Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 Теоретический анализ компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 5
1.1. Понятие психологической готовности к школе в современной педагогике (психологии) 5
1.2. Критерии и факторы развития психологической готовности детей к школе 9
1.3. Обзор методик диагностики и развития компонентов психологической готовности детей 11
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию компонентов психологической готовности детей 14
2.1. Констатирующий эксперимент 14
2.2. Формирующий эксперимент 26
2.3. Контрольный эксперимент 32
Глава 3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию компонентов психологической готовности детей 38
3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам (психологам) 38
3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям 41
ЗAКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Введение:
Актуальность исследования. Вопрос психологической готовности к школе в настоящее время становится очень популярной среди исследова-телей разных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, дискутируют о возрасте, с которого самым целесообразным будет начинать обучение детей в школе. Такой интерес к этой проблеме объясняется тем, что образ-но готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания, ведь хороший и крепкий фундамент является залогом надежности и качества быстрой постройки.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению пред-ставляет один из самых важных итогов развития в период дошкольного детства. Актуальность проблемы исследования заключается в том, что на данном этапе развития общества стоят высокие требования к организации воспитания и обучения, которые обуславливают необходимость искать но-вые, наиболее эффективные психолого-педагогические подходы, которые будут способствовать приведению методов обучения в соответствии с тре-бованиями жизни. Для решения этой проблемы необходимо четко опреде-лять цели и принципы организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, так как от этого зависит успешность последующего обуче-ния детей в школе.
Изучением особенностей сформированности психологической готов-ности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе занима-лись многие педагоги и психологи. Среди них мы можем выделить работы таких исследователей как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, В.С. Мухина и многие другие. Среди современных ис-следователей можно назвать М.М. Безруких, М.Н. Ильину, Е.Е. Кравцова, Е.И. Рогова и др.
Наличие большого пласта научных и практических исследований по проблеме сформированности готовности к обучению в школе свидетель-ствует об ее актуальности. Вместе с тем, специфика психологической го-товности к обучению в школе ещё недостаточно полно раскрыта. Это свя-зано с возрастными особенностями современных первоклассников, посту-пающих в школу, многообразием факторов, влияющих на процесс психо-логической готовности старших дошкольников к новым условиям система-тического обучения в коллективе сверстников.
Тем самым, можно сформулировать проблему исследования, кото-рая заключается в изучении особенностей формирования психологической готовности современных детей 6-7 лет к обучению в школе.
Целью исследования на основе теоретического анализа и практиче-ского эксперимента изучить особенностм формирования психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие зада-чи:
1. Изучить понятие психологической готовности к школе в современ-ной педагогике и психологии.
2. Выявить критерии и факторы развития психологической готовно-сти детей к школе.
3. Провести обзор методик диагностики и развития компонентов психологической готовности детей.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по развитию компонентов психологической готовности детей к обучению в школе.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию компонентов психологической готовности детей к обучению в школе
Объектом исследования являются процесс формирования психоло-гической готовности дошкольников к обучению в школе.
Предметом исследования выступает психолого-педагогическая ра-бота по развитию компонентов психологической готовности детей к школьному обучению.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить целенаправленную работу по формированию компонентов психологической готовности к обучению в школе, которая будет основываться на следующих параметрах:
— учет индивидуальных особенностей развития дошкольников;
— уровне сформированности отдельных компонентов готовности к обучению;
— использовании современных методов учебно-воспитательной рабо-ты (наблюдение, игровые технологии).
Для исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретические (анализ и синтез психолого-педагогической литера-туры по теме исследования, обобщение имеющихся исследований по во-просам психологической готовности дошкольников к обучению в школе).
2. Эмпирические (проведение экспериментального исследования, ан-кетирование и тестирование дошкольников)
3. Метод количественной и качественной оценки полученных данных.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе и уточнении основных аспектов исследуемой проблемы, которые отражены в методиче-ской литературе и программах по исследованию процесса психологиче-ской готовности детей к обучению в школе.
Практическая значимость исследования заключается в использова-нии полученных данных в ходе проведения эмпирического исследования педагогами, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке детей к школе.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, приложений
Заключение:
Психологическая готовность к обучению в школе предполагает сформированность достаточного уровня психического развития детей, ко-торый необходим для успешного усвоения школьной программы в начальных классах, с учетом условий обучения в коллективе сверстников.
В структуру психологической готовности школьного обучения при-нято относить мотивационную, социально-личностную, интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность.
Результаты проведенной экспериментальной работы со старшими дошкольниками показывают, что большинство детей имеют высокую познавательную активность, у них сформированы навыки осознанной саморегуляции деятельности и поведения, развита аналитико-синтетическая деятельность. Дошкольники высокого и среднего уровня выполнения заданий имеют преобладающим познавательный и социальный мотив.
Более низкий уровень обучаемости наблюдается у 30% дошкольников. Их внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются его колебания. Такие дети имеют неравномерную работоспособность, невысокую прочность запоминания и неточность воспроизведения. У данных дошкольников преобладает игровой мотив, они с трудом выполняли задания самостоятельно, им постоянно нужно было активное участие взрослого. Дети часть отвлекались и быстро уставали, старались уходить от интеллектуальных усилий, отходя от сути задания и переходя к обсуждению несущественных деталей. Для детей, показавших низкий уровень обучаемости и готовности к школе, на наш взгляд, необходимо проводить коррекционную работу.
Для такой коррекционной работы была разработана программа дополнительных занятий, направленных на формирование психологической готовности к обучению в школе. Программа рассчитана на детей 6-7 лет и предполагает полтора месяца обучающих занятий.
После этого было проведено повторное исследование, которое позволило подтвердить эффективность и успешность разработанных занятий для детей старшего дошкольного возраста. По всем методикам наблюдалась положительная динамика развития психологической готовности к обучению в школе.
Таким образом, цель программы в подготовке детей к обучению в школе, подготовка к становлению новой ведущей деятельности – учебной, а также психологическое развитие дошкольников, была достигнута. А поставленные задачи по развитию детей решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Понятие психологической готовности к школе в современной педагогике (психологии)
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ре-бенка. Одной из важных сторон психологической готовности считается до-статочный уровень волевого развития ребенка. Особенное место занимает овладение специальными знаниями и навыками, которые относятся к школьным.
К 6-7 годам у ребенка меняется множество психологических процес-сов, возрастает подвижность нервных процессов, наблюдается равновесие процессов возбуждения и торможения. Возрастает функциональное значе-ние второй сигнальной системы. Происходит полное формирование мор-фологического созревания лобного отдела коры больших полушарий, ко-торое в свою очередь дает возможность для осуществления целенаправ-ленного произвольного поведения, планирования и выполнения про-граммных действий. Все эти процессы необходимы для положительного развития произвольной сферы до уровня, который важен при обучении в школе [17].
Психологическая готовность к обучению в школе представляет собой сложное образование, которое включает в себя наличие высокого уровня развития мотивационной и интеллектуальной сферы у детей старшего до-школьного возраста, а также сформированной сферы произвольности.
Первые исследования по данной проблеме были проведены во вто-рой половине 19 века такими учеными как А. Нейфильд, А. Нечаев, А. Павлов и др. В это время были определены проблемы, которые обуслав-ливаются началом поступления в школу и трудностями детей, связанными с усвоением знаний.
Во второй половине 19 века вопросы психологической готовности к обучению в школе не выделялись в самостоятельную научную проблему, а решилась в процессе общих проблем возрастного развития старших до-школьников в рамках педагогической психологии. Однако в этот период появились исследования, которые были направлены на изучение основных составляющих готовности ребенка к процессу обучения в начальной шко-ле, которые послужили основой для теоретических положений современ-ного подхода рассмотрения данной проблемы [14].
Такими психологами и педагогами как Е.Н. Водовозова, А.П. Нечае-ва, К.Д. Ушинский было обозначено, что необходимо глубоко изучать во-просы подготовки детей к систематическому обучению в школе, отталки-ваясь от значения дошкольного периода, учитывая при этом роль семьи и семейного воспитания, влияние дошкольных организаций, направленных на обеспечение всестороннего развития детей [27].
Современная психолого-педагогическая литературы говорит о том, что понятие готовности к обучению в школе заключается в многогранном развитии личности ребенка и исследуется в двух взаимосвязанных между собой аспектах, а именно в психологическом развитии и формировании необходимых навыков учебной деятельности. Также важно заметить, что готовность к обучению в школе является результатом общего психическо-го развития ребенка на протяжении всего дошкольного периода, становясь важным итогом его психического развития [11].