Специальная психология Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Основные пути коррекции поведения у детей с аутистическим синдромом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава
1. Теоретические аспекты развития аутистического синдрома. 5

1.1
Понятие, этиология, возможные причинные факторы возникновения аутистического
синдрома. 5

1.2
Нарушение поведения у детей с аутистическим синдромом. 11

1.3
Методы коррекции нарушения поведения у детей с аутистическим синдромом  16

Глава
2. Описание исследования. 22

2.1
Выборка и организация исследования. 22

2.2
Описание диагностических методик, использованных в исследование. 22

2.3
Результаты констатирующего этапа исследования. 26

Глава
3. Психокоррекционная программа для детей с аутистическим синдромом  36

3.1
Описание коррекционной программы.. 36

3.2
Сравнительный анализ поведения у детей до и после коррекционных мероприятий. 53

Заключение. 57

Список
использованных источников. 60

Приложения. 63



 

  

Введение:

 

Проблема аутизма становится все более важной с каждым годом
в области медицины, психологии и преподавания. В 2007 году Всемирная
организация здравоохранения (ВОЗ) объявила, что человечество сталкивается с
серьезными проблемами: число людей, страдающих психическими заболеваниями и
невропатиями (включая аутизм), неуклонно растет. В мире на эти заболевания
приходится 11% всех проблем со здоровьем. Психология аутизма и проблемы аутизма
относятся к наиболее актуальным и активно развивающимся областям
психологического знания (В. В. Лебидинский, О. С. Никольский, Г. Аспергер, Л.
Каннер, У Фриф, А. Лесли, С. Барон-Коэн, Ф. Аппе, Д. . Штраф и т. д.)

Первыми об аутизме заговорили доктор Лео Каннер и
австралийский педиатр Ханс Аспергер. Канна опубликовала первый учебник по
детской психиатрии. А в 1943 году он опубликовал книгу «Аутизм в аффективном
контакте», в которой описал многолетние наблюдения. В работе описаны 11 детей,
обладающих: стереотипными движениями, отголосками, одиночеством, хорошей
механической памятью и т. д.

Аспергер описал симптомы ребенка. Его мысли непонятны
окружающим, им трудно общаться, но в то же время они очень умны и разговорчивы.

Э. Блейлер ввел в психиатрию понятие «аутизм». Он описал
аутизм как отрыв от реальности и падение в фантастический мир фантазий и
безумия. По словам Брюэра, в основе аутизма лежат психические расстройства и
эмоциональные комплексы.

Дети с аутизмом сталкиваются с различными эмоциональными, когнитивными
и поведенческими проблемами. Поэтому таким детям необходим план коррекции,
чтобы они могли постепенно решать стоящие перед ними проблемы. Это позволит им
преодолеть социальные трудности и поможет им установить контакт со своими
близкими и другими детьми.

Этой проблемой обеспокоены многие специалисты: врачи,
психиатры, психологи, учителя и т. д. Основная задача — адаптировать человека к
социальным условиям активной жизни.

Интерес к этому вопросу связан с созданием комплексного
подхода и реабилитации детей с аутичными особенностями, где можно использовать
персонализированные процедуры коррекции для исправления патологических форм
поведения и развития их коммуникативных навыков.

Проделанная мною работа позволяет мне увидеть и
проанализировать психологические характеристики детей с аутизмом. Интуитивно
изучайте проблемы, с которыми они сталкиваются, и проблемы, с которыми
сталкиваются их родители. Полученная и разработанная информация позволяет мне
разработать план, который будет использоваться при разработке плана коррекции.

Цель исследования. Разработать и протестировать процедуры
психологической коррекции для детей с аутизмом, которые могут значительно
оптимизировать отношения между детьми в семье и в обществе в целом.

Объект исследования: поведение у детей с аутизмом.

Предмет исследования: сравнительные особенности поведения у
детей с аутизмом, на фоне психокоррекции.

Задачи:

1. Анализ литературных данных, проявления поведенческих
паттернов у детей с аутизмом.

2. Наблюдение и выделение патологических поведенческих
паттернов у детей с аутизмом.

3. Разработка психокоррекционной программы и ее внедрение.

4. Сравнительная оценка динамики поведения у детей в ходе
терапии.

Выборка: экспериментальная группа 5 учеников и их родители.
3 мальчиков и 2 девочки.

Ни в одной семье у ближайших родственников не был
диагностирован аутизм. Психические заболевания у ближайших родственников
отсутствуют.

Методы исследования. Анкета, методика диагностики
межличностных отношений Лири, методика для анализа родительских отношений А.Я.
Варга, В.В. Столин.

Гипотеза исследования: проведение комплексной коррекционной
программы благотворно скажется на поведении подростков с РАС.

Научная новизна. Каждый ребенок индивидуален и требует
особого отношения, особенно дети с аутизмом. Несмотря на общий диагноз,
поведенческие характеристики этих детей разные. Поэтому необходимо разработать
программу психологической коррекции, подходящую для людей с разными
особенностями поведения.

Мы начали работу с детьми с аутизмом. Мы можем наблюдать
изменения в поведении детей. Как шаблоны, в которых они не нуждаются, меняются.

Ведь таким детям нужно больше внимания и работы, чтобы
выжить в обществе. Поэтому особое внимание следует уделять психосоциальным
факторам.

Работал над детьми с аутизмом и их родителями. С детьми
выполнялась реальная работа, и их поведение регистрировалось. Спросите
родителей и проведите анкетный опрос о межличностных отношениях и стилях
воспитания.

Практическое значение. Полученные результаты могут быть
использованы в социальной деятельности детей с аутизмом. Эта работа необходима
для составления плана психологической коррекции в будущем. Кроме того, в
процессе исследования изучалась литература, посвященная особенностям детского
аутизма, его формам, причинам аутизма и методам психологической помощи. Эта
информация в основном полезна для школ, детских садов, различных родительских
центров и родителей.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Расстройства поведения аутичных детей могут мешать
приспособлению семьи и общества. Цель нашей работы — разработать и
протестировать программу психологической коррекции поведения детей с РАС,
которая может значительно оптимизировать отношения ребенка в семье и в обществе
в целом.

В работе используются следующие методы: анкетирование, метод
Лири диагностики межличностных отношений, метод анализа родительских отношений
А.Я. Варга Столин.

По результатам, полученным с помощью этих методов, мы видим
двойственное отношение в семье в виде «отторжения». Тесты межличностных
отношений показывают, что у пяти родителей низкие показатели по всем типам
межличностных отношений, что говорит нам о плохо адаптированном поведении детей
в семье. В некоторых случаях родители отвергали своих детей.

Исследование проводилось на базе специальной школы для
группы детей с аутизмом. Для низкорослых детей. В процессе исследования были
получены следующие результаты:

Обнаружены патологические модели поведения, такие как:
агрессивная и спонтанная агрессия, дети не смотрят в глаза, стереотипное
поведение и т. Д.

При этом был разработан план коррекции на основе
АВА-терапии.

Терапия направлена ​​на исправление следующих паттернов
плохого поведения:

1. Агрессия и аутоагрессия -60%.

2. Взаимодействие детей с другими людьми: отношения с
родителями -40%, отношения с другими родственниками -40%, отношения с детьми
-20%.

3. 20% детей не имеют зрительного контакта.

4. Проблемы с речью — 80%.

5. Называйте себя -40% во втором и третьем человеке.

6. Плохое поведение -60% детей.

Изменения в поведении детей с аутизмом могут помочь
оптимизировать отношения между родителями и детьми и способствовать адаптации
детей в целом. В процессе исследования были сделаны следующие выводы:

1. Анализ литературы показывает, что не существует
комплексного метода модификации поведения детей с аутизмом. Проанализировать
функцию применения процедур психологической коррекции.

2. В процессе наблюдения за аутизмом в раннем детстве.
Определите патологический паттерн их поведения: в 100% случаев у детей
наблюдается патологический паттерн поведения. Наиболее частыми из них являются
аутоагрессивные (60% детей) и речевые проблемы (60%), а также они проявляют
себя: Дети, которые взаимодействуют с другими людьми, не имеют «зрительного
контакта», разговаривают сами с собой во втором и третьем лицах и т. д.

3. Анализ родительско-детских отношений показывает, что
основные типы взаимодействия в семье. У всех родителей общий тип родительских
отношений: «принять-отвергнуть». Тесты межличностных отношений показали, что у
пяти родителей были низкие показатели для всех типов межличностных отношений,
что говорит нам об адаптивном поведении. В некоторых случаях родители отвергали
своих детей.

4. Разработанные и внедренные нами процедуры психологической
коррекции показали положительную тенденцию в коррекции поведения детей с
аутизмом.

Наблюдается снижение количества детей, которые не реагируют
на приход/уход родителей из дома – до проведения программы два ребенка
игнорировали данный факт, после их количество сократилось до одного.
Аналогичная ситуация наблюдается с проявление агрессии у детей.

Повторное анкетирование показало, что все пять детей могут
смотреть в глаза другому человеку, когда до проведения коррекционной программы
один ребенок старался избегать зрительного контакта.

Коррекционная программа не смогла повлиять на наличие
речевых патологий и наличие фобий. Родителей отметили их присутствие как до
коррекционной программы, так и после.

Значительно улучшение наблюдается по пункту «Обращаются к
себе во втором и третьем лице» — после проведения коррекционной программы ни
один ребенок не стал говорить о себе во втором и третьем лице.

До проведения коррекционной программы нежелательное
поведение наблюдалось у 4 из 5 детей, после программы их число уменьшилось до
2.

Таким образом, можем сделать вывод о эффективности
коррекционной программы.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития
аутистического синдрома

1.1 Понятие, этиология, возможные причинные факторы
возникновения аутистического синдрома

На протяжении всей истории теории аутизма причины и факторы
расстройства аутистического спектра существовали всегда и до сих пор остаются
спорными. Сегодня есть два основных способа объяснить происхождение аутизма.
Во-первых, развитие аутизма заложило основы еще до рождения ребенка.
Расстройства аутистического спектра в основном обусловлены генетическими
особенностями и факторами. Второй метод предполагает, что аутизм появляется
сразу после рождения или в конце первого года жизни и может появиться позже,
поэтому генетические факторы никогда не появятся первыми.

В современной науке С.С.Морозов пришел к единому мнению
относительно определения РАС. Аршатская О.О., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и
др.

Теоретический анализ литературы показывает, что расстройство
аутистического спектра представляет собой сложную группу расстройств
психического развития, характеризующихся отсутствием социального
взаимодействия, общения и стереотипного поведения, что приводит к социальным
расстройствам[1].

В 1943 году американский клиницист Л. Каннер обобщил
результаты наблюдений за 11 случаями и впервые пришел к выводу, что существует
особый психологический синдром с типичной умственной отсталостью, и назвал его
«синдромом раннего детского аутизма»[2].
Он также определил наиболее типичные клинические критерии синдрома:

1. Невозможно установить эмоциональную связь;

2. Обсессивно-компульсивное расстройство, поддерживающее
постоянную среду;

3. Слишком много внимания уделяется определенным объектам и
умело выполнять определенные действия;

4. Молчаливый или неподходящий для общения язык;

5. Хороший познавательный потенциал, проявляющийся в
отличной памяти детей с разговорным английским и решении сенсомоторных проблем.

Год спустя, несмотря на исследования Л. Канера, аналогичные
клинические случаи описал австрийский ученый Ханс Аспергер, который впервые
использовал термин «аутистический психоз».

В 1947 году Мнухин из России предложил концепцию органически
детерминированного аутизма. Наиболее заметные симптомы: ослабленный или
полностью исчезнувший контакт с окружающей средой, отсутствие явного интереса и
достаточной эмоциональной реакции, неспособность быть самодостаточным,
психологическое давление, отсутствие вербальной социальной цели,
эхо-расстройство[3].

В настоящее время считается, что дети с аутизмом могут
рождаться в любой среде от родителей с разным социальным статусом и уровнем
образования. А.В.Аршацкий утверждал, что причиной синдрома является комплекс
биологической неполноценности ребенка, который возникает в результате действия
различных патологических факторов[4].

В. Беттельхейм долгое время полагал, что психологическая
природа аутизма — это патологическое формирование личности детей, когда
«авторитарная» мать подавляет их интеллектуальную деятельность и эмоциональные
поля.

Л. Каннер рассматривает аутизм как генетическую патологию
шизофренического спектра[5].

Чуприков А.П. описывает РАС с различными врожденными
дефектами обмена веществ (фенилкетонурия и др.) И прогрессирующими
дегенеративными заболеваниями. Среди них в настоящее время наиболее актуален
синдром Ретта, имеющий очевидный клинический полиморфизм и прогрессирование
заболевания. Значительное развитие[6].

Дж. Холгрем и К. Лаксон, изучившие 120 детей, пришли к
выводу, что аутизм может быть результатом хромосомных аномалий при синдроме
Дауна (двойное y), большинство из которых являются хрупкими x-хромосомами.

Лебединская К.С., Никольская О.С. считают, что РАС связаны с
дисбалансом серотонина — уровни дофамина и серотонина повышены, а дофамин
базальных ганглиев снижен[7].

Подводя итог, мы можем заключить, что аутизм имеет множество
причин, а именно аутизм. Это может произойти при различных заболеваниях
центральной нервной системы и всего организма.

Расстройства развития аутизма у детей бывают множественными,
обычными или «универсальными». Никольская О.С. выделила наиболее громкие
нарушения, такие как[8]:



[1] Симашкова, Н.В., Макушкин,
Е.В. Расстройства аутистического спектра:диагностика, лечение, наблюдение.
Клинические рекомендации (протокол лечения) Организации-разработчики: ФГБУ
«Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им.
В.П.Сербского» Минздрава России ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»
Российское общество психиатров.: [электронный ресурс]. URL: http://psychiatr.ru
2015 год. – с. 50. 22

[2] Kanner, L. «Autistic disturbances of affective
contact».
The Nervous Child 2:, 1943—250.6

[3] Мнухин ,С.С., Зеленецкая,
А.Е., Исаев, Д.Н. . О синдроме раннего детского аутизма, или синдроме каннера у
детей. Детский аутизм: хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына. –– СПб.: Международный
университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997 . – 254 с.14

[4] Аршатская, О. О
психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме
детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей// Дошкольное
воспитание, 2006 — № 8, с. 63-70 7

[5] Kanner, L. «Autistic disturbances of affective
contact».
The Nervous Child 2:, 1943—250.6

[6] Чуприков А. П.
Расстройства спектра аутизма: медицинская и психолого-педагогическая помощь/ А.
П. Чуприков, А. М. Хворова. — Изд. 2-е, дополн. — Львов : Мс, 2013. — 272 с.

[7] Лебединская, К.С.,
Никольская, О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления. – М.:
Просвещение, 1991. – 96 с.11

[8] Никольская О.С., Баенская
Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С.
Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. Издательство: Теревинф,
2008 г., — 224 с.16

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы