Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД у младших школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проектной деятельности как средства формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 7
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2 Содержание понятия «универсальные учебные действия» и специфика формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 16
1.3 Проектная деятельность и ее использование в начальном звене школы 21
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами проектной деятельности 33
2.1 Диагностика уровня познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 33
2.2 Программа формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами проектной деятельности 37
2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 46
Выводы по главе 2 59
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложения 69
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время констатируются раз-личные новообразования в области социальной сферы, в частности, про-блемной является сфера образования. Также можно говорить о том, что раз-вития требуют подходы к педагогическим технологиям, которые относятся к индивидуальному личностному развитию, с воспитанием творческой лично-сти, самостоятельности, навыков работы в информационном пространстве. То есть, речь идет о формировании учебных универсальных действий (УУД), которые помогают в решении проблем из различных жизненных сфер. Мож-но говорить, что преимущественная значимость здесь отдается воспитатель-ному аспекту по-настоящему свободной личности, причем, необходимость данного возникает еще в период дошкольного детства. Навыки самостоя-тельного мышления, самостоятельный поиск знаний, ориентация в современ-ном мире в общем – все это подразумевает под собой введения в процесс об-разования альтернативных форм и способов воспитательно-образовательной среды. В данной ситуации становится актуален проектный метод обучения.
Сегодня на территории нашей страны происходит становление новой системы образования. Приоритетной целью обучения в школе рассматрива-ется формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также способностей к развитию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В совре-менной концепции образования обосновывается необходимость формирова-ния универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предмет-ных дисциплин, в том числе в процессе изучения русского языка в школе. Накопленный в методике преподавания русского языка обширный и содер-жательный материал о разностороннем воспитании и гармоничном развитии личности в процессе школьного образования может быть использован при разработке современных программ и методик развития универсальных учебных действий.
Под универсальными учебными действиями (УУД) в рамках федераль-ных государственных образовательных стандартов общего образования имеется в виду совокупность способов действий, обеспечивающих его спо-собность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, в том числе и организацию рассматриваемого процесса [54]. Близкими по значению по-нятию «универсальные учебные действия» являются понятия «надпредмет-ные» и «метапредметные» умения, «общеучебные умения», «универсальные умения», «общие способы деятельности».
Универсальность УУД можно отметить в том, что их характер пред-ставлен надпредметным и предметным. Они реализуют целостность личност-ного, социального, познавательного, коммуникативного развития личности; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, а также и фор-мирование компетентностей в различных областях знания; формируют усло-вия для подготовки детей к различным задачам социального характера.
Одним из видов универсальных учебных действий (УУД) выступают познавательные УУД, представляющие собой систему способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследо-вания и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Сказанное обусловило выбор следующей темы для выпускной ква-лификационной работы: «Проектная деятельность как средство формиро-вания познавательных УУД у младших школьников».
Объект исследования: процесс формирования познавательных УУД у младших школьников.
Предмет исследования: использование проектной деятельности как средства формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апроби-ровать программу формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами проектной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования познавательных уни-версальных учебных действий обучения младших школьников будет более эффективным при использовании проектной деятельности.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходи-мость решения следующего комплекса задач:
1. Изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать содержание понятия «универсальные учебные действия» и специфику формирования познавательных универсальных учеб-ных действий.
3. Рассмотреть проектную деятельность и ее использование в начальном звене школы.
4. Составить и внедрить программу формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами про-ектной деятельности, интерпретировать полученные результаты.
Заключение:
Актуальность проектной деятельности в общеобразовательных учре-ждениях еще раз подчеркивает необходимость поиска перспективных педа-гогических технологий, направленных на формирование конкурентоспособ-ной личности. Известно, что проектное обучение формирует особый педаго-гический стиль учебного заведения, готовит учащихся к самостоятельной, взрослой жизни, учит критически мыслить, а главное – принимать решения в нестандартных условиях. ФГОС НОО требуют от педагогов активного ис-пользования проектной деятельности как средства обучения. Вместе с тем, следует признать, что не все учителя готовы к реализации проектной дея-тельности. В связи со сказанным, выпускная квалификационная работа была посвящена рассмотрению проектной деятельности как средства формирова-ния познавательных универсальных учебных действий у младших школьни-ков.
В рамках работы была достигнута поставленная во введении цель, что позволило теоретически обосновать, разработать и апробировать програм-му формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами проектной деятельности.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
— были изучены психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
— были проанализированы содержание понятия «универсальные учеб-ные действия» и специфика формирования познавательных универсальных учебных действий;
— была рассмотрена проектная деятельность и ее использование в начальном звене школы;
— была организована диагностика уровня познавательных универсаль-ных учебных действий у младших школьников;
— была составлена и внедрена программа формирования познаватель-ных универсальных учебных действий у младших школьников средствами проектной деятельности;
— было реализовано обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позво-лил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что про-цесс формирования познавательных универсальных учебных действий обу-чения младших школьников будет более эффективным при использовании проектной деятельности.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет практическую значимость.
Практическая значимость исследования заключается в возможности ис-пользования материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами, работающими в начальном звене школы, с целью опти-мизации деятельности по развитию познавательных универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения;
— студентами, обучающимися по специальности «Начальное образова-ние», с целью самоподготовки к практическим и лабораторным занятиям по теме;
— учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблемати-ки, с целью обобщения экспериментальных данных.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения проектной деятельности
как средства формирования познавательных универсальных учебных
действий у младших школьников
Глава 1. Теоретические основы изучения проектной деятельности
как средства формирования познавательных универсальных учебных
действий у младших школьников
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Возраст – это сравнительно независимый период человеческого разви-тия, который отличается качественным своеобразием. В соответствии с раз-личными научными походами (принятие во внимание онтогенеза, специфич-ных социальных процессов, а также культурных представлений) человече-ский жизненный цикл можно разделить на возрастные категории.
Обособление возраста дошкольного детства в основной мере обуслов-лен социальными и культурными аспектами, и имеет связь с конкретным эта-пом образовательной системы – началом посещения дошкольной образова-тельной организации (ДОО).
Основываясь на концепции Л.С. Выготского [10] отечественная научная мысль считает, что возрастную периодизацию необходимо базировать на су-ти самого онтогенеза, указывая на то, что под развитие ребенка следует по-нимать присвоение, в процессе выстроенного взрослыми общения и деятель-ности, исторического и социального опыта.
Д.Б. Эльконин [59] указывал на тот факт, что базовыми параметрами возрастной периодизации являются:
— социальная ситуация развития, которая проявляется в соотношение внутренних и внешних условий психического развития, которое в свою оче-редь обуславливает отношение дошкольника к окружающим его вещам и предметам, людям, а также самому себе;
— ведущий вид деятельности, под которым следует понимать такую дея-тельность, вырабатывание которой определяется трансформацией психиче-ских процессов и психических способностей детей;
— новообразования (положительные особенности, дающие ребенку по-тенциал для перехода к новой стадии его развития) возраста, под которыми понимаются новый тип деятельности личности и ее строения, формируемый на протяжении данного период и который обуславливает трансформацию детского сознания, его жизни, как внешней, так и внутренней [59].
Согласно подходам, предложенным такими учеными как Л.С. Выготского [10], А.Н. Леонтьева [26], Д.Б. Эльконина [59] переход от одного возрастного этапа к другому сопровождается кризисом. Например, кризис 7 лет сопровождает переход к младшему школьничеству от дошколь-ного возраста. У ребенка к 6 годам начинает зарождаться готовность (психо-логическая) к обучению в школе, а формирование ее предпосылок взаимо-связано с кризисом 7 лет.
Отличительными чертами кризиса 7 лет является:
— утрата дошкольником непосредственности, что свойственна этому пе-риоду, которая находит отражение в переживаниях по поводу производи-мых им действий;
— для дошкольника начинает быть характерно манерное поведение, проявляющееся в утрированности поведения – дурашливость либо чрезмер-ная строгость, обращение к выражениям из лексикона «взрослых» либо наоборот их коверкание;
— формирование феномена «горько конфеты» – дошкольник скрывает свою потребность во взрослых, либо плохое самочувствие [57].
Согласно точке зрения Л.И. Божовича [5], развитие кризиса 7 лет у дошкольника определяется формированием у него значимого системного но-вообразования – «внутренней позиции», отражающей переход ребенка на следующий уровень рефлексии и самосознания.
Л.С. Выготского [10] высказывал точку зрения, что кризис 7 лет со-держит в себе следующие основные фазы:
— докризисная фаза, в рамках которой дошкольник в процессе ведущей деятельности ограничивается игрой, а также позицией ребенка в обществен-ных отношениях, игра еще не исчерпала своего потенциала и дает ребенку возможность для развития. Наряду с этим становясь младшим школьником, дети не всегда обладают реальной готовностью к процессу обучения в школе (однако, они могут испытывать желание ходить в школу, поскольку их инте-ресует соответствующая школе атрибутика, а также новая «игра» — приобре-тение школьных принадлежностей и манипулирование ими).