Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Физическая культура

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие координационных способностей у младших школьников на уроках физической культуры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Анатомические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2 Физические качества и методы их развития 14
1.3 Понятие о координационных способностях и методах их развития 21
1.4 Средства и методы развития координационных способностей 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Методы и организация исследования 32
2.2 Результаты исследования 38
ВЫВОДЫ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Многочисленные исследования, проведенные за последние годы, свидетельствуют о социально-экономических изменениях в современном обществе, процессы глобализации и информатизации обусловили увеличение роли и значимости каждой личности, успешности ее индивидуального развития [1, 35]. Это вызывает необходимость поиска путей оптимизации обучения и воспитания подрастающего поколения, в частности детей младшего школьного возраста.
Одним из важных направлений решения этой проблемы является внедрение новых прогрессивных педагогических технологий в физическом воспитании детей младшего школьного возраста для развития у них координационных способностей.
Однако, сейчас ярко проявляется противоречие между декларативными заявлениями о необходимости совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждениях и практической деятельностью в этой сфере.
Традиционные подходы к физкультурно-оздоровительной работе с детьми часто не отвечают современным требованиям и нуждаются в замене на такие, которые эффективнее способствовали бы решению задач укрепления здоровья, своевременному физическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, повышению уровня физической подготовленности, в том числе и развитию координационных способностей.
Анализ исследований показал [6, 9, 19], что составляющими физического развития детей являются двигательные качества (быстрота, координационные способности, выносливость, мышечная сила, гибкость). У детей младшего школьного возраста интенсивно развиваются такие двигательные качества, как ловкость, быстрота, гибкость, которые положительно влияют на другие составляющие физического развития: телосложение (морфологию тела) и осанку ребенка. Многие исследователи подчеркивают наличие взаимосвязи между интеллектуальным, моральным, эмоциональным, социальным развитием и двигательной деятельностью, физической подготовленностью ребенка [37, 38, 45]. На сегодняшний день вопросы развития координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры являются актуальными, однако рассмотрены недостаточно.
Все указанное определяет актуальность и практическую значимость разработки методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – разработать методику развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
2. Оценить уровень развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – физическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – средства и методы развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики
В основу исследования положена следующая гипотеза – предполагаем, что разработанная методика занятий будет способствовать развитию координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в системе физического детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Исследование координационных способностей как объекта научного внимания ученых на протяжении многих лет не теряет своей актуальности. Это связано с тем, что именно в развитии специфических и базовых координационных способностей, в том числе наиболее значимых, многие отечественные и зарубежные авторы видят пути разрешения накопившихся на сегодняшний день проблем физического воспитания младших школьников.
Специфические координационные способности лежат в основе проявления различных координационных характеристик двигательных действий, в связи с чем, их рассматривают как вещественные корреляты технической подготовленности школьников.
Успешное развитие координационных способностей тесно зависит от построения уроков физической культуры, которое включает в себя методически правильно разработанные комплексы упражнений, их последовательное применение.
Проблема развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста является актуальной задачей, так как их нормальная степень развития является необходимым условием в процессе физического воспитания.
К специфическим методам физического воспитания, которые направлены на развитие координационных способностей относят следующие группы методов: методы строго регламентированного упражнения; игровой метод, соревновательный метод.
2. Разработанная методика развития координационных способностей у юных школьников включала в себя: физические упражнения, которые были систематизированы в блоки с учетом их преимущественной направленности для развития отдельных видов координационных способностей; подводящие и специальные упражнения, использование «координационной лестницы». Включение таких упражнений способствовало формированию умений и навыков не только технического исполнения элементов, но и, являясь относительно новыми по отношению к двигательному опыту занимающихся, стимулировали развитие координационных способностей; гимнастические упражнения для тренировки вестибулярной устойчивости; упражнения на нестабильной опоре.
3. Использование предложенных средств и методов на уроках физической культуры подтвердили свою эффективность и значимость. У школьников экспериментальной группы отмечено улучшение координационных показателей по тесту Balsom, результаты которого улучшились на 15,29 %, Т-тесту ловкости – на 22,41 %, Тесту Arrowhead – на 4,09%, челночному бегу – на 14,33 %.
У школьников контрольной группы отмечено улучшение координационных показателей по тесту Balsom, результаты которого улучшились всего лишь на 1,77 %, Т-тесту ловкости – на 4,69 %, тесту Arrowhead – на 3,75%, челночному бегу – на 7,33 %. Достоверные различия между группами наблюдались по всем изучаемым показателям статической и динамической координации за исключением усложненной пробы Ромберга.
Полученные данные подтвердили эффективность разработанной методики и могут служить основанием для практического внедрения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Анатомические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста

Физиологически рациональная подготовка детей на уроках физической культуры должны принимать во внимание особенности морфофункционального развития, а также сенситивного периода развития физических качеств, в котором происходит интенсивное созревание структурных и функциональных элементов. Данные факторы определяют становление произвольной регуляции поведения, ориентацию на социальные нормы и требования, формирование основ логического мышления [4, 46].
Младший школьный возраст характеризуется равномерным развитием опорно-двигательного аппарата и различной интенсивностью роста отдельных размерных признаков.
Например, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем масса тела. Очень подвижны суставы детей в этом возрасте, связки эластичны, также скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб ребенка сохраняет большую подвижность до 8 лет [46].
Множество исследований показывают, что для развития подвижности во всех основных суставах благоприятен именно младший школьный возраст. Мышцы у детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, которые содержат в себе небольшое количество жира и белка. Но при этом крупные мышцы детей развиты больше, чем мелкие.
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Разносторонняя физическая нагрузка у детей младшего школьного возраста способствует развитию мышц туловища, формированию правильной осанки и распрямлению грудной клетки.
Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно-рефлекторных связей у детей младшего школьного возраста создают благоприятные условия для развития физических качеств [2, 47].
Физические качества имеют определенную взаимосвязь между собой в процессе своего развития, потому что являются функцией одного и того же нервно-мышечного аппарата и отображают возрастные и половые особенности организма ребенка.
В младшем школьном возрасте начинается интенсивное развитие нервной системы, что создает благоприятные предпосылки к освоению новых движений, формированию двигательных навыков [21].
Однако формирование проприорецепторов, размещенных в суставах и связках, морфологически и функционально продолжается и завершается лишь в 13-14 лет, а проприорецепторов мышц – в 12-15 лет.
Пропорции тела у детей младшего школьного возраста продолжают изменяться, ребенок растет, его тело постепенно становится относительно узким. В период от шести до семи лет наблюдается повышение скорости роста тела в длину, при этом конечности в это время растут быстрее, чем туловище. Поэтому педагогу нужно уделять значительное внимание укреплению мышечного корсета для поддержания правильной осанки.
Для определения степени морфофункциональной зрелости организма, связанной с уровнем созревания нервной системы, создан «филиппинский тест», сущность которого заключается в том, что ребенку нужно провести руку над головой и коснуться противоположного уха. Если полуостовной скачок еще не прошел, ребенок не может дотянуться до уха. Завершение полуостовного скачка сопровождается тем, что ребенок может свободно дотянуться до верхнего края ушной раковины. Данный тест отражает единство роста и созревания нервной и костно-мышечной системы.
Для костной ткани детей характерно строение, напоминающее волокнистую костную ткань взрослых, однако в костной ткани детей больше органических веществ. Такая кость характеризуется меньшей твердостью, большей пластичностью, чем кость взрослых, она легче подвергается деформациям. Так же костная ткань в младшем школьном возрасте отличает наличие интенсивных ростовых процессов.
Мышечно-связочный аппарат в этом возрасте слабый, характеризуется высокой способностью к растяжению. Это обусловливает значительную гибкость, однако не обеспечивает надежной фиксации костей. Поэтому возможны деформации скелета, развитие асимметрии тела и конечностей, возникновение плоскостопия [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы