Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Работа младших школьников с художественными произведениями о животных в учебных хрестоматиях 19-21 веков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1 Изучение произведений о животных на уроках литературного чтения 7
1.1 Детская литература. Особенности и жанры 7
1.2 Произведения о животных как пласт детской литературы 13
1.3 Классики жанра и современные писатели 21
Глава 2 Сравнительный анализ художественных произведений о животных в хрестоматиях 19-21 веков 21
2.1 Обзор книги «Детский мир и Хрестоматия» К. Д. Ушинского 33
2.2 Обзор книги «Первая русская книга для чтения» Л. Н. Толстого 37
2.3 Сравнительный анализ произведений о животных 39
Глава 3 Методические основы работы с художественными произведениями о животных в начальной школе 46
3.1 Общая схема анализа литературно-художественного произведения о животных…… 46
3.2 Анализ – разбор сказки «Иван-царевич и Серый Волк» 50
3.3 Анализ – разбор рассказа «Ребята и утята» М. М. Пришвина 55
3.4 Анализ – разбор басни «Ворона и Лисица» И. А. Крылова 59
3.5 Анализ – разбор стихотворения «Ласточка примчалась» А. Н. Майков 61
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Введение:
Обучение в современной начальной школе направлено не только на усвоение учащимися определенных знаний о предметном мире, повышение уровня интеллектуального развития, усвоение универсальных учебных действий, но и на развитие гуманной направленности личности, заключающейся в положительной установке на позицию другого человека [17, с. 108]. От себя добавим, что гуманная направленность личности должна воспитываться не только по отношению к другому человеку, но и к природе: растениям, птицам, животным. Ведь именно с этого начинается в ребенке воспитание и взращивание человека. От того, как он относится к окружающему его миру, зависит будущее этого мира и его собственное будущее – как неотъемлемой части этого мира.
Литературное чтение является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника, так как основы грамотности младшего школьника начинают закладываться при обучении таким видам речевой деятельности, как чтение, письмо, говорение и слушание.
Анализ методической литературы, проведенный нами, показал, что учеными-методистами и учителями-практиками за последнее десятилетие проблемы обучения литературному чтению в начальной школе освещены достаточно широко.
Основными тематическими направлениями, которые наиболее подробно представлены в трудах российских ученых-методистов и педагогов-практиков за последние пять лет, являются:
– формирование читательской компетентности младших школьников (в том числе и с использованием современного читательского дневника младшего школьника);
– методика работы над произведениями разных родов и жанров литературы;
– ознакомление младших школьников с изобразительно-выразительными средствами языка на уроках литературного чтения;
– организация деятельности с книгой в урочной и внеурочной деятельности по литературному чтению;
– формирование духовно-нравственного мировоззрения ребенка в урочной и внеурочной деятельности по литературному чтению.
На основе анализа теоретических трудов и практического материала (представленного учителями начальной школы), мы смогли сделать вывод о том, что тематический круг публикуемых работ затрагивает основное содержание ФГОС НОО по школьной дисциплине «Литературное чтение».
Важное место в литературном чтении начальных классов занимают художественные произведения о животных. Животный мир – особая ниша в литературе. Про «братьев наших меньших» написано множество стихов и басен, рассказов и сказок, повестей и даже романов; часто они становятся героями крылатых выражений, поговорок и пословиц.
Актуальность работы. Чтение произведений о животных способствует развитию морального облика ребенка, интеллектуальности. Также чтение таких произведений способствует духовно — нравственному развитию младших школьников, воспитанию внутренних, духовных качеств, которыми руководствуется человек, этических норм, правил поведения, определяемых этими качествами.
Цель дипломной работы. Обозначить важность использования произведений о животных в образовательном процессе младших классах и формировании их личностного мировоззрения.
Объект исследования. Образовательный процесс в младших классах с использованием произведений о животных.
Предмет исследования. Произведения о животных, используемые в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1. Изучить исторический процесс становления детской литературы;
2. Определить жанровые особенности детской литературы;
3. Обосновать важность произведений о животных в детской литературе;
4. Проанализировать произведения детской литературы в ее основных формах.
Методологическая базой исследования. Литература из области педагогики и психологии, труды исследователей, статьи и публикации в области детской психологии, произведения о животных детских авторов, учебные издания и периодические выпуски.
Объем работы. Дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка используемой литературы и приложения. Основной текст изложен на 67 страницах. Список использованной литературы содержит 49 источников.
Заключение:
Итак, наша дипломная работа была посвящена изучению специфике работы младших школьников над художественными произведениями о животных.
Работа состояла из трех глав. В первой главе мы провели общий обзор детской литературы, определили ее особенности и жанры. Также рассмотрели классиков жанра и современных писателей, чьи произведения изучаются в начальных классах.
Во второй главе мы сделали обзор книг «Детский мир и Хрестоматия» К. Д. Ушинского и «Первая русская книга для чтения» Л. Н. Толстого. Несмотря на огромное разнообразие литературы эти книги не теряют своей актуальности и по сей день. Далее мы рассмотрели произведения о животных и природе авторов, которые указаны в хрестоматиях для чтения в начальных классах. Проведенная нами работа показала, что литература о природе вызывает интерес у детей, учит извлекать из нее нравственный опыт.
В третьей главе мы представили образцы анализов основных жанровых произведений, которые изучаются в начальных классах. Мы предоставили анализ сказки, рассказа, басни и стихотворения. В данных произведениях фигурируют животные – персонажи. В ходе анализа произведений на уроках литературного чтения младшие школьники самостоятельно учатся вычленять главное в произведении, у них формируются навыки работы с текстом и читательские умения: устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия и понимать авторскую позицию, самостоятельно давать характеристику тому или иному персонажу, описывать происходящую ситуацию и анализировать ее.
Проведя нашу исследовательскую работу, мы можем утверждать, что произведения о животных оказывают большое влияние на формирование личности ребенка. Пробуждают в нем такие чувства, как: доброта, жалость, сострадание к другим, любовь к окружающему миру и самому себе. Олицетворение животных, «передача» им человеческих качеств и характеров, учит ребенка разбираться в людях, различать «добро» и «зло», приходить к правильным умозаключениям, совершать положительную работу над своим собственным характером и поведением.
Детская литература «прошла» долгий путь до того момента, как заняла свою собственную нишу и приобрела свою жанровую индивидуальность. Задача современного образования – не растерять накопленный опыт, жизненную мудрость, которую вкладывали авторы в произведения для детей, при этом не забывая об эстетической стороне вопроса. «Погружать» детей в мир фантазии и творчества, взращивать в них любовь к чтению, природе, родной земле.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Изучение произведений о животных на уроках литературного чтения
1.1 Детская литература. Особенности и жанры
Детская литература — это особый вид литературы, направленный на ребёнка-читателя, поэтому отвечающий запросам детей, их определенным, специфическим интересам. А. М. Горький определял детскую литературу как «суверенную», незыблемую и неповторимую часть всей литературы, так как используя одни и те же (на уровне со взрослой литературой) принципы и задачи, средства языка и речи, художественные приёмы детская литература обладает более специфическими свойствами и особенностями.
Одной из таких особенностей является взаимосвязь литературы как искусства и требований педагогики: учет разнообразных познавательных интересов, и возрастных особенностей детей.
Вслед за Д. П. Зылевич выделим основные функций детской литературы, которые характеризуют её как особое социальное явление:
1) Эстетическая функция. Это те эмоции, которые присутствуют при прочтении художественной литературы. Дети, как никто иной, способны пережить больше эмоций от прочтения, чем взрослее, следовательно, эстетическое удовольствие они получают больше, чем их родители. Ребенок-читатель переносится в необычный мир сказок и приключений, сопереживает реальным и вымышленным героям, с легкостью понимает шутки. Он верит в происходящие события и получает эмоционально-эстетическое удовлетворение от прочитанного.
2) Познавательная функция. Её цель знакомство ребенка с окружающим его миром. Ведь в любом детском произведении присутствуют элементы, с которыми можно столкнуться и в жизни реальной. Всё происходит благодаря специально созданным художественным образам. Именно они предлагают читателю видеть в отдельно взятом сюжете или событии что-то знакомое, легко узнаваемое; типичное, часто встречаемое; закономерное, обретающее форму «как правило».
3) Нравственная функция. Она присуща любому виду и жанру детской литературы, так как именно через литературу ребёнок познаёт мир в соответствии с принятыми в том или ином обществе ценностями. Это и универсальные или глобальные ценности, и локальные, введенные в рамки конкретным временным отрезком или конкретной социокультурой.
4) Коммуникативная функция. Прагматическая установка автора направлена на воспитание человека, способного общаться. И это общение начинается с первичного условного разговора с писателем через его произведение. Получая информацию и представление, о том, как устроен мир, ребенок способен примерять на себя те социальные роли, которые видит в произведениях.
5) Управленческая функция. Детская литература призвана оказывать положительное влияние и воспитательное воздействие на детей, формировать их нравственные ориентиры, делать морально устойчивыми. Как можно заметить, роль детской литературы в обществе велика и общественно значима, наряду с другими факторами именно она влияет на развитие и воспитание подрастающего поколения, так как посредством словесных художественных формул познаётся детьми мир.
Кроме функций, Диана Павловна выделяет блоки специфики литературы для детей по возрастам, где «повторяет общепринятые возрастные этапы развития личности» ребёнка, а также предлагает классификацию «читательского адреса» [15, с. 25].
Серьёзное понятие «читательский адрес» делят на блоки: дошкольный, младший школьный, средний школьный и старший школьный возраст, такую классификацию можно встретить в «выходных сведениях издания». Такой «читательский адрес» выделяется «в соответствии с возрастными физиологическими особенностями и возрастной периодизацией» [15, с. 29].
Традиционно выделяют следующие «возрастные группы»:
так называемая «нулёвка» – младший дошкольный возраст (0 – 3 года);
первая ступень – старший дошкольный возраст (4 — 6 лет);
вторая ступень – младший школьный возраст (7 — 10 лет);
третья ступень – средний школьный возраст (11 — 14 лет);
четвертая ступень – старший школьный возраст (15 — 17 лет).
Рассмотрим принципы восприятия книг детьми младшего школьного возраста:
Со временем ребенок начинает читать самостоятельно, без помощи взрослых, ему хочется знать о сверстниках, о мире природе, о зверях, птицах, о технических приспособлениях, о жизни в других странах и о разных народах. С изменением интереса ребенка меняется и специфика детской книги. Здесь произведения привносят новую информацию, другие темы, происходит увеличение объема книг, усложнение сюжетов. Интерес вызывают реалистичные рассказы о ребятах, природе, школе. Книга принимается как новый источник знаний, а не как игра. Для ребенка появляются такие типы литературы, как учебная и научно-популярная.
Традиционно выделяют несколько требований к литературе для этой возрастной группы читателей:
написанное в книге — реальность, и должно вызывать впечатление от прочитанного, в связи с чем все произведение, а в особенности его конец должны быть оптимистичными.
в учебной и научно-познавательной литературе необходимо наличие игровых элементов, так как игра является одним из основных видов деятельности ребенка до 11 лет, а с переходом из детского сада в школу ему приходится испытывать огромное количество ограничений.
произведение не должно вызывать скуку у начинающего читать ребенка.
Чтобы повысить его интерес к книге и чтению как процессу, необходимо наличие захватывающих названий, маленьких абзацев и текстов, преобладание диалогов, эмоциональных предложений, обращения непосредственно к читателю, чтобы позволить ему почувствовать себя причастным к происходящему — должно происходит расширение словаря ребенка, несмотря на простой и доступный язык произведения.
Неизвестные, впервые встречающиеся слова необходимо объяснять с помощью синонимов, антонимов.
Таким образом, при выборе художественных произведений для детей, по мнению Д. П. Зылевич, необходимо соблюдать определённые требования к структуре и содержанию, но и не забывать требования, предъявляемые к языку детской литературы.
Отметим некоторые из них:
значение используемых слов должно быть понятно для ребенка;
используемая лексика должна расширять словарный запас;
ввод ранее неизвестных слов при помощи таких лексических средств как синонимы, антонимы и др.;
присутствие неологизмов, наличие которых должно быть строго мотивировано;
соблюдение культуры речи, соответствие языка нормам;
отсутствие слов, принадлежащих к ограниченной сфере употребления;
возможно ограниченное для младшего возраста употребление таких видов слов как плеоназмов, тавтологии и ляпалиссиадов.
Подбор художественных произведений для изучения в начальной школе продиктован возрастными особенностями школьников и требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [29, с. 49].
Круг детского чтения включает в себя произведения на следующую тематику: о детях, о родителях и семье, об играх и увлекательных занятиях, о животных и отношении людей к ним, о природе и временах года, о полезных делах, о профессиях, о школьной жизни, о дружбе, о роли искусства в жизни, о весёлых событиях и юморе, о стране, об исторических событиях и человеческих судьбах.
Кроме данных тем большое место в детской литературе занимают фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни, народные песни, пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, скороговорки, считалки, заклички, волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки, богатырские сказки, былины о богатырях.
Знакомство с формально-содержательным многообразием фольклорных сказок в рамках школьной программы следует связывать с изучением литературных (авторских) сказок (авторы: П. Ершов, В. Жуковский, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов, В. Берестов, В. Хмельницкий, Б. Сергуненков, А. Волков, С. Козлов, А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, Ш. Перро, Г.-X. Андерсен, братья Гримм и др.), в том числе в аспекте сходства и различий между этими произведениями.
В содержание курса «Детская литература в начальной школе» следует включать произведения с учётом не только их историко-литературного значения, но и педагогической ценности. Логику изучения детской литературы целесообразно формировать на основе следующих приёмов: ‒ целостное представление об истории детской литературы; ‒ целостный анализ художественного текста; изучение произведения в связи с биографией и творчеством писателя; ‒ идейно-тематический принцип группировки материала; ‒ принцип жанрового изучения [14, с. 59].
Теперь ознакомимся с основными литературными жанрами, которые изучаются в начальных классах:
Сказка:
1) Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка).
2) Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Стихотворение:
художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.); строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («Мой дядя самых честных правил»).
Повесть:
прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом, и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Данное определение жанра характерно исключительно для российской литературоведческой традиции. В западном литературоведении для прозаических произведений такого рода используются определения «роман» или «короткий роман». В российском литературоведении жанровое определение «повесть» ведет свое происхождение от древнерусского отношения рассказчика к описываемым событиям: слово «повесть» происходит от глагола «поведать». Старинное значение термина — «весть о каком-то событии» — указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик. Важным источником таких «повестей» являются летописи («Повесть временных лет» и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо действительных событиях («Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о Калкской битве», «Повесть о Петре и Февронии» и др.), чья достоверность и актуальная значимость (ценностная доминанта) не вызывали сомнения у современников.
Рассказ:
большая литературная форма письменной информации в литературно-художественном оформлении и относительно большом объёме текста эпического (повествовательного) произведения в прозе, при сохранении его в виде какого-либо печатного издания. В отличие от повести более краткая форма изложения. Восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. Как самостоятельный жанр обособился в письменной литературе при записи устных пересказов. Отличим от коротких рассказов и/или сказок. Близок к зарубежным новеллам, а с XVIII века — и к очеркам. Иногда новеллы и очерки рассматривают в виде полярных разновидностей рассказа.