Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Дефектология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами рисования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1 Основные подходы к развитию творческого воображения в отечественной и зарубежной литературе 9
1.2 Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Особенности развития творческого воображения и специфика их формирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 25
1.4 Роль изобразительной деятельности в процессе коррекции воображения детей с ЗПР 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР СРЕДСТВАМИ РИСОВАНИЯ 41
2.1 Организация и методика проведения опытно-экспериментальной проверки эффективности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности 41
2.2 Анализ и обсуждение результатов опытно-экспериментальной проверки эффективности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности 49
2.3 Педагогические условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 56
2.3.1 Методические рекомендации по развитию творческого воображения старших дошкольников с задержкой психического развития средствами рисования для педагогов 71
2.3.2 Методические рекомендации по развитию творческого воображения старших дошкольников с задержкой психического развития средствами рисования для родителей 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ

 

  

Введение:

 

В современном социуме все более актуально возникает вопрос о развитии творческой личности, которая имела бы возможностью нестандартно мыслить и размышлять. Для того чтобы оптимально взаимодействовать с окружающей средой, необходимо развивать и совершенствовать творческий потенциал, фундаментом которого является творческое воображение.
Творческое воображение необходимо абсолютно в любой деятельности: в игре, в творчестве, в учении, в труде. Воображение, как и любой другой психический процесс, нуждается в постоянной, особой заботе в плане развития и совершенствования.
Указанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
В отечественной педагогике и психологии вопросами развития творческого воображения занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.Т. Кудрявцев, С.Л. Рубинштейн и др., все авторы уверены в том, что необходимо работать над развитием творческого воображения у детей уже с дошкольного возраста.
При этом вопрос развития творческого воображения у детей с задержкой психического развития (далее — ЗПР) является наиболее значимым. Особенности развития детей с ЗПР изучались такими авторами как Т.А Власова, Т.С. Певзнер, К.С. Лебединская и др. На сегодняшний день дефектология уже имеет базу исследований, а также располагает определенными программами развития таких детей. Но много вопросов при этом еще остаются полностью не изучены, среди них – вопрос развития творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития при помощи изобразительной деятельности.
Творческое воображение представляет собой важный фактор психического развития. Благодаря творческому воображению человек всесторонне развивается. У детей с недостаточным уровнем психического развития творческое воображение самостоятельно не развивается. Для таких детей весьма характерна низкая мотивация к творческой деятельности, слабая фантазия, отсутствует инициатива, самостоятельность. Кроме этого, отмечается однообразие образов, они имеют шаблонный тип, отсутствует креативность и уникальность.
Дети с ЗПР испытывают сложности и трудности как при выполнении заданий с использованием творчества, так и с реализацией собственных идей. Творческое воображение активно проявляется и развивается в возрасте 5-6 лет.
Следует отметить, что в настоящее время единство представлений о развитии творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития не полностью рассмотрены условия, содействующие эффективному развитию данной психической функции.
Таким образом, анализ имеющихся исследований позволил определить следующее противоречие между: потребностью осуществления целенаправленной работы по развитию творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий для развития творческого воображения у детей этой категории.
На основе выявленных противоречий сформулирована проблема настоящего исследования: каковы психолого-педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития?
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами рисования.
Объект исследования – процесс развития творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития возможно при организации следующих психолого-педагогических условий:
1) организовано взаимодействие с родителями по вопросам развития творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития;
2) создание в группе развивающей предметно-пространственной среды по изобразительной деятельности;
3) организован комплекс мероприятий у детей с задержкой психического развития по нетрадиционному рисованию.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были конкретизированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты развития творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития.
2. Определить роль изобразительной деятельности в процессе коррекции воображения детей с ЗПР.
3. Провести исследование и сформулировать рекомендации по развитию воображения старших дошкольников с задержкой психического развития средствами рисования.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблематике), эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, который включает констатирующий, формирующий, контрольный этапы), методы обработки данных (качественный и количественный анализы результатов изучения, метод наглядного предъявления результатов).
Теоретико-методологическую базу исследования творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития составили положения:
1) о специфике развития творческого воображения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Л. Леонтьев);
2) об особенностях развития творческого воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн);
3) о развитии творческого воображения в процессе изобразительной деятельности (Т.Г. Казакова);
4) о развитии творческого воображения через применение разнообразных материалов и техник рисования (И.А. Лыкова, А.В. Никитина, Т.С. Комарова).
Этапы исследования:
1) поисково-аналитический: на этом исследуется и анализируется литература с целью установления разработки изучаемой проблемы, составление плана исследования, определение исходных параметров и методов.
2) экспериментальный, который включает в себя разработку и реализацию мероприятий, ориентированных на развитие творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
3) заключительно-обобщающий: данный этап включает в себя анализ, обобщение результатов экспериментальной работы.
Научная новизна работы состоит в том, что в исследовании выявлены показатели и уровни развития творческого воображения старших дошкольников с задержкой психического развития; разработаны психолого-педагогические условия развития творческого воображения у данной категории дошкольников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе описана характеристика уровней развития творческого воображения у детей с ЗПР; обоснованы психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей с задержкой психического развития.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящем исследовании было осуществлено теоретическое и экспериментальное исследование по проблеме изучения развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В работе мы опирались на взгляды Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.Т. Кудрявцева, Т.Г. Казаковой, Т.В. Комаровой, С.Л. Рубинштейна о формировании и развитии творческого воображения у дошкольников с ЗПР. Ведущие критерии творческого воображения мы определили, исследуя работы Р.С Немова, О.М. Дьяченко, В.Б. Синельникова. К основным показателям отнесли следующие:
1) умение придумывать и воспроизводить рассказ;
2) умение изображать оригинальные образы;
3) умение видеть реальное и нереальное в изображении.
В исследовании мы предположили, что развитие творческого воображения у детей с ЗПР возможно, если соблюдены следующие психолого-педагогические условия, такие как:
1) организация взаимосвязи между родителями по вопросам развития творческого воображения у детей;
2) организация развивающей предметно-пространственной среды по изобразительной деятельности;
3) организация комплекса мероприятий у дошкольников с задержкой психического развития по изобразительной деятельности.
Также в настоящем исследовании мы предположили, что следует в обязательном порядке учитывать индивидуальные характеристики проявления задержек психического развития у дошкольников, что улучшит и облегчит работу по развитию творческого воображения у таких детей.
С целью оценки развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, мы определили ряд показателей. Для исследования выделенных показателей была осуществлена подборка диагностических методик и проведен констатирующий эксперимент, в результате чего были выявлены уровни развития творческого воображения у детей с ЗПР.
На основании работ Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, А.В. Никитина было разработано содержание работы по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития. Динамика развития творческого воображения у дошкольников была определена на основе контрольного среза. Количественный анализ обнаружил, что существенно увеличился высокий уровень развития творческого воображения у данной категории детей.
Таким образом, количественно-качественный анализ показал, что осуществленная работа по развитию творческого воображения у дошкольников с ЗПР обнаружила положительный результат. Так, дошкольники научились придумывать и рисовать необычные и оригинальные рисунки. Кроме этого, в детских рисунках просматривается старательность и структурированность, четкость и аккуратность, а также отмечается разнообразие креативных и уникальных образов. Дети с ЗПР стали проявлять повышенный интерес к самой изобразительной деятельности, научились сами задумывать и реализовывать собственную работу в данном направлении. Также возможно отметить позитивную динамику и в развитии коммуникативных умений, и в речевом развитии, что также является весьма благоприятным обстоятельством при развитии таких детей. В частности, эти дети стали более конструктивны в общении друг с другом, научились сотрудничать и договариваться в процессе планирования совместной деятельности.
Итак, с целью развития творческого воображение у детей с задержкой психического развития нами были организованы психолого-педагогические условия:
1) взаимодействие с родителями по вопросам развития творческого воображения у детей;
2) формирование и совершенствование в группе развивающей предметно-пространственной среды по изобразительной деятельности;
3) организация комплекса занятий у дошкольников с задержкой психического развития по рисованию.
Прикладная значимость настоящего исследования заключается в доказательстве результативности использования программы занятий по изобразительной деятельности с целью развития творческого воображения старших дошкольников с задержкой психического развития.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены положительные экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1 Основные подходы к развитию творческого воображения в отечественной и зарубежной литературе

Воображение является основой любой творческой деятельности. Оно играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек имеет возможность творить, разумно планировать свою деятельность, а также управлять ею. Практически вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом творчества и воображения людей. Воображение очень многогранно, оно выводит нас за пределы нашего существования, также напоминает нам о прошлом и открывает будущее.
Воображение – это особая форма человеческой психики, которая состоит отдельно от остальных психических процессов, но на ряду с ними же занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью [12, с. 108].
Воображение, с точки зрения М. Г. Ярошенко, – это способность человека представлять отсутствующий или не существующий реально объект, который можно удерживать в памяти и мысленно манипулировать им [21, с. 14].
По мнению Я.Л. Коломенского воображение – это «своеобразная форма отражения действительности, которая заключается в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений» [37, с. 114].
И. Кант считал, что воображение «выступает как одна из многочисленных способностей души; как основа познания и осознания мира», это «…есть способность созерцания без присутствия предмета; а творческий характер оно приобретает в случае первоначального изображения объекта, не данного ранее в опыте…» [33, с. 109].
У Гилфорда понятие «воображение» рассматривается как «дивергентное мышление», и его критериями оценки выступают гибкость (быстро «переключение» внимание сознания с одного образа на необходимый), оригинальность (проявление яркости, образности, креативности, необычности, нестандартности), беглость (продуцирование большого числа идей, образов), точность (детальное воссоздание интересующего объекта) [40, с. 63].
По мнению Д.С. Брунер – процесс воображения «всегда протекает и будет протекать в неразрывной связи с психическими процессами – памятью, а также мышлением. Ведь считается, что воображение является основой наглядно-образного мышления, который позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи, которые не требуют непосредственного вмешательства практических действий» [42, с. 112]
В работах Л.С. Выготского отмечено: «образы творческого воображения строятся из элементов, которые взяты из действительности, а также из опыта человека» [15, с. 78]. Кроме того, воображение рассматривается и «как аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая направляющим влиянием сознательно поставленной цели или чувств, которые преобладают в человеке в данный момент времени».
Сущность воображения Э.В. Ильенков видит «в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ». «Отличительная его особенность в своеобразном отлёте от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий» [20, с. 218].
Необходимо отметить, что в жизни человека творческое воображение выполняет ряд специфических функций [27, с. 185]:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы