Специальная психология Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения с помощью арт-терапии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование применения арт-терапии для развития эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения…………………………………………………….

7
1.1 Анализ понятия «эмпатийность» в психолого-педагогической литературе …………….……………………………………………….
7
1.2 Возрастные особенности развития эмпатийности ………….……. 10
1.3 Особенности развития эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения ……………………………………………………….
12
1.4 Арт-терапия как средство развития эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения ……………………………………………………
17
Вывод по 1 главе …………………………………………………………. 21
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей арт-терапии как средства психокоррекции эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения…………………….………….

23
2.1 Организация и проведение экспериментального исследования … 23
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа исследования ………………………………………………………………
27
2.3 Организация коррекционно-развивающих мероприятий по формированию эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения с помощью арт-терапии………….………………………………………….

43
2.4 Анализ и интерпретация результатов контрольно-оценочного
этапа эксперимента ………………………………….…………………….
48
Вывод по 2 главе ………………………………………………………… 73
Заключение ……………………………………………………………….. 75
Список литературы …………………………………………………… 79
Приложение ………………………………………………………………. 86

  

Введение:

 

Актуальность исследования. С каждым годом увеличивается количество детей с нарушением зрения, и даже воздействие неблагоприятных факторов может привести к проблемам со зрением. В условиях гуманизации общества особенно приоритетным становится развитие типа взаимоотношений, основанных на гуманизме, на уважении к индивидуальности каждого человека. В качестве неотъемлемой части культуры личности выступает эмоциональная зрелость, развитые социальные эмоции, наличие способности к сопереживанию, сочувствию, сорадованию.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у детей эмпатийности, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности.
Проблемой изучения эмоционального развития детей с нарушениями зрения занимались Н.Н. Будай [8], В.З. Денискина [19], Л.А. Дружинина [22], Е.П. Ермаков [23], А.В. Запорожец [25], М.И. Земцова [23], И.Г. Корнилова [35], А.Г. Литвак [18], Г.В. Никулина [43], Л.И. Плаксина [51], Л.А. Ремезова [53], Л.И. Солнцева [57], В.З. Феоктистова [59], В.Ю. Федоренко [59] и др.
На современном этапе развития общества происходит активный поиск, разработка и внедрение вариативных программ личностно ориентированного обучения и воспитания. Особо актуальна проблема разработки и апробации инновационных методов и средств, направленных на коррекцию эмоциональной сферы детей с нарушением зрения.
Одним из перспективных направлений коррекции эмоциональных нарушений в старшем дошкольном возрасте является арт-терапия. Кроме того, одной из наиболее значимых характеристик арт-терапевтического взаимодействия участников психокоррекционной работы является опыт позитивной совместной деятельности, развитие коммуникативной активности, придание ценности детским переживаниям.
Психотерапевтическим воздействием сотворчества на эмоциональное, а также нравственное развитие личности занимались А.И. Аржанова [1], И.П. Воропаева [3], В.Г. Нечаева [41], Р.В. Овчарова [46], и др. Таким образом, арт-терапия обладает возможностями мягкой гуманной поддержки личности ребенка, развивает его способности к самопознанию.
Актуальность работы обусловлена противоречием между необходимостью усиления значимости эмпатийности для межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением зрения и недостаточным использованием потенциала арт-терапии при развитии эмпатийности таких дошкольников.
Объект исследования: эмпатийность у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: возможности арт-терапии вразвитии эмпатийности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: у старших дошкольников с нарушениями зрения есть трудности в развитии эмпатийности (недостаток знаний о социальных эмоциях, недостаточная сформированность эмпатических реакций на переживания другого, несформированные способности оказания помощи и содействия сверстникам, ограниченность форм устойчивого содействия сверстнику, несформированность способности к выражению сочувствия и сопереживания и др.), а также, что арт-терапия является эффективным методом развития эмпатийности.
Цель исследования: оценка эффективности арт-терапии для развития эмпатийности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Названные проблема, цель, объект и предмет исследования, обусловили постановку и последовательное решение следующих задач исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме
исследования;
2. Подобрать комплекс психодиагностических методик для изучения актуального уровня эмпатийности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
3. Разработать и реализовать коррекционную программу для развития эмпатийностиу дошкольников с нарушением зрения;
4. Провести изучение итогового уровня эмпатийности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и оценить успешность проведённой работы.
Методы и методики. Для решения поставленных нами задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
− Анализ теоретических и методологических данных по проблеме
исследования;
− Эмпирические методы исследования (беседа, наблюдение,
эксперимент);
− Количественный и качественный анализ результатов.
− Математическая обработка результатов по t-критерию Стьюдента
для связных выборок.
Исследование эмпатийности проводилось при помощи следующих методик:
1. Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
2. Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М.Щетинина).
3. Метод проблемных ситуаций (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
4. Диагностика проявления нравственных качеств личности (адаптированный вариант методики определения нравственной воспитанности М.И. Шиловой).
5. Методика «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» (А.Д. Кошелева).
База исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка» г. Реутов.
Контингент испытуемых. Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения общим количественным составом 30 человек, распределенных в две группы (экспериментальную и контрольную) по 15 человек в каждой.
Практическая значимость исследования заключается в составлении комплекса для диагностики уровня эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения; разработке и апробации коррекционно-развивающей программы для развития эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения. Программа на основе арт-терапии может быть полезна педагогам и психологам, работающим с детьми с нарушением зрения.
Структура работы. ВКР включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Текст исследования изложен на 78 страницах. Результаты исследования представлены в 19 таблицах и 20 рисунках.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование подтвердило свою актуальность, теоретическую и практическую значимость.
В первой части исследования был осуществлен обзор подходов к определению сущности понятия «эмпатийность». В результате проведенной работы были проанализированы отечественные и зарубежные исследования коррекции эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения.
В своей работе мы опирались на следующую формулировку понятия «эмпатийность»: это качественная характеристика личности, которая состоит из готовности и способности человека к реализации им процесса эмпатии в межличностном общении.
Обобщая современные достижения педагогической и психологической науки и практики, следует отметить, что воспитание эмпатийности у дошкольников очень сложный процесс, направленный на понимание важности проявления по отношению друг к другу отзывчивости, сострадания, формирование умений сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, делать добро искренне и руководствоваться нормами гуманного поведения при оценивании различных ситуаций и поступков людей. Для формирования эмпатийности у дошкольников следует развивать сопереживание, взаимопонимание, доброжелательность, дружелюбие, внимание.
Дети с нарушением зрения требуют комплексной всесторонней помощи. В настоящее время существует множество методов и средств развития эмпатийных способностей у детей с нарушением зрения, и арт-терапия является одним из наиболее эффективных.
С целью проверить возможности использования арт-терапии в развитии эмпатийности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы смогли сформулировать цель и задачи констатирующего этапа исследования.
В связи с особенностями эмпатийности у детей с нарушением зрения нами был сформирован диагностический комплекс, в который вошли следующие методики:
1. «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) на изучение понимания детьми эмоциональных состояний взрослых и сверстников.
2. «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (автор А.М.Щетинина) на выявление типа эмпатии.
3. Метод проблемных ситуаций (авторы Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко) на выявление особенностей межличностного взаимодействия детей.
4. Адаптированный вариант методики определения нравственной воспитанности (автор М.И. Шилова) на выявление нравственных качеств личности и отношения к людям.
5. «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» (автор А.Д. Кошелева) на изучение способов выражения детьми эмоций.

Констатирующий эксперимент позволил нам выявить следующие особенности эмпатийности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения: у детей недостаточно сформировано понимание эмоционального состояния людей, при интерпретации эмоций требовалась помощь. У большинства детей слабо развита способность проявлять сочувствие и сострадание, редко проявляется способность к оказанию помощи и содействия сверстнику. Половина детей нуждается в руководстве в ситуации проявления качеств нравственной воспитанности (отзывчивости, милосердия, честности, уважения). У детей не сформирована способность к адекватному сопереживанию, к проявлениям безусловной помощи; а также недостаточно сформированы эмоциональные проявления, плохо сформированы экспрессивно-мимические средства выражения эмоций.
На основании полученных первичных результатов была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмпатийности у детей с нарушением зрения при помощи арт-терапии. Результаты исследования, которые мы получили в процессе констатирующего исследования, учитывались нами при планировании коррекционно-развивающей программы. Программа проводилась 2-3 раза в неделю в течение месяца и включала в себя 10 занятий. Программа отражает современное понимание процесса воспитания детей с нарушением зрения.
После проведения коррекционно-развивающей программы мы провели повторную диагностику уровня эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения с целью определения эффективности проведенной работы.
В результате проведенной коррекционно-развивающей программы отмечена положительная динамика. По результатам итоговой диагностики по методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» в экспериментальной группе прирост показателей среднего уровня составил 40%, показатели низкого уровня снизились на 40%, в то время как в контрольной группе средний уровень повысился на 7%. Согласно статистической обработке результатов по данной методике достигнуты значительные результаты (p≤0,01).
По результатам методики «Характер проявления эмпатических реакций и поведения» прирост показателей высокого уровня в экспериментальной группе составил 33%, показатели среднего уровня увеличились на 6% показатели низкого уровня снизились на 40%, в то же время в контрольной группе показали высокого уровня повысились на 7%, и, соответственно, показатели низкого уровня снизились на 7%. У детей обеих групп преобладает гуманистический тип эмпатии. Согласно статистической обработке результатов произошли незначительные изменения в развитии эмпатических реакций (p≤0,05).
Результаты по методу проблемных ситуаций у детей экспериментальной группы показывают положительные изменения уровня межличностного взаимодействия, прирост показателей среднего уровня составил 20%, показатели низкого уровня снизились на 27%, показатели высокого уровня увеличились на 7%. В контрольной группе показатели высокого уровня — без изменений, среднего уровня — повысились на 7%. Эти данные подтверждает статистическая обработка результатов, которая показывает значительные различия (p≤0,01).
По результатам методики определения нравственной воспитанности у детей экспериментальной группы повысился уровень сформированности нравственных качеств. В экспериментальной группе прирост показателей среднего уровня составил 33,4%; показатели низкого уровня 33,4%. В контрольной группе были отмечены небольшие изменения в результатах — прирост показателей среднего уровня на 6,7%. Согласно статистической обработке достигнуты положительные результаты (p≤0,01).
Результаты по методике «Изучение эмоциональных проявлений детей» у детей экспериментальной группы повысился средний уровень эмоциональных проявлений на 34%, а показатели низкого уровня снизились на 60%, в то время как уровень эмоциональных проявлений у детей контрольной группы слабо изменился: показатели среднего уровня увеличились на 7%. Согласно статистической обработке результатов по данной методике достигнуты положительные результаты (p≤0,01).
Эффективность оценивалась с помощью метода математической статистики (Т-критерий Стьюдента) показала, что данные верны с точностью 99%. Из чего можно сделать вывод, что арт-терапия является эффективным методом развития эмпатийности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза – доказана, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование применения арт-терапии для развития эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения

1.1 Анализ понятия «эмпатийность» в психолого-педагогической литературе

Эмпатийность — это качественная характеристика личности, которая состоит из готовности и способности человека к реализации им процесса эмпатии в межличностном общении.
В качестве психологического феномена эмпатия имеет продолжительную историю изучения в рамках зарубежной науки и относительно короткую в отечественных исследованиях. Данная дефиниция впервые введена в философских дисциплинах, в которых именовалась термином «симпатия» и была взаимосвязана с развитием моральных чувств и альтруистическим поведением, что подчеркивается в трудах А. Смит [55], Г. Спенсера [59], А. Шопенгауэра [69] и др.
Слово эмпатия произошло от греческого «empatos», что означает «вчувствование, проникновение».
Известный исследователь психологии, С.Л. Рубинштейн [53] рассматривал эмпатию как элемент любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим.
Ю.А. Менжерицкая [21] определяет эмпатию как «сложный, многоуровневый феномен, в котором заложена совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих переменных, выражение которых опосредовано навыком общественного взаимодействия субъекта с иными людьми».
М.А. Пономаревой [52] эмпатия определяется как системное образование, представленное когнитивным (понимание эмоционального состояния другого), эмоциональным (сопереживание и сочувствие другому) и конативным (активная помощь объект эмпатии) компонентами, в связи с чем эмпатический процесс основан на сопереживании, сочувствии и содействии.
Л.П. Выговской [12] отмечается, что эмпатия способна развиваться как в сторону асоциального поведения, так и в сторону просоциального, а в качестве звеньев данного процесса выступают восприятие другого, сопереживание, сочувствие, внутренее и реальное содействие.
Н.Н. Обозовым [44] эмпатия рассматривается как отклик одной личности на переживания другой.
И.М. Юсуповым [68] эмпатия определяется в качестве целостного феномена, который связывает сознательную и подсознательную психические инстанции, целью является проникновение во внутренний мир другого человека.
Согласно В.В. Бойко [4], эмпатия также служит отражением партнеров по взаимодействию, основой ее являются интуиция, рациональное восприятия и эмоциональная отзывчивость, в связи с чем можно констатировать, что ученым эмпатия воспринимается как форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека.
Составляющими эмпатии являются:
1) когнитивный компонент в виде понимания состояний другого без изменения своего состояния;
2) эмоциональный (аффективный) компонент в виде сопереживания и сочувствия;
3) поведенческий (действенный) компонент в виде активной поддержки другого и оказания помощи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы