, сложившийся информационный банк вакансий, опыт участия в реализации программ социально-кономического развития области, региональных программ, федеральных целевых программ, направленных на улучшение социально-кономического положения населения, наличие возможности повышения квалификации и переподготовки безработных граждан.
К слабым сторонам следовало бы отнести неудовлетворенность безработных и ищущих работу граждан условиями труда в предлагаемых вакансиях, отказы работодателей в приеме на работу безработных граждан, не имеющих опыта работы, востребованность органов службы занятости у отдельной категории граждан только для получения социальных выплат, большое количество уязвимых категорий граждан,
снижение уровня профессионального обучения, высокий уровень безработицы, низкий уровень трудоустройства на временных работах, неоднородность рынка труда, снижение и недостаток финансирования, проводимых мероприятий.
Требуется сформировать постоянный мониторинг рынка труда и образовательных услуг, развивать практико-ориентированные проектные программы обучения вместе с бизнесом, полагаясь на частно-государственное партнерство.
Результаты анализа положения молодежи на современном рынке труда, позволяют выделить приоритетные в этом отношении действия по совершенствованию государственной политики занятости молодежи:
необходимо с использованием координации действий различных субъектов, таких как органы исполнительной власти, работодатели, образовательные организации. С этой целью можно задуматься о создании крупномасштабной программы комплексного характера, ориентированной на решение проблем занятости молодежи в условиях XXI века;
следует повышать финансирование и организацию работы с талантливыми молодыми людьми;
активно использовать практику участия молодежи в различных конкурсах профессионального мастерства по типу World skills;
интенсивно разрабатывать и применять на практике эффективные методы оценки деловых качеств работников, профессионального потенциала лиц, находящихся в поиске работы, прежде всего, талантливой молодежи;
совершенствовать систему профессиональной ориентации школьников, постоянно повышать мотивацию их к труду по профессиям и специальностям, которые востребованы на рынке труда;
используя результаты социологических исследований, вырабатывать рекомендации образовательным организациям, службе занятости, по профессиональной ориентации молодежи.
Социально-экономическая ситуация в стране требует оптимизировать государственную политику занятости молодежи, ч целесообразно осуществлять по:
1. повышение эффективности системы образования;
2. налаживание контакта государства с молодежными некоммерческими организациями и объединениями;
4. интенсивная и эффективная профориентационная работа, включая направленное информирование;
5. развитие молодежного предпринимательства.
Оптимизация политики государства в области занятости молодежи может принести массу положительных моментов для молодых людей, таких как:
— достойный труд;
— квалифицированные высокооплачиваемые рабочие места,
— социальная защищенность молодых;
— реализация в профессии и творчестве и др.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
1.1. Понятие и сущность государственной политики занятости молодежи
Одина из важнейших сегментов социальной политики государства представлен государственной политикой занятости, нацеленной на содействие в реализации прав граждан в области занятости. В науке государственная политика занятости понимается как совокупность принимаемых государством мер и проводимых им мероприятий, направленных на обеспечение гражданам возможности реализовать свои права в сфере занятости. Как отмечает А.Я. Петров, государство нормативно устанавливает проведение политики, связанной с оказанием помощи гражданам в реализации их прав на занятость полного, продуктивного и свободно избранного характера. Тем самым со стороны федерального законодателя позвучала гарантия всем российским гражданам на помощь в подборе подходящей работы на бесплатной основе, на трудоустройство при помощи службы занятости.
Права граждан, предоставляемые им в рамках указанной государственной политики, включают в себя, в частности:
1) право на полную занятость, то есть возможность осуществлять трудовую деятельность на условиях полного рабочего времени, а также на условиях сокращенного и неполного рабочего времени в случаях, установленных трудовым законодательством;
2) право на продуктивную занятость, то есть наличие определенного результата от осуществления трудовой деятельности, который выражается не только в получении вознаграждения в виде заработной платы, но и в моральном удовлетворении от своего труда, а также в определенном материальном выражении, в том числе и количественном (количество произведенной продукции, числе выполненных работ или оказанных услуг и т.п.);
3) право на свободно избранную занятость, то есть возможность граждан самостоятельно выбирать рабочее место и работодателя посредством предложенной органами государственной службы занятости подходящей работы или самостоятельного поиска работы.
Государственная политика занятости России, имеющая целью способствовать возникновению, сохранению трудовой занятости, а также гарантировать полноценную защиту трудоспособных граждан, ищущих работу и готовых к ней приступить, должна базироваться на конституционных положениях, а ее проведение предполагает наличие комплекса мер экономического, правового и организационного характера.
В структуре государственной политики занятости населении особо важен такой элемент, как политика в области занятости молодежи. Её специфика определяется особенностями объектов, субъекта и содержанием деятельности государства в данной области. Для уяснения её сущность и основных характеристик обратимся к рассмотрению этих элементов.
Прежде всего, нас будет интересовать объект такого рода политики, в роли которого выступает молодежь.