Педагогическое образование Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Раннее обучение английскому языку в условиях дополнительного образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
 
1.1Ретроспектива взглядов  о  необходимости  раннего обучения иностранному языку детей дошкольного возраста
1.2Психолого – педагогические  особенности раннего обучения детей дошкольного возраста английскому языку
1.3Методические  аспекты  раннего обучения  детей дошкольного возраста в  условиях дополнительного образования
1.4Интеграция возможностей общего и дополнительного образования как фактор развития личности ребёнка средствами иностранного языка
Выводы по главе 1
 
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
 
2.1Разработка инструментария и изучения уровня развития познавательных процессов детей 6-7 лет
2.2Проектирование и апробация программы раннего обучения английскому языку в условиях дополнительного образования 
2.3Анализ и оценка результатов опытно – экспериментальной работы по обучению детей старшего дошкольного возраста английскому языку
2.4Методические рекомендации по раннему обучению детей дошкольного возраста английскому языку
Выводы по главе 2
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
ПРИЛОЖЕНИЕ

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) перечислено «формирование личности с мировым уровнем культуры и знаний, а также интеграция личности в национальную и мировую культуру». В настоящее время не существует единых возрастных рамок для начала изучения иностранного языка. Модель «Образование в России 2020» фокусируется на необходимости образования в течение всей жизни с самого раннего возраста и выделяет систему развития детей раннего возраста как самостоятельный элемент современной модели образования. Федеральная программа развития образования рассматривает ожидаемые результаты как «внедрение новых подходов к созданию среды развития, наиболее полное выявление и развитие навыков детей». Родители имеют право выбирать программу дополнительного образования для своего ребенка, которая, по их мнению, является основой для будущего развития определенных способностей ребенка, в том числе языковых. В этом контексте необходимо разработать новые программы и методы дополнительного образования, которые помогут выучить иностранный язык с раннего возраста.
Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне проявляется в неадекватной разработке проблемы в связи с изучением теоретических вопросов, связанных с определением раннего изучения языка в контексте современных условий, а именно с выделением компонентов раннего обучения и их содержания.
В психолого-педагогических исследованиях доказано, что среда, наследственность, воспитание – это факторы развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.П. Подласый и др.), что дошкольный возраст является сензитивным в овладении иностранным языком (И.В. Вронская, Н.Д. Гальскова, Е.А. Глухарева, Н.А. Малкина, И. И. Невежина, Нина Спада, Трейси Токухама и др.), что языковая и развивающая среда содержат огромный потенциал для развития личности (М. Монтессори, Е.И. Негневицкая, С.Л. Новоселова, И.А. Орехова, В.А. Петровский, Н.Ю. Черепова и др.). Однако педагогические исследования в области раннего обучения иностранным языкам затрагивают детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Возраст до трех лет изучался недостаточно глубоко, а соответственно, понятие «раннее обучение иностранным языкам» сформулировано неполно, не обобщены особенности раннего обучения, нет ясности в теории дошкольного образования в понимании процесса обучения иностранному языку детей раннего возраста.
На научно-методическом уровне актуальность заключается в необходимости расширения содержания дошкольного образования, разработки методической поддержки и альтернативных программ обучения иностранному языку детей дошкольного возраста в контексте дополнительного образования.
Актуальность нашего исследования, таким образом, заключается в том, что вопрос обучения иностранному языку находится на стадии изучения, но до конца данная проблема всё ещё остаётся не изученной. В нашей стране и за рубежом методисты активно пытаются решить проблему, как обучать иностранному языку детей дошкольного возраста, однако, по-нашему, большинство методик и УМК не соответствуют либо психолого- педагогическим особенностям возраста, либо не предоставляют вариативность заданий, учитывающих разные интересы, вкусы и особенности детей.
Актуальность исследования, таким образом, вытекает из противоречий между:
— необходимость для общества и государства обучать детей с раннего возраста, говорящих на иностранных языках в соответствии с потребностями динамичного мира, а также отсутствие дошкольного образования и языковых центров раннего обучения;
— многочисленные исследования в области преподавания иностранного языка для детей дошкольного возраста и недостаточно развитая педагогика в понятии «раннее изучение языка»;
— необходимость создания образовательного пространства, которое обеспечит развитие у ребенка навыков и способностей в содержании и практике, а также неразвитых дидактических и методологических инструментов для раннего ознакомления с культурой иностранных языков.
Проблема нашего исследования заключается в поиске и определении возможностей и путей обучения детей раннего возраста иностранному языку в процессе дополнительного образования.
Постановка проблемы определила тему исследования: «Обучение детей раннего возраста иностранному языку в процессе дополнительного образования».
Цель исследования – определить, обосновать методы раннего обучения английскому языку и опытным путем проверить их эффективность в условиях дополнительного образования.
Объект исследования – процесс обучения иностранному языку детей раннего возраста.
Предмет исследования – методика обучения детей раннего возраста иностранному языку в процессе дополнительного образования.
Гипотеза исследования представляет собой предположение о том, что обучение иностранному языку в условиях дополнительного образования будет эффективным, если обучение:
— является интегрированным, включающим типичные для дошкольного возраста виды деятельности (лепка, рисование, игра);
— направлено на развитие когнитивного, культурологического и эмоционального компонентов в процессе обучения иностранному языку.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:
1. Выявить и проанализировать состояние проблемы раннего обучения иностранному языку. На основе анализа литературы уточнить сущность и содержание понятия «раннее обучение иностранному языку».
2. Выделить особенности обучения детей раннего возраста иностранному языку в процессе дополнительного образования.
3. Разработать структурно-функциональную модель обучения детей раннего возраста иностранному языку в процессе дополнительного образования на основе системного, средового и деятельностного подходов.
4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность методики обучения детей раннего возраста иностранному языку в процессе дополнительного образования.
5. Разработать комплексное методическое пособие для педагогов и родителей по организации обучения иностранному языку детей раннего возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
— системный подход в образовании (В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина и др.);
— теория деятельностного подхода (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И. А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Трубайчук и др.);
— теория средового подхода (Н.М. Александрова, Д. Брунер, Е.Ю. Никитина, С.Ф. Сергеев, З.И. Тюмасева, В.А. Ясвин и др.);
— теория овладения языком (Л.П. Гашева, Г. Крайг, С. Крашен, Т.Е. Помыкалова, В. Штерн, Н. Хомский и др.);
— закономерности развития речи детей (М.А. Васильева, В.В. Гербова, В.А. Ковшиков, А.А. Леонтьев, Г.Л. Розенгард-Пупко, Е.О Смирнова, С.Н. Цейтлин, Г.В. Чиркина);
— возрастные особенности детей (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Л.П. Качалова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
— теория и методика обучения детей-дошкольников иностранному языку (М.З. Биболетова, И.В. Вронская, Н.А. Горлова, Н.А. Малкина, Е.И. Негневицкая и др.).
В ходе исследования применялись такие методы, как:
— теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов; логико-исторический анализ, обобщение опыта педагогической деятельности общеобразовательных учреждений; анализ, обобщение и систематизация результатов эксперимента, метод моделирования),
— эмпирические (прямое и косвенное наблюдение, экспертная оценка, самооценка, анкетирование, тестирование, опытно-поисковая работа).
Опытно-экспериментальная работа по осуществлению обучения детей раннего возраста в условиях дополнительного образования проводится на базе МБОУ СОШ №2 г. Красногорск в 2018-2019 гг. В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте от шести до семи лет (ОГ-1, ОГ-2, ОГ-3, ОГ-4).
Исследование выполнялось в несколько этапов.
• На первом этапе была проанализирована и проанализирована психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования, обобщающая педагогический опыт; цель, объект, объект, задачи и исследовательская гипотеза были определены.
• На втором этапе была проведена экспериментальная работа, проанализированы и обобщены результаты, подготовлены материалы для теоретических и практических исследований.
Научная новизна исследования:
• Теоретическая и методологическая основа для решения проблемы поиска путей и средств обучения — это сочетание системного, деятельностного и экологического подходов.
• На основе системного, деятельностного и экологического подхода была разработана структурная и функциональная модель обучения детей дошкольного возраста иностранному языку в контексте дополнительного образования.
• Разработана методология, помогающая детям изучать иностранный язык в рамках дополнительного образования. Отличительной особенностью является ситуационная направленность занятий, целью которых является развитие познавательных, эмоциональных и сенсорных областей ребенка в процессе изучения иностранного языка. Погружение в язык обеспечивается созданием искусственной среды развития языка.
• Была предложена программа, которая направлена на развитие когнитивного, культурологического и эмоционального компонентов в процессе обучения иностранному языку.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1. В теорию дошкольного образования введено положение о возможности обучения детей иностранному языку с раннего возраста в процессе дальнейшего обучения.
2. Уточнено понятие «раннее изучение иностранного языка», под которым мы подразумеваем единство когнитивных, культурных и эмоциональных компонентов, а именно: развитие элементарных навыков владения иностранным языком и более восприимчивых навыков у маленького ребенка, ознакомление с культурой иностранного языка — английские народные игры, песни, стихи, жесты, развитие личностных качеств ребенка во время специально организованных занятий.
3. Определены характеристики модели обучения, а именно: открытость, активность, интенсивность, что позволяет вносить изменения в процесс обучения.
Практическая значимость исследования:
1. Методика обучения может быть внедрена в пространство дошкольных образовательных учреждений и частных языковых центров.
2. Определены критерии, показатели и диагностические инструменты для оценки уровня развития навыков владения иностранным языком.
3. Выводы и рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы в практике обучения детей дошкольного возраста иностранному языку в дошкольном образовании, языковых центрах и домашних условиях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В отличие от традиционного подхода к обучению дошкольников иностранному языку в игровой деятельности, мы считаем, что изучение иностранного языка подразумевает единство когнитивного, культурного и эмоционального компонентов, а именно:
— происходит ознакомление с культурой (английскими народными играми, песнями, стихами);
— идет развитие личностных качеств ребенка, таких как: любопытство, отзывчивость, готовность к сотрудничеству;
— происходит развитие умственных процессов, таких как внимание, восприятие, мышление, память, сенсорная сфера.
2. Мы полагаем, что процесс обучения детей дошкольного возраста иностранному языку становится эффективным в рамках структурно-функциональной модели обучения детей иностранному языку, то есть основой является опора на практические действия ребенка.
Апробация результатов:
1. Участие в Открытой образовательной программе VII Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ЕССЕ 2018) – участник.
2. Участие в конференции «Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемы формирования навыков и компетенций ХХI века» — выступление, публикация статьи, сертификат участника. ИППО МГПУ, 28.02.2019.
3. Участие в Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы в области педагогических исследований России и Японии 16.02.2019 ИИЯ МГПУ (выступление, сертификат участника).
4. Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства» (20.08.2018) – сертификат участника.
Публикации:
1. Методические аспекты раннего обучения английскому языку в условиях дополнительного образования (научная статья) — // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемы формирования у обучающихся навыков и компетенций ХХI века: Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов (28 февраля 2019 года) / Сост. и отв. ред.: Т.И. Зиновьева. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2019. – 434 с. — С. 292-295.
2. Особенности изучения иностранного языка в дошкольном возрасте // Дошкольное образование: реалии и перспективы развития в условиях реализации ФГОС. Материалы круглых столов и профессиональных интерактивных встреч практических работников образовательных комплексов г. Москвы и студентов ИППО МГПУ. — М.: Издательство ООО «Риза-Принт», 2018. – С. 99-102.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка цитируемой и использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования было выявлено:
В работе рассматриваются современные методики обучения английскому языку, а также основания для организации раннего обучения; на основе данных исследований в данной области формулируются особенности содержания раннего обучения иностранному языку, технологии и методы обучения иностранного языка, тенденции развития методики обучения иностранного языка в дошкольном возрасте. Рассматриваются психолого-педагогические и лингводидактические условия и особенности методики обучения иностранному языку детей данной возрастной группы.
Потенциал интеграции общего и дополнительного образования на сегодняшний день вызывает многочисленные надежды педагогов, руководителей ОУ, представителей образовательных министерств и ведомств. Потому что одним из важнейших плюсов интеграции общего и дополнительного образования — это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов детей.
Основной целью опытно-исследовательской работы была проверка эффективности гипотезы, которая заключается в том, что обучение иностранному языку будет более эффективным, если обучение:
— является интегрированным, включающим типичные для дошкольного возраста виды деятельности (лепка, рисование, игра);
— направлено на развитие когнитивного, культурологического и эмоционального компонентов в процессе обучения иностранному языку.
В работе принимали участие дети 6-7 лет. Для проведения экспериментальной работы, дети были разбиты на две группы, экспериментальная группа (ОГ-1 и ОГ-2) и контрольная группа (ОГ-3 и ОГ-4). На констатирующем этапе в каждой группе нами было проведено исследование трех компонентов: когнитивного, эмоционального и культурологического. По результатам констатирующего этапа было выявлено, что по всем трем компонентам дети во всех группах получили низкие и средние показатели. Анкетирование родителей показало, что в целом родители сомневаются в необходимости изучения иностранного языка.
На формирующем этапе исследования нами была реализована разработанная программа «English for kids».
Целью программы является формирование коммуникативных навыков при обучении английскому языку, благодаря включению в программу обучения игровых, наглядных и активных методов.
Результаты итогового среза показали, что в экспериментальных группах, в которых занятия велись по разработанной программе, положительные изменения произошли по всем разработанным критериям, что подтверждает положения нашего исследования и свидетельствует о правильности выбранных нами методов обучения. В экспериментальных группах ОГ-1 и ОГ-2 произошло заметное повышение когнитивного, эмоционального и культурологического уровня.
В контрольных группах ОГ-3 и ОГ-4 положительные изменения так же получены, однако они несколько ниже, чем в группах ОГ-1 и ОГ-2. Это подтверждает наше положение о том, что эффективность обучения, детей 6- лет иностранному языку зависит от методики обучения.
Кроме того, изменилось отношение родителей к обучению детей английскому языку. Родители детей как экспериментальных, так и контрольных групп в целом стали видеть пользу изучения иностранного языка для своих детей, что говорит о том, что обучение иностранному языку в условиях дополнительного образования положительно влияет на отношение родителей к процессу обучения.
Нами рассмотрены рекомендации по обучению иностранному языку дошкольников. Все методисты, педагоги едины в одном мнении, что изучение иностранного языка, в случае правильной организации занятий, развивает детей дошкольного возраста, поднимает их образовательный и культурный уровень.
Итак, гипотеза нашего исследования полностью доказана, действительно обучение иностранному языку в условиях дополнительного образования будет эффективным, если обучение является интегрированным, включающим типичные для дошкольного возраста виды деятельности (лепка, рисование, игра), и направлено на развитие когнитивного, культурологического и эмоционального компонентов в процессе обучения иностранному языку.
Таким образом, достигнута поставленная цель, решены все задачи исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Ретроспектива взглядов на необходимость раннего обучения иностранному языку детей дошкольного возраста

Проблема раннего обучения иностранному языку активно исследуется педагогами, психологами, методистами. Вопрос о раннем обучении иностранному языку вызывает много споров в науке не одно столетие.
Негативную оценку раннего обучения иностранному языку дает и известный швейцарский педагог И.Г. Песталоцци. В «Письмах учителю Петерсону» он рассматривает возможные негативные последствия раннего обучения, если оно будет строиться с нарушением законов внутреннего становления и развития ребенка. Он считает раннее обучение, как одну из причин, «ведущих обычно к легкомыслию, своеволию и злости детей» [56]. Его замечание о том, что «наиболее серьезный недостаток современного воспитания, несомненно, следующий: от детей требуют слишком многого, и притом таких вещей, которые обладают лишь мнимой ценностью» [56]. Высказанное суждение И.Г. Песталоцци в 1782 году, и в наши дни остается актуальным. Очень четко в своих «Письмах» он говорит и о первопричинах раннего обучения, в основном,- это желание родителей, а также о положительных результатах воспитания в соответствии с внутренним развитием ребенка. «Я знаю, — говорит он, — что ребенок, которого воспитывают таким образом, не вызывает преждевременных восторгов у кумушек и предсказателей; но его спокойным созреванием всегда будут довольны внимательные родители, которые заботятся об истинном благе своих детей и думают об их дальнейшем будущем. Нет большего несчастья для человека, чем, когда его с ранних лет приучают к скороспелым суждениям и поспешной поверхностности в рассмотрении тех предметов, которые заслуживают длительного внимания» [56].
Однако методика раннего обучения как отрасль методической науки зарождается в XIX веке. В это время ни в одной стране мира не был так широко распространен опыт обучения иностранным языкам детей, как в России. Это было связано с тем, что немецкий язык в XVIII веке и французский язык в XIX веке были языками общения в дворянской среде. Это создавало необходимость обучать детей иностранному языку в раннем возрасте.
Русская классическая педагогика XIX века обращает внимание на место и значение иностранных языков в воспитании. В первую очередь обсуждался вопрос о наиболее приемлемом возрасте для раннего обучения иностранным языкам. И педагоги того времени утверждали, что обучение ребенка иностранному языку возможно только тогда, когда ребенок научится мыслить и говорить на родном языке. При этом К.Д. Ушинский подчеркивал, что одновременно с изучением иностранного языка должен изучаться родной язык [75].
Однако следует отметить, что, несмотря на то, что детей учили иностранному языку с ранних лет в домашней среде, в учебных заведениях в России XIX века не было предусмотрено обучение иностранному языку детей младшего возраста.
Только в 30-е годы XX века будет предпринята попытка обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте. Было предложено коллегией Наркомпроса разработать программы по английскому и немецкому языкам с третьего года пребывания детей в начальной школе. Французский язык по-прежнему предполагалось изучать с 5-го класса. Однако данное преобразование не удалось претворить в жизнь из-за недостатка квалифицированных кадров и учебного материала. В этот период в российском образовании наблюдается существенный разрыв между достижениями методической науки и неэффективностью обучения в школах.
Лишь в 40-е годы будет вновь предпринята попытка ввести обучение иностранного языка с младшего школьного возраста. В 1940-41 годы в качестве эксперимента в пятидесяти школах Москвы, Ленинграда и других крупных городов было введено обучение иностранным языкам в 3-4 классах. В этот период увеличивается количество школ, преподающих английский и французский язык, так как большинство школ преподавало немецкий язык. Дальнейшие преобразования были прерваны войной, однако в 1943-44 учебном году было восстановлено преподавание иностранного языка в 3-4 классах, но не повсеместно.
В 1944 году Л.В. Щерба предложил организацию специальных средних школ с двумя уровнями — средним и высоким – подготовки иностранного языка. Школы с высоким уровнем овладения иностранного языка давали бы возможность выпускникам свободно владеть изучаемым иностранным языком в любой речевой деятельности. В таких школах иностранный язык должен изучаться со второго класса при максимальном количестве часов и по специальной методике, с рядом предметов на иностранном языке. И такие школы были открыты в 1947 году, но их было только три (две в Москве, одна в Ленинграде). Такое небольшое количество специальных школ было связано с периодом холодной войны и «железным занавесом».
Экспериментальное раннее обучение иностранным языкам, начатое в 40-е годы, было завершено в 1953 году из-за нехватки квалифицированных кадров. На тот момент из 48 тысяч учителей только 18 тысяч имели специальное образование.
Но идея о раннем обучении иностранному языку не была забыта. В науке на протяжении всех 50-х годов обсуждался вопрос о введении обязательного преподавания иностранного языка в начальной школе. И в 1951 году был создан проект программ для 3-10-х классов. Методика обучения иностранному языку в начальной школе была подвергнута изменениям. Языковой материал был отобран и распределен в соответствии с задачами обучения чтению. Детально был разработан раздел о правилах чтения и произношения, предусматривалось развитие устной речи. Была проведена опытно-экспериментальная работа в 3-4 классах по предложенной методике. На основе полученных результатов методистами во главе с И.В. Карповым была написана первая «Методика обучения иностранным языкам в начальной школе». Ученые в работе описали значение дидактических принципов применительно к изучению иностранных языков.
Также в этот период делается попытка написать первый учебник для 3-4 классов, в которых уделяется внимание, в первую очередь, обучению чтению, технике чтения, правилам чтения. Однако разработанный учебник получил отрицательные отзывы, так как из-за большого внимания чтению произошел отрыв от других видов речевой деятельности, благодаря чему обучение свелось к овладению рецептивной стороны письменной речи.
Отрицательный опыт позволил пересмотреть позиции, и в 1956 году был разработан новый учебник, в котором предполагался комплексный подход к овладению разными видами речевой деятельности.
Тем не менее, несмотря на все достижения в методике обучения иностранных языков в начальной школе, в 60-70-е годы раннее обучение иностранным языкам в школах СССР не получает практического развития.
Вопрос о раннем обучении иностранному языку интересовал и Европу в 60-е годы. На конференции ЮНЕСКО в 1962 и 1966 годах и конференции Совета Европы в Рединге активно обсуждался вопрос о раннем обучении иностранному языку. В первую очередь были выявлены причины необходимости введения раннего обучения иностранному языку. Одной из таких причин являлась необходимость увеличения общего количество лет обучения иностранному языку. Также чаще всего выделялась причина, заключающаяся в том, что дети раннего возраста более восприимчивы для понимания и имитации того, что слышат.
Во многих странах Европы проводились эксперименты, чтобы определить, насколько успешно может быть обучение иностранному языку в раннем возрасте. Создавались проекты, в которых особенно подчеркивается необходимость выполнения специальных условий для раннего обучения иностранному языку:
— высококвалифицированные кадры;
— особое расписание занятий;
— специально разработанная методика;
— осуществление преемственности со средней школой;
— предоставление соответствующих ресурсов, комплексный контроль и оценка.
В России возобновлен был эксперимент по раннему обучению иностранным языкам в 80-90-е годы. По решению коллегии Министерства РФ в Москве, Ленинграде, Воронеже и Свердловске в качестве эксперимента введено обучение иностранным языкам детей четырехлетнего возраста и детей шестилетнего возраста. В следующем учебном году в эксперименте участвовало еще 18 территорий. Методистами и педагогами проверялась гипотеза о том, что раннее обучение иностранным языкам будет способствовать гармоничному развитию личности, развивать общие и языковые способности, что позволит успешно продолжить изучать иностранный язык в средней школе. Эксперимент принес положительные результаты. Материал детьми усваивался успешно. И учителя, и родители отмечали положительную динамику развития детей, освоение культурных ценностей, развитие эмоциональной сферы и культуры общения. В ходе эксперимента было доказано, что ранний возраст благоприятен для изучения иностранных языков.
В 1994 году опубликована первая программа обучения иностранным языкам для 1-4 классов. Эта программа была направлена на формирование всех видов коммуникативной деятельности. Министерство образования РФ рекомендовало обучать иностранным языкам детей в детских садах с 4-5 лет и в начальной школе.
Обучение иностранному языку с раннего возраста активно развивалось с 80-х годов и в Европе. Подтверждением является создание Европейского некоммерческого проекта в поддержку многоязычия «LIGHT ( Language for Integration and Global Human Tolerance), где была сформулирована цель, остающаяся актуальной и сегодня: каждый гражданин ЕС должен владеть, как минимум, тремя общеевропейскими языками. Эту цель поддержали на саммитах ЕС в Лиссабоне (2000 г.) и Барселоне (2002 г.).
Сегодня в России изучение иностранного языка стало обязательным со второго класса и закреплено в нормативных документах. В детских садах иностранный язык является вариативной частью. Родители сами решают, обучать ли ребенка иностранному языку с раннего дошкольного возраста или младшего школьного возраста.
Таким образом, рассмотрев ретроспективу взглядов на обучение иностранному языку, можно сделать вывод, что идея введения раннего обучения иностранному языку возникла давно и признавалась необходимой многими отечественными и зарубежными педагогами и методистами. Однако прошло несколько столетий прежде, чем раннее обучение иностранным языкам стало обязательным и было закреплено в нормативных документах.

 

Содержание:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ретроспектива взглядов о необходимости раннего обучения иностранному языку детей дошкольного возраста
Психолого – педагогические особенности раннего обучения детей дошкольного возраста английскому языку
Методические аспекты раннего обучения детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования
Интеграция возможностей общего и дополнительного образования как фактор развития личности ребёнка средствами иностранного языка
Выводы по главе 1

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработка инструментария и изучения уровеня развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста
Проектирование и апробация программы раннего обучения английскому языку в условиях дополнительного образования
Анализ и оценка результатов опытно – экспериментальной работы по обучению детей старшего дошкольного возраста английскому языку
Методические рекомендации по раннему обучению детей дошкольного возраста английскому языку
Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) перечислено «формирование личности с мировым уровнем культуры и знаний, а также интеграция личности в национальную и мировую культуру». В настоящее время не существует единых возрастных рамок для начала изучения иностранного языка. Модель «Образование в России 2020» фокусируется на необходимости образования в течение всей жизни с самого раннего возраста и выделяет систему развития детей раннего возраста как самостоятельный элемент современной модели образования. Федеральная программа развития образования рассматривает ожидаемые результаты как «внедрение новых подходов к созданию среды развития, наиболее полное выявление и развитие навыков детей». Родители имеют право выбирать программу дополнительного образования для своего ребенка, которая, по их мнению, является основой для будущего развития определенных способностей ребенка, в том числе языковых. В этом контексте необходимо разработать новые программы и методы дополнительного образования, которые помогут выучить иностранный язык с раннего возраста.
Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне проявляется в неадекватной разработке проблемы в связи с изучением теоретических вопросов, связанных с определением раннего изучения языка в контексте современных условий, а именно с выделением компонентов раннего обучения и их содержания.
В психолого-педагогических исследованиях доказано, что среда, наследственность, воспитание – это факторы развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.П. Подласый и др.), что дошкольный возраст является сензитивным в овладении иностранным языком (И.В. Вронская, Н.Д. Гальскова, Е.А. Глухарева, Н.А. Малкина, И. И. Невежина, Нина Спада, Трейси Токухама и др.), что языковая и развивающая среда содержат огромный потенциал для развития личности (М. Монтессори, Е.И. Негневицкая, С.Л. Новоселова, И.А. Орехова, В.А. Петровский, Н.Ю. Черепова и др.). Однако педагогические исследования в области раннего обучения иностранным языкам затрагивают детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Возраст до трех лет изучался недостаточно глубоко, а соответственно, понятие «раннее обучение иностранным языкам» сформулировано неполно, не обобщены особенности раннего обучения, нет ясности в теории дошкольного образования в понимании процесса обучения иностранному языку детей раннего возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

По результатам проведенного исследования было выявлено:
В работе рассматриваются современные методики обучения английскому языку, а также основания для организации раннего обучения; на основе данных исследований в данной области формулируются особенности содержания раннего обучения иностранному языку, технологии и методы раннего обучения иностранного языка, тенденции развития методики раннего обучения иностранного языка. Рассматриваются психолого-педагогические и лингводидактические условия и особенности методики обучения иностранному языку детей данной возрастной группы.
Потенциал интеграции общего и дополнительного образования на сегодняшний день вызывает многочисленные надежды педагогов, руководителей ОУ, представителей образовательных министерств и ведомств. Потому что одним из важнейших плюсов интеграции общего и дополнительного образования — это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов детей.
Основной целью опытно-исследовательской работы была проверка эффективности гипотезы, которая заключается в том, что обучение иностранному языку будет более эффективным, если обучать начинать с раннего возраста.
На констатирующем этапе нами было проведено исследование трех компонентов: когнитивного, эмоционального м культурологического. По результатам констатирующего этапа было выявлено, что по всем трем компонентам дети получили низкие и средние показатели. Анкетирование родителей показало, что в целом родители сомневаются в необходимости изучения иностранного языка.
На формирующем этапе исследования нами была реализована разработанная программа «English for kids».
Целью программы является формирование коммуникативных навыков при обучении английскому языку, благодаря включению в программу обучения активных методов.
Результаты итогового среза показали, что в тех группах, в которых занятия велись по методике, положительные изменения произошли по всем разработанным критериям, что подтверждает положения нашего исследования и свидетельствует о правильности проведения опытно-исследовательской работы по внедрению методики обучения детей раннего возраста иностранному языку в условиях дополнительного образования.
Нами рассмотрены рекомендации по обучению иностранному языку дошкольников. Все методисты, педагоги едины в одном мнении, что изучение иностранного языка, в случае правильной организации занятий, развивает детей дошкольного возраста, поднимает их образовательный и культурный уровень.
Итак, гипотеза нашего исследования полностью доказана, действительно раннее обучение иностранному языку в условиях дополнительного образования будет эффективным если:
 будут учитываться возрастные и индивидуальные психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
 будет спроектирована программа раннего обучения английскому языку на основе системного, средового и деятельностного подходов;
 в процессе раннего обучения будут использоваться игровые и наглядные методы обучения, поддерживая интерес к языковому материалу;
 в процессе бучения будет осуществляться взаимодействие с родителями как социальными партнерами, привлекая их к участию в образовательном процессе.
Таким образом, достигнута поставленная цель, решены все задачи исследования.

 

Заключение:

 

Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) перечислено «формирование личности с мировым уровнем культуры и знаний, а также интеграция личности в национальную и мировую культуру». В настоящее время не существует единых возрастных рамок для начала изучения иностранного языка. Модель «Образование в России 2020» фокусируется на необходимости образования в течение всей жизни с самого раннего возраста и выделяет систему развития детей раннего возраста как самостоятельный элемент современной модели образования. Федеральная программа развития образования рассматривает ожидаемые результаты как «внедрение новых подходов к созданию среды развития, наиболее полное выявление и развитие навыков детей». Родители имеют право выбирать программу дополнительного образования для своего ребенка, которая, по их мнению, является основой для будущего развития определенных способностей ребенка, в том числе языковых. В этом контексте необходимо разработать новые программы и методы дополнительного образования, которые помогут выучить иностранный язык с раннего возраста.
Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне проявляется в неадекватной разработке проблемы в связи с изучением теоретических вопросов, связанных с определением раннего изучения языка в контексте современных условий, а именно с выделением компонентов раннего обучения и их содержания.
В психолого-педагогических исследованиях доказано, что среда, наследственность, воспитание – это факторы развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.П. Подласый и др.), что дошкольный возраст является сензитивным в овладении иностранным языком (И.В. Вронская, Н.Д. Гальскова, Е.А. Глухарева, Н.А. Малкина, И. И. Невежина, Нина Спада, Трейси Токухама и др.), что языковая и развивающая среда содержат огромный потенциал для развития личности (М. Монтессори, Е.И. Негневицкая, С.Л. Новоселова, И.А. Орехова, В.А. Петровский, Н.Ю. Черепова и др.). Однако педагогические исследования в области раннего обучения иностранным языкам затрагивают детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Возраст до трех лет изучался недостаточно глубоко, а соответственно, понятие «раннее обучение иностранным языкам» сформулировано неполно, не обобщены особенности раннего обучения, нет ясности в теории дошкольного образования в понимании процесса обучения иностранному языку детей раннего возраста.

 

Список литературы:

 

Проблема раннего обучения иностранному языку активно исследуется педагогами, психологами, методистами. Вопрос о раннем обучении иностранному языку вызывает много споров в науке не одно столетие.
Негативную оценку раннего обучения иностранному языку дает и известный швейцарский педагог И.Г. Песталоцци. В «Письмах учителю Петерсону» он рассматривает возможные негативные последствия раннего обучения, если оно будет строиться с нарушением законов внутреннего становления и развития ребенка. Он считает раннее обучение, как одну из причин, «ведущих обычно к легкомыслию, своеволию и злости детей» [56]. Его замечание о том, что «наиболее серьезный недостаток современного воспитания, несомненно, следующий: от детей требуют слишком многого, и при том таких вещей, которые обладают лишь мнимой ценностью» [56]. Высказанное суждение И.Г. Песталоцци в 1782 году, и в наши дни остается актуальным. Очень четко в своих «Письмах» он говорит и о первопричинах раннего обучения, в основном,- это желание родителей, а также о положительных результатах воспитания в соответствии с внутренним развитием ребенка. «Я знаю, — говорит он, — что ребенок, которого воспитывают таким образом, не вызывает преждевременных восторгов у кумушек и предсказателей; но его спокойным созреванием всегда будут довольны внимательные родители, которые заботятся об истинном благе своих детей и думают об их дальнейшем будущем. Нет бòльшего несчастья для человека, чем, когда его с ранних лет приучают к скороспелым суждениям и поспешной поверхностности в рассмотрении тех предметов, которые заслуживают длительного внимания» [56].
Однако методика раннего обучения как отрасль методической науки зарождается в XIX веке. В это время ни в одной стране мира не был так широко распространен опыт обучения иностранным языкам детей, как в России. Это было связано с тем, что немецкий язык в XVIII веке и французский язык в XIX веке были языками общения в дворянской среде. Это создавало необходимость обучать детей иностранному языку в раннем возрасте.
Русская классическая педагогика XIX века обращает внимание на место и значение иностранных языков в воспитании. В первую очередь обсуждался вопрос о наиболее приемлемом возрасте для раннего обучения иностранным языкам. И педагоги того времени утверждали, что обучение ребенка иностранному языку возможно только тогда, когда ребенок научится мыслить и говорить на родном языке. При этом К.Д. Ушинский подчеркивал, что одновременно с изучением иностранного языка должен изучаться родной язык [75].
Однако следует отметить, что, несмотря на то, что детей учили иностранному языку с ранних лет в домашней среде, в учебных заведениях в России XIX века не было предусмотрено обучение иностранному языку детей младшего возраста.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы