Методика обучения русскому языку Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Использование проектного метода при обучении морфологии русского языка в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ
О МОРФОЛОГИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 8

1.1 Метод проектов в истории педагогической мысли. 8

1.2 Особенности обучения морфологии в начальной школе. 24

1.3 Возможности применения проектной методики при изучении
морфологии в начальных классах. 33

Выводы по главе 1. 47

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
МОРФОЛОГИИ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.. 49

2.1 Система организации проектной деятельности при
изучении морфологии русского языка в начальной школе. 49

2.2 Итоги экспериментальной работы.. 57

Выводы по главе 2. 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 75

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРОЕКТЫ.. 81

 

  

Введение:

 

Новые требования работодателей и
рынка труда обуславливают необходимость применять в учебном процессе
образовательных организаций технологии, формы и методы обучения, направленные
на формирование и развитие у обучающихся комплексных навыков и компетенций, позволяющих
им успешно реализовать себя в выбранной профессиональной сфере деятельности.
Развивающая системно-деятельностная модель образовательного процесса является
определяющей.

В
современном мире актуальным становится вопрос разработки и внедрения модели
обучения, которая помогает каждому ученику не только использовать заученный
учебный материал, но и самому что-то создавать, приучать учащихся
прислушиваться к себе и строить свою судьбу, исходя из уровня способностей,
склада ума и особенностей характера.

Совокупно-интегрированный образовательный процесс
предполагает совместную ответственность педагога и обучающихся за процесс и
результат обучения. Учение будет эффективным тогда, когда обучающийся не только
ставит перед собой цель усвоить определенное знание, но и когда овладевает
способами действий в отношении усваиваемого содержания. Деятельность
побуждается мотивами, направленными на удовлетворение познавательных
потребностей. Познавательный интерес – один из самых значимых мотивов учения,
его формирование определяет вырабатывание социальных и персональных
компетенций.
Деятельностный подход в обучении основана
на работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна.

В последнее десятилетие вопросы рационализации обучения в
системе языкового образования выдвинулись на одно из первых мест, т.к.
происходит усовершенствование современного общественно-технического
пространства. Осознанность действий достигается за счет активности обучающихся
при формировании навыков самостоятельного направленного поиска информации, а
также творческого разрешения проблемной ситуации, погружения в языковую среду, имитирующую
реальные условия.

Процесс обучения – это целенаправленная передача от одного
поколения другому общественно-исторического и социокультурного опыта в
специально организованных условиях. Любое педагогическое взаимодействие с
обучающимся становится действенным только с учетом особенностей их мотивации, а
мотивация педагога является движущей силой организации этого взаимодействия. За
одинаковыми действиями обучающихся могут скрываться объективно разные причины.
Повышению мотивационной составляющей
при обучении и активизации творческого потенциала обучающихся при формировании
ключевых компетенций способствует проектно-исследовательская методика. На
протяжении педагогической деятельности проектная технология и проектный метод
обучения широко разрабатывались зарубежными и отечественными
учеными-практиками.
Общим теоретическим вопросам
организации проектной деятельности посвящены работы В.П. Беспалько,
Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, Е.С. Полат, В.В. Рубцова, Г.К. Селевко,
В.Д. Симоненко и других.
В
основе проблематики навыков исследовательской деятельности лежат идеи Л.С. Выготского,
И.Я Лернера, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Н.Г.
 
Алексеева, В.И. Слободчикова. Вопросами
организации проектной деятельности в начальной школе занимались Т.Ч.
Баймуханова, Л.С. Васильева, К.А. Гаврикова, Т.И. Зиновьева и др.

Приобретение и приращение знаний обучающимися,
овладение навыками самостоятельного поиска и ориентации в информации является
непременным требованием образовательного процесса, поэтому проблема мотивации
обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической
психологии. В разные исторические периоды развития образования вопросами
мотивации занимались Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ,
Дж. Аткинсон, З. Фрейд, У. Макдугалл, А. Маслоу, Л.И. Божович, К.
Вепсяляйнен, Н.Г. Морозова, М.В. Матюхина, А.К. Маркова, К. Роджер и
многие др.

Несмотря
на то, что проблема проектной и исследовательской деятельности изучается
достаточно давно, использование ее в образовательном процессе актуально в
настоящий момент. Этим обусловлен выбор темы работы: «Использование проектного
метода при обучении морфологии русского языка в начальной школе».

Психологические
механизмы работы над проектом опираются на
фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении,
самоопределении, саморегуляции, самореализации, т.к. являются активным
стимулирующим средством к овладению русским языком.

Проектная
деятельность одна из современных образовательных технологий деятельностного
типа и широко используется с внедрением Федеральных государственных
образовательных стандартов
[ФГОС]. В связи с необходимостью широкого
внедрения технологии проектной деятельности в практику образования испытывается
недостаток представлений о влиянии данной технологии на развитие личностной
мотивации как необходимого компонента выработки универсальных учебных действий.

Проблема
исследования находится в рамках изучения формирования мотивации и творческой
активности младших школьников в освоении русского языка, в частности, в
процессе обучения морфологии, на основе проектно-исследовательской
деятельности.

Проблема
исследования
: каковы пути использования проектного
метода при обучении морфологии русского языка в начальной школе?

Значимость
темы исследования и поиск путей решения проблемы обусловили цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить
организационно-педагогические условия реализации проектной деятельности
школьников как средства обучения морфологии русского языка.

Гипотеза
исследования
состоит в предположении, что использование проектного метода
будет способствовать лучшему усвоению учебного материала по морфологии учащимися
начальных классов при реализации следующих условий:


соблюдение этапов проектирования;

– учет
возрастных особенностей учащихся;


использование групповых, индивидуальных проектов.

Задачи исследования:

1.
Рассмотреть метод проектов в истории педагогической мысли.

2.
Описать особенности обучения морфологии в начальной школе.

3.
Раскрыть возможности применения проектной методики при изучении морфологии в
начальных классах.

4.
Провести экспериментальное исследование организации обучения морфологии на
основе метода проектов.

5.
Разработать и апробировать систему организации проектной деятельности при
изучении морфологии русского языка в начальной школе.

Объект исследования
– процесс обучения морфологии русского языка в начальной школе.

Предмет исследования
специфика использования проектного метода при обучении морфологии русского
языка в начальной школе.

Методы исследования:

– анализ литературы по
проблеме исследования;

– метод синтеза;

– метод обобщения;

– педагогический
эксперимент.

Научная новизна
исследования
состоит в том, что нами
определены возможности применения проектной методики при изучении морфологии в
начальных классах, обобщены критерии оценки проектной деятельности учащихся.

Теоретическая значимость
исследования
состоит в том, что было
расширено понятие проектной деятельности как средства обучения морфологии в
начальных классах; теоретически обосновано использование проектной деятельности
в обучении учащихся начальной школы морфологии русского языка
.

Практическая значимость
исследования
состоит в том, что:


собранный теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших
разработках данного вопроса;


собранный материал можно использовать для составления лекций для студентов –
будущих учителей начальных классов;


разработана и апробирована система организации проектной деятельности при
изучении морфологии русского языка в начальной школе, которую можно
использовать в работе учителя начальных классов при обучении морфологии.

Структура
работы
.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка
использованной литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ литературы
позволил нам определить сущность и структуру понятий «проектирование»,
«проект», «проектная деятельность». Проектная деятельность предусматривает
интеграцию и непосредственное применение знаний и умений, направленных на
приобретение личностного опыта. Она создает условия для творческой
самореализации учащихся, способствует развитию их интеллектуальных
способностей, самостоятельности, ответственности, умению планировать, принимать
решения, оценивать результаты.

В изученных нами
исследованиях процесс проектирования рассматривается как основной механизм
осуществления и развития инновационной деятельности и как вид творчества,
который включает моделирование, прогнозирование и аналитическое оценивание. Как
видим, на практике все еще очень мало применяются инновационные технологии, в
частности, компьютерно-ориентированные средства обучения. Это свидетельствует о
недостаточной разработанности процессов внедрения инновационных теоретических
концепций в практике работы современной школы и низкий уровень подготовки
учителя к инновационной деятельности, в частности к процессу педагогического
проектирования.

Проведенное исследование
на констатирующем этапе исследования показало недостаточный уровень владения
учащимися знаниями в области морфологии. В результате анализа диагностических
работ учеников 4-х классов были выделены следующие уровни: 1) экспериментальная
группа (4-А класс): высокий уровень – 5 учащихся (20%); средний уровень – 11
учащихся (44%); низкий уровень – 6 учащихся (24%); очень низкий уровень – 3
учащихся (12%); 2) контрольная группа: высокий уровень – 6 учащихся (24%);
средний уровень – 10 учащихся (40%); низкий уровень – 6 учащихся (24%); очень
низкий уровень – 3 учащихся (12%).

Было установлено, что
большинству учащихся свойственен средний уровень знаний.

На формирующем этапе
проводилась работа по реализации системы организации проектной деятельности при
изучении морфологии русского языка в начальной школе.

Были определены параметры
оценивания разных видов деятельности учащихся и алгоритм проектной деятельности
с перечислением действия учителя и учеников.

На контрольном этапе
повторно проводилась аналогичная диагностическая работа. Сравнение результатов
констатирующего и контрольного этапов позволили установить наличие
положительной динамики в уровне знаний учащихся экспериментальной группы:
высокий уровень выявлен у 8 учащихся (32%) по сравнению с 5 учащимися (20%) на
констатирующем этапе исследования; средний уровень свойственен 11 учащимся (44%),
как и на констатирующем этапе исследования; низкий уровень – 6 учащимся (24%),
как и на констатирующем этапе исследования; очень низкий уровень не был выявлен
по сравнению с 3 учащимися (12%) на констатирующем этапе исследования.

Результаты диагностики в
контрольной группе показали отсутствие динамики, уровни владения учащимися
знаниями морфологии остались прежними.

Полученные результаты
исследования свидетельствуют об эффективности использования метода проектов при
обучении морфологии русского языка учащихся в начальной школе.

Таким образом, гипотеза
исследования подтверждена.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О
МОРФОЛОГИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Метод проектов в истории педагогической мысли

 

Инновационные процессы в
современном образовании побуждают к реорганизации существующих педагогических
систем, переосмыслению ценностей, целей и содержания их деятельности и переход
от устаревших стереотипов, шаблонов и жестких форм к творческой инициативе и
индивидуальной ответственности педагогов в проектировании и организации
педагогического процесса. Большинство исследователей в области педагогической
деятельности выделяют в ее структуре проектировочный компонент как наиболее
значимый, что обеспечивает технологизацию педагогического процесса. Обобщая
различные подходы к трактовке сущности педагогической технологии, видим, что
термины «проект», «проектирование», «педагогическое проектирование» довольно
часто употребляются как основные синонимичные понятия.

Проведенный анализ
отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод, что понятие
«проект» обладает достаточно широкой трактовкой:

                  
проект является совокупностью
концептуальной и формальной модели, пакет документов, который подает описание
на предметном языке того, что и как должно быть сделано
[11, c. 137];

                  
проект – это будущая деятельность [50, c. 137];

                  
проект является комплексом взаимосвязанных
сиюминутных мер, которые направлены на то, чтобы достичь поставленных целей в
условиях ограничения времени, бюджета, кадров и пр.
[50, c. 137].

С. Избаш в своем
диссертационном исследовании совершил попытку развернутого анализа подходов к
определению содержания понятия «проект»
[18]. В рамках данной работы автор
рассматривает проект в качестве совокупности определенных действий, документов,
плана, замысла реализации будущей деятельности.

По мнению исследователей
Т.И. Зиновьевой и С.С. Избаша, использование проектной технологии позволяет
обеспечить развитие у учащихся инициативы и творческой деятельности. Также
проектная деятельность учащихся позволяет установить взаимосвязь приобретенных
знаний и навыков и их применения в процессе решения различных практических
задач. Согласно точке зрения исследователей, проектная технология является тем
единственным средством, которое позволяет превратить «школу учебы» в «школу
жизни», а которой полученные знания реализуются учащимися в практической
деятельности.

В зарубежной школе проектной
технологии отводится значительная роль и осуществляется его активное и успешное
внедрение. К примеру, в таких странах, как США, Великобритания, Бельгия,
Финляндия, Германия, Италия, проектная технология обладает большой популярностью
в следствие удачного сочетания теоретического знания и его практического
применения для решения конкретных проблем [
31].

Г.Л. Ильин, автор
системы проективного обучения, отмечает, что «проект – замысел решения
проблемы» – это центральное звено проективного обучения. При этом отметим, что
«проект – замысел решения проблемы» обладает жизненно важным значением для учащихся.
Характерная особенность данного проекта состоит в наличии отличия между уже
существующими решениями и проектами. Основная мотивация обучения определяется стремлением
к поиску лучшего, своего решения. Усваиваемое содержание обучения становится
средством движения человека в будущее, реализации своего собственного проекта
жизненного пути
[19]. Поэтому, кроме
фундаментальной научной информации в рамках проектной технологии может быть использована
случайная, противоречивая и несистематизированная информация. При этом задача
учащегося состоит в том, чтоб привести данную случайную информацию в

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы