Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психологическая реабилитация лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Анализ литературы по проблеме психологической
реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами. 6

1.1. Посттравматическое стрессовое расстройство: сущность,
особенности формирования. 6

1.2. Содержание понятия «психологическая реабилитация» в
современной литературе. 14

2. Организация и методы исследования. 26

2.1. Характеристика исследуемых групп. 26

2.2. Характеристика методов исследования. 27

2.3. Методы математико-статистической обработки материалов. 29

3. Анализ результатов исследования психологической
реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами. 30

3.1. Диагностика лиц с посттравматическими стрессовыми
расстройствами  30

3.2. Программа психологической реабилитации лиц с
посттравматическими стрессовыми расстройствами. 34

3.3. Обсуждение результатов внедрения программы
психологической реабилитации. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45

ВЫВОДЫ.. 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 49

Приложение 1……………………………………………………………….…..56

Приложение
2
…………………………………………………………………….62

Приложение
3
…………………………………………………………………….63

  

Введение:

 

 

Актуальность
темы работы.
Рост научного интереса к проблеме изучения
посттравматического стрессового расстройства обусловлен учащением трагических
событий, происходящих в разных странах и имеющих большое количество
пострадавших разного возраста.

В соответствии с современными научными представлениями
посттравматическое стрессовое расстройство провоцируется переживанием индивидом
травматического стресса. Травматическим стрессом является такой стресс, под
воздействием которого у человека произошли такие нарушения психической сферы
как деформация структуры целостности психики, когнитивной модели мира,
аффективной сферы, механизмов, управляющих процессами научения и пр.
Стрессором, способным вызвать такого рода травматический стресс, выступают
экстремальные ситуации, которые обладают мощным негативным последствием,
ситуации угрозы жизни для самого человека или его близких и т.д. Подобные
травматические события могут нарушить чувство безопасности индивида, вызвать
переживание травматического стресса, последствия которого для психики
разнообразны и пролонгированы. Для некоторых людей сам по себе факт переживания
травматического стресса выступает причиной формирования посттравматического
стрессового расстройства.

Рост числа социальных, природных и техногенных
катастроф в настоящее время приводит, соответственно, к увеличению
распространенности травматических стрессов и посттравматических стрессовых
расстройств у людей. Распространенность посттравматического стрессового
расстройства (ПТСР) в общей популяции по разным данным составляет от 2 до 5%.
Для детей этот показатель несколько выше, поскольку в силу возраста они еще не
владеют эффективными стратегиями преодоления стрессовых ситуаций. При этом
распространенность ПТСР как в детской, так и во взрослой популяции имеет тенденцию
расти. Так, если в 1980-е гг. частота возникновения ПСТР соответствовала 1-2%,
в 1990-е гг. аналогичный показатель составлял 5-6%, данные возникновения ПТСР в
2000-е гг. уже составляет более 7,5%.

Несмотря на то, что изучение хронических последствий
психологических травм начались задолго до того, как появился сам термин
«посттравматическое стрессовое расстройство, до сих пор еще многие проблемы
остаются не изученными. Содержание работы специалистов с лицами, переживающими
посттравматическое стрессовое расстройство, не разработано в должной мере, что
снижает эффективность реабилитации лиц, переживших посттравматический стресс.
Явно недостаточна теоретико-методологическая изученность процесса реабилитации
лиц с ПТСР и коррекции у них возникших под воздействием травматического стресса
психических отклонений.

Цель
исследования:
теоретически обосновать,
составить и проверить на практике программу психологической реабилитации лиц с
посттравматическими стрессовыми расстройствами.

Задачи
исследования:

1.               
Уточнить сущность и особенности
формирования посттравматических стрессовых расстройств.

2.               
Представить содержание понятия
«психологическая реабилитация» в современной литературе.

3.               
Выполнить диагностику лиц с
посттравматическими стрессовыми расстройствами.

4.               
Составить и апробировать программу
психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми
расстройствами.

5.               
Выполнить обсуждение результатов внедрения
программы психологической реабилитации.

Объект
исследования:
подростки
в возрасте от 14 до 1
7 лет с посттравматическими
стрессовыми расстройствами.

Предмет
исследования:
посттравматические стрессовые
расстройства.

Гипотеза
исследования:

1. Реализация психотерапевтического
комплекса занятий по оказанию помощи лицам, перенесшим психотравмирующий
стресс, позволяет снизить уровень выраженности депрессивных и суицидальных
настроений.

2.
Аутогенная тренировка способствует снижению уровня выраженности депрессивных и
суицидальных настроений в большей мере, чем организация психотерапевтических
бесед.

Методики
исследования:

— диагностическая анкета критических ситуаций;

— методика «Карта риска
суицида»;

— методика определения
уровня депрессии
(В.А.
Жмуров).

Выборка испытуемых: в качестве испытуемых выступили 30
подростков в возрасте от 14 до 1
7
лет
с посттравматическими
стрессовыми расстройствами
.
В группе испытуемых 17 мальчиков и 13 девочек. Всех испытуемых было решено
разделить на две группы (экспериментальную и контрольную).

Структура
работы.
Выпускная квалификационная работа
состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованных
источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы
удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически
обосновать, составить и проверить на практике программу психологической
реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами.

Для достижения поставленной цели были
решены следующие задачи:

— была уточнена сущность и особенности
формирования посттравматических стрессовых расстройств;

— было представлено содержание понятия
«психологическая реабилитация» в современной литературе;

— была выполнена диагностика лиц с
посттравматическими стрессовыми расстройствами;

— была составлена и апробирована программа
психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми
расстройствами;

— было выполнено обсуждение результатов
внедрения программы психологической реабилитации.

Качественный и количественный анализ
эмпирических данных позволил подтвердить первую гипотезу исследования о том,
что
реализация
психотерапевтического комплекса занятий по оказанию помощи лицам, перенесшим
психотравмирующий стресс, позволяет снизить уровень выраженности депрессивных и
суицидальных настроений, в полной мере. А вторую гипотезу о том, что аутогенная
тренировка способствует снижению уровня выраженности депрессивных и
суицидальных настроений в большей мере, чем организация психотерапевтических
бесед, частично.

Таким
образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотезы
подтвердились (первая полностью, вторая частично).

В заключение отметим, что выполненная работа имеет как
теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическая значимость исследования состоит в
систематизации и обобщении научных представлений о сущностных характеристиках и
особенностях формирования посттравматических стрессовых расстройств; в
уточнении терминологического аппарата исследования в отношении понятия
«психологическая реабилитация».

Практическая значимость исследования заключается в
составлении и апробации программы психологической реабилитации лиц с
посттравматическими стрессовыми расстройствами. Эту программу можно
рекомендовать к внедрению в разнообразные кризисные центры, центра
психологической помощи детям и подросткам, реабилитационные центры для лиц с
ПТСР. Также материалы работы могут быть полезны следующим лицам:

— практикующим психологам для оптимизации своей деятельности
с подростками с ПТСР;

— студентам, обучающимся на психологических специальностях,
с целью самоподготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям;

— молодым ученым, занимающимся разработкой схожей научной проблематики,
для систематизации и обобщения эмпирических данных.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

 

Актуальность
темы работы.
Рост научного интереса к проблеме изучения
посттравматического стрессового расстройства обусловлен учащением трагических
событий, происходящих в разных странах и имеющих большое количество
пострадавших разного возраста.

В соответствии с современными научными представлениями
посттравматическое стрессовое расстройство провоцируется переживанием индивидом
травматического стресса. Травматическим стрессом является такой стресс, под
воздействием которого у человека произошли такие нарушения психической сферы
как деформация структуры целостности психики, когнитивной модели мира,
аффективной сферы, механизмов, управляющих процессами научения и пр.
Стрессором, способным вызвать такого рода травматический стресс, выступают
экстремальные ситуации, которые обладают мощным негативным последствием,
ситуации угрозы жизни для самого человека или его близких и т.д. Подобные
травматические события могут нарушить чувство безопасности индивида, вызвать
переживание травматического стресса, последствия которого для психики
разнообразны и пролонгированы. Для некоторых людей сам по себе факт переживания
травматического стресса выступает причиной формирования посттравматического
стрессового расстройства.

Рост числа социальных, природных и техногенных
катастроф в настоящее время приводит, соответственно, к увеличению
распространенности травматических стрессов и посттравматических стрессовых
расстройств у людей. Распространенность посттравматического стрессового
расстройства (ПТСР) в общей популяции по разным данным составляет от 2 до 5%.
Для детей этот показатель несколько выше, поскольку в силу возраста они еще не
владеют эффективными стратегиями преодоления стрессовых ситуаций. При этом
распространенность ПТСР как в детской, так и во взрослой популяции имеет тенденцию
расти. Так, если в 1980-е гг. частота возникновения ПСТР соответствовала 1-2%,
в 1990-е гг. аналогичный показатель составлял 5-6%, данные возникновения ПТСР в
2000-е гг. уже составляет более 7,5%.

Несмотря на то, что изучение хронических последствий
психологических травм начались задолго до того, как появился сам термин
«посттравматическое стрессовое расстройство, до сих пор еще многие проблемы
остаются не изученными. Содержание работы специалистов с лицами, переживающими
посттравматическое стрессовое расстройство, не разработано в должной мере, что
снижает эффективность реабилитации лиц, переживших посттравматический стресс.
Явно недостаточна теоретико-методологическая изученность процесса реабилитации
лиц с ПТСР и коррекции у них возникших под воздействием травматического стресса
психических отклонений.

Цель
исследования:
теоретически обосновать,
составить и проверить на практике программу психологической реабилитации лиц с
посттравматическими стрессовыми расстройствами.

Задачи
исследования:

1.               
Уточнить сущность и особенности
формирования посттравматических стрессовых расстройств.

2.               
Представить содержание понятия
«психологическая реабилитация» в современной литературе.

3.               
Выполнить диагностику лиц с
посттравматическими стрессовыми расстройствами.

4.               
Составить и апробировать программу
психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми
расстройствами.

5.               
Выполнить обсуждение результатов внедрения
программы психологической реабилитации.

Объект
исследования:
подростки
в возрасте от 14 до 1
7 лет с посттравматическими
стрессовыми расстройствами.

Предмет
исследования:
посттравматические стрессовые
расстройства.

Гипотеза
исследования:

1. Реализация психотерапевтического
комплекса занятий по оказанию помощи лицам, перенесшим психотравмирующий
стресс, позволяет снизить уровень выраженности депрессивных и суицидальных
настроений.

2.
Аутогенная тренировка способствует снижению уровня выраженности депрессивных и
суицидальных настроений в большей мере, чем организация психотерапевтических
бесед.

Методики
исследования:

— диагностическая анкета критических ситуаций;

— методика «Карта риска
суицида»;

— методика определения
уровня депрессии
(В.А.
Жмуров).

Выборка испытуемых: в качестве испытуемых выступили 30
подростков в возрасте от 14 до 1
7
лет
с посттравматическими
стрессовыми расстройствами
.
В группе испытуемых 17 мальчиков и 13 девочек. Всех испытуемых было решено
разделить на две группы (экспериментальную и контрольную).

Структура
работы.
Выпускная квалификационная работа
состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованных
источников и приложений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы